БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ктрона. Р. 3. Левитин.

БАРНОВИ Василий Захарьевич [22. 5(3.6). 1856, сел. Кода близ Тбилиси,-4.11.1934, Тбилиси], грузинский писатель. Род. в семье священника. Ист. романы Б. "Заря Исани" (1901), "Потухший огонь" (1913), "Любовь измученная" (1918), "Хазарская невеста" (1922), "Великий Моурави" (1925), "Падение Армази" (1925) воскрешают важнейшие события груз. истории. Писатель утверждает верность долгу, родине, любви, создаёт яркие образы прошлого. Касаясь совр. жизни, Б. продолжал традиции груз, критич. реалистов 19 в. (рассказы "Так ударю", 1901, "Сдачи", 1912, "Грех воскресения", 1919, "Праздник змеи", 1919, "Пояс невесты", 1920, "Завязанная струна", 1920). Его произв. отличаются композиц. стройностью, за-нимат. сюжетом, особым интересом к внутр. жизни человека.

В рус. пер.- Избранные рассказы, Тб., 1949; Заря Исани, Тб., 1939; Померкший ореол. Повести и рассказы, Тб., 1962.

БАРНСЛИ (Barnsley), город-графство в Великобритании, в графстве Йоркшир, Зап. Райдинг, на р. Дирн. 75,2 тыс. жит. (1968). Ж.-Д. узел. Центр кам.-уг. басс, (к С. от г. Шеффилда). Маш.-строит., текст., стекольная пром-сть. Город основан в 12 в.

БАРОГИЛЬ, перевал в Гиндукуше, ведущий из Афганистана (долина р. Вахан-дарья в системе Амударьи) в Зап. Пакистан (долина р. Ярхун в системе р. Инд). Один из наиболее доступных в хребте. Вые. 3777 м.

БАРОГРАФ (от греч. baros - тяжесть, вес и grapho - пишу), самопишущий прибор для непрерывной записи атм. давления. Применяется на метеороло-гич. станциях, а также на самолётах и аэростатах для регистрации высоты (по изменению давления). В зависимости от принципа действия приёмной части Б. различают: анероидные Б. и ртутные -весовые и поплавковые. Распространены на практике анероидные Б. (см. рис.), приёмная часть к-рых состоит из неск. анероидных (см. Анероид) коробок 1, скреплённых вместе. При изменении атм. давления коробки сжимаются или растягиваются, в результате чего их крышка перемещается вверх или вниз. Это перемещение передаётся перу 2, к-рое чертит кривую на разграфлённой ленте. 1 мм записи по вертикали соответствует ок. 1 мбар (1 мбар = 100 н/м2). По времени полного оборота барабана 4 Б. подразделяются на суточные и недельные. Работа Б. контролируется сравнением его с ртутным барометром.

[0301-6.jpg]

Барограф: 1 - анероидные коробки; 2 -перо; 3 - бумажная лента; 4 - барабан, приводимый в движение часовым механизмом.

Б. с повыш. чувствительностью наз. микробарографом; изменение давления в 0,1 мбар соответствует 1-3 мм вертикального перемещения пера.

БАРОДА, город в зап. части Индии, в шт. Гуджарат, в междуречье Махи -Нарбада. 380,9 тыс. жит. (1968). Ж.-д. узел. Важный торг. центр хлопководч. р-на и один из центров хл.-бум. пром-сти страны. Хим. (в т. ч. произ-во минер. удобрений) и металлообр. пром-сть; произ-во спичек, швейных, трикот. и резиновых изделий, обработка шерсти. Известен ручным произ-вом тканей с серебряной нитью.

БАРОДА, инд. феод. кн-во в Гуджарате с 1-й пол. 18 в. до 1948. Создано маратх-скими военачальниками из рода Гаэква-ров. В нач. 19 в. превратилось в вассала англ. Ост-Индской компании. После достижения Индией независимости (1947) было ликвидировано (1948); его терр. вошла в штат Бомбей (с 1960 - в шт. Гуджарат).

