БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

алый, между к-рыми образован зев. При сцеплении малый зуб одной сцепки входит в зев другой, а расположенные в корпусе А. замки нажимают один на другой и входят в карманы корпусов 13, обеспечивая сцепление. В сцепленном состоянии замко-держатель препятствует саморасцеплению А. в пути под влиянием ударов и толчков. Для расцепления А. необходимо поворотом валика подъёмника любой из сцепок сначала отпереть соответствующий замкодержатель, а затем отвести замок назад. В положение готовности к новому сцеплению замки приводятся при выводе малого зуба из зева или без разведения А. (при ошибочном расцеплении) - поднятием замкодержателя.

Прочность деталей А. неск. ниже прочности рамы вагона во избежание её разрушения при значит, продольных усилиях.

Лит.: Вагоны. Конструкция, теория и расчет, под ред. Л. А. Шадура и И. И. Челнокова, М., 1965; Коломийченко В. В., Голованов В. Г., Автосцепка подвижного состава, М., 1967.

В. В. Коломипченко, А. М. Ножевников.

АВТОТИПИЯ (от авто... и греч. typos - отпечаток), способ полиграфич. воспроизведения полутоновых изображений (фотоснимков, акварельных рисунков, масляной живописи и т. п.) средствами высокой печати, основанный на возможности передачи полутонов системой точек различных размеров и одинаковой силы (насыщенности). В наиболее светлых местах изображения точки имеют наименьший диаметр и постепенно увеличиваются по мере усиления тона. Деление полутонов на точки достигается фотографированием оригинала (изображения) через оптич. прибор - растр. В зависимости от качества бумаги, на к-рой будет печататься репродукция, и скорости печатания применяются растры с различной частотой линий - от 24 до 80 на 1 см, в соответствии с чем на каждый см2репродукции приходится от 576 до 6400 точек. Негатив, полученный при фотографировании через растр, копируют на металл (б. ч. цинк) и копию травят кислотой (см. Цинкография), разъедающей металл в промежутках между точками. В результате точки делаются рел^ ефными, т. е. получается форма высокой печати - автотипное (растровое) клише.

АВТОТОМИЯ, аутотомия (от авто... и греч. tome - отсечение), само-калечение, защитная реакция, наблюдаемая у мн. животных при резком раздражении, напр, при схватывании хищником. А. заключается в самопроизвольном отбрасывании конечностей, хвоста или др. частей тела. Термин ;А.; ввёл и обстоятельно изучил это явление белы, физиолог Л. Фредерик (1883). А. распространена у беспозвоночных животных: нек-рые гидроидные полипы и актинии отбрасывают щупальца, немертины и кольчатые черви - конец тела, морские лилии, звёзды и др. иглокожие - лучи, моллюски - сифоны, ракообразные - клешни и др. конечности. Из позвоночных животных А. свойственна только ящерицам; они отбрасывают хвост. А.- рефлекторный процесс; место А. у каждого животного определённое. У ящериц, напр., А. управляется нервным центром, находящимся в спинном мозгу, а перелом происходит при резком сокращении мышц в том месте позвоночника, где расположена поперечная хрящевая пластинка. А. обычно связана со способностью восстанавливать утраченные части тела - регенерацией, к-рая легче всего происходит в месте А.

АВТОТРАКТОРНАЯ СЛУЖБА (воен.), одна из тыловых служб Сов. Вооруж. Сил. Занимается снабжением войск автотракторной техникой, организацией и осуществлением технически правильного её использования, обслуживания, содержания, ремонта и эвакуации, руководит автотракторной подготовкой войск, н.-и. работой по совершенствованию автотракторной техники, подготовкой инж.-технич. и командных кадров воен. автомобилистов, разрабатывает руководства и наставления по технич, обеспечению автотракторной техники, проводит мероприятия по предупреждению автомоб. аварий и катастроф в войсках, оказывает помощь организациям ДОСААФ по обучению допризывников водительским специальностям.



АВТОТРАКТОРНАЯ ТЕХНИКА в военном деле, автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, транспортёры, тракторы, автотракторные прицепы, состоящие на вооружении войск и служащие для обеспечения боевых действий средствами транспорта. По назначению все машины делятся на боевые с установленным на них или буксируемым вооружением (боевой техникой); учебно-боевые, на к-рых проводится отработка задач по боевой подготовке и совершенствование выучки боевых расчётов (экипажей, водителей); строевые - для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов и табельного имущества; специальные - для управления войсками; транспортные - для хоз., технич. и др. видов обслуживания войск; учебные - для обучения личного состава практическому вождению машин. Я. Е. Фаробин.

АВТОТРАКТОРНЫЕ МАСЛА, см. Моторные масла.

