БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

создаёт нац. дохода, а использует его для выполнения своей полезной обществ. функции.

Остальная часть нац. дохода используется обществом для накопления и покрытия прочих обшегос. потребностей. Источником фонда накопления является прибавочный продукт социалистич. общества. Этот фонд складывается в балансе из след. элементов: прироста осн. производств. фондов и оборотных средств; прироста осн. непроизводств. фондов; прироста резервов и прочих затрат. Материалами для этих расчётов служат оценка стоимости всех фондов на начало и конец планового периода, намечаемые объёмы и структура капитальных вложений в производственную и непроизводственную сферы (составляется специальный баланс основных фондов), а также данные об изменении на плановый период резервов, их структуры и прочих затрат. Прирост оборотных средств получает своё выражение в балансе нар. х-ва как один из важных элементов фонда накопления (наряду с приростом осн. фондов). В него входит прирост запасов сырья, топлива, материалов и др. производств. элементов, незавершённого произ-ва и строительства, готовой продукции и товаров в пути, а также потребительских запасов у населения.

Расчёты в действующих ценах показывают, что примерно 3/4 нац. дохода используется на цели потребления населения, а 1/4 образует фонд накопления. Это соотношение в различные периоды и отд. годы не остаётся неизменным и имеет тенденцию к нек-рому росту доли накопления. Б. н. х. СССР составляется в действующих ценах, в к-рых реально совершается процесс движения совокупного обществ. продукта, его произ-во и реализация и социалистич. воспроизводство. На самом деле доля накопления в нац. доходе страны более высока, поскольку плановые цены на средства произ-ва (из к-рых материально состоит фонд накопления), в отличие от цен на предметы потребления, в значит. мере не включают налога с оборота. Повышение эффективности общественного произ-ва и производств. накопления позволило бы одновременно с обеспечением высоких и устойчивых темпов развития материального произ-ва добиваться неуклонного повышения фонда потребления и непроизводств. накопления в нац. доходе страны, что является важнейшей задачей планирования в совр. условиях.

Вторым разделом Б. н. х. СССР является сводный баланс трудовых ресурсов и их использования. Посредством этого баланса осуществляются и поддерживаются планомерное распределение и перераспределение рабочей силы между отраслями нар. х-ва, экономич. р-нами, республиками и внутри них в области как обществ. материального произ-ва, так и непроизводств. сферы. Определяются потребность в квалифицированной рабочей силе и источники её покрытия. С помощью баланса трудовых ресурсов осуществляются мероприятия по обеспечению полной занятости трудоспособного населения страны на основе высоких и устойчивых темпов роста обществ. произ-ва. К сводному балансу трудовых ресурсов и их использования примыкают многие др. балансовые расчёты, имеющие самостоят. значение. Данные баланса трудовых ресурсов, будучи сопоставлены с данными баланса совокупного обществ. продукта, дают возможность глубоко проанализировать складывающиеся внутр. связи между ними по обеспечению необходимых масштабов и темпов произ-ва обществ. продукта и нац. дохода, важнейшие нар.-хоз. пропорции воспроизводства.

Движение обществ. продукта на стадии произ-ва и конечного использования получает свое выражение не только по натурально-вещественному составу, но и по стоимости в балансе национального дохода и движения доходов населения и социалистич. предприятий - гос. и кооперативно-колхозных, а также доходов населения от личного подсобного х-ва. В соответствующей системе показателей баланса нац. дохода выражается первичное распределение нац. дохода на доходы социалистич. предприятий и доходы населения, занятого в сфере общественного материального произ-ва. Сюда относятся: заработная плата и премии рабочих и служащих в производств. сфере; отчисления на социальное страхование; ден. заработки кооперированных кустарей; доходы колхозного крестьянства; доходы от личных подсобных х-в колхозников, рабочих и служащих; доходы индивидуальных х-в крестьян-единоличников и некооперированных кустарей. Доходы государства, социалистич. предприятий и учреждений включают: налог с оборота; прибыль; проценты за кредиты; лесной доход и др.;, отчисления колхозов в обществ. фонды. Сумма первичных доходов населения и социалистич. предприятий должна соответствовать общему размеру нац. дохода страны. В социалистич. обществе имеет место и планомерное перераспределение нац. дохода в интересах успешного и всестороннего развития общества. Оно обусловлено прежде всего существованием непроизводств. сферы, к-рая играет важную и всё более возрастающую роль в жизни социалистич. общества, обеспечивая всестороннее физич. и духовное развитие трудящихся. Однако это обстоятельство ничего не меняет в природе непроизводств. сферы как деятельности, к-рая, в отличие от сферы материального произ-ва, не создаёт нац. дохода, а, следовательно, осуществляет свои функции, используя нац. доход страны в порядке его планомерного перераспределения .

