БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

R>БАЛЬЗАК (Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур, -18.8.1850, Париж), французский писатель. Его отец происходил из крест. семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т. к. считал её плебейской. Б. учился в Вандомском коллеже, в Париж. школе права, одновременно практикуясь в нотариальной конторе. В юности считал своим призванием философию. Позднее же, избрав профессию литератора, не делал различия между понятиями "художник" и "философ". Испытал сильное влияние материализма французских просветителей. Ок. 1832 Б. пришёл к легитимизму, родившемуся из беспощадной критики господств. бурж. отношений. Монархия для Б.- форма твёрдой гос. власти, к-рая может обуздать бурж. эгоизм и способствовать эко-номич. и моральному прогрессу, а като-лич. религия - лекарство против того же эгоизма. Б. дважды выдвигал свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза (в 1832 и 1848) не прошёл. Дважды потерпел неудачу на выборах во Франц. академию (янв. 1849). С 1832 началась переписка Б. с жившей в России польской аристократкой Э. Ганской (ездил к ней в 1843 в Петербург, в 1847 и 1848 на Украину), брак с к-рой состоялся за 5 месяцев до его смерти.

В 1822-25 Б. опубл. под разными псевдонимами 8 романов ("Жан-Луи" и др.) с нагромождением всякого рода приключений, но и с правдивыми зарисовками. Гл. лит. учителя Б.- Ф. Рабле, Мольер, В. Скотт. Роман "Шагреневая кожа" (1830-31) Б. назвал "отправным началом " своего дела. Сочетая романтич. образность, символику и яркую живописность с трезвым анализом, Б. запечатлел атмосферу Парижа после революции 1830; убийца-банкир управляет обществ. мнением с помощью продажной прессы; господство бурж. эгоизма уничтожило убеждения и верования. Молодой Рафаэль де Валан-тен, изменяя самому себе, сохраняет, однако, презрение к хозяевам жизни. Б. рисует сложную натуру совр. ему человека, трагизм страсти, мир науки, ускоренное сгорание жизни.

В 1834 у Б. возник замысел связать общими героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить их в эпопею, позднее названную "Человеческой комедией". Воплощая идею всеобщих взаимозависимостей в мире, Б. задумал всеобъемлющее худож. исследование франц. общества и человека. Филос. каркасом этого худож. здания служат материализм 18 в., совр. Бальзаку естеств.-науч. теории, своеобразно переплавленные элементы мистич. учений. В "Человеческой комедии" три раздела. I. Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинц. жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политич. жизни; 5)сцены воен. жизни; 6) сцены сельской жизни. П. Филос. этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к "Человеческой комедии", Собр. соч., т. 1, М., I960). В "Человеческую комедию" вошло 90 произв. Источники драматизма "Человеческой комедии" - в драматич. характере эпохи и человеч. существования. Зависимость личности от общества и истории Б. понял как ни один писатель до него. Б. рисует аристократию, теряющую ореол и честь на выучке у "вульгарного денежного выскочки" (Максим де Трай, Растиньяк и др.); дельцов и честолюбцев лицом к лицу с их жертвами; узаконенные грабежи, предательства, грязные махинации, на почве к-рых возникают крупные состояния: "Гобсек" (1830), "Евгения Гранде" (1833), "Банкирский дом Нусингена" (1838), "Крестьяне" (1844), "Кузен Понс" (1846-47) и др.; выбор для молодого человека между гибелью, прозябанием и нравств. падением (Растиньяк, Люсьен дю Рюбампре, Маркас); проституирование иск-ва ("Утраченные иллюзии", 1837-43, "Дочь Евы", 1838); трагедию учёного, изобретателя; бесчисленные трагедии, порождённые господством принципа купли - продажи в семейных и личных отношениях. Типич. конфликты на почве "всемогущества, всеведения, всеблагости денег" (Бальзак О., Собр. соч., т. 12, М., 1960, с. 304) получают в "Человеческой комедии" выражение крайнее, свидетельствующее о заме-чат. понимании реальных отношений (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 46). Б. впервые делает не аксессуаром, а основой сюжета борьбу за имущество, наследство, историю имения, магазина, изобретения. Б. дал историю французского общества, из к-рой Ф. Энгельс "...узнал больше..., чем из книг всех специалистов - историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых" (там же, т. 37, с. 36). Б. вскрывает материальные интересы в основе политики, гос. власти, законов. При этом трезвость Б. никогда не переходит в натуралистич. фатализм. В "Человеческой комедии" раскрываются высокие основы содружества ("Утраченные иллюзии"), доброта (Буржа - "Обедня безбожника" и др.), цельность характера (Шабер - "Полковник Шабер"), героизм (Гогла - "Сельский врач"), справедливость (Низрон - "Крестьяне"), стойкость духа (Давид Се-шар - "Утраченные иллюзии", Жерар -"Сельский священник"), взаимная преданность (Понс и Шмуке - "Кузен Понс"), самоотверженность и душевная чистота (Евгения Гранде - одноим. роман, Жозефина Клаас - "Поиски абсолюта"). В "Человеческой комедии" действует отряд искателей - республиканец Кретьен, учёный Клаас, философ Ламбер, художник Френхофер, композитор Гамбара. Они гибнут по вине общества или сгорают в познании и творчестве. Но, в отличие от романтиков, Б. не абсолютизирует трагизм исканий и ищет (часто - вооружаясь иронией) условий для плодотворного творчества ("Неведомый шедевр", 1831, нов. ред. 1837, и др. филос. этюды). В центре филос. и художеств. интересов Б.- духовные силы человека как высшая ценность.

