БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ЛТИЙСК (до 1946-П и л л а у), город в Калининградской обл. РСФСР. Расположен на Балтийской косе; аванпорт Калининграда (соединён с ним морским каналом). Ж.-д. ст. в 48 км к 3. от Калининграда. 17 тыс. жителей (1967). Музей Балтийского флота. Б. осн. в 1686.

БАЛТИЙСКАЯ ГРЯДА, полоса грядово-холмистого моренного рельефа, расположенная вдоль берега Балтийского м. Протягивается от Дании (В. Ютландии) через ФРГ, ГДР, Польшу в зап. районы СССР до р. Зап. Двина (нек-рые исследователи считают, что Б. г. в пределах СССР доходит до Финского зал.). Общая протяжённость ок. 1500 км, шир. 80-90 км. Выс. 200-300 м. Широко представлены конечные морены, озы, друмлины. В котловинах между холмами - многочисленные озёра (наиболее крупные - Мюриц, Снярдвы, Мамры). Характерны широколиственные и смешанные леса. Б. г. разделена долинами рек на отдельные возвышенности: Мек-ленбургское озёрное плато, Поморское поозёрье, Мазурское поозёрье. Большая часть форм рельефа Б. г. возникла во время верхнеплейстоценового оледенения. С юга Б. г. окаймлена зандровыми равнинами и прадолинами, с С.- равнинами основной морены.

БАЛТИЙСКИЕ ПРОЛИВЫ (междуна-родноправовой режим). Б. п.- Большой и Малый Бельты и Эресунн (Зунд), единственный водный путь, соединяющий Балтийское м. с Северным м. и Атлантическим океаном. Совр. режим Б. п. учитывает особый правовой статус их вод как вод междунар. проливов, являющихся одновременно территориальными водами Дании. Плавание через Б. п. регулируется междунар. конвенциями и спец. правилами, издаваемыми Данией. Копенгагенский трактат, заключённый в 1857 между Данией и гос-вами, суда к-рых регулярно пользуются Б. п. (в т. ч. и Россия), устанавливает полную свободу торгового судоходства через проливы, без взимания к.-л. сборов. Порядок прохода воен. кораблей определён в "Правилах доступа иностранных воен. кораблей и самолётов в датские районы в мирных условиях", принятых Данией в 1951. Для прохода военных кораблей через Малый Бельт необходимо предварительное уведомление дипломатич. путём за 8 сут. Проход через Большой Бельт и Эресунн в основном свободен: уведомление требуется лишь в том случае, если проход длится более 48 ч или если проходит одновременно более 3 кораблей. Подводные лодки проходят Б. п. только в надводном положении. Будучи участницей НАТО, Дания не распространяет эти ограничения на других членов этого воен. блока.

Вопрос о режиме Б. п. и, в частности, о закрытии их для военно-морских сил неприбрежных гос-в имеет важное значение для укрепления безопасности и мира в этом районе Европы.

Лит.: Бараболя П. Д., Иващенко Л. А., Колесник Д. Н., Международно-правовой режим важнейших проливов и каналов, М., 1965; Курс международного права, т. 3, М., 1967; Военно-морской международно-правовой справочник, М., 1966. Д. Н. Колесник.

БАЛТИЙСКИЕ ЯЗЫКИ, самостоятельная ветвь индоевроп. семьи языков. К Б. я. относятся совр. латышский яз. (основного населения Латв. ССР) и литовский яз. (основного населения Литов. ССР), а также мёртвый др.-прусский яз. (коренного населения Вост. Пруссии, истреблённого или искусственно онемеченного уже к концу 17 в.). Существовали и бесписьменные Б. я., упоминаемые в рус. летописях: языки ятвягов и голяди, кур-шей (куров, или куронов). Происхождение Б. я. и их отношение к слав. языкам, с к-рыми у них много общего в лексике и грамматике, представляют собой сложную проблему.

Начало изучению Б. я. положено нем. учёными А. Шлейхером, А. Лескином, Ю. Нессельманом. Позднее много сделали рус. учёные Ф. Ф. Фортунатов, Г. К. Ульянов, В. К. Поржезинский; литовские - Ф. Куршат, К. Буга; латышский-Я. Эндзелин; немецкие-Ф. Шпехт, Э. Френкель и др. Большое значение для изучения Б. я. имела работа собирателей-фольклористов (латыш К. Барон и др.), лит. деятелей (литовец И. Яблонский и др.). Диалектологич. материал собирали в конце 19 в. А. Барановский, А. Би-ленштейн, К. Явнис и др.

