БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

нию, пишут, как правило, по-индонезийски. Начало изучению Б. я. положил голл. языковед X. Н. ван дер Тюк (в 3-й четв. 19 в.). Однако ни словари, ни науч. описания языков, удовлетворяющие совр. требованиям, ещё не созданы.

Лит.: Tuuk Н. N. van der, Toba-sche spraakkunst, Amst., 1864 - 67; Neumann J. H., Karo-Bataks-Nederlands woordenboek. Djakarta, 1951; Vоогhоеve P., Critical survey of studies on the languages of Sumatra, 's-Gravenhage, 1955.

Ю. Х. Сирк.

БАТАЛЁР (от франц. batailler - сражаться), лицо, ведающее на корабле продовольственным и вещевым снабжением личного состава; назначается обычно из старшин.

БATАЛИН Александр Фёдорович [1(13).8.1847, Петербург, -1(13).1(). 1896, там же], русский ботаник, проф. Военно-мед. академии в Петербурге (1884-93). С 1870 работал в Петерб. ботанич. саду (с 1892 директор), где основал (1877) первую в России станцию для испытания и изучения семян. Осн. работы по эксперимент. морфологии, физиологии и экологии растений, в т. ч. "Механика движения насекомоядных растений" (1876). Нек-рые наблюдения Б. по движению растений и биологии цветения были сообщены Ч. Дарвину и использованы последним в его трудах. Работал над изучением сортового разнообразия культурных растений, чем способствовал развитию в России прикладной ботаники.

Лит.: Русские ботаники. Биографо-биб-лиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 1, М., 1947, с. 129 - 32; Манойленко К. В., А. Ф. Баталии - выдающийся русский ботаник XIX века, М.- Л., 1962.

БАТАЛИНСКИЙ ИСТОЧНИК, горько-солёный минеральный источник в 9 км к С.-В. от Пятигорска. Назван в честь рус. учёного Ф. А. Баталина, впервые изучившего его в 1856. Минеральная вода имеет следующий состав:
[0303-2.jpg]

обладает мягким слабительным действием. Воду газируют и разливают в бутылки. Применяют при хронич. запорах, геморрое, нарушениях обмена веществ, особенно при ожирении, при хронич. катарах печени и жёлчных путей. Противопоказано применение воды Б. и. при упадке питания, анемии и атонии кишечника.

БАТАЛИСТ, художник, работающий в батальном жанре.

БАТАЛОВ Алексей Владимирович (р. 20.11.1928, г. Владимир), советский киноактёр и режиссёр, нар. арт. РСФСР (1969). В 1950, окончив Школу-студию МХАТа, вступил в труппу Центр. театра Сов. Армии. В 1953-56 актёр МХАТа. В 1954 Б. дебютировал в кино в роли рабочего Алексея Журбина ("Большая семья"). Затем сыграл роль шофёра Саши Румянцева ("Дело Румянцева", 1956). Осн. место в творчестве Б. занимает образ молодого современника. Среди лучших ролей Б.: Борис (фильм "Летят журавли", 1957), молодой учёный-физик Гусев (фильм "Девять дней одного года", 1962), врач Устименко (фильм "Дорогой мой человек", 1958). В экранизациях произведений классич. лит-ры Б. сыграл роли Павла Власова ("Мать" по М. Горькому), Гурова ("Дама с собачкой" по А. П. Чехову). В 1960 дебютировал как кинорежиссёр (фильм "Шинель"). В 1966 поставил фильм "Три толстяка", сыграв в нём роль канатоходца Тибула. Награждён орденом Ленина.

БАТАЛОВ Николай Петрович [24. И (6.12). 1899-10.11.1937], советский актер, засл. арт. РСФСР (1933). В 1916 вступил в труппу МХТ. С комедийным блеском, ярким темпераментом, огромным обаянием играл роль Фигаро ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше). Значительной театр, работой Б. была роль Васьки Окорока в спектакле "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927). Снимался в кино. Сыграл роль Павла Власова в выдающемся сов. фильме "Мать" (по роману М. Горького, 1926). Теплота и человечность, жизнеутверждающая сила, присущие иск-ву Б., отличали образ начальника трудовой коммуны Сергеева в первом сов. звуковом фильме "Путёвка в жизнь" (1931). Исполнил роль начальника строительства Лациса в фильме "Три товарища" (1935). Портрет стр. 30.

