БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

е тундры. Фауна-лемминг, полярный заяц, песец. Нас. ок. 3 тыс. чел., преим. на Ю. Остров назван в честь У. Баффина.

БАХ Алексей Николаевич [5(17).3.1857, г. Золотоноша Полтавской обл., -13.5.1946, Москва], советский учёный и революционный деятель, академик АН СССР (1929), Герой Социалистич. Труда (1945). Основатель школы сов. биохимиков. Родился в семье техника. С 1875 учился в Киевском ун-те, из к-рого в 1878 за участие в политич. выступлениях студентов был исключён и выслан на 3 года в Белозерск. По возвращении в Киев вступил в организацию "Народной воли". С 1883 жил нелегально, вёл революц. работу в Ярославле, Казани. Читал рабочим лекции, популярно излагал эко-номич. учение К. Маркса. На основе этих лекций написал книгу "Царь-голод" (1883). С 1885 жил в эмиграции во Франции, США (1891-92), Швейцарии и занимался научной деятельностью. В 1905-18 примыкал к эсерам. В 1917 вернулся в Россию. В 1918 организовал Центр, хим. лабораторию при ВСНХ РСФСР, преобразованную затем в Физ.-хим. ин-т им. Л. Я. Карпова, директором к-рого Б. был до конца жизни. В 1920 создал Биохимический институт Нарком-здрава. С 1928 возглавлял Всесоюзную ассоциацию работников науки и техники. В 1935 организовал совместно с А. И. Опариным Институт биохимии АН СССР, был его директором (в 1944 ин-ту присвоено имя Б.). Президент Всесоюзного хим. об-ва им. Д. И. Менделеева (с 1935). В 1939-45 акад.-секретарь Отделения химических наук АН СССР.

Своеобразие живого мира в хим. отношении заключается, согласно Б., не столько в особенностях его состава, сколько в тех разнообразных хим. превращениях, к-рые беспрерывно совершаются в живых организмах. Внимание Б. привлекали три узловые проблемы биохимии: химизм ассимиляции углерода зелёными растениями, лежащий в основе образования органич. веществ в природе; проблема окислит. процессов, происходящих в живой клетке, в частности химизм дыхания; учение о ферментах (энзимология). В работах по ассимиляции углекислоты зелёными растениями Б. по-новому объяснил сущность образования сахара в процессе ассимиляции углекислоты. Он рассматривал ассимиляцию углерода как сопряжённую окислит.-восстановит, реакцию, происходящую за счёт элементов воды, и, исходя из этого, показал, что источником выделяющегося при ассимиляции молекулярного кислорода является не углекислота, как считалось ранее, а вода. Изучая участие перекисей, возникающих при ассимиляции, Б. пришёл к выяснению сущности окислит, процессов (1893-97) и окончательно сформулировал перекисную теорию медленного окисления, согласно к-рой при спонтанном окислении энергия, необходимая для активации молекулярного кислорода, доставляется самим окисляемым телом; такими свойствами обладают только химически ненасыщенные тела, к-рые, вступая во взаимодействие с кислородом воздуха, активируют его; активированный кислород при взаимодействии с окисляемым веществом образует перекись. Особое значение перекис-ная теория приобрела в развитии представлений о химизме дыхания. Б. показал, что в основе дыхания лежит ряд ферментных окислит, и окислит.-восстановит, реакций, последовательно сменяющих друг друга в длинной цепи хим. превращений; создал новые экспериментальные методы исследования ферментов, к-рые применяются и в наст. время как в исследоват. работе, так и в практике клиник, опытных станций, заводских лабораторий. Результаты энзимологич. работ Б. используются в совр. технич. биохимии при производстве хлеба, пива, чая, табака, при мочке льна, засоле рыбы и т. д. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Пр. им. В. И. Ленина (1926), Гос. пр. СССР (1941). Награждён 4 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Сборник избранных трудов, Л., 1937; Записки народовольца, 2 изд., М., 1931.

Лит.: Алексей Николаевич Бах, М., 1946; Бах Л. А. и Опарин А. И., Алексей Николаевич Бах. Биографический очерк. К 100-летию со дня рождения. 1857-1957, М., 1957. А.И.Опарин.