Герои Б. наделены типич. качествами в особой концентрации - при повышенной интеллектуальности, страстности, воле. Гобсек-"философ ростовщичества", Горио - "Христос отцовской любви", Вотрен-"Наполеон каторги", Рас-тиньяк -"виртуоз" в искусстве карьеры. Эти имена стали нарицательными. Б. считал художеств. преувеличение законом, вытекающим из природы художеств. познания и читательского восприятия ("...всякий типический персонаж становится грандиозным именно в силу своей типичности" - Собр. соч., т. 24, М., 1960, с. 222-23). При резкой определённости ведущей черты характера у мн. героев Б. образы остаются сложными, неисчерпаемыми. С течением времени буржуа в книгах Б. становятся более прозаическими (от Гобсека - к Бовине - "Комедианты неведомо для себя"). Для Б. характерна обстоят. подготовка драмы с описаниями места, среды, биографиями героев в историч. разрезе (напр., Феликс Гранде) для социальной, историч., пси-хологич. мотивировки действия; стремит. развитие событий; множество глубоко сплетённых линий действия, особенно в поздних романах.

Б. опубликовал 5 пьес, в т. ч. "Мачеха" (1848). Его "Озорные рассказы"(1832-37) в духе Рабле и франц. нар. творчества - своеобразный памятник гуманистич. мысли Б. в нац. традициях франц. иск-ва.

В России творчество Б. стало известно уже с начала 30-х гг. 19 в. Интерес к нему проявляли А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, А. И. 1ерцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, особенно Ф. М. Достоевский и М. Горький, на к-рых он оказал значит. влияние. В 1896-99 появилось первое собр. соч. Б. в 20 томах. Чрезвычайно популярным стал Б. в Сов. Союзе: вышло три издания его собр. соч. (1-е изд., т. 1-20, 1933-47). Сов. литературоведение уделяет большое внимание проблемам бальзаковского реализма, как одной из вершин мировой лит-ры.