Лит.: Топоров В. Н., Балтийские языки, в кн.: Языки народов СССР. Индоевропейские языки, М., 1966; Е n d z е-lins J., Baltu valodu skanas un formas, Riga, 1948; Fraenkel E., Die baltischen. Sprachen, Hdlb., 1950.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, высшее оперативное объединение, часть ВМФ СССР. Был создан в ходе Северной войны 1700-21 по замыслу и под руководством Петра I. Первые боевые корабли для Б. ф. строились в 1702-03 в устье р. Сясь на Ладожском оз. и на р. Свирь. В октябре 1702 гребная флотилия участвовала во взятии крепости Нотебург (позднее Шлиссельбург, ныне Петрокре-пость). Первой эскадрой Б. ф. командовал вице-адм. К. Крюйс, а всем Б. ф. в 1723-26 ген.-адм. Ф. М. Апраксин. В 1703 была заложена база Б. ф.- Кроншлот (позднее Кронштадт). С 1704 началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России. Первыми русскими кораблестроителями были мастера Ф. М. Скляев, Г. Меншиков, И. Рам-берг. Подготовка офицерских кадров для Б. ф. была организована в 1701 в Москве в Навигацкой школе (перенесена в 1715 в Петербург под наименованием Академии мор. гвардии, с 1752 - Мор. кадетский корпус). В 1724 Б. ф. имел 141 парусный боевой корабль и неск. сот гребных судов. Во время Сев. войны при содействии Б. ф. были взяты Выборг, Ревель (Таллин), Рига, Моонзундские о-ва, Гельсингфорс и Або. На море Б. ф. одержал победы при Гангуте (1714), Эзеле (1719) и Гренгаме (1720). Флот подходил к берегам Швеции, высаживал десанты, уничтожал гарнизоны крепостей. В результате Сев. войны Россия стала крупной мор. державой.

В Семилетнюю войну 1756-63 эскадра Б. ф. содействовала армии в её операциях в Померании, при взятии Мемеля (1757) и Кольберга (1761), осуществляла блокаду прол. Зунд для недопущения англ. флота в Балтику. Напряжённая междунар. обстановка в Европе во 2-й пол. 18 в. потребовала значит. увеличения Б. ф. В 1775-1800 было построено 50 лин. кораблей, 31 фрегат, 168 бомбар-дирских и вспомогательных, 362 гребных судна.

В рус.-тур. войнах 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Б. ф. решал важные стратегич. задачи. Эскадры Б. ф. неоднократно совершали походы в Средиземное м. (см. Архипелагские экспедиции русского флота) для отвлечения сил противника с Придунайского и Черноморского театров, для воен. действий и содействия грекам и сербам в их освободит. борьбе. Турецкий флот был разгромлен кораблями Б. ф. в Чесменском бою 1770, Дар-данелльском сражении 1807, Афонском сражении 1807 и Наваринском сражении 1827. Во время рус.-швед. войн 18 в. Б. ф. активно оборонял побережье Балтики и сорвал попытки шведов захватить Кронштадт и Петербург, разгромив швед. флот при Гогланде (1788), Роченсальме (1789), Ревеле и Выборге (1790).

Экономич. отсталость России и частые войны не позволили ей ко времени Крымской войны 1853-56 создать паровой флот. Б. ф. к началу войны имел лишь 11 пароходов-фрегатов против 42 колёсных и винтовых англ. и франц. боевых кораблей. Однако Б. ф. героически защищал побережье и не допустил захвата Гангута, Свеаборга и Петербурга. Во время войны на Балтике были впервые применены мины заграждения, изобретённые русским учёным Б. С. Якоби. С 1861 началось строительство парового броненосного флота (канонерская лодка "Опыт"), а в 1869 был заложен первый в мире башенный мореходный броненосец "Пётр Великий". К концу 19 в. Б. ф. имел в своём составе св. 250 совр. кораблей всех классов. Первой броненосной эскадрой Б. ф. командовал выдающийся учёный и флотоводец адм. Г. И. Бутаков. Была изменена организация Б. ф.: в 1860 воен. порты разделены на главные (Кронштадт, Петербург) и 2-го разряда (Ревель, Свеа-борг); в 1891 экипаж Б. ф. разделён на 2 дивизии. Вскоре введена должность гл. командира флота и портов и нач. мор. обороны Балтийского м., с сер. 1908 - начальник морских сил Балтийского м., а с 1909-начальник действующего флота Балтийского м.

