БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

и истории материальной культуры", 1934, в. 106; Цветкова И. К., Стоянки ба-лахнинской культуры в области нижнего течения Оки, в сб.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 110, М.- Л., 1963. В. С. Титов.

БАЛАХНИНСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ им. Ф. Э. Дзержинского, одно из крупнейших предприятий целлюлозно-бум. пром-сти СССР. Расположен в пос. Прав-динске Горьковской обл. РСФСР. Выпускает газетную бумагу, из отходов - обёрточную бумагу, изоляционные плиты, тех-нич. спирт, литейные крепители, синтетич. дубители и кормовые дрожжи. Строительство комбината начато в 1926. Первая бумагоделат. машина пущена в 1928. До 1933 были пущены 2-я и 3-я машины для выработки полотна газетной бумаги шириной 5,6 м и 4-я - для выработки обёрточной бумаги, в 1954 пущена 5-я машина. В 1960 началась реконструкция комбината. С 1962 по 1967 пущен комплекс быстроходных бумагоделат. машин (№№ 6 и 7) проектной скоростью 750 м/мин и шириной бум. полотна 6,72 м. В составе комбината рейд и лесная биржа, 2 бумагоделат. цеха, з-ды: целлюлозный, 2 древесномассных, сульфитно-спиртовой с выпарным, дрожжевым цехами и отделением дубителей, цех утилизации отходов с отделением изоляц. плит и др. Древесина поступает сплавом и по ж. д. Древесномассные и целлюлозный з-ды вырабатывают полуфабрикаты для бумагоделат. машин. В 1967 выработка бумаги составила 357 тыс. т против 192 тыс. т в 1957. А. П. Ситков.

БАЛАХТА, посёлок гор. типа, центр Ба-лахтинского р-на Красноярского края РСФСР. Расположен на р. Чулым (приток Оби), в 124 км к В. от ж.-д. ст. Ужур (на линии Ачинск - Абакан). 8,5 тыс. жит. (1968). Маслозавод, предприятия автомоб. транспорта, машинно-мелиоративная станция.

БАЛАШ Бела (1884-1949), венгерский писатель. См. Балаж. Б.

БАЛАШ Иван (ум. 1633), предводитель крестьяпско-казацкого восстания в 30-х гг. 17в. в России. По происхождению крестьянин Болдина монастыря. Б. стоял во главе одного из партиз. отрядов, создававшихся во время т. и. Смоленской войны 1632-34 крестьянами и посадскими людьми (отсюда назв. всего движения - "балашовщина"). Действия таких отрядов были направлены не только против польско-литов. вооруж. сил, но и против местных помещиков и вотчинников. В эти отряды начали перебегать солдаты и казаки из регулярной царской армии. Отряд Б., возникший в Дорогобужском у. осенью 1632, участвовал в успешных боях против польских войск в сёлах Кадино и Красное (в р-не Смоленска), в Дорогобужском, Рославльском уездах, под Кричевым и в осаде Стародуба, совершил рейд под Гомель и Чичерск, затем вернулся и расположился лагерем у Стародуба. Отряд Б. разгромил также ряд имений дворян. Царское пр-во, напуганное антифеод. характером движения, начало в янв. 1633 переговоры с Б. о его вступлении в регулярную армию, обещая помилование ему и всем его сторонникам. Но в марте 1633 в бою под Стародубом Б. был схвачен, умер в тюрьме. Смерть Б. не остановила движения. И только к кон. 1634, бросив значит. силы на подавление восстания, пр-ву удалось задушить его. Часть повстанцев ушла на Дон. Лит.: П о р ш н е в Б. ф., Социально-политическая обстановка в России во время Смоленской войны, "История СССР", 1957, № 5. Б. С. Бакулин.

БАЛАШИХА, город в Московской обл. РСФСР. Расположен па р. Пехорка (приток р. Москвы), в 25 км к В. от Москвы. Конечный пункт ж.-д. ветки от ст. Реутово. 92,4 тыс. жит. (1970). Старинный центр текст. пром-сти (с 1830). Хлопкопрядильная и суконная ф-ки, кислородный з-д. Факультет заочного машино-строит. ин-та, с.-х. ин-т заочного образования (пос. Леоново). В 1928 Б. была отнесена к категории посёлков, с 1939 город. В черту города входит б. усадьба Разумовских Горенки (ныне детский санаторий) с дворцом кон. 18 в. (арх. А. А. Менелас) и с пейзажным парком, включавшим крупнейший в России ботанич. сад. Близ Б.- б. усадьба Голицыных Пехра-Яковлевское с церковью-ротондой (1779-85), приписываемой В. И. Баженову.