БАРОКАМЕРА (от греч. baros - тяжесть и камера), герметически закрываемая камера, в к-рой создаётся пониж. (вакуумная Б.) или повыш. (компрессионная Б.) - давление. Наиболее распространены Б. низкого давления, в к-рых давление можно менять от наземного до долей мм рт. ст. (1 мм рт. ст.= 133,322 и/л2). В зависимости от назначения объём Б. может быть от долей м3 до неск. сот м3. Б. снабжены спец. аппаратурой для изменения давления, поддержания его на заданном уровне (вакуум-насосы с системой регулирования, ртутный манометр, высотомер и др.), изменения или поддержания состава воздуха. В зависимости от назначения нек-рые Б. имеют устройства для изменения давления с определ. скоростью, позволяющие имитировать "подъём" или "спуск", спец. систему сигнализации, управления, связи и др. Б., в к-рой одновременно с давлением можно менять темп-ру, наз. термобарокамерой; она имеет также устройство для регулировки темп-ры. Б. широко распространены для исследования и тарирования авиац., метеорологии., аэрологич. и др. приборов, содержащих элементы, измеряющие давление. Б. применяют: Для испытаний самолётов и авиадвигателей, для тренировок лётного состава и космонавтов; для изучения влияния на живые организмы гипоксии, пониж. или повыш. барометрич. давления и его резких перепадов (см. Декомпрессионные заболевания), изменения газовой среды и др.; для мед. целей -при лечении ряда заболеваний: коклюша, бронхиальной астмы, кессонной и др. болезней (см. Баротерапия) и выполнения нек-рых операций (напр., операции на открытом сердце). С. Н. Непомнящий.

БАРОККО (предположительно: от португ. perola barroca - жемчужина причудливой формы или от лат. bагосо - мнемонич. обозначение одного из видов силлогизма в схоластич. логике), главенствующий стиль в европ. иск-ве конца 16 - сер. 18 вв. Более широкое понимание Б. включает в него внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философ. и науч. изложения, рассматривая Б. как общее явление культуры (подобно Готике и Ренессансу). Б. отразило кризис феодализма в эпоху первоначального накопления и колониальной экспансии, нарастающие противоречия в религ. и социальном сознании. Б. широко использовалось Контрреформацией в храмовом зодчестве, отличавшемся особой пышностью (постройки иезуитов; архитектура "ультрабарокко" в Лат. Америке). Однако Б. получило широкое распространение не только в католич., но и в протестантских странах, а позднее странах православного круга. Ограничивать Б. рамками Контрреформации и феод. реакции неосновательно. Наряду с придворным и церковным Б. развиваются формы "низового Б.", связанные с выражением антифеод. протеста, а также нац.-освободительного движения слав. народов против Габсбургов и османского ига. Б. отличается антиномично-стью восприятия и отражения мира, чувственным и интеллектуальным напряжением. Аскетич. призывы сочетаются с гедонизмом, изысканность с грубостью, отвлечённая символика с нату-ралистич. трактовкой деталей.

Пьяцца ди Спанья (площадь Испании) в Риме. Лестница. 1725. Архитекторы А. Спекки, Ф. Де Санктис. План.

[0301-7.jpg]
[0301-8.jpg]

М.Ф. д и Араужу. Церковь Носса сеньора ду Розариу в Ору-Прету (Бразилия). 1785. План.

Б.- динамический, аффектированный стиль, к-рому свойственны театральность, фееричность, иллюзионизм. Б. усваивает и перерабатывает различные художественные традиции, включая их в развитие национальных стилей. Для Б. характерно стремление к взаимодействию различных видов иск-ва (опера), понимание поэзии как говорящей живописи, а живописи как немой поэзии, увлечение эмблематикой и аллегорикой.
[0301-9.jpg]

Л. Хильде6рандт. Дворец Верхний Бельведер в Вене. 1721 - 22. План.

Б. опирается на схоластич. логику и риторику, развёртывает сложные метафоры и уподобления, наследует наиболее экспрессивные худож. формы средневековья и Ренессанса, сочетает антич. образы с христианскими. Риторич. рационализм Б. облегчал выражение его средствами идей Раннего Просвещения. Отмечается рецепция Б. в романтизме и в новейших модернистских течениях.

В архитектуре, изобразительном и декоративном иск-ве Б. было одним из основных стилевых направлений с кон. 16 до сер. 18 вв. Б. утвердилось в эпоху интенсивного складывания наций и нац. гос-в (гл. обр. абсолютных монархий), расцвета мануфактурного произ-ва и одноврем. усиления феодально-католич. реакции. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, иск-во Б. было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его дра-матич. сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Б. пришло на смену как художеств. культуре Возрождения, так и изощрённому субъективистскому иск-ву маньеризма. Отказавшись от присущих классич. ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика Б. строилась на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в иск-ве Б. предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды. На иск-во Б. повлияли и антифеод. крест. и плебейские движения, бурж. революции, внёсшие в него струю демократич. бунтарских устремлений.