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (21.3.1685, Эйзенах,-28.7.1750, Лейпциг), немецкий композитор и органист. Принадлежал к многочисл. роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении 17-18 вв. неск. поколений музыкантов. Б. пользовался славой как органист, но при жизни не привлёк заслуженного внимания как композитор. Биография Б., типичная для немецкого музыканта того времени, находится в противоречии с его гениальным творчеством, являющимся одной из вершин философской мысли в музыке.

Биография Б., скудная внеш. событиями, условно делится на 3 периода. Первый период - годы учения (1695 -1700 в Ордруфе, 1700-03 в Люнебурге). Б. рано овладел игрой на органе, клавире и скрипке, выступал певчим в хорах, изучал партитуры старых и совр. мастеров. Второй период (1703-23) -проф. и творч. зрелости - характеризуется частыми сменами мест работы и должностей, непрерывными конфликтами с косным начальством, подавлявшим творч. инициативу великого композитора. В 1703 Б. работал в Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703-07 - церк. органистом в Арнштадте. После года работы в Мюльхаузенской церкви Б. 15 лет служил придворным музыкантом в Веймаре (1708-17) и Кётене (1717-23). Третий - лейпцигский период (1723-50) - вершина творч. пути Б., годы создания самых монументальных произведений. Б. работал кантором (регентом и учителем) в церкви св. Фомы в Лейпциге и школе при этой церкви в трудной обстановке, к-рая неоднократно толкала его на безуспешные поиски другой службы. Руководил также студенческой "Музыкальной коллегией". Умер Б., оставив многочисл. семью в тяжёлом материальном положении.

А. Н. Бах.

И. С. Бах.

Основополагающую роль в формировании искусства Б. сыграла преемственная связь с протестантским движением и его муз. культурой. Нац. и демократич. характер творчества Б. ведёт своё начало от протестантского хорала - этой, по словам Ф. Энгельса, "Марсельезы 16 века". Б. отдал дань всем областям муз. творчества, кроме оперы. Иск-во Б. органически связано с муз. школами и жанрами разных европ. стран, начиная с 17 в.,-хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, нем. песня, итал. и нем. органная музыка, итал. опера и итал. скрипично-ансамблевая, клавир-ная и оркестровая школы, франц. клавесинная музыка. Б., так же как и Г. Ф. Гендель, был последним великим композитором эпохи барокко. Оставаясь в рамках старых жанров, он бесконечно обогащал их чертами, заимствованными из др. жанров и видов муз. творчества.

Муз. язык Б. выходит за рамки своего времени, предвосхищая более поздние муз. стили, вплоть до романтизма. Скрещивание многоголосной линеарности с гармонич. аккордовой структурой породило в произведениях Б. богатство созвучий, неведомых его предшественникам. Б. превзошёл своих современников в изумительном мастерстве формы. В его творчестве достигнута вершина искусства полифонии. Произведения Б. отличаются единством всех элементов, уравновешенной, связанной крепкой внутренней логикой муз. структурой, строгой архитектоникой, огромным разнообразием приёмов варьирования материала.

Громадное творч. наследие Б., охватывающее св. 1000 произведений в разных жанрах, можно разделить на три сферы -вокально-драматическую, связанную гл. обр. с Лейпцигом, органную (веймарский период), инструментальную, идущую от светской традиции и относящуюся гл. обр. к кётенскому периоду.

