БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ая" И. Ф. Стравинского, 1913). Выдающаяся рус. балерина А. П. Павлова выразила идеи своего времени в классич. формах Б.

На рубеже 19 и 20 вв. рус. Б. определился как один из наиболее развитых видов нац. культуры. К этому времени Б. как самостоятельный и творчески развивающийся вид иск-ва существовал только в России. Поэтому достижения рус. мастеров сказались на развитии мировой хореографии. Под прямым воздействием рус. Б. возродился балетный т-р в Зап. Европе и Америке. Б. получил распространение и в странах, ранее его не знавших. Та невиданная популярность, к-рую приобрело в 20 в. танц. иск-во, имеет основой прежде всего достижения рус. Б.

В 1-й четв. 20 в., в особенности после организации "Русских сезонов" за границей (см. С. П. Дягилев), к-рые начиная с 1909 проводились в Париже и Лондоне, интерес к Б. ещё более возрос. Возникали различные школы "свободного" танца (иначе "танца модерн", ритмопла-стич. танца), родоначальником к-рого явилось иск-во А. Дункан. Всё большее внимание уделялось и нар. танцам. К сер. 20 в. в результате всех этих влияний, по-разному сочетавшихся с особенностями нац. традиций, почти в каждой стране сформировалась своя нац. школа Б.

Во Франции до 1929 работала созданная на основе труппы "Русских сезонов" труппа "Русский балет С. П. Дягилева" (балетм. Л. Ф. Мясин, Дж. Баланчин, Б. Ф. Нижинская), где фокинские традиции получили дальнейшее развитие, видоизменяясь под влиянием совр. франц. живописи (П. Пикассо, Ф. Леже и др.) и музыки. В 20-30-е гг. активизировалась деятельность балетной труппы парижского театра "Гранд-Опера" (балетм. С. Лифарь и др.). С конца 1940-х гг. создаются новые коллективы, возглавляемые Р. Пти, М. Бежаром, Ж. Шарра, активно стремившимися приобщить Б. к темам и образам современности.

Балетное иск-во Англии восприняло принципы рус. Б., сохраняя традиции англ. театра пантомимы. Это нашло выражение в ранних постановках балетм. Н. де Валуа ("Иов" Р. Воан-Уильямса, 1931), в трагич. пантомимных спектаклях Р. Хелпмена ("Гамлет" на муз. П. И.Чайковского, 1942), а также в пародийных, фарсовых представлениях, нередко связанных с англ. юмористич. лит-рой, сати-рич. живописью ("Фасад" У. Уолтона, балетм. Ф. Аштон, 1931; "Карьера мота" Г. Гордона, балетм. Н. де Валуа, 1935).

В США балетм. Дж. Баланчин создаёт бессюжетные Б., где получили развитие принципы, некогда провозглашённые М. И. Петипа: танц. движения здесь воспринимаются как зрительная аналогия музыке. Широко используется "свободный" танец (М. Грэхем, Д. Хамфри и др.). В постановках балетм. А. Тюдора ("Огненный столп" на муз. А. Шёнберга, 1942), А. де Милль он сочетается с классическим. Особую группу составляют Б. бытового и фольклорного характера ("Родео" А. Копленда, балетм. А. де Милль, 1942). В 1930-х гг. возрождается дат. Б., хранивший на протяжении почти столетия традиции Бурнонви-ля. Началось возрождение Б. в Италии, Австрии, Швеции. После 2-й мировой войны распространился Б. в Югославии, Голландии, ФРГ. Получил развитие Б. в Польше, Венгрии, балетные театры организованы в Чехословакии, ГДР, Румынии, Болгарии. Появился Б. в странах, ранее не имевших балетного иск-ва (Турция, ОАР, Япония, Австралия и др.). В Испании началось возрождение и распространение исп. классич. танца (танцовщики Архентина, Антонио). В странах Лат. Америки балетмейстеры пользуются сочетаниями нац. и "свободного" танца (Мексика), "свободного" и классич. танца (Чили, Куба).

В странах Азии (Индия, Индонезия, Цейлон, КНДР и др.) возрождаются нац. традиции нар. и сценич. танца, на основе к-рого создаются и совр. спектакли. Танц. фольклор изучается также в странах Африки, где в 50-60-е гг. созданы коллективы, выступающие с нар. танцами.