Лит.: Горчаков Н., Николай Петрович Баталов, в кн.: Ежегодник Московского Художественного театра, 1949 -1950 гг., М., 1952.

БАТАЛПАШИНСК, до 1939 назв. г. Черкесска, центра Карачаево-Черкесской АО Ставропольского края РСФСР.

БАТАЛПАШИНСКИЕ ОЗЁРА, Большое и Малое, горько-солёные озёра в Карачаево-Черкесской АО Ставропольского края РСФСР, в 18 км к В. от г. Черкесска. Общая пл. ок. 11 км2. Расположены на водоразделе рек Кубани и Кумы (на выс. 600 м). Отличаются изменчивыми уровнями воды. Садка соли (мирабилит) - в холодное время года.

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от франц. batail-1е - битва), жанр изобразит. искусства, посвящённый темам войны и воен. жизни. Гл. место в Б. ж. занимают сцены сражений (в т. ч. морских) и воен. походов современности или прошлого; Б. ж. присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть историч. смысл воен. событий, что сближает Б. ж. с историческим жанром. Деятельность художников-баталистов, постоянно связанная с жизнью армии и флота, способствовала расширению рамок Б. ж., дополняемого сценами воен. быта (в походах, казармах, лагерях), к-рые одновременно относятся и к бытовому жанру, а также обобщёнными образами воинов, фронтовыми зарисовками и т. д. Прогрессивная тенденция в развитии Б. ж. 19-20 вв. связана с реалистич. раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением нар. героизма в революц. и освободит, войнах, с воспитанием в народе гражд. патриотич. чувств.

Леонардо да Винчи. "Битва при Ангьяри". 1503-06. Гравюра Ж. Эделинка.

Формирование Б. ж. относится к 16-17 вв., но изображения битв известны в иск-ве с древнейших времён. Рельефы Др. Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В др.-греч. вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравств. образец воинская доблесть мифич. героев; уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (рим. мозаичная копия эллинистич. образца 4-3 вв. до н. э.). Рельефы на др.-рим. триумф, арках и колоннах прославляют завоеват. походы и победы императоров. В ср. века сражения изображали на тканях ("Ковёр из Байё" со сценами завоевания нормандцами Англии, ок. 1073-83), в европ. и вост. книжных миниатюрах ("Лицевой летописный свод", Москва, 16 в.), иногда на иконах; многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, инд. росписях, япон. живописи. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистич. изображения битв (ПаолоУччелло, Пьеро делла Франческа-15 в.); героическую обобщённость и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи ("Битва при Ангьяри", 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и "зверское безумие" междоусобиц, и Микеланджело ("Битва при Кашине", 1504-06), акцентировавшего героич. готовность к борьбе; Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (т. н. "Битва при Кадоре", 1537-38), а Тинторетто - неисчислимые массы воинов ("Битва при Заре", ок. 1585). В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-историч. смысла воен. событий в "Сдаче Бреды" испанца Д. Веласкеса (1634-35), драматич. страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мелен во Франции), формируются типы условно-аллегорич. композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов воен. быта (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. ван де Велде в Голландии). В 18 в. условным офиц. баталиям противостояли правдивые изображения тягот походной и лагерной жизни (А. Ватто во Франции), а позднее - картины амер. живописцев (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение воен. эпизодов; родился рус. патриотич. Б. ж.- картины "Куликовская битва" и "Полтавская баталия", приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с мор. сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова "Полтавская баталия" (1762-64), большие батально-историч. композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Великая франц. революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революц. войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотич. антуража), сухие документальные картины нем. художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтич. образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматич. сцены борьбы испанцев с франц. интервентами в живо-писи и графике исп. художника Ф. Гони. Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-историч. картинах Э. Делакруа, показавшего и драматич. страстное напряжение массовых битв, и жестокость завоевателей, и воодушевление борцов за свободу. Освободит. движениями навеяны романтич. батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Ма-тейко в Польше, Я. Чермака в Чехии, Дж. Якшича в Сербии и др. Во Франции романтич. легенда о Наполеоне окрашивает полужанровые картины Н. Т. Шарле и О. Раффе. В господствовавшей офиц. батальной живописи (О. Берне) национа-листич. концепции и ложно-романтич. эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Рус. академич. батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В. И. Мошков) шла к большей документ. точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Вилле-вальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в "Осаде Пскова" (1839-43) создать нар.-героич. эпопею. Вне академич. традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвящённые нар. подвигу в Отечеств. войне 1812, "казачьи сцены" в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853-56.