Перераспределение нац. дохода является объективной необходимостью для форсирования темпов развития экономики, ускорения индустриализации и выравнивания общего уровня экономич. развития отд. союзных республик и подъёма уровня жизни в соответствии с принципами ленинской нац. политики. Перераспределение нац. дохода может охватывать различные отрасли произ-ва (напр., в пользу пром-сти для обеспечения преимущественного её роста, а внутри пром-сти - в пользу группы "А" или группы "Б"). На совр. этапе экономич. развития СССР заметно уменьшается перераспределение нац. дохода от с. х-ва в пользу пром-сти, а внутри пром-сти усиливается перераспределение в пользу отраслей, являющихся носителями совр. научно-технич. прогресса (химич. пром-сти, электронной, атомной, приборостроения и др.). Оно может охватывать также различные социальные секторы (гос. и кооперативно-колхозный), классы и отд. социальные группы. Наконец, перераспределение нац. дохода может быть обусловлено необходимостью регулировать соотношение между накоплением и потреблением в пользу первого или второго. В качестве рычагов перераспределения выступают плановые цены, гос. налоги, отчисления от прибылей, кредитная система. Финансово-кредитная система и её ин-ты осуществляют регулярно планомерное перераспределение нац. дохода и доходов населения и предприятий. Перераспределение может происходить также в форме оплаты населением различных услуг нематериальной сферы произ-ва. Перераспределительные отношения играли и играют большую роль как объективно необходимые для социализма отношения и как активный инструмент экономич. политики гос-ва, в особенности в области капитальных вложений. Указанные соображения и лежат в основе конкретного построения баланса нац. дохода как одного из главных разделов Б. н. х. СССР. Сумма доходов всех категорий населения и всех доходов предприятий и учреждений, к-рые фигурируют в этом балансе, естественно, выше действительного размера нац. дохода на сумму повторного счёта доходов.

В общую систему Б. н. х. СССР входят балансы стоимостные - совокупность отд. балансов, все показатели в к-рых выражены в ден. форме. Они характеризуют в ден. форме движение ресурсов, экономич. связей и пропорций совокупного обществ. продукта и нац. дохода в процессе произ-ва, реализации, первичного распределения, перераспределения и конечного использования на потребление и накопление. Объективная необходимость в составлении стоимостных балансов обусловлена тем, что процесс расширенного воспроизводства происходит при социализме не только в форме планомерного создания и распределения материальных благ в натуре, но и по стоимости, т. е. опосредствуется деньгами, как ден. выражением стоимости произведённых товаров. К числу наиболее важных стоимостных балансов относятся: баланс нац. дохода, баланс денежных доходов и расходов населения, баланс доходов и расходов предприятий, кредитный план, кассовый план Госбанка, гос. бюджет СССР и гос. бюджеты союзных республик; сводный финанс. план нар. х-ва. Мн. из этих балансов составляются не только в масштабе нар. х-ва СССР, но также союзных республик, а нек-рые из них и по отд. экономич. р-нам, краям и областям (напр., балансы ден. доходов и расходов населения).

Баланс денежных доходов и расходов населения. представляет собой дальнейшую конкретизацию баланса нац. дохода. В балансе детально учитываются все ден. доходы населения, образующие его платёжеспособный спрос, и все возможные каналы расходования населением своих денежных доходов. Этот баланс важен для изучения состояния розничного товарооборота страны в целом, по республикам и р-нам и его структуры, тенденций развития, динамики розничных цен, для изучения и планирования спроса и предложения на товары нар. потребления и планирования розничного товарооборота, розничных цен, финанс. планов накопления, ден. сбережений населения (в сберкассах), а также регулирования ден. обращения и эмиссии денег в стране.

Наряду с балансом ден. доходов и расходов населения важную функцию выполняет кассовый план Госбанка СССР, к-рый служит средством текущего планирования и регулирования ден. обращения. Он охватывает поступления наличных денег в банк и выдачи денег из банка. Строится в форме баланса - в приходной его части фигурируют все поступления наличных денег в кассы Госбанка, в расходной - все платежи, производимые Госбанком наличными деньгами. Превышение расхода над приходом по этому балансу означает выпуск денег в обращение, обратное показание - изъятие денег из обращения.