БАЛАШОВ Александр Дмитриевич [13(24). 7. 1770, Москва, -8 (20). 5. 1837, Кронштадт], русский гос. деятель, ген.-адъютант (1809). В 1804-07 московский, в 1808-09 петерб. обер-полицмейстер, в 1809-10 петерб. воен. губернатор. В 1810-19 мин. полиции. В 1810 чл. Гос. совета. В начале войны 1812 был направлен Александром I для переговоров с Наполеоном I о прекращении воен. действий (см. его воспоминания в "Историческом вестнике", 1883, май). Участвовал в заграничных походах 1813-14. В 1819-28 ген.-губернатор пяти центр. губерний.

БАЛАШОВ Семён Иванович (псевд.- Странник) [11(23).2.1874, дер. Саль-цево Шуйского уезда Владимирской губ.,-3.2.1925],советский партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1898. Род. в семье крестьянина. Рабочий-ткач. Участвовал в организации Иваново-Вознесенского к-та РСДРП, один из руководителей Иваново-Вознесенской стачки 1905. В 1906-08 на парт. работе в Орловско-Брянском к-те РСДРП, в Иваново-Вознесенске, Москве. Арестован в нояб. 1908, в 1910 сослан в Сибирь. В 1917 пред. Иваново-Вознесенского к-та РСДРП(б). В 1918 участвовал в борьбе против войск Каледина, в подавлении контрреволюц. мятежа в Ярославле. С 1919 на парт. и сов. работе в Харькове, Полтаве, Москве.

БАЛАШОВ (до 1780 -с. Балашово), город в Саратовской обл. РСФСР (в 1954-57 центр Балашовской обл.). Расположен на р. Хопёр (приток Дона), на автодороге Саратов - Воронеж. Узел ж.-д. линий на Ртищево, Поворино, Тамбов и Камышин. 76 тыс. жит. (1969). Крупный центр лёгкой и пищ. пром-сти.

В Б. работают предприятия: комбинат плащевых тканей, слюдяной комбинат, швейные и обув. фабрики, мебельная фабрика, мясоконсервный комбинат, мельзаводы, маслосырзавод, з-ды маслобойный, сахарный, автотракторных прицепов, авторем., комбикормовый и др.; произ-во стройматериалов. Пед. ин-т, техникумы механизации с. х-ва, пушно-меховой, филиал Саратовского электромеханического, мед. и муз. училища. Краеведческий музей. Драматический театр.

Лит.: Кавунов П. А., Города Саратовской области, 2 изд., Саратов, 1963.

БАЛАШШИ, Балашшa (Balassi) Балинт (20.10.1554, Зойом,-30.5.1594, Эс-тергом), венгерский поэт. Сын крупного феодала; жизнь провёл в походах против тур. завоевателей. Лирика Б. (циклы стихов "Анна", 1578-83; "Юлия", 1588-89; "Целия", 1589), отмеченная простотой, естественностью чувств, любовью к родине и тревогой за неё, - крупнейшее явление лит-ры Возрождения в Венгрии. Б. оказал влияние на формирование венг. лит. языка.

Соч.: Osszes muvei, Bdpst, 1951.

р. К. Россиянов.

БАЛАБАС, порода грубошёрстных жирнохвостых овец мясо-шёрстно-молочного направления. Создана в Закавказье многовековой нар. селекцией. Особенность экстерьера - длинный жирный хвост, спускающийся ниже скакательного сустава, в ниж. части изогнутый в виде буквы S; жировые отложения на хвосте имеют вид двух подушек (большой и малой). Масть овец белая с тёмными отметинами на конечностях, голове, концах ушей. Живая масса баранов 85-90 кг, наибольшая-до 110 кг; маток 55-60, наибольшая-до 75 кг. Убойный выход 45-50%. Жировые отложения на хвосте у баранов до 12 кг, у маток 5-6 кг. Шерсть неоднородная, дл. 11-17 см. Настриг с баранов 2,8-3,2 кг, с маток 2,0-2,1 кг. Выход чистой шерсти 50-65%. Шерсть используется для изготовления ковров, бурок, пригодна и для камвольных тканей. Молочность маток 124-130 кг, в лучших х-вах за лактацию надаивают по 65-70 кг товарного молока. Плодовитость 112-120 ягнят на 100 маток. Овцы хорошо приспособлены к высокогорным пастбищам. Разводят породу в Арм. ССР, в Азерб. ССР, а также на С. Ирана и Турции.