Вокально-драматич. творчество Б. включает ок. 300 духовных кантат, оратории: "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", "Магнификат", "Рождественская оратория", "Пасхальная оратория", Месса си-минор и др. В кантатах Б. образы человека раскрываются не в конкретном преломлении, а как символы определённых этич. идей. Вместе с тем музыка кантат свободна от мистицизма. В мировоззрении композитора преобладает чувство беспредельной красоты и радости жизни. Выразит. стиль кантат, охватывающий чрезвычайно широкий диапазон идей и настроений, определил облик всех хоровых произведений Б. Вершины вокально-драматич. музыки Б.-"Страсти по Матфею" и Месса си-минор. В "Страстях по Матфею", повествующих о последних днях жизни и смерти Христа, достигнуто исключит. единство многоплановой структуры произведения. Традиц. сюжетная схема переплетается с лирико-психологич., эпич. и драматич. элементами. Музыка воплощает идею нравственной стойкости и самопожертвования ради блага народа. Месса си-минор отмечена грандиозными масштабами и небывалым даже для Б. разнообразием формообра-зующих приёмов и трактуется как свободный цикл пьес обобщённо-философ. со держания с жизнеутверждающей музыкой. Даже по формальным признакам это монументальное произведение нарушает требования церк. службы.

Светские кантаты Б. (ок. 30) написаны, как правило, на случай. Не исключено, что нек-рые из них исполнялись со сценич. оформлением.

Знаменитый виртуоз-исполнитель на органе, Б. создал произведения, являющиеся вершиной трёхвекового пути развития органной лит-ры. В становлении органного стиля Б. огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям, трактованным в своём большинстве как своеобразный интимный дневник композитора. Каждая из них воплощает одно настроение. В этих свободных фантазиях осуществлялся сплав нар. и высокопрофессионального иск-в, что сделало смелые художеств. искания Б. доступными слушателю.

В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты Б. выступил как преемник нем. органной школы. Вместе с тем он глубоко обновил её традиции. Эмоциональное богатство органных произведений Б., их глубокая внутр. сосредоточенность, драматич. размах при пышности звучаний и кажущейся свободе формы не имеют параллелей с др. произведениями композитора. Б. объединил в двухчастный цикл полярные по своей выразительности части - импровизационные токкату, фантазию, прелюдию гомофонно-гармонич. характера и строгую полифонич. фугу. Эти произведения максимально используют динамич. и тембровые ресурсы совр. композитору инструмента.

В области музыки для клавира Б. первым создал концертные произведения (по образцу скрипичных). Он утвердил самостоят. значение клавира и открыл в этой области новые пути, несмотря на несовершенство совр. ему инструмента. Гениально осуществлённую -"энциклопедию" музыкальных стилей 17-18 вв. представляют собой 2 тома прелюдий и фуг "Хорошо темперированного клавира" ("Das Wohltemperierte Klavier"), написанных во всех тональностях хроматические гаммы. Это было обусловлено намерением показать равноценность всех тональностей при новой системе настройки инструментов, с тех пор утвердившейся в муз. практике, и вместе с тем выявить характерную окраску каждой тональности. В клавирных произведениях Б. нашли своё развитие и традиц. жанры. В 6 "Английских" и 6 "Французских сюитах" Б. превращает каждый танец в ли-рич. поэму или сферу глубокого размышления. Ряд жанров был перенесён из других областей музыки. В "Хроматической фантазии и фуге" Б. перенёс в кла-вирное произведение блестящий виртуозный стиль, драматизм и патетику органных токкат и фантазий. В "Итальянском концерте" воссозданы все признаки скрипичного концерта. Среди клавирных произведений Б.- 6 партит, "Гольдбергские вариации", "Искусство фуги" и др.

В истории оркестровой музыки значит, веху представляют 6 " Бранденбургских концертов" Б. с разным солирующим составом в каждом, 4 сюиты, основанные на танцевальных формах. Б. созданы первые концерты для одного и неск. клавиров (по образцу скрипичных концертов), концерты для скрипки в сопровождении оркестра, сонаты для скрипки и сюиты для виолончели (соло), произведения для флейты, виолы де гамба, лютни и др. Много работал Б. над усовершенствованием муз. инструментов, в частности органа и клавира.

В Лейпциге (ГДР) с 1950 (200-летие со дня смерти Б.) каждые 4 года проводятся междунар. конкурсы имени Б.

С о ч.: Собрание муз. произведений: J. S. Bachs Werke, hrsg. von der Bach-Gesellschaft, [Bd] 1 - 46, Lpz., 1851 - 1960; Neue Ausgabe, Lpz. - Kassel-Basel, 1958 - 1967 - (изд. продолж.).