Соч.: (Euvres completes, v. 1 - 28, P., 1956 - 63; Correspondance, t. 1 - 4, P., 1960 - 1966; Lettres a 1'etrangere, t. 1 - 4, P., 1899 - 1950; Lettres a Madame Hanska, t. 1, P., 1967; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 24, М., 1960; Бальзак об искусстве, сост. В. Р. Гриб, М.- Л., 1941.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1 - 2, М., 1957; Горький М., Собр. соч. в 30 тт., М., 1949 -55 (см. т. 30, Указатель имен); Гроссман Л., Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31 - 32, М., 1937; Реи зов Б., Творчество Бальзака, Л., 1939; его же, Бальзак, Л., 1960; Гриб В., Избр. работы, М., 1956; О б л о м и е в с к и и Д., Бальзак. Этапы творческого пути, М., 1961; Резник Р., Философские взгляды Бальзака, "Вопросы литературы", 1961,

№ 7; её ж е, Бальзак и "бальзаковские" шаблоны, там же, 1966, № 4; Ч и ч е-р и н А., О. Бальзак, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Мору а А., Прометей, или Жизнь Бальзака, пер. с франц., М., 1967; Пузиков А., Портреты французских писателей, М., 1967; Паевская А. и Д а н ч е н к о В., О. де Бальзак. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1830- 1964, М., 1965; Bardeche M., Balzac romancier, P., [1947]; Guy on В., La pen-see politique et sociale de Balzac, P., 1947; 2 ed., P., 1967; Beguin A., Balzac et quarante-huit, "Europe", 1948, fevr.; R о risers S., Balzac and the novel, Madison, 1953; Pradalie G., Balzac historien, P., 1955; N у k г о g P., La pensee de Balzac dans la Comedie humaine, Copenhague, 1965.

P. А. Резник.

БАЛЬЗАМИН, род растений сем. бальзаминовых; то же, что недотрога.

БАЛЬЗАМИНОВЫЕ (Balsaminaceae), семейство травянистых двудольных раздельнолепестных растений. Сочные более или менее прозрачные стебли, простые листья без прилистников.

Садовый бальзамин.

Цветки обоеполые, неправильные, с двойным околоцветником. Имеют 5 обычно окрашенных неравных чашелистиков, 1-й - самый нижний (задний) - вытянут в трубчатый шпорец. Плод - обычно сочная коробочка, при раскрытии к-рой семена разбрасываются. 4 рода (ок. 450 видов), гл. обр. в тропич. Азии и Африке, нек-рые - в Европе и Сев. Америке. Осн. род - недотрога (Impatiens) содержит более 400 видов, в т. ч. в СССР - 8, из к-рых широко распространён I. noli-tangere (недотрога обыкновенная). Ряд видов Б. разводят в культуре; I. balsamina, происходящий из Юж. Азии,- родоначальник многочисленных сортов садовых бальзаминов.

Лит.: Киселев Г. Е., Цветоводство, 3 изд., М., 1964; Тахта джян А. Л., Система и филогения цветковых растений, М - Л., 1966. М. Э. Кирпичников.

БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ (от бальзамы; термин "Б."связан с тем, что в древности для Б. трупов применялись благовонные вещества и смолы), комплекс мероприятий, направленных на предохранение трупа от разложения. Для Б. все ткани тела пропитывают антисептич. и консервирующими растворами, препятствующими деятельности гнилостных микроорганизмов и блокирующими процессы ауто-лиза (самопереваривания) тканей. Б. производится для учебных, научных, су-дебно-мед. целей, а также для сохранения тел выдающихся людей. Б. осуществляют разными способами, одни из которых позволяют сохранять тело временно другие - неопределённо долгое время.

В древности Б. осуществлялось различными растит. жидкостями, препятствующими гниению - бальзамами. Основоположниками Б. были древние египтяне, к-рые из религ. соображений не предавали умерших погребению. Точного описания способа Б., применявшегося ими, не сохранилось. Известно только, что труп после извлечения из него внутренностей и мозга пропитывали различными благовониями (миррой, кассией и др.), обёртывали льняными бинтами, смоченными клеем и камедью, а затем высушивали (мумификация). Этот способ приводил к резкому изменению цвета и объёмов тканей, но позволял сохранять тела (мумии) в течение столетий.