БАЛВЫ, город, центр Балвского р-на Латв. ССР. Расположен на С.-В. республики, на р. Балупе (басс. Даугавы), в 6 км от ж.-д. ст. Балвы (на линии Рига- Пыталово). 4,7 тыс. жит. (1969). Мясокомбинат, маслодельный з-д. Впервые как насел. пункт упоминается в 1224, стал городом в 1928.

БАЛДАНО Намжил Гармаевич (р. 20.10.1907, улус Оронгой Иволгинского аймака), бурятский советский драматург, актёр, режиссёр, нар. арт. Бурят. АССР (1938). Член КПСС с 1940. В пьесах Б. изображены ожесточённая классовая борьба в деревне, победа коллективизации и колх. строя: "Прорыв" (1932), "Один из многих" (1937), "Рыбаки Байкала" (1942), "Баянгол" (1947), "Пламя" (1953). Автор либретто опер и балетов: "Свет над долиной" (1950), "Красавица Ангара" (1957), "Побратимы" (1958). Составил сводный текст эпоса "Гэсэр" (изд. 1959). Награждён 2 орденами.

Соч.: Суглуулагдамал зохёолнууд, т. 1 - 2, Улаан-Удэ, 1967; Пьесэнууд. Улаан-Удэ, 1957; в рус. пер.- Избранное. Пьесы, М., 1959.

Лит.: Найдаков В., Бурятская драматургия, Улан-Удэ, 1959.

БАЛДАХИН (итал. baldacchino, собств. шёлковая ткань из г. Багдада), нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церк. алтарём; первоначально матерчатый, позднее также из камня, дерева, металла. В рус. зодчестве известен с 11 в. (под назв. сень и киворий).

БАЛДОНЕ, посёлок гор. типа в Рижском р-не Латв. ССР. Расположен в 33 км к Ю.-В. от Риги и в 16 км от ближайшей ж.-д. ст. Икшкиле. 1,9 тыс. жит. (1969). Произ-во трикотажных и пластмассовых изделий. Бальнеологич. и грязевой курорт (известен с 18 в.). Близ Б.-обсерватория АН Латв. ССР. Лето умеренно тёплое (ср. t июля ок. 18°С), зима мягкая (ср. t янв. -5°С); осадков ок. 650 мм в год. Леч. средства: слабосероводородная минеральная вода, используемая для ванн, и торфяная грязь. Лечение больных с заболеваниями органов движения нетуберкулёзного характера, нервной системы, гинекологич. и нек-ры-ми заболеваниями сердечно-сосудистой системы с недостаточностью кровообращения 1-й степени. Санаторий, грязелечебница, ванное здание, водолечебница. С е з о н - круглый год.

БАЛЕАРСКИЕ ОСТРОВА (Baleares), группа островов в зап. части Средиземного м., в 200 км к В. от Пиренейского п-ова. Состоят из двух больших о-вов - Мальорка и Менорка и арх. Питиусских островов. Образуют провинцию Испании Балеарес. Пл. 5 тыс. км2. Нас. 510,9 тыс. чел. (1969). Адм. ц. и гл. порт - Пальма. В рельефе преобладают низменные и холмистые поверхности; на С.-З. о-ва Мальорка - горный хребет выс. до 1445 м. О-в Менорка - невысокое плато (358 м), крутыми уступами обрывающееся к морю. Развит карст. Климат средиземноморский, с жарким сухим летом и влажной зимой; осадков 400 - 600 мм в год. Рощи кам. дуба и алеппской сосны, заросли маквиса, карликовой пальмы, гарриги. Субтропич. земледелие, гл. обр. плодоводство (цитрусовые, виноград, олива, миндаль, рожки и др.). Рыболовство. Туризм.

До 201 до н. э. Б. о. владел Карфаген, с 123 до н. э. римляне. В 5-8 вв. Б. о. захватывали вандалы, Византия, Франкское королевство. С 798 ими владели арабы. Б. о. были одним из гл. центров пиратства и работорговли. В 1229-35 Б. о. вошли в Арагонское королевство; в 1276 - 1344 существовало самостоят. королевство Майорка. С 15 в. Б. о. в составе Испании (в 1756-63 Б. о. владела Франция, в 1708-82 о. Менорка принадлежал Англии).