Основным финансовым планом гос-ва, характеризующим объём и структуру его ден. доходов и расходов, основывающихся на планах развития нар. х-ва СССР и союзных республик, является Г о с у д а р с т в е н н ы й б ю д ж е т СССР (см. Бюджет государственный). Это один из важных видов стоимостного баланса. Выражая планомерное образование централизов. ден. ресурсов и их движение, их распределение и перераспределение между республиками и экономич. р-нами, отраслями нар. х-ва, предприятиями, орг-циями и учреждениями, производственной и непроизводственной сферами, гос. бюджет играет активную роль в обеспечении предусмотренных нар.-хоз. планом темпов роста совокупного обществ. продукта и нац. дохода, внутренних связей и пропорций, необходимых для расширенного социалистич. воспроизводства.

В процессе разработки нар.-хоз. плана возникает необходимость в составлении наряду с гос. бюджетом сводного ф и н а н с о в о г о п л а н а ( б а л а н с а), где получают отражение все финанс. ресурсы, к-рыми располагают социалистич. гос-во и социалистич. предприятия и хоз. органы, и все расходы по их гл. направлениям. В доходную часть сводного финанс. плана - финанс. ресурсы - включаются след. категории доходов: прибыль всех гос. предприятий и хоз. орг-ций, налог с оборота, поступления в форме платы за производств. фонды, доходы от внешней торговли, от лесного х-ва, отчисления в фонд гос. социального страхования, на н.-и. работы и подготовку кадров, амортизац. отчисления и выручка от реализации выбывших осн. средств, подоходный налог с колхозов и кооперативных орг-ций и поступления ден. средств от населения (налоги и сборы, прирост остатков вкладов в сберегат. кассах, реализация облигаций гос. займов и др.). В расходной части учитывается направление финанс. ресурсов: на финансирование капитальных вложений и капитального ремонта, прирост нормативов собственных оборотных средств, предоставление средств банкам, прирост гос. материальных резервов, отчисления в фонд предприятий, операционные расходы по отд. отраслям, расходы на социально-культурные мероприятия, на оборону, на содержание органов гос. управления, расходы по гос. займам и образование резервных фондов Сов. Мин. СССР и Сов. Мин. союзных республик. Составление сводного финанс. плана как одного из синтетич. стоимостных балансов, внутренне связанного с балансом ден. доходов и расходов населения и в конечном счёте с материальными балансами, а также балансом рабочей силы, позволяет с позиций финансов проконтролировать правильность намечаемых в нар.-хоз. плане темпов, масштабов и структуры произ-ва обществ. продукта и нац. дохода, важнейших пропорций воспроизводства.

Сводная таблица Б. н. х. С С С Р в принципе представляет собой дальнейшее обобщение всех трёх разделов баланса, их общий синтез. Построение её должно обеспечить увязку осн. факторов, обусловливающих движение совокупного общественного продукта и национального дохода (по отраслям, социальным секторам, экономическим подразделениям), и единство основных показателей баланса в аспектах натурально-вещественном и стоимостном. Осн. связи, пропорции, темпы и масштабы важнейших элементов воспроизводства в сводной таблице приводятся к этому единству, что означает наивысшую сбалансированность осн. элементов нар.-хоз. плана.

Плановый баланс нар. х-ва должен обеспечивать внутр. сбалансированность основных элементов социалистич. воспроизводства на основе роста эффективности обществ. произ-ва, что является центр. проблемой дальнейшего совершенствования методологии Б. н. х. СССР.

В предплановый период, когда вырабатывается общая концепция плана развития нар. х-ва СССР, составляется предварительный Б. н. х. СССР для самой общей ориентировки и обоснования возможных и необходимых темпов, масштабов и важнейших нар .-хоз. пропорций воспроизводства на предстоящий период развития. Составление данного баланса производится по очень ограниченному кругу наиболее обобщающих показателей, по параметрам, к-рые имеют решающее значение для роста нац. дохода, характеристики структуры обществ. продукта, соотношения накопления и потребления, объёма и структуры капитальных вложений, темпов роста производительности труда в целом по нар. х-ву и важнейшим его отраслям, темпов снижения себестоимости продукции, роста доходов населения и розничного товарооборота и нек-рых др. показателей, включая предварит. намётки произ-ва отд. важнейших продуктов в натуральном выражении. Эти отдельные, но внутренне между собой связанные показатели развития нар. х-ва получают балансовую увязку и могут быть составлены в виде различных вариантов. Предварительный баланс помогает выявить наилучший вариант решения очередных хоз.-поли-тич. задач плана с позиций воспроизводства в целом.