Важное место в истории Б. ф. занимают экспедиции, науч. открытия и изобретения. Большой вклад в мировую географическую науку внесли экспедиции И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Г. И. Невельского и др. На Б. ф. начали свою деятельность учёные и кораблестроители адм. А. А. Попов, адм. С. О. Макаров, судостроители П. А. Титов, акад. А. Н. Крылов, создатель одного из первых в мире самолётов А. Ф. Можайский, изобретатель радио А. С. Попов, создатели подводных лодок С. К. Джевецкий, И. Г. Бубнов, Н. Н. Беклемишев и первого в мире подводного минного заградителя М. П. Налётов.

В 19 в. на Б. ф. зарождается революционное движение. В восстании декабристов участвовал гвард. экипаж. В 1902-03 под влиянием ленинской "Искры" на Б. ф. появляются первые с.-д. кружки. Балтийцы активно участвовали в Революции 1905-07 (восстания в Ли-баве, Свеаборге, Кронштадте, Ревеле, Риге, Гельсингфорсе).

Во время рус.-япон. войны 1904-05 для усиления флота на Д. Востоке из разнотипных, частью новых, не освоенных ещё, а частью уже устаревших кораблей Б. ф. была наспех сформирована 2-я Тихоокеанская, а затем и 3-я Тихоокеанская эскадры, к-рые совершили беспримерный в истории вс-йн переход броненосных кораблей из Балт. м. в Японское в очень сложных условиях, но были разгромлены в Цусимском сражении 1905. С 1909 началось восстановление Б. ф. К нач. 1-й мировой войны 1914-18 Б. ф. имел 4 линкора, 6 броненосных и 4 лёгких крейсера, 13 эсминцев, 50 миноносцев, 6 минных заградителей, 13 подводных лодок, 6 канонерских лодок и др. Во время войны Б. ф. пополнился 4 новыми линкорами, а также эсминцами и подводными лодками. Б. ф. систематически проводил активные миннозагра-дит. операции у берегов противника и на его мор. коммуникациях. Б. ф. проявил высокое искусство в создании минно-арт. позиций и не допустил прорыва нем. флота в Финский зал. Противник потерял 53 боевых и 49 вспомогательных кораблей, Б. ф. потерял 36 боевых кораблей. В 1914-17 Б. ф. командовали адм. Н. О. Эссен (с 1909), вице-адм. В. А. Канин, вице-адм. А. И. Непенин, вице-адм. А. С. Максимов, контр-адм. Д.Н.Вердеревский, контр-адм. А. В. Развозов.

В 1915 в Кронштадте был создан центр большевистской организации Б. ф.- Гл. судовой к-т РСДРЛ(б) во главе с И. Д. Сладковым, Т. И. Ульянцевым, Н. А. Ховриным. Во время Февр. революции 1917 балтийцы перешли на сторону восставшего народа. Б. ф. находился под сильным влиянием большевиков (к лету 1917 их было на Б. ф. св. 12 тыс. чел.). 30 апр. был создан Центр. к-т Б. ф.- Центробалт. В сент.- окт. Б. ф. героически сражался с нем. флотом в Моонзундской операции 1917, защищая подступы к революц. Петрограду. Балтийцы вместе с рабочими-красногвардейцами Петрограда составили решающую ударную силу Окт. вооруж. восстания. После победы Окт. революции балтийцы активно участвовали в Гражд. войне, они составили боевое ядро сов. воен.-мор. сил на различных мор. и речных театрах. До 20 тыс. балтийцев сражалось на сухопутных фронтах. В февр.- мае 1918 гл. силы Б. ф. совершили героич. Ледовый поход Балтийского флота 1918 из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт, чтобы спасти Б. ф. от захвата немцами. Б. ф. (командующий А. П. Зеленой, чл. РВС А. В. Баранов, В. И. Зоф, Ф. С. Аверичкин) активно участвовал в обороне Петрограда в 1919, потопив 18 и повредив 16 кораблей англ. интервентов.