БАЛЕЗИНО, посёлок гор. типа, центр Балезинского р-на Удм. АССР. Расположен на лев. берегу р. Чепцы (приток Вятки). Ж.-д. станция на линии Киров - Пермь. 14 тыс. жит. (1968). Льнозавод, лесокомбинат, литейно-механич. з-д, предприятия ж.-д. транспорта.

БАЛЕЙ, город в Читинской обл. РСФСР. Расположен у подножия Борщовочного хр., на р. Унда (басс. Амура), в 55 км к Ю. от ж.-д. ст. Приисковая (на Сиб. магистрали). 28 тыс. жит. (1967). Крупный центр золотодобывающей пром-сти (шахты, открытый карьер, обогатит. ф-ки). Мед. и пед. уч-ща. Возник на месте приискового посёлка Новотроицк; стал городом в 1938.

БАЛЕРИНА (итал. ballerina, от позднелат. ballo-танцую), танцовщица в балетной труппе. Термин вошёл в употребление во 2-й пол. 19 в., после триумфальных выступлений итал. танцовщиц-виртуозок. В дореволюц. России звание Б. присуждалось ведущим танцовщицам имп. балетной труппы (звание было связано с получением определённого оклада и характером партий, исполняемых танцовщицей), В наст. время Б. принято называть всех артисток балета.

Лит.: Худеков С. Н., История танцев, т. 3, СПБ, 1915; Скальков-ский К., В театральном мире, СПБ, 1899.

БАЛЕТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo - танцую), вид сценического иск-ва, содержание которого выражается в танц.-муз. образах. Термин "Б." служит преим. для обозначения ев-роп. Б., сложившегося на протяжении 16-19 вв., но в 20 в. стал трактоваться расширенно, в частности применительно к вост. танц. представлениям.

Европ. Б. возник в эпоху Возрождения. В кон. 14 в. наметилось различие между бытовым и театрализованным танцами. Процесс формирования театр. танца, зародившегося в Италии, а затем и в др. странах, привёл в 15-16 вв. к рождению Б. В 16 в. сценич. танец, ранее входивший в представление в качестве интермедий, получил драматургич. оформление, став частью синтетич. спектакля. Первые спектакли, связанные единым сюжетом, появились во Франции во 2-й пол. 16 в. (напр., "Комедийный балет королевы" Б. Баль-тазарини, 1581). В это время танец был ещё неотделим от слова и пения. В представлениях, дававшихся при дворе, выступали придворные. После появления проф. танцовщиков началось развитие техники танца. К кон. 17 в. были выработаны каноны, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля, разработаны виды театр. танца.

В 18 в. в Англии, Австрии, а затем во Франции Б. окончательно сформировался как самостоят. иск-во. В Лондоне балетные спектакли на антич. сюжеты создавали Дж. Уивер и М. Салле. В Вене балетм. Ф. Хильфердинг и Г. Анджоли-ни обратились к трагедиям классицизма. Франц. хореограф Ж. Ж. Новер обобщил и закрепил практику и теорию нового Б. Его спектакли ("Медея и Язон" Ж. Ж. Родольфа, 1763; "Горации и Куриации" И. Штарцера, 1775) отличались целостностью и логич. развитием сюжета. Их содержание раскрывалось с помощью музыки и пантомимы. Последователи Новера-балетм. Ж. Доберваль (автор "Тщетной предосторожности", 1789) и др., сохраняя верность осн. принципам Новера, стремились развивать действенность самого танца. В Дании работал балетм. В. Галеотти. Принципы действенного Б. получили развитие в спектаклях итал. балетм. С. Вигано ("Творения Прометея" Л. Бетховена, 1801 и 1813; "Отелло", 1818).

В России регулярные балетные спектакли ставились с сер. 1730-х гг. Пантомимные Б. классицистского направления насаждали балетм. Хильфердинг, Анд-жолини. Б., близкие стилю сентиментализма, ставил на рубеже 18 и 19 вв. И. И. Вальберх ("Новый Вертер" А. Н. Титова, 1799; "Павел и Виргиния", 1810). Нац. тематика и фольклор использовались в танц. интермедиях и дивертисментах (особенно в период Отечеств. войны 1812).