Сов. Б. начал складываться сразу после Окт. революции. Вбирая в себя достижения прошлого - традиции академич. Б. и фокинского направления, сов. балетный театр преобразовал и обогатил их. Многонац, сов. Б. однороден по своим художественно-эстетич. принципам, его иск-во доступно массам, он утверждает принципы социалистич. гуманизма. Общим для всех мастеров Б. является реалистич. метод. Но единство идейных и методоло-гич. принципов не исключает разнообразия форм.

Сов. Б. прошёл неск. этапов развития. 1920-е гг. были отмечены напряжёнными поисками нового, революционного и совр. содержания и соответствующих ему новых форм. Балетм. Ф. В. Лопухов утвердил танц. аллегорию, танц. плакат ("Красный вихрь" В. М.Дешевова, 1924), танц. симфонию ("Величие мироздания" на муз. Л. Бетховена, 1923), формы нар. театра, действенного, сатирически окрашенного ("Пульчинелла" И. Ф. Стравинского, 1926). К. Я. Голейзовский стремился передать ощущение современности в эмоц. действии, используя музыку А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. С. Прокофьева. Тема духовной свободы раскрыта в его постановке "Иосиф Прекрасный" С. Н. Василенко (1925). Одновременно тщательно сохранялись и лучшие Б. прошлого. Эти два осн. направления - сохранение традиций и новаторство - объединились к концу десятилетия. В Б. "Ледяная дева" на муз. Э. Грига (балетм. Ф. В. Лопухов, 1927) были созданы большие танц. ансамбли, построенные на классич. танце с элементами акробатики. В "Красном маке" Р. М. Глиэра (балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров, 1927) выявились поиски психологич. правды в обрисовке характера героини, а массовый танец "Яблочко" предвосхитил появление героич. плясок, которые стали одним из завоеваний последующего десятилетия. В Б. балетм. В. И. Вайно-нена ("Пламя Парижа" Б. В. Асафьева, 1932) и В. М. Чабукиани ("Сердце гор" А. М. Баланчивадзе, 1938; "Лауренсия" А. А. Крейна, 1939) эта тенденция проявилась наиболее отчётливо. На рубеже 20-30-х гг. возник также новый тип "героического" артиста балета, энергично, действенно воспринимающего жизнь: М. Т. Семёнова, А. Н. Ермолаев, В. М. Чабукиани.

С сер. 30-х до сер. 50-х гг. главенствующим жанром сов. Б. была многоактная танц. драма, черпавшая сюжеты из классич. лит-ры. В эти годы вырабатывались новые принципы драматургии - сценарной, музыкальной, хореографической. Постановщики добивались непрерывного развития действия, достоверности характеров. Балетмейстеры, наиболее успешно работавшие в этом направлении: Р. В. Захаров ("Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева, 1934), Л. М. Лавровский ("Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева, 1940), В. П. Бурмейстер("Лола" С. Н. Василенко, 1943). Тенденции драматич. балета получили яркое выражение в иск-ве Г. С. Улановой. Одновременно с ней прославились К. М. Сергеев, Т. М. Вече-слова, Н. М. Дудинская, О. В. Лепе-шинская, А. М. Мессерер, М. М. Га-бович.

В 30-х гг. начали возникать балетные театры во мн. республиках, даже в тех, народы к-рых в прошлом не только не знали Б., но подчас не имели и танцев.

Известность получили Б.: на Украине "Лилея* К. Ф. Данькевича, "Лесная песня" М. А. Скорульского (балетм. С. Н. Сергеев, 1946; В. И. Вронский, 1958); в Белоруссии "Соловей" М. Е. Крошнера (балетм. А. Н. Ермолаев, 1939); в Узбекистане "Се-мург" Б. В. Бровцына (балетм. И. Юсупов, 1964); в Казахстане "Камбар и Назым" В. В. Великанова (балетм. М. Ф. Моисеев, 1938, Д. Абиров, 1959); в Грузии многочисл. постановки В. М. Чабукиани ("Синатлэ"