В 1920 Совет труда и обороны принял решение об укреплении Б. ф., на флот было возвращено св. 700 коммунистов - старых моряков. В 1928 Б. ф. был награждён орденом Красного Знамени. В течение предвоен. пятилеток Б. ф. пополнился десятками новейших кораблей, самолётами мор. авиации, дальнобойными орудиями береговой обороны. В 30-х гг. он увился базой создания Сев. и Тихоокеанского флотов. Во время сов.-финл. войны 1939-40 Б. ф. оказывал содействие войскам Ленинградского фронта в наступлении на Карельском перешейке и занял острова Гогланд, Ла-венсари, Сескар. В 1922-41 Б. ф. командовали: М.Б.Викторов, И. К. Кожанов, А. К. Векман, Л. М. Галлер, А. К. Сивков, И.С.Исаков, Г. И. Левченко, В. Ф. Трибуц.

К нач. Великой Отечеств. войны 1941-45 Б. ф. имел 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера эсминцев, 19 эсминцев, 65 подводных лодок, 48 торпедных катеров и др. корабли, 656 самолётов. Во время войны Б. ф. (командующий вице-адм. Трибуц) во взаимодействии с армией в 1941 оборонял Ханко, Таллин и Моонзундские о-ва, в 1941-43 активно участвовал в героич. обороне Ленинграда, а в 1944-45 в разгроме нем.-фаш. войск под Ленинградом, в Прибалтике, в Вост. Пруссии и Вост. Померании. Десятки тысяч моряков Б. ф. сражались на сухопутном фронте в морских бригадах. За время войны авиация, подводные и надводные корабли и береговая артиллерия Б. ф. уничтожили 581 боевой и вспо-могат. корабль, 624 транспорта тоннажем (брутто) ок. 1,6 млн. т. Св. 100 тыс. балтийцев были награждены орденами и медалями, 137 чел. удостоены звания Героя Сов. Союза.

17 мая 1954 Кронштадтская воен.-мор. крепость была награждена орденом Красного Знамени, 7 мая 1965 Краснознамённый Б. ф. был вторично награждён орденом Красного Знамени. После войны Б. ф. командовали адмиралы Г. И. Левченко, В. А. Андреев, А. Г. Головко, Ф. В. Зозуля, Н. М. Харламов, В. А. Касатонов, А. Е. Орёл, В. В. Михайлин (с 1965).

В наст. время Б. ф. в результате новых достижений в технике и вооружении состоит из совр. боевых кораблей. Подводные и надводные корабли, авиация и береговые ракетные части Б. ф. бдительно защищают мор. рубежи Сов. Родины и вместе с др. флотами обеспечивают её государственные интересы на морях и океанах.

Лит.: Веселаго Ф. Ф., Краткая история русского флота, М.- Л., 1939; Флот в первой мировой войне, т. 1, М., 1964; А ч к а с о в В. И., В а и н е р Б. А., Краснознамённый Балтийский флот в Великой Отечественной войне, М., 1957; Балтийский флот. Исторический очерк. М., 1960; Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, 2 изд., М., 1967. Ю.А.Пантелеев.

БАЛТИЙСКИЙ ЩИТ, крупное структурное поднятие сев.-зап. части Восточно-Европейской платформы, где на поверхность выступает её докембрийский складчатый фундамент, а породы более молодого осадочного чехла почти полностью отсутствуют. Занимает территорию Карел. АССР, Мурманской и частично Ленинградской обл. СССР, терр. Финляндии и Швеции. Глубоко метаморфизованные и сложно дислоцированные докембрийские породы фундамента, пронизанные интрузиями кислого и осн. состава, подразделяются на ряд разновозрастных комплексов, к-рые слагают различные по времени заложения докембрийские складчатые системы. Архейские гнейсы, кристаллич. сланцы и интрузии (беломорский, Кольский и др. комплексы) имеют абс. возраст от 3500 до 2700-2500 млн. лет. Широко развиты более молодые карельский и свекофеннский комплексы протерозоя, образующие складчатые системы каре-лид и свекофеннид, формирование которых завершилось 1850 - 1750 млн. лет назад. Развиты также граниты-рапакиви (1640-1620 млн. лет). На небольших площадях распространены верхнепротерозойские породы иотния (1400-1300 млн. лет), залегающие как платформенный чехол.