Лит.: Xубов Г., Себастьян Бах, музыкант-философ. Опыт характеристики, М., 1936 (библ. с. 117-122), 4 изд., М., 1963; Ливанова Т., Музыкальная драматургия И. С. Бахай ее исторические связи, ч. 1, М.- Л., 1948; Грубер Р., Бах и Гендель, "Советская музыка", 1935, № 3; Розенов Э. К., И. С. Бах (и его род). Биографический очерк, М., 1911 (библ. с. 118 - 19); Вольфрум Ф., Иоганн Себастьян Бах, [пер. с нем.], т. 1-2, М., 1912; Швейцер А., И. С. Бах, [пер. с нем., послеслов. М. С. Друскина], М., 1964 (с подробным библиогр. указателем); Материалы и документы по истории музыки, пер., под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Spitta P., Johann Sebastian Bach, Bd 1-2, Lpz., 1873-80; Pirrо А., L'esthetique de Jean Sebastian Bach, P., 1907; его же, J.-S. Bach. Les maitres de la musique, 2 ed., P., 1913; Fоrkel J. N., Uber Johann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke, Augsburg, 1925; Вesse1er H., Johann Sebastian Bach, в сб.: Die grossen Deutschen, Bd 2, В., 1935; Vetter W., J. S. Bach, 2 Aufl., В., 1943; его же, Der Kapellmeister Bach, Potsdam. 1950; Terry Ch. S., Johann Sebastian Bach, Lpz., 1950; Smend F г., Bach in Kothen, В., 1951; Frank H., Johann Sebastian Bach. Die Geschichte eines Le-bens. В., 1961; Spitta Ph., Johann Sebastian Bach. Gekurzte Ausgabe mit Anmer-kungen und Zusatzen von W. Schmieder, Wiesbaden, 1961; Lebmann С 1., J. S. Bach, P., 1964 (L'homme et son oeuvre. Liste complete des oeuvresr discographie, bibliographic); Geiringer K., Johann Sebastian Bach, L., 1967. В. Д. Конен.

БАХ (Bach), нем. музыканты, сыновья И. С. Баха. ВилъгельмФридеман Б. (22.11.1710, Веймар,-1.7.1784, Берлин), композитор и органист. Старший сын И. С. Баха. Из всех сыновей знаменитого композитора наиболее близок к нему по характеру творчества; в клавирных и камерных произв. подготовил новый выразит, стиль, развитый К. Ф. Э. Бахом. В 1733-64 работал при церквах в Дрездене, Халле (Галле, отсюда назв. "халльский", или "галльский", Бах) и др. городах. Автор 21 кантаты, 9 симфоний, концертов, камерных, органных и клавирных произведений.

Лит.: Falck M., Wilhelm Friedemann Bach, Lpz., 1913; 3 Aufl., Lindau, 1956; Franck H., Friedemann. Der Sohn Johann Sebastian Bachs, 2 Aufl., В., 1964; Geiringer K., The Bach family..., L., 1954 (библ. с. 490-95).

Иоганн Кристиан Б. (5.9. 1735, Лейпциг,-1.1.1782, Лондон), композитор и пианист. Младший сын И. С. Баха. С 1754 жил в Милане, с 1762 до конца жизни - в Лондоне (отсюда название "миланский" или "лондонский" Бах). Представитель т. н. галантного, изящного стиля. Пользовался мировой славой как автор опер (11 итал. опер-"Александр в Индии", "Луций Сулла" и др. и 1 франц.), симфоний и произведений для фп. Перенёс в фортепьянную музыку певучесть итал. оперной мелодики. Музыка Б. оказала влияние на творчество молодого В. А. Моцарта.

Лит.: Terry Ch.S., Johann Christian Bach, L., 1929; Geiringer K., The Bach family..., L., 1954 (библ.).

Иоганн Кристоф Фридрих Б. (21.6.1732, Лейпциг,-26.1.1795, Бюккебург), композитор, клавесинист и капельмейстер. Сын И. С. Баха. Работал в придворной капелле в Бюккебурге (отсюда назв. "бюккебургский" Бах). Автор ораторий, кантат, камерно-инструмент. произведений.