Г. В. Киладзе, 1947; "Горда" Д. А. Торадзе, 1949; "Отелло" А. Д. Мачавариани, 1957); в Азербайджане "Девичья башня" А. Ба-далбейли (балетм. С. Н. Кеворков, В. И. Вронский, 1940), "Семь красавиц" К. Караева (балетм. П. А. Гусев, 1952); в Литве "Эгле - королева ужей" Э. К. Баль-сиса (балетм. В. Гривицкас, 1960); в Молдавии "Сломанный меч" Э. Л. Лазарева (балетм. Н. В. Данилова, 1960); в Латвии "Сакта свободы" А. П. Скултэ (балетм. Е. Я. Чанга, 1950); в Киргизии "Чолпон" М- Р. Раухвер-гера (балетм. Л. М. Крамаревский, 1944; Н. С. Тугелов, 1958); в Таджикистане "Лей-ли и Меджнун" С. А. Баласаняна (балетм. Г. Валамат-заде, 1947); в Армении "Мармар" Э, С. Оганесяна (балетм. И. И. Арбатов, 3. М. Мурадян, 1957); в Туркмении "Алдар-косе" К. А. Корчмарёва (балетм. Н. С. Хол-фин, 1942; К. Джапаров, 1952); в Эстонии "Калевипоэг" Э. А. Каппа (балетм. X. Ю. Тохвельман, 1948; И. А. Урбель, 1953); в Башкирии "Журавлиная песня" Л. Б. Степанова (балетм. Н. А. Анисимова, 1944); в Бурятии "Красавица Ангара" Л. К. Книппера (балетм. М. С. Заславский, 1959); в Татарии "Шурале" Ф. 3. Яруллина (балетм. Л. В. Якобсон, 1945) и др. Многие мастера Б. нац. республик удостоены звания нар. арт. СССР. Среди ведущих деятелей балета союзных республик - Г. Алмас-заде, Б. Бейшеналиева, Л. Векилова, В. Э. Вил-цинь, П. П. Вирский, В. И. Вронский. Л. За-хидова, Г. Измайлова, В. Ф. Калиновская, 3. А. Насретдинова, Г. К. Сабаляус-кайте, Л. П. Сахьянова, М. Тургунбаева, В. М. Чабукиани.

В сер. 50-х гг. наступил новый этап развития сов. Б. Спектакли, созданные в 50-60-е гг., свидетельствуют об усилившемся интересе их создателей к внутр. миру человека во всей его сложности, в его связях со временем. Совр. балетмейстеры возродили традиции симфонизиро-вашюго танца 19 в., обратились к опыту М. М. Фокина, развили достижения сов. хореографов-экспериментаторов 20-х гг. и своих непосредств. предшественников, постановщиков хореографич. драм. Продолжается естественный процесс дальнейшего роста и развития сов. Б., сопровождающийся активными творч. поисками.

Сов. балетмейстеры возродили жанры, много лет отсутствовавшие на сцене: Л. В. Якобсон поставил публицистич. балеты-плакаты ("Клоп" Ф. Отказова и Г. И. Фиртича, 1962; "Двенадцать" Б. И. Тищенко, 1964), И. Д. Бельский- балетную симфонию ("Ленинградская симфония" на муз. Д. Д. Шостаковича, 1961). Балеты Ю. Н. Григоровича - психологич. драмы, где каждый образ доведён до обобщения ("Каменный цветок" С. С. Прокофьева, 1957; "Легенда о любви" А. Д. Меликова, 1961; "Спартак" А. И. Хачатуряна, 1968). Спектакли о современности поставили О. М. Виноградов ("Асель" В. А. Власова, 1967), Н. Д- Касаткина и В. Ю. Василёв ("Героическая поэма" Н. Н. Каретникова, 1964). Выдающиеся танцовщики театров Москвы и Ленинграда, выдвинувшиеся в 40- 50-е гг.: А. Я. Шелест, М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, И. А. Колпакова, Н. В. Тимофеева; в 60-е гг.: В. В. Васильев, Н. И. Бессмертнова, Н. Р. Макарова, М. Л. Лавровский, М. Э. Лиепа и др.

В советское время происходит интенсивное развитие балетного театра, он становится театром подлинно народным. До Октябрьской революции в России было два оперно-балетных театра, которые давали в среднем по 40-50 балетных спектаклей в год (т. е. в общей сложности 100), спектакли посещали немногим более 33 тыс. человек в год. В СССР насчитывается (1970) 40 оперно-балетных театров. Кроме того, Б. ставятся в муз. театрах (напр., в Тарту), в муз.-драматич. (Сыктывкар, Якутск и др.), в ряде театров оперетты (Москва, Ленинград, Киев, Одесса и др.). Количество представлений, к-рые они дают, исчисляется тысячами, количество зрителей - миллионами. Все балетные труппы этих театров включают от 40-50 до 200-225 чел. (труппа Большого театра).