Достижения Б. как во Франции, так и в России подготовили возникновение романтич. Б., черты к-рого проявились уже в 1820-х гг. в спектаклях Ш. Дидло ("Зефир и Флора" К. Кавоса, 1818; "Кавказский пленник, или Тень невесты" К. Кавоса, 1823) и его последователя А. П. Глушковского ("Руслан и Людмила, или Ниспровержение Черномора, злого волшебника" Ф. Шольца, 1812). Романтич. Б., окончательно сформировавшийся во Франции в 1830-х гг., стал одной из вершин развития хореографич. иск-ва 19 в. В романтич. образах отразилось обобщённое идеализированное представление о человеке. В Б. балетм. Ф. Тальони, поставленных для танцовщицы М. Тальони ("Сильфида" Ж. Шнейцгоффера, 1832; "Дева Дуная" А. Адана, 1836), возник новый стиль танца (развилась прыжковая техника, появился женский танец на пальцах). Лучшее произведение этого направления - Б. "Жизель" Адана, поставленный Ж. Перро (1841). Видной танцовщицей романтич. Б. была Ф. Эль-слер. Балеты Перро ("Эсмеральда" Ч. Пуньи, 1844; "Корсар" Адана, 1858), близкие иск-ву поэтов-романтиков, связанному с нац.-освободит. идеями, воздействовали пафосом, эмоциональной силой. Одним из ответвлений романтич. Б. были лирич. танц. драмы дат. балетм. А. Бурнонвиля ("Неаполь" X. Паулли, Э. Хельстеда, Н. В. Гаде, X. К. Люмбье, 1842; "Свадебный поезд в Хардангере" Паулли, 1853).

Во 2-й пол. 19 в. с кризисом романтизма балетное иск-во в Европе стало терять глубокое человеческое содержание, сближалось с феерией, ревю. Эти черты проявились в творчестве А. Сен-Леона ("Пакеретта" П. Бенуа и Ч. Пуньи, 1851; "Конёк-Горбунок" Пуньи, 1864). Хотя рус. театр отдал дань этой моде, здесь распадформы романтич. спектакля не привёл к вырождению Б. Ранние балеты М. И.Пе-типа сохраняли отчасти сюжетную цельность, характерную для предыдущего периода. В дальнейшем складывалась новая эстетика монументального балетного спектакля, где сценарная фабула излагалась в пантомимных сценах, а осн. идея произв. рождала обобщённые образы больших танц. ансамблей. Танец достиг высокой выразительности и тех-нич. совершенства в балетах Петипа, находившего основу в музыке. Поэтому значит. явлением был приход композиторов-симфонистов в балетный театр.

Танц. ансамбли "Спящей красавицы" П. И. Чайковского (1890), "Раймонды" А. К. Глазунова (1898), поставленные Петипа, "Щелкунчик" (1892) и "Лебединое озеро" (1895) Чайковского, поставленные Л. И. Ивановым и Петипа, обобщали мысли, чувства подобносимфонич. музыке.

В 20 в. на путь реформ встал М. М. Фокин. Он ввёл Б. в круг идей и образов, характерных для иск-ва этого времени, в частности для эстетич. принципов "Мира искусства". Его Б. "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина (1907), "Шопениана" на музыку Ф. Шопена (1908), "Карнавал" на музыку Р. Шумана (1910), "Жар-Птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского (1910 и 1911) стилистически и тематически были близки художникам "Мира искусства", с которыми сотрудничал М. М. Фокин, перекликались с совр. поэзией, исканиями театр. режиссуры. В одноактных балетах Фокина, драматургически завершённых и цельных, на смену канонич. танц. композициям (па-де-де, гран па и др.) пришла новая хореография: динамич. танц. пантомима, танец, проникнутый мимич. выразительностью. В нач. 20 в. попытку реформировать Б. предпринял также А. А. Горский, стремившийся к реалистич. мотивировке действия ("Дочь Гудулы" А. Ю.Симона, 1902; "Саламбо" А. Ф. Арендса, 1910).

Борьба академич. и нового направлений отразилась на исполнительском иск-ве. К академич. формам тяготели М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, Е. В. Гельцер. В экспериментах Фокина участвовали Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, к-рый проявил себя и как балетмейстер, введя в Б. мотивы экспрессионизма ("Послеполуденный отдых фавна" на музыку К. Дебюсси, 1912; "Весна священн