БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ОБЛАСТЬ (АО), в СССР область, отличающаяся особенностями нац. состава и быта и входящая непосредственно в состав союзной республики или края на началах адм. автономии. Имеется 8 АО, из них 5 в РСФСР: Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская и Хакасская; в составе Груз. ССР - Юго-Осетинская, в Азерб. ССР - Нагорно-Карабах-ская и в Тадж. ССР - Горно-Бадахшанская.

В конституциях союзных республик определены общие основы правового положения АО (имеется спец. глава, посвящённая органам гос. власти АО). Так, в Конституции РСФСР определены органы гос. власти и гос. управления АО, порядок их избрания, указывается, что АО представляет на утверждение Верховного Совета РСФСР "Положение об автономной области", учитывающее её нац. особенности. В конституциях Груз. ССР, Азерб. ССР и Тадж. ССР определены порядок избрания органов власти АО и нормы представительства, их компетенция и акты, структура органов гос. управления и взаимоотношения их с др. гос. органами; в конституциях этих союзных республик установлено, что акты гос. органов АО должны издаваться на языке АО. В органах гос. власти и гос. управления, а также в судебных органах АО применяется родной язык населения АО.

АО представлена в органах гос. власти СССР и союзной республики. Население каждой АО избирает по 5 депутатов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР; они имеют возможность представлять в нём специфич. нац. интересы населения АО. В Верховном Совете союзной республики АО представлена на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности её населения. В Азерб. ССР Нагорно-Карабахская АО представлена и в Президиуме Верховного Совета союзной республики: согласно Конституции Азерб. ССР (ст. 31) один из зам. пред. Президиума Верховного Совета избирается от Нагорно-Карабахской АО.

АО обладает особыми правами по устройству своей территории: устанавливает границы своих р-нов и районное деление. к-рые по её представлению утверждаются Президиумом Верховного Совета союзной республики. Терр. АО не может быть изменена без её согласия.

Лит. см. при ст. Автономия.

Д. Л. Златопольский.

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА, автономная советская социалистическая республика (АССР), советское социалистич. нац. государство, входящее в состав союзной республики и осуществляющее гос. власть вне пределов компетенции союзной республики на авт. началах (см. Автономия).

В СССР в 1969 имелось 20 АССР, из них 16 в РСФСР: Башкирская (образована 23 марта 1919), Бурятская (образована 30 мая 1923), Дагестанская (образована 20 янв. 1921), Кабардино-Балкарская (образована 5 дек. 1936), Калмыцкая (образована 22 окт. 1935), Карельская (образована 25 июля 1923), Коми (образована 5 дек. 1936), Марийская (образована 5 дек. 1936), Мордовская (образована 20 дек. 1934), Северо-Осетинская (образована 5 дек. 1936), Татарская (образована 27 мая 1920), Тувинская (образована 9 окт. 1961), Удмуртская (образована 28 дек. 1934), Чечено-Ингушская (образована 5 дек. 1936), Чувашская (образована 21 апр. 1925), Якутская (образована 27 апр. 1922); в Груз. ССР имеется 2 АССР: Абхазская (образована 4 марта 1921) и Аджарская (образована 16 июля 1921); в Узб. ССР - Каракалпакская (образована 20 марта 1932); в Азерб. ССР-Нахичеванская (образована 9 февраля 1924).

АССР отличаются друг от друга по размеру территории, по численности и плотности населения, нац. составу, а также и по ряду др. признаков (в т. ч. исто-рич. прошлое, уровень развития экономики и т. д.). Вместе с тем они имеют ряд значит, общих черт. Наиболее существенная из них состоит в том, что каждая АССР является гос-вом, имеет своё гражданство, свою территорию и конституцию, свои высшие органы гос. власти - Верх. Совет и Президиум Верх. Совета, своё правительство - Совет Министров, свой Верх, суд; в каждой АССР есть прокурор республики, возглавляющий систему органов прокуратуры. В конституциях АССР закреплено положение о том, что каждый гражданин АССР является гражданином СССР и соответствующей союзной республики и что граждане всех союзных республик на терр. данной АССР пользуются одинаковыми правами с её гражданами.