На Б. щ. имеются месторождения жел. руд (Кируна, р-ны Гренгесберга в Швеции, Оленегорска, Ковдора в СССР), медно-никелевых руд (Мончетундра, Печенгский р-н в СССР); с палеозойскими щелочными интрузиями связаны месторождения апатита (Хибины в СССР).

Лит.: Кратц К. О., Мангуссон Н., Симонен А., Хольте-даль О., Балтийский щит, в кн.: Тектоника Европы, М., 1964; Кратц К. О., Герлинг Э. К., Лобач-Жученко С. Б., Геохронология докембрия Балтийского щита, в кн.: Геология докембрия, Л., 1968 (Международный геологический конгресс. XXIII сессия. Доклады советских геологов. Проблема 4). М. Ф. Микунов.

БАЛТИЙСКОЕ ЛЕДНИКОВОЕ ОЗЕPO, озеро, располагавшееся на месте совр. Балтийского моря в позднеледни-ковое время.

На С. и С.-З. ограничивалось отступающим материковым ледником, на 3.- сушей в районе нынешних Датских проливов и Ю. Швеции. См. также Балтийское море.

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ (позднелат. mare Balticum), у древних славян - Варяжское море. (Карту см. на вклейке к стр. 584.)

Физико-географический очерк. О б-щие сведения. Б. м. - средиземное (внутриматериковое) море Атлантического ок., глубоко вдаётся в материк Европы. Соединяется с Северным м. проливами Эресунн (Зунд), Б. и М. Бельты, Каттегат и Скагеррак. Омывает берега СССР, ПНР, ГДР, ФРГ, Дании, Швеции и Финляндии. Морская граница Б. м. проходит по юж. входам проливов Эресунн, Б. и М. Бельты. Пл. 386 тыс. км2. Ср. глуб. 71 м. Ср. объём воды 22 тыс. км3. Берега Б. м. на Ю. и Ю.-В. преим. низменные, песчаные, лагунного типа; со стороны суши - дюны, покрытые лесом, со стороны моря - песчаные и галечные пляжи. На С. берега высокие, скалистые, преим. шхерного типа. Береговая линия сильно изрезана, образует многочисл. заливы и бухты.

Наиболее крупные заливы: Ботнический (по физ.-географич. условиям является морем), Финский, Рижский, Курш-ский, Гданьская бухта, Щецинский и др.

Балтийское море. 1. Пролив Большой Бельт. 2. Побережье в районе г. Зеленоградска в Калининградской обл. РСФСР. 3. Берег близ посёлка Роя в Латвийской ССР.4. Берег датского острова Борнхольм.

Острова Б. м. материкового происхождения. Много небольших скалистых островков - шхер, расположенных вдоль сев. берегов и сосредоточенных в группах Васийских и Аландских о-вов. Наиболее крупные о-ва: Готланд, Борнхольм, Са-рема, Муху, Хиума, Эланд, Рюген и др. В Б. м. впадает большое кол-во рек, наиболее крупные из к-рых Нева, Зап. Двина, Неман, Висла, Одра и др.

Геологическое строение и рельеф дна. Б. м.- неглубокое шельфовое море. Преобладают глубины 40-100 м. Наиболее мелководными р-на-ми являются проливы Каттегат (ср. глуб. 28м), Эресунн, Б. и М.Бельты, вост. части Финского и Ботнич. заливов и Рижский залив. Эти участки дна моря имеют выровненный аккумулятивный рельеф и хорошо развитый покров рыхлых отложений. Большая же часть дна Б. м. характеризуется сильно расчленённым рельефом, имеются относительно глубокие котловины: Готландская (249 м), Борнхольмская (96 м), в прол. Сёдра-Кваркен (244 м) и наиболее глубокая - Ландсортсьюпет к Ю .от Стокгольма (459 м). Многочисленны каменные гряды, в центр. части моря прослежены уступы - продолжения кембрийско-ордовикского (от сев. берега Эстонии к сев. оконечности о. Эланд) и силурийского глин-тов, подводные долины, затопленные морем ледниково-аккумулятивные формы рельефа.

Б. м. занимает депрессию тектонич. происхождения, являющуюся структурным элементом Балтийского щита и его с