Для иск-ва Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетич. приподнятость, интенсивность чувства, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Виды искусства образуют торжеств. монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Гор. ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное развивающееся в пространстве целое, многообразно раскрывающееся перед зрителем при его движении. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, слитности как бы текучих форм, сложным криволинейным планам и очертаниям приобретают живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создаёт иллюзию разверзшихся сводов.

В изобразит. иск-ве Б. преобладают виртуозные декоративные композиции религ., мифологии, или аллегорич. характера, парадные портреты, подчеркивающие привилегированное обществ. положение человека. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в них с бурной динамикой, неожиданными композиц. и оптич. эффектами, реальность - с фантазией, религ. аффектация - с подчёркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмич. и колористич. единство целого, часто - непринуждённая свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости, становления образа, богатство аспектов и впечатлений.

В Италии - на родине Б.- в его рамках сложились и полное религ. и чувств, аффектации иск-во Л. Бернини, Ф. Бор-ромини, Пьетро да Кортоны, и академизм болонской школы, и демократич. бунтарский реализм Караваджо; позднее итал. Б. эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокру-жит. лёгкости росписей Дж. Б. Тьеполо. Во Фландрии рождённое нидерл. революцией мироощущение внесло мощные жизнеутверждающие реалистич. и подчас народные начала в господствовавшее иск-во Б. (живопись П. П.Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса). В Испании в 17 в. нек-рые черты Б. проступали в аскетичной архитектуре школы X. Б. де Эрреры, в реалистич. живописи X. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре X. Монтаньеса, но в 18 в. в постройках круга X. Б. де Чурригеры формы Б. достигли необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в "ультрабарокко" Лат. Америки). Великолепие и пышность Б. получили своеобразное истолкование в Австрии (арх. И. Б. Фишер фон Эрлах и Л. Хильдебрандт, живописец Ф. А. Маульберч) и абсолютистских гос-вах Германии (арх. Б. Нейман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, бр. Азам, семья Динценхофер), в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. стал классицизм, Б. оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма они сливаются в единый помпезный стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрёна). В странах интенсивного бурж. развития - Англии и Голландии - влияние Б. было лишь частичным.

В России развитие иск-ва Б., отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, падает на 1-ю пол. 18 в. При общей для Б. сословной природе, рус. Б. было свободно от экзальтации и мистицизма (характерных для католич. стран) и обладало рядом нац. особенностей, обусловл. чувством гордости за успехи гос-ва и народа.

Дворцово-парковый комплекс в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Дворец перестроен в 1752-57. Архитектор В. В. Растрелли. План.

[0301-10.jpg]

Рус. архитектура Б., достигшая величеств. размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архит. комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский); изобразит. иск-ва, освободившиеся от ср.-век. религ. пут, обратились к светским обществ. темам, к образу человека-деятеля (скульптура Б. К. Растрелли и др.). В России, как и в др. странах, эпоха Б. отмечена подъёмом декоративных иск-в, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й пол. 18 в. Б. повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.

Понятие "Б." нередко распространяется на всю художеств, культуру 17 в., в т. ч. на явления, далёкие от Б. по содержанию и стилю (напр., "нарышкинское Б.", или "моск. Б.", в рус. зодчестве кон. 17 в.).