В ср. века Б. производилось только для сохранения тел в склепах или для их транспортировки на большие расстояния к месту погребения. В качестве бальзамирующих средств применяли ртутные соли (сулему), мышьяковистые соединения, соли цинка, спирт и другие антисептич. вещества, вводимые обычно через кровеносные сосуды. В 19 в. широкое распространение получили различные бальзамирующие жидкости, представляющие собой сочетание антисептич. и консервирующих веществ. В конце 19 в. для Б. стали применять формалин, что позволило разработать новые и эффективные способы Б. Особый интерес представляет способ Б., предлож. Н. Ф. Мельни-ковым-Разведенковым (1893); он слагается из фиксации тканей раствором формалина, пропитывания тканей 96°-ным спиртом и водным раствором глицерина и уксуснокислого калия. Трупы, бальзамированные этим способом, сохранялись длит, время. В СССР в 1924 В. П. Воробьёвым и Б. И. Збарским был разработан новый метод Б. (в дальнейшем усовершенствован С. Р. Мардашевым), успешно применённый для Б. тела В. И. Ленина, а в 1949 - тела Г. Димитрова.

С. С. Дебов.

БАЛЬЗАМНОЕ ДЕРЕВО, название многих тропич. и субтропич. деревьев, реже кустарников, выделяющих бальзамы. Чаще всего Б. д. наз. южноамер. виды рода Myroxylon сем. бобовых (М. bal-samum, M. pereira), дающие толуанский бальзам и перуанский бальзам. Из нек-рых южноамер. видов рода Copaifera сем. цезальпиниевых получают копай-ский бальзам. Мн. Б. д. известны среди представителей сем. бурзеровых, напр, из родов Protium и Tetragastris; кустарник (или деревце) из этого сем.-Commiphora opobalsamum, дико растущий на Ю.-З. Аравийского п-ова и в Сомали, выделяет ценный меккский бальзам. Менее известны Б. д. из родов Calophyllum сем. зверобойных (клюзиевых), Dipterocarpus из сем. диптерокарповых и др.

Лит.: Uphof I. С. Т h., Dictionary of economic plants, 2 ed., N. Y.- L., 1968.

БАЛЬЗАМЫ (отгреч. balsamon - ароматическая смола), природные вещества, в состав к-рых входят эфирные масла и растворённые в них смолы, ароматич. соединения и др. компоненты. Б. обычно сиропообразные жидкости с ароматичным запахом, почти нерастворимы в воде, но растворимы в нек-рых органич. растворителях (спирте, эфире, хлороформе, бензине и т. п.). Мн. Б. образуются в растениях как продукты нормального обмена и содержатся гл. обр. в особых межклеточных вместилищах или ходах коры; другие являются продуктами патологич. деятельности растений, появляющимися при повреждении коры, и в самом растении не содержатся.

Нек-рые виды живицы также называются Б. К ним относятся: канадский Б., применяется в оптике и для монтажа ми-кроскопич. препаратов; пихтовый Б.- в оптике. В зависимости от состава Б. обладают антисептич., местно раздражающим, отхаркивающим и мочегонным действием. В медицине среди Б. наибольшее значение имеют: терпентин, копайский Б., толутанский (толуанский) Б., винилин и др. Терпентин добывают из коры сосны. Терпентинное масло (скипидар) получают перегонкой с водой терпентина или смолы сосны. Скипидар (в виде мазей и линиментов) применяют как местное раздражающее средство; пары скипидара, озонирующие воздух,- в форме ингаляций или разбрызгивания в помещении при лечении гнилостного бронхита, гангрены лёгких и т. п. Копайский Б. добывают из деревьев рода Copaifera, произрастающих в Юж. Америке (Венесуэла, Гвиана, Бразилия); дезинфицирующее средство, используемое при воспалит. процессах мочевого пузыря, для лечения экзем, гонореи. Т о л у т а н-с к и и Б. добывают из деревьев Toluifera balsamum или Myroxylon toluiferum, произрастающих в Юж. Америке; в фар-мацевтич. практике употребляют для покрытия пилюль ароматной оболочкой. Винилин (Б. Шостаковского) - синтетич. препарат, поливинилбутиловый эфир, применяют как обволакивающее, противовоспалит. средство, наружное при лечении ран и дерматитов, внутрь - при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д.