Наряду с проф. коллективами существуют и самодеятельные. Они организованы при заводах, клубах, дворцах культуры, в учебных заведениях, воинских частях. Самодеятельность располагает сетью кружков и студий, выступающих с концертами, а также т. и. народными театрами, к-рые ставят балетные спектакли. Только в одной Российской федерации ок. 20 нар. театров имеют свой балетный репертуар.

До революции в России было две балетные школы. В СССР (1970) существует 16 гос. училищ, а также многочисл. студии при театрах, домах культуры, проф. и самодеятельные. Учебная подготовка педагогов танца и балетмейстеров ведётся в вузах: Гос. ин-те театр. иск-в им. А. Луначарского в Москве, Консерватории им. Н. Римского-Корсакова в Ленинграде, Ин-те культуры в Москве и др.

Сов. Б. отличает его идейность. Он является орудием нравственного воспитания. Неизмеримо расширилась тематика Б.: в спектаклях показан герой, борющийся за свободу, создан образ восставшего народа. Спектакли, поставленные сов. хореографами, проникнуты гуманизмом: они утверждают конечную победу справедливости, провозглашают достоинство и свободу человеческой личности.

Мастера сов. Б. правдиво отражают явления действительности, обобщая их, выявляя в них типическое и выражая в единстве муз. и хореографич. образов.

Немалое значение для развития мирового балетного иск-ва имело расширение в 50-60-е гг. культурных связей. Сов. балетные коллективы гастролируют во всех странах мира, сов. хореографы и педагоги ставят за рубежом спектакли, создают школы, артисты из мн. стран стажируются в сов. театрах и уч-щах.

Лит.: Худеков С. Н., История тан-цев, т. 1 - 4, СПБ, 1913 - 17; Левин-сон А. Я., Старый и новый балет, П., 1917; Ballet annual, L.- N. Y., 1946-64; К о с k n о В., Le ballet en France du quin-zieme siecle a nos jours, P., 1949; A m-berg G., Ballet in America, N. Y., 1949; Clarke M., The Sadler's Wells ballet, N. Y.- L., 1955; Rebling E., Ballett gestern und heute, В., 1957; R e g n a F., Histoire du ballet, P., 1964; Beaumont C. W., Complete book of ballets, N. Y., 1941; Классики хореографии, ред. Б. И. Чесноков, Л.- М., 1937; Н о-в е р р Ж.-Ж., Письма о танце и о балетах, Л.- М., 196о; Слонимский Ю. И., Мастера балета..., [Л.], 1937; Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1 - 2, Л., 1938 - 39; Красовская В. М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.- М., 1958; её ж е, Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.- М., 1963; Слонимский Ю. И., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.- М., 1958; его же, П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Фокин М. М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи. Письма, Л.- М., 1962; Слонимский Ю. И., Советский балет..., М.- Л., 1950; Рославлева Н. П., Английский балет, М., 1959. Е. Я. Ct/риц. Илл. см. на вклейке, табл. XLVII, XLVIII.

БАЛЕТМЕЙСТЕР (нем. Ballettmeister). автор и постановщик балетов, танцев, хореографич. номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте. Б. ставит хореографич. сцены, танцы, создаёт такую систему движений, к-рая наиболее выразительно раскрывает на сцене художеств. образы и идею спектакля.

БАЛЕТОМАН (от балет и греч. mania - безумие, неистовство), любитель и постоянный посетитель балета. Во 2-й пол. 19 в. в России было много Б. Среди них представители рус. интеллигенции, выступавшие иногда как теоретики и историки балетного иск-ва (К. Скальковский, А. Плещеев, С. Худеков, В. Светлов и др.). В Зап. Европе этот термин получил распространение значительно позднее, чем в России.

Лит.: Плещеев А., Что вспомнилось. Актеры и писатели, т. 3, СПБ, 1914: Н a s -kell A. L., Ballettomania, 17 ed., L.. 1946.