АВТОТРАНСПОРТНАЯ СЛУЖБА (воен.), одна из тыловых служб Сов. Вооруж. Сил. Осуществляетперевозкивойск, воинских грузов, эвакуацию больных и раненых и вышедшей из строя техники; ведает организацией и осуществлением оперативных, снабженческих, эвакуационных и др. воинских перевозок автотранспортом; руководит подготовкой личного состава автомобильных войск, военно-науч. работой в области организации автоперевозок, совершенствованием автотранспортных средств и погрузочно-выгрузочных механизмов.

АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, автобаза, автохозяйство, автотранспортная контора, автоколонна, автокомбинат, автопарк, автогараж и т. п., в СССР первичное гос. хозрасчётное предприятие автомоб. транспорта для перевозки грузов и пассажиров. Обеспечивает также хранение, технич. обслуживание и текущий (эксплуатационный) ремонт трансп.средств, снабжение их эксплуатационными материалами. А. п. осуществляет свою хоз. деятельность по планам, утверждённым вышестоящими орг-циями. По роду выполняемых трансп. работ А. п. подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные, таксомоторные), смешанные и спец. назначения (скорой мед. помощи, подметально-уборочные, коммунальные и т. п.).

Имеются А. п. общего пользования и ведомственные.

А. п. общего пользования находятся в ведении мин-в автомоб. транспорта союзных республик. В каждой АССР, крае и области имеются автотранспортные управления или тресты, руководящие работой А. п. Они перевозят массовые грузы в городах и между городами для предприятий и орг-ций всех отраслей нар. х-ва (такие А. п. специализируются по роду перевозимых грузов), пассажиров (автобусами и таксомоторами) и грузы населения. Имеются А. п., перевозящие грузы между городами (межтранс), а также для перевозки: торговых грузов (торгтранс), сельхозгру-зов (сельхозтранс), строит, грузов (строй-транс), грузов на ж.-д. станции и со станций (авторазгрузжелдор) и т. п. А. п. общего пользования работают, как правило, с большей экономич. эффективностью, т. к. трансп. процесс для них - осн. производств, деятельность.

Ведомственные А. п. перевозят грузы предприятий или групп предприятий соответствующего мин-ва или ведомства. Они обслуживают транспортными средствами конкретные пром., с.-х. или строит, предприятия (гл. обр. внутрипром. и технологич. перевозки грузов) и кооперируют свою работу с А. п. общего пользования.

А. п. имеют диспетчерский аппарат, к-рый в грузовых х-вах изучает потоки грузов, трансп. связи пром. предприятий, заключает договоры с грузоотправителями, соблюдает договорные условия; выдаёт сменно-суточные задания шофёрам с учётом максимально возможного использования грузоподъёмности автомобилей и миним. их пробега без груза; организует контроль за работой автомобилей на линии. В отд. случаях они осуществляют погрузочно-разгрузоч-ные работы, экспедиционные и складские операции, связанные с перевозкой грузов. При наличии в одном городе нескольких А. п. общего пользования возможна организация Центральной диспетчерской службы (ЦДС), к-рая руководит трансп. процессом нескольких А. п.

Пасс. А. п. изучают трансп. подвижность населения, определяют потребность в перевозке пассажиров по времени суток и по направлениям, устанавливают маршруты (согласуй их с горисполкомами), составляют расписания движения автобусов, устанавливают сеть стоянок легковых такси, организуют контроль за работой шофёров.

С развитием автомоб. транспорта размеры А. п. увеличиваются. В 1968 в А. п. общего пользования в среднем находилось ок. 300 автомобилей. В крупных городах имеются А. п. с количеством автомобилей более 1 тыс. В таких А. п. работает неск. тысяч человек.

В других социалистич. странах тоже имеются А. п. общего пользования и ведомственные. В капиталистич. странах значит, количество автомобилей находится не в А. п., а в пользовании отд. лиц, предприятий и ферм. Вместе с тем имеются А. п., осн. деятельностью к-рых является перевозка грузов и пассажиров вне зависимости от ведомственной принадлежности А. п. См. также Автомобильный транспорт. А.Т.Таранов.

АВТОТРАНСФОРМАТОР, электрич. трансформатор, все обмотки к-рого гальванически соединены друг с другом (рис. 1). При малых коэфф. трансформации А. легче и дешевле многообмоточного трансформатора. Отношение объёма VА меди А. к объёму меди многообмоточного трансформатора VM той же мощности, с тем же коэфф. трансформации п равно: VA/VM = (n - l)n. Недостаток А.- невозможность гальванич. обособления цепей. А. служат преобразователями электрич. напряжения в пусковых устройствах мощных электродвигателей перем. тока, в схемах релейной защиты для плавного регулирования напряжения и др. (рис. 2). Регулируемые А. позволяют благодаря механич. перемещению точки отвода вторичного напряжения сохранить его постоянным при изменениях первичного напряжения.