БАЛЬЗОВОЕ ДЕРЕВО, виды рода охрома (Ochroma) семейства баобабовых. Крупные деревья, распространённые во влажных тропич. лесах Центр. и Юж. Америки. Б. д. легко возобновляется на порубках, быстро растёт и к 5 годам достигает зрелости; имеет лёгкую (в высушенном состоянии легче пробки), очень прочную древесину, применяемую в самолётостроении как звуко- и теплоизоляц. материал. Из стволов Б. д. с глубокой древности изготовляют плоты и долблёные челноки. Из Б. д. был построен плот "Кон-Тики", на к-ром Т. Хейердал со спутниками пересек Тихий океан.

Лит.: Uрhоf J. С. Т h., Dictionary of economic plants, 2 ed., N.Y.- L., 1968.

БАЛЬИ (франц. bailli), королевский чиновник в ср.-век. Франции. Должность Б. как высшего адм. лица в подведомственной ему области (бальяже) была учреждена в сев. части Франции в кон. 12 в. Б. обладал очень широкими полномочиями, гл. обр. суд. властью. В 15-16 вв. круг функций Б. сужается, значение его падает. Во время Вел. франц. революции должность Б. была упразднена.

Лит.: Ардашев П. Н., Французский bailli..., К., 1910; Dupont-Ferrier G., Les officiers royaux des bailliages..., P., 1902.

БАЛЬMACЕДА (Balmaceda) Хосе Мануэль (ок. 1840, Сантьяго,-19.9.1891, там же), гос. деятель Чили. С 1870 чл. Нац. конгресса. В 1878-81 посланник в Аргентине. В 1881-86 мин. иностр. дел и мин. внутр. дел, в 1886-91 президент Чили. Б. выступал против экспансии иностр. капитала, за экономич. развитие Чили, за демократизацию избират. системы, что вызвало недовольство внутр. реакции, поднявшей мятеж. В янв. 1891 против пр-ва Б. выступил конгресс. Потерпев

поражение от войск конгресса, Б. покончил с собой.

БАЛЬМЕРА СЕРИЯ (по имени швейцарского учёного И. Я. Бальмера, J. J. Balmer, 1825-98), спектральная серия атома водорода, линии к-рой расположены в видимой и близкой к ультрафиолетовой области его спектра (см. также Атомные спектры).

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич [4(16).6.1867, дер. Гумнищи Владимирской губ.,-23.12.1942, Нуази-ле-Гран, близ Парижа], русский поэт. Род. в дворянской семье. В 1887 был исключён из Моск. ун-та за участие в студенч. движении. Первые произв. ("Сборник стихотворений", Ярославль, 1890, сб. "Под северным небом", 1894) содержали мотивы гражд. скорби. Вскоре Б. выступил как один из ранних представителей рус. символизма (сб-ки "В безбрежности", 1895, "Тишина", 1898, "Горящие здания", 1900, "Будем как солнце", 1903). Б. сочувственно встретил Революцию 1905 (цикл стихов "Песни мстителя", Париж, 1907). Последующие сб-ки Б.: "Фейные сказки" (1905), "Литургия красоты" (1911), "Сонеты Солнца, Неба и Луны" (1917) и др. Б. собирал и публиковал образцы творчества народов разных стран: Египта, Мексики, Перу, Индии и др. (кн. "Зовы древности. Гимны, песни и замыслы древних", 1908, и др.). Для поэзии Б. характерны декадентские черты, мотивы исступлённо-восторженного восприятия природы, самоутверждения сильной личности. Стих Б. отличается гибкостью, музыкальностью, богатством аллитераций, хотя не лишён порой нек-рой экзотичности, вычурности. Б. переводил мн. зап.-европ. писателей: П. Б. Шелли (Полн. собр. соч.), П. Кальдерона, У. Уитмена, Э. По, П. Вердена, Ш. Бодлера и др.; первый перевёл на рус. яз. поэму Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре", драмы Кали-дасы и др. В 1920, не пр