Лит.: Geiringer K., The Bach family..., L., 1954 (библ.).

Карл Филипп Эмануэль Б. (8.3.1714, Веймар,-14.12.1788, Гамбург), композитор и клавесинист. Второй сын И. С. Баха. В 1738-67 работал в Берлине (с 1740- придворный музыкант), с 1767 - директор музыки в Гамбурге (отсюда назв. "берлинский" или "гамбургский" Бах). Пользовался при жизни славой крупнейшего нем. композитора. Творчество Б. родственно лит. течению "Буря и натиск" с его приподнятой экспрессией, полётом фантазии, свободой выражения, граничащей с импровизацией. Среди многочисл. произведений композитора (кантаты, оратории, симфонии, концерты) наибольшее значение имеют сонаты для клавира (ок. 200) -новый для 18 в. жанр, в развитии к-рого Б. сыграл выдающуюся роль. Автор ме-тодич. труда "Опыт правильного способа игры на клавире" (ч. 1-2, 1753-62; факс. изд. 1957).

Соч.: Бах Ф. Э., Избр. соч. для фортепиано, вступ. статья А. Юровского, М.- Л., 1947.

Лит.: Ф и ш м а н Н., Эстетика Ф. Э. Баха, "Советская музыка", 1964, N° 8; Bitter С. Н., Carl Phillip Emanuel und Wilhelm Friedemann Bach und deren Bruder, Bd 1-2, В., 1868.

БАХААДДИН ЗУХАЙР (полное имя Зухайр ибн Мухаммед Бахааддин) (1185-1258), арабский поэт. Жил в Сирии и Египте при дворе Айюбидов. Писал касыды в честь правителей и сановников. Его небольшие ли-рич. стихотворения, близкие к нар. песне, отличаются глубиной чувства, юмором, простотой языка и изяществом формы. Творчество Б. 3. оказало влияние на егип. поэтов 19-20 вв. Его диван, известный в рукописных копиях, начиная с 1862 переизд. в Каире и Бейруте более 10 раз.

Лит.: аль-Фахури X., История арабской литературы, т. 2, М., 1961; Фильштинский И. М., Арабская классическая литература, М., 1965; The poetical works of Beha-ed-DinZoheir of Egypt. With a metrical English transl., notes and introd. by E: H. Palmer, v. 1-2, Camb., 1876-77; Brockelmann C., Geschi-chte der arabischen Litteratur, Bd 1, Leiden, 1943, Suppl.-Bd 1, Leiden, 1937.

БАХАВАЛПУР, до 1970 адм. область в Зап. Пакистане. В связи с изменениями в адм. делении терр. Б. включена в провинцию Пенджаб.

БАХАВАЛПУР, город в Западном Пакистане, на реке Сатледж, в провинции Пенджаб. 84,4 тыс. жителей (1961). Ж.-д. узел. Текст., рисоочистит., маслобойная, муком. пром-сть. Произ-во металлич. и гончарных изделий. Торг. центр (пшеница и др. зерновые, хлопок).

БАХАПЧА, река в Магаданской обл. РСФСР, прав, приток Колымы. Дл. 291 км, пл. басе. 13,8 тыс. км2. Протекает по гористой местности, в низовьях порожиста. Основное питание дождевое. Замерзает в октябре, вскрывается в мае.

БАХАРДЕН, посёлок гор. типа, центр Бахарденского р-на Туркм. ССР. Ж.-д. станция в 101 км к С.-З. от Ашхабада. 7,4 тыс. жит. (1968). Фабрики ковровая и нац. платья (кетени). Народный театр. В 19 км к югу от Б. в глубокой пещере находится оз. Коу-Ата. Пещера - излюбленное место туристов.

БАХАРЕВ (Бахорев) Никита (1705 - г. смерти пеизв.), русский механик. Работал при Сибирском обербер-гамте (горном управлении). Один из инициаторов добычи, обработки и использования уральских самоцветов и поделочных камней. В 1748 построил в Екатеринбурге механич. предприятия с водяным приводом для обрабо