[01-PAKET_11-1.jpg]

Рис. 1. Электрическая схема автотрансформатора: UВ - высшее напряжение; WB - обмотка высшего напряжения; UH - низшее напряжение; WH _ обмотка низшего напряжения.

Лит. см. при ст. Трансформатор.

АВТОТРОПИЗМ (от авто... и греч. tropos - поворот, направление), способность органов растения распрямляться после того, как раздражение, вызвавшее изгиб, перестаёт действовать. А. проявляется, напр., у злаков, полёгших после дождя. См. Тропизмы.

АВТОТРОФНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (от авто... и греч. trophe - пища), аутотрофные организмы, синтезирующие из неорганич. веществ необходимые для жизни органич. вещества. Роль А. о. в природе огромна, т. к. они создают все органич. вещества, к-рые не могут синтезировать человек и почти все животные (см. Гетеротрофные организмы). К А. о. относятся высшие растения (кроме паразитных и сапрофитных), водоросли и нек-рые бактерии. Высшие растения и водоросли, содержащие хлорофилл, являются фотосинтетиками; они синтезируют органич. вещество из простых соединений - углекислого газа и воды - за счёт солнечной энергии (см. Фотосинтез). Автотрофные бактерии - хемосинтетики - синтезируют органич. вещество из минер, соединений за счёт энергии некоторых химич. реакций (см. Хемосинтез). Напр., почвенные бактерии Nitrosomonas и Nitrobacter окисляют аммиак до солей азотистой и азотной к-т и используют освобождающуюся энергию на построение тела; железобактерии используют энергию окисления закисных форм железа; серобактерии окисляют сероводород до солей серной к-ты (одни виды серобактерий бесцветны и являются типичными хемосинтетиками, другие, напр, пурпурные серобактерии, окрашены и способны к фоторедукции, т. е. фотосинтезу, при к-ром источником водорода для восстановления углекислого газа служит не вода, а сероводород). Исключительно велика роль А. о. в круговороте веществ в природе.

Лит.: Вернадский В. И., Живое вещество первого и второго порядка в биосфере, Избр. соч., т. 5, М., 1960, с. 63 - 71.

АВТОФАЗИРОВКА, явление, обеспечивающее ускорение электронов, протонов, альфа-частиц, многозарядных ионов до высоких энергий (от неск. Мэв до сотен Гэв) в большинстве ускорителей заряженных частиц; открыто сов. физиком В. И. Векслером в 1944 и независимо от него амер. физиком Э. Макмилланом в 1945. Принципиальную роль это явление сыграло в повышении предела достижимых энергий в циклич. ускорителях.

В циклич. ускорителях частицы совершают движение по орбитам в спец. вакуумной камере, помещённой в магнитное поле, и многократно проходят через ускоряющие электроды. Ускорение частиц происходит под действием высокочастотного электрич. поля, приложенного к ускоряющим электродам. Для непрерывного ускорения частиц необходимо, чтобы в моменты ускорения направления движения частицы и электрич. поля совпадали; для этого нужно обеспечить синхронизм (резонанс) между движением частиц и изменением электрич. поля. Если амплитуда разности потенциалов между электродами равна [01-PAKET_11-2.jpg] то приобретаемая частицей с зарядом е энергия[01-PAKET_11-3.jpg] при каждом прохождении через ускоряющий промежуток равна[01-PAKET_11-4.jpg] где [01-PAKET_11-5.jpg]- фаза электрич. поля в момент прохождения частицы, отсчитываемая от его максимального значения. Фазу поля ф, при к-рой частица пролетает через ускоряющий промежуток, называют для краткости фазой частицы.

Чтобы частица двигалась синхронно с изменением ускоряющего поля, её частота обращения [01-PAKET_11-6.jpg]должна быть равна или кратна частоте [01-PAKET_11-7.jpg] электрич. поля: [01-PAKET_11-8.jpg] где q - целое число (кратность резонанса). Тогда частица будет проходить ускоряющие электроды при одном и том же значении фазы ф и при каждом прохождении получать от поля одну и ту же энергию. Поэтому она будет всё время ускоряться.

[01-PAKET_11-9.jpg]

Такая ситуация выполняется в циклотроне - единственном резонансном ускорителе, к-рый существовал до открытия принципа А. В циклотроне частицы движутся в постоянном магнитном поле Н с постоянной частотой обращения [01-PAKET_11-10.jpg] (где т - масса частицы, [01-PAKET_11-11.jpg] - скорость света). Поэтому при частоте ускоряющего электрич. поля [01-PAKET_11-12.jpg] для всех частиц наблюдается точный резонанс с полем.