Предварит. разработка важнейших показателей очередного нар.-хоз. плана не исчерпывается составлением предварительного баланса. Наряду с ним всё возрастающую роль играет межотраслевой баланс произ-ва и распределения общественного продукта.

Для осуществления синтетич. экономич. расчётов всё большее значение в предплановый период приобретает метод долгосрочного прогнозирования развития нар. х-ва путём составления соответствующих динамич. экономико-математич. моделей. Он основан на изучении и учёте конкретных результатов и механизма действия экономич. законов социализма, определившихся закономерностей и тенденций развития важнейших отраслей нар. х-ва, темпов, структурных изменений, различных пропорций воспроизводства, важнейших направлений технич. прогресса.

В процессе дальнейшей работы над нар.-хоз. планом Б. н. х. СССР используется для согласования показателей развития различных отраслей и их взаимной увязки и определения темпов развития всего нар. х-ва и общеэкономич. пропорций воспроизводства. При этом Б. н. х. СССР разрабатывается по развёрнутой схеме его таблиц и показателей.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, МарксК. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 24, гл. 18, 20, 21; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19, гл. 1; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, гл. 1; е г о же, По поводу так называемого вопроса о рынках, там же, т. 1; е г о же, Государство и революция, там же, т. 33, гл. 5; Методические положения Госплана СССР по составлению планового баланса народного хозяйства СССР и союзных республик, М., 1967 (раздел Плановый баланс народного хозяйства); Б о р М. 3., Вопросы методологии планового баланса народного хозяйства СССР, М., 1960; СобольВ. А., Очерки по вопросам баланса народного хозяйства, М., 1960, гл. VI и VII: С т р у -м и л и н С. Г-., К схеме баланса народного хозяйства СССР, "Уч. зап. по статистике АН СССР. Отд. экономической... науки", 1955, №1; Петров А. (ред.), Курс экономической статистики, М., 1967 (раздел II, IV, VIII); Курский А. Д., Научные основы и совершенствование системы планирования народного хозяйства СССР, М., 1969; К а ц В., Народный доход СССР и его распределение, М., 1932; Т у р е ц к и и Ш. Я., Планирование и проблемы баланса народного хозяйства, М., 1961, гл. III; Рост общественного производства и пропорции народного хозяйства СССР, под ред. Л. Б. Альтера, В. И. Каца, П. Н. Крылова и В. М. Кудрова, М., 1962, гл. 1 и 6; А н ч и щ к и н А. И. и Яременко Ю. В., Темпы и пропорции экономического развития, М., 1967. В. И. Кац.

БАЛАНС НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА, см. в ст. Баланс народного хозяйства СССР.

БАЛАНС ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА, см. в ст. Баланс народного хозяйства СССР.

БАЛАНС ОСНОВНЫХ ФОНДОВ, составляется в ден. форме для получения данных об объёме и структуре фондов, как важнейшей части нац. богатства страны, темпах роста основных фондов по назначению, отраслям нар. х-ва и формам собственности. Б. о. ф.- составная часть баланса народного хозяйства СССР, он может строиться по данным отд. республик и нар. х-ву в целом.

Осн. фонды (см. Фонды основные) , по назначению подразделяются на 2 вида - производственные и непроизводственные и по каждому- из них группируются соответственно по отраслям материального произ-ва и отраслям непроизводственной сферы. Осн. фонды нар. х-ва (включая скот) на 1 янв. 1969 (в ценах 1955) составляли 637,4 млрд. руб., в т. ч. 61,4% производственные и 38,6% непроизводственные. Производственные осн. фонды отд. отраслей материального произ-ва в общем объёме осн. фондов нар. х-ва составляли (в % ): пром-сти 30,0; строительства 2,5; с. х-ва 12,3; транспорта 12,0; связи 0,9; торговли, общественного питания, заготовок и мате-риально-техиич. снабжения 3,6; др. отраслей материального произ-ва 0,1; непроизводственные осн. фонды: жилищного х-ва 25,6; коммунального х-ва и бытового обслуживания 3,8; здравоохранения, просвещения, науки, искусства и др. 9,2.

Расчёт осн.