БАЛИ (Bali), межостровное море Тихого ок. между вост. оконечностью о. Ява и о-вами Бали, Ломбок, Сумбава, Сула-веси и Мадура. Пл. 119 тыс. км2, ср. глуб. 411 м, макс. глуб. 1590 м. Темп-pa воды 27°С, 28°С. Солёность 33,0-34,0°/оо-Приливы смешанные, их размер до 1,7 м. Гл. порт - Сурабая (о. Ява).

БАЛИ (Bali), остров в Малайском архипелаге, самый западный из М. Зондских о-вов, в Индонезии. Пл. 5,6 тыс. км2. Нас. ок. 1,8 млн. чел. (1961). Осн. города: Сингараджа, Денпасар. Остров горист, наиболее высок на В., где расположен вулкан Агунг выс. 3142 м. Берега круты, мало изрезаны, только на Ю. отделяется более крупный полуостров. Климат тро-пич., муссонный, с обильными летними осадками (1500 мм в год и более) и очень сухой зимой. Покрыт тропич. лесами (пальмы, тиковое дерево). Плантационное х-во (рис, кофе, какао).

Б.-старинный центр индонез. культуры ("остров тысячи храмов") и нар. иск-ва (танец, резьба по дереву, кости, камню и рогу, маски, утварь, ювелирные изделия, ткани с богатой расцветкой, плетение из пальмового листа, бамбука и трав). Архит. памятники: "Королевские могилы" (11 в.) - высеченные в скалах фасады; "Слоновая пещера" (ок. 13 в.) с резным фасадом и фонтанной скульптурой; мно-гочисл. храмы ("пура") с террасными дворами, богато украшенными воротами и ярусными башнями. Скульптура Б. (фигуры людей и животных) отличается свободой, живостью и разнообразием тем, живопись (современные художники - А. А. Г. Собрат, И. Б. Маде) - декоративной узорностью, идилличностью образов, где человеческие фигуры сливаются с пышно расцветающей природой.

Лит.: Демин Л. М., Остров Бали, М., 1964; Goris R., Bali. Atlas kebudajaan, Diakarta, 1956.

БАЛИ, Балли, город в Индии в шт. Зап.Венгалия, на р. Хугли. 125 тыс. жит. (1967); входит в гор. агломерацию Калькутты. Джутовая пром-сть, произ-во минеральных удобрений, хл.-бум. изделий, стекла, металлургия.

БАЛИЙЦЫ, народ, живущий на о. Бали и на 3. о. Ломбок (Индонезия). Численность около 2 млн. человек (оценка 1967). Язык относится к группе индонезийских языков. Религия - индуизм.

Основные занятия - земледелие (рис, кукуруза, кокосовые пальмы, чай и др.), разведение свиней. Б.- народ древней высокой культуры. Керамические изделия, ткани, резьба по дереву и камню, ювелирные изделия Б. известны всему миру. Б. славятся как искусные танцоры и музыканты.

Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966.

БАЛИКПАПАН (Balikpapan), город и порт в Индонезии, на В. о. Калимантан, в Макасарском прол. 92 тыс. жит. (1961). Переработка и вывоз нефти.

БАЛИМАНОВ Джабай (1893, с. Кара-камыш, ныне Актюбинской обл.,- 6.8. 1966), старший чабан колхоза Актау (ныне колхоз им. Джабая Балиманова) Тамдын-ского р-на Бухарской обл. Узб. ССР (с начала организации колхоза до 1963), дважды Герой Социалистич. Труда (1951, 1958). От каждых 100 маток получил в 1957 по 132 ягнёнка и по 170 ягнят в 1963, выход каракуля 1-го сорта в 1957 - 94%, в 1963 - 89,2%. Деп. Верх. Совета Узб. ССР 4-го созыва. Награждён 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, 6 медалями ВДНХ, в т. ч. 3 золотыми. Портрет стр. 567.

БАЛИНСКИЙ Иван Михайлович [23. 5(4.6).1827, имение Яшуны Виленской губ.,-11(24).3.1902, Петербург], русский психиатр. В 1846 окончил Медико-хирур-гич. академию, где в 1857 начал впервые в России преподавать психиатрию как самостоят. дисциплину; в 1860-84 был профессором этой академии. В 1859 основал здесь первую в России образцовую для того времени психиатрич. клинику. Б.- организатор "Общества петербургских врачей для помешанных" (1861). С 1869 по инициативе Б. начато осуществление устройства окружных спец. лечебниц в ряде городов