Развитие реализма во 2-й пол. 19 -нач. 20 вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологич. начал в Б. ж., внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Во Франции реалистич. изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали Э. Детай и А. Невиль; но в больших композициях и панорамах сохранялась ходульность офиц. концепции. В России в связи с развитием пейзажной и жанровой живописи расцветает иск-во морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. Н. Филиппов, П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов), отразившая под влиянием демократич. движения тяготы солдатской жизни и повседневный героизм рус. солдата. Особенно сильно и всесторонне, с бесстрашной правдивостью показал суровые будни войны В. В. Верещагин, обличавший милитаризм, бездушную жестокость завоевателей и запечатлевший мужество и страдания народа. Верещагин решительно ломал традиц. схемы Б. ж. и в батально-историч. картинах, так же как передвижники - И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах "Покорение Сибири Ермаком" (1895) и "Переход Суворова через Альпы" (1899) величеств. эпопею мужества и богатырского подвига рус. народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами др.-рус. нар. эпоса. Реализм передвижников повлиял и на академич, Б. ж., особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах ("Оборона Севастополя", 1902-04; "Бородинская битва", 1911) и картинах к широте и объективной точности показа воен. действий.

В 20 в. социальные и нац.-освободит, революции, небывало разрушит. войны радикально изменили сложившиеся принципы Б. ж. В бурж. странах традиц. батальные композиции приобрели преим. шовинистич. смысл, особенно в странах фашистской диктатуры, где в бездушных ложно монументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, нем. художники К. Коль-виц и О. Дике, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец X. К. Ороско, протестуя против империалистич. войн и насилия, создали ярко эмоцион. символические образы нар. трагедии. У многих художников воен. сцены окрашены настроениями мрачного отчаяния, а зачастую несут печать экспрессионизма или сюрреализма.

А. Е. Коцебу. "Переход русских войск через Панике в Альпах". 1860. Эрмитаж. Ленинград.

А. А. К о к о р е к и н. "За родину!" Плакат. 1942.

В сов. иск-ве Б. ж. получил беспримерно широкое развитие, выражая идеи защиты социалистич. отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Отправляясь от реалистич. традиций Б. ж., сов. баталисты выдвинули на первый план героич. образ сов. воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Сов. Б. ж. формировался в графике периода Гражд. войны 1918-20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина,К. С. Пет-рова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечеств. войны и послевоен. годы - в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукры-никсов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. А. Кри-воногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Для сов. Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину совр. воен. действий (отсюда развитие иск-ва панорамы и диорамы), темы героич. воен. истории Родины, боевой готовности армии, флота и воен.-возд. сил в мирных -условиях, психологически конкретные образы сов. полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм сов. народа и его вооруж. сил. Борьба с империалистич. реакцией и фашизмом породила в иск-ве социалистич. гос-в и в прогрессивном иск-ве капиталистич. стран стремление возродить и переосмыслить реалистич. наследие Б. ж.- в изображениях антифашистских и революц. битв (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Салим в Ираке), истории освободит. борьбы народов (М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике). Илл. см. на вклейке к стр. 40-41 Лит.: Садовень В. В., Русские художники баталисты XVIII-XIX веков, М., 1955; Бродский В., Советская батальная живопись, Л.-М., 1950; А1ехandre A., Histoire de la peinture militaire en France, P., 1890. А. М. Комаров.