Литература. Термин "Б." применялся к лит-ре уже с сер. 19в. (Дж. Кардуччи, 1860, Порембович, 1893); в 20-х гг. 20 в. возник ряд проникнутых субъективностью толкований Б. у экспрессионистов и представителей духовно-исторической школы. Б. часто служит для обозначения прециозной литературы во Франции, гонгоризма в Испании, маринизма в Италии, "метафизической поэзии" в Англии, придворно-схоластич. поэзии в России. Однако эти явления не покрывают всего объёма термина; более широко Б. рассматривают как общий стиль, исторически закономерный для европ. лит. развития. Выдвигается представление о "низовом Б.", отвечающем потребностям бюргерства и нар. масс. Различные проявления умственного брожения, связанные с социально-утопич. движениями и чаяниями, также обращались к формам лит. Б. (Я. Бёме, К. Кульман, Амос Коменский). Для лит. Б. характерны риторичность и сложный метафоризм, основанный на "принципе остроумия" (консептизма), требовавшем неожиданного и поражающего воображения сочетания "далёких" идей, образов и представлений. Б. отличается стремлением к резким контрастам, экзальтацией и живописностью; питает пристрастие к поли-гисторству, экзотике и гротеску. Ведущие жанры: трагедия, изобилующая ужасами, кровавыми сценами и взрывами страстей, и сатира (не лишённая книжности). Чувство неустойчивости и беспокойства, вызванное войнами и социальными потрясениями, выдвинуло тему превратности и тщетности бытия ("Vanitas"), подхваченную Контрреформацией. В низшем слое Б. эта тема отражает реальные перепитии жизни, то вздымающие, то бросающие в бездну человека, к-рый чувствует себя "щепкой" в водовороте жизни, что отвечает судьбам "солдат Фортуны", ландскнехтов и авантюристов эпохи. Низовое Б. усваивало готовые риторич. формулы, мотивы и сюжетные схемы галантного и прециозного романа, сатирически переосмысляя и перерабатывая их и используя для построения новой большой формы нар. романа ("Симпли-циссимус" Гриммельсхаузена). Проза Б. часто аморфна, наполнена тяжеловесной учёностью и дидактикой. Большое значение приобретают периферийные жанры: путешествия, лит. сборники, где смешан новеллистический и учёно-энциклопедический материал. Лит. Б. представлена в Испании поэзией Гонгоры, трагедиями П. Кальдерона, драмой Тирсо де Молины, отчасти плутовским романом; в Италии поэзией Т. Тассо и Дж. Марино; в Англии драмами У. Уэбстера; в Германии трагедиями А. Грифиуса и Лоэнштейна, сатирой И. Мошероша и Гриммельсхаузена; во Франции д'Обинье; в Хорватии эпич. поэмой Гундулича, драмами И. Джорджича и др. Нек-рые исследователи усматривают черты Б. или относят к нему позднюю драму У. Шекспира ("Буря"), произведения Мильтона, Вон-дела, Корнеля и мн. др. В России возникновение Б. тесно связано с укр. церковной проповедью и школьной драмой; оно представлено поэзией С. Полоцкого и С. Медведева. В "Жизнеописании" Аввакума усматривают черты Б.- антино-мичность, трагич. характер повествования, ломку традиционных жанров и др. С конца 17 в. Б. охватывает в России церковную проповедь (С. Яворский, ф. Проко-пович), школьный театр, панегирич. поэзию петровских "триумфов". Дальнейшая секуляризация тем и мотивов, перемена системы стихосложения видоизменили и затушевали связь новой рус. поэзии с этой традицией. Однако бурный слог, напряжённый метафоризм, разительная образность и живописность, риторика, работа в области изобразительного иск-ва (мозаика, иллюминации) позволяют видеть в творчестве М. В. Ломоносова новый этап развития Б. в России.

Музыка. В зарубежном музыкознании термин "Б." стал применяться с нач. 20 в. Эпохой муз. Б. считается весь период развития муз. культуры в европ. странах, соответствующий периоду Б. в архитектуре и изобразит. иск-ве. Основанием для выделения эпохи муз. Б. служили прежде всего нек-рые общие черты в области композиционной техники. Так, период конца 16 -сер. 18 вв. ознаменовался утверждением генерал-баса, становлением мажоро-минорной системы, осознанием гармонич. "вертикали" и функциональных соотношений созвучий, а также сильных и слабых долей (с чем связано введение тактовой черты), появлением нек-рых новых муз. жанров и форм - партиты, сонаты, ричеркара, фуги и в особенности концерта. О слабых сторонах этой концепции свидетельствует то, что в эпохе муз. Б. объединяются различные, порой противоречивые муз. явления-от мадригалистов рубежа 16 -17 вв. до творчества Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. Сов. исследователи полагают, что в муз. иск-ве европ. стран этого периода наряду со стилем Б. проявлялся, взаимодействуя с ним, и стиль классицизма, поэтому они отказываются от выделения целостной эпохи муз. Б. Согласно воззрениям сов. музыковедов, творчество крупнейших композиторов этого периода - Генделя и Баха - не укладывается в рамки к.-л. одного стиля. В стиле муз. Б. сов. музыковеды считают ведущими не формально-технич. моменты, но определённый тип образов, характер муз. выразительности - величие, пышность, декоративность, выражение сильных аффектов и т. п. Стиль Б. в м