Однако при достижении достаточно большой энергии массу т уже нельзя считать постоянной: начинает сказываться эффект увеличения массы частицы с ростом энергии (см. Относительности теория). Возрастание массы приводит к уменьшению частоты обращения [01-PAKET_11-13.jpg] и к нарушению резонанса между движением частицы и ускоряющим полем. Частицы перестают получать энергию от электрич. поля и выпадают из режима ускорения. Поэтому в обычном циклотроне существует предельная энергия, выше к-рой ускорение невозможно. Для протонов этот предел энергии составляет примерно 20 Мэв.

Для сохранения резонанса можно, напр., медленно снижать частоту w0 ускоряющего поля в соответствии с уменьшением со или медленно изменять напряжённость магнитного поля Н, чтобы компенсировать уменьшение частоты со (или вместе и то и другое).

Но в ускорителе одновременно ускоряются сотни и тысячи миллиардов частиц, имеющих разброс по энергиям, а значит, и по массам. Следовательно, частицы будут иметь различные частоты обращения w. Поэтому невозможно осуществить точны и резонанс с ускоряющим полем для движения всего множества ускоряемых части ц. До открытия принципа А. эта трудность казалась непреодолимой.

Векслер и Макмиллан показали, что именно благодаря зависимости частоты обращения частиц от их энергии (массы), приводящей к нарушению точного синхронизма движения частиц с ускоряющим полем, само поле будет автоматически осуществлять для большого количества частиц подстройку синхронизма в среднем. Иными словами, в случае, когда w зависит от энергии, ускоряющее поле частоты [01-PAKET_11-14.jpg](к-рая может и медленно меняться) заставляет частицы двигаться по орбитам с частотами, в среднем равными (или кратными) частоте w0, т. е. реализует резонанс в среднем; при этом фазы частиц колеблются и концентрируются около одной фазы ф0 (см. ниже), к-рая наз. синхронной, или равновесной. Это явление и наз. А.

Т. о., А. приводит к тому, что частицы в среднем обращаются синхронно с изменением ускоряющего поля:[01-PAKET_11-15.jpg]

Рассмотрим, как осуществляется А. в циклич. ускорителе с однородным и постоянным во времени магнитным полем и при q = 1. Частота обращения частиц в таком ускорителе обратно пропорциональна их массе, а следовательно, их полной энергии (равной сумме энергии покоя и кинетич. энергии). Синхронная частица (воображаемая частица, к-рая движется в точном резонансе с ускоряющим полем.) будет ускоряться при одной и той же фазе[01-PAKET_11-16.jpg] и каждый раз получать энергию [01-PAKET_11-17.jpg] Для того чтобы движение частиц по орбитам было устойчивым, т. е. чтобы частицы с фазами[01-PAKET_11-18.jpg] не выпадали из режима ускорения, синхронная фаза фо должна быть положительной - находиться на спаде ускоряющего напряжения (рис. 1). Действительно, частица с меньшей энергией, для к-рой частота обращения [01-PAKET_11-19.jpg] и к-рая в некоторый момент движется вместе с синхронной, в дальнейшем будет опережать синхронную, попадать в ускоряющий промежуток раньше и ускоряться при меньшей фазе [01-PAKET_11-20.jpg] Следовательно, она получит большую энергию:[01-PAKET_11-21.jpg] и её частота начнёт уменьшаться, так что в какой-то момент наступит точный резонанс, [01-PAKET_11-22.jpg] Но этот резонанс является только мгновенным - ведь частица по-прежнему будет получать от поля большую энергию и её частота со будет нек-рое время продолжать уменьшаться и станет меньше синхронной, [01-PAKET_11-23.jpg] Тогда частица начнёт отставать от синхронной, будет получать меньшую энергию от ускоряющего поля, чем синхронная частица, и её частота станет вновь расти.

Аналогичный процесс происходит и с частицей, отставшей от синхронной и попадающей в ускоряющий промежуток несколько позже, при фазе[01-PAKET_11-24.jpg] Такая частица будет получать от поля меньшую энергию, её частота начнёт расти, и частица будет догонять синхронную.

Т. о., частоты обращения частиц совершают медленные по сравнению с частотой обращения колебания около значения w0. Соответственно колеблются фазы частиц около значения [01-PAKET_11-25.jpg] а средняя их фаза является устойчивой: [01-PAKET_11-26.jpg] (отсюда назв.- фазовая устойчивость, или А.). Поэтому в среднем будет автоматически поддерживаться синхронизм между движением частиц и ускоряющим полем. Одновременно совершают колебания и другие характеристики движения частиц (энергия, радиус орбиты) около их равновесных значений, отвечающих синхронной частице. Эти колебания фазы и связанные с ними колебания радиуса орбиты части