БАТАЛЬОН (франц. bataillon, от итал. battaglione, увеличение от battaglia -отряд), высшее тактич. подразделение полка, бригады. Если Б. входит непосредственно в состав соединения, то он является самостоят, адм. единицей и наз. отд. Б. В 14-15 вв. Б. наз. части пехоты (кавалерии), построенные для боя в форме квадратов на определ. дистанциях друг от друга. В России деление полка на Б. и учреждение отдельных Б. происходит в нач. 18 в. Развитие родов войск и спец. войск привело к образованию танковых, парашютно-десантных, сапёрных, мотоциклетных, связи, автомобильных и др. Б., а также Б. спец. назначения: авторемонтных, строительных и др.

Совр. мотострелковый (мотопех., пех.) или танковый Б. состоит из 3-4 рот и различных взводов: миномётного, противотанкового, управляемых реактивных снарядов, связи, разведывательного и др. Числ. состав Б. различный, напр, в армии США мотопех. Б. составляет ок. 900 чел., танковый 575 чел., в англ, армии мотопех. Б. ок. 800 чел. М.Г.Жданов.

БАТАЛЬЯ (Batalha; собств. Сайта-Мария да Витория), монастырь на 3. Португалии (крупнейший на Пиренейском п-ове), осн. в 1385 в честь победы в августе того же года над Испанией. Включает позднеготич. церковь (1388-1402, арх. Афонсу Домингиш) с пристроенными к ней с Ю. "Капеллой Основателя", а с С.- залом капитула и королев, клуатром (все между 1402-38, Баталья. Ротонда-мавзолей "Имперфей-та" ("Неоконченная капелла"). Строилась в 15 - 16 вв. Архитекторы Хью, Боитак, Матеуш фернандиш, Жуан ди Каштильго и др.
англ. арх. Хью, прозв. Угете). За алтарём - ротонда-мавзолей "Имперфейта" ("Неоконч. капелла", начата в 1434, арх. Хью, с 1490 - арх. Боитак, Матеуш Фернандиш и др.) в экзотич. стиле "мануэлино" (по имени короля Мануэла I). К Ю. от монастыря возник г. Баталья с церковью в стиле "мануэлино" (1512, приписывается Боитаку).

Лит.: Dоnу P., Batalha..., Lisboa, 1957.

БАТАМШИНСКИЙ, посёлок гор. типа, центр Ленинского р-на Актюбинской обл. Казах. ССР. Расположен на С. области. Ж.-д. ст. (Кимперсай) на линии Орск -Кандагач. 7,5 тыс. жит. (1969). Добыча никелевой руды.

БАТАН (франц. battant), один из основных механизмов ткацкого станка, служащий для направления челнока, вводящего уток в основу ткани, и для прибоя уточины к опушке.

БАТАНАГАР, город в Индии, в шт. Зап. Бенгалия, на р. Хугли, к Ю.-З. от Калькутты. Ж.-д. станция. Крупнейшее в стране обув. предприятие (основано б. чешским промышленником Батей; отсюда назв. "Б."). В Б.-40,6 тыс. жит. (1961).

БАТАНГАС (Batangas), город и порт на Филиппинах, на Ю.-З. о. Лусон, в зал. Батангас. Адм. ц. провинции Батангас. 102,1 тыс. жит. (1966). Ж.-д. станция. Торг. центр с.-х. района (рис, сах. тростник, кокосовая пальма). Предприятия текст. (шёлковые и хл.-бум. ткани, красители), деревообр. пром-сти.

БАТАРЕЙНЫЙ ЦЕХ, птичник для выращивания цыплят, индюшат, утят и гусят в клеточных батареях (группа соединённых клеток). В Б. ц. молодняк птиц поступает из инкубатория в суточном возрасте. Из Б. ц. молодняк переводят для дальнейшего выращивания в птичник ремонтного молодняка (акклиматизатор). Здание Б. ц. одноэтажное, с сеткой внутренних колонн (или без них), как правило, с совмещённым (бесчердачным) покрытием. Стены каркасные, с заполнением из кирпичной облегчённой кладки, плит или панелей; несущие колонны-из сборного железобетона или кирпичной кладки. В зданиях без колонн несущие стены из кирпича, бетонных камней, естественного камня. Разрабатываются проекты многоэтажных Б. ц. (до 6 этажей). Б. ц. имеет залы (чаще с искусств, освещением) для птиц, где установлены клеточные батареи, служебное и кормо-раздаточное помещения, бытовые помещения