В конституции АССР закреплены основы её правового положения как гос-ва, входящего в состав союзной республики. Конституция АССР подлежит утверждению Верх. Советом союзной республики. В отличие от союзной республики, АССР не имеет права выхода из СССР, т. к. она не является субъектом федерации - Союза ССР, однако она может, при наличии соответств. объективных условий, на основе определённо выраженной народом АССР суверенной воли, согласия двух заинтересованных союзных республик и решения высших органов гос. власти СССР осуществить переход из состава одной союзной республики в другую. Так, с принятием Конституции СССР 1936 Каракалпакская АССР перешла из РСФСР в состав Узб. ССР.

АССР представляет собой одну из форм нац. государственности, в к-рой воплощён суверенитет нации, и в этом её сходство с союзной республикой. Являясь политич. формой автономии, АССР обладает нек-рыми исключит, полномочиями (такими же, как союзная республика). Компетенция АССР определяется её конституцией. Ведению АССР в лице её высших органов гос. власти и гос. управления подлежат: установление конституции АССР, внесение её на утверждение Верх. Совета соответств. союзной республики и контроль за её соблюдением; установление районного деления АССР, границ р-нов, городов и внесение его на утверждение Верх. Совета союзной республики; законодательство АССР, охрана гос. порядка и прав граждан; утверждение нар.-хоз. плана и бюджета АССР и отчёта о его исполнении; установление в соответствии с законодательством СССР и союзной республики гос. и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; руководство осуществлением бюджетов р-нов, городов и сел. Советов; руководство страховым и сберегательным делом; управление пром., с.-х. и торг, предприятиями и орг-циями респ. подчинения, а также руководство местной пром-стью; контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий, подчинённых органам СССР и союзной республики; руководство и контроль за порядком пользования землёй, недрами, лесами и водами, в соответствии с законами СССР и союзной республики. Осуществляя свою компетенцию, АССР издаёт законы в строгом соответствии с законами СССР и союзной республики. В случае расхождения закона АССР с законом Союза ССР или союзной республики действует общесоюзный закон или закон союзной республики. Законы АССР публикуются на двух или нескольких языках, в т. ч. прежде всего на языке данной АССР.

Существуют спец. гарантии юридич. силы актов, издаваемых правительствами АССР: в конституциях союзных республик - РСФСР, Узб. ССР, Груз. ССР и Азерб. ССР устанавливается, что акт Совета Министров АССР не может быть отменён Советом Министров союзной республики, он может быть им лишь приостановлен, а отменить этот акт правомочны только Президиум Верх. Совета АССР или Президиум Верх. Совета союзной республики.

АССР имеет своих представителей в высших органах гос. власти СССР и той союзной республики, в состав которой она входит. Население каждой АССР избирает 11 депутатов в Совет Национальностей Верх. Совета СССР. В Совет Союза Верх. Совета СССР депутаты от АССР избираются на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности населения республики. Наличие в составе Верх. Совета СССР депутатов от АССР является одной из важнейших гарантий, позволяющих учесть их специфич. нац. интересы и потребности при решении общегос. вопросов. В Верх. Совете союзной республики АССР представлена также на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности её населения. АССР представлена и в Президиуме Верх. Совета соответствующей союзной республики. В Конституции РСФСР установлено, что число заместителей пред. Президиума Верховного Совета РСФСР определяется количеством входящих в состав РСФСР АССР; аналогичное положение содержится в Конституции Груз. ССР.

Лит. см. при ст. Автономия.

Д. Л. Златопольский.

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА, система морали, исходящая из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к.-л. внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. А. э. развивал Кант в "Критике практического разума" (1788), противопоставляя её теории франц. просветителей (см. Гетерономная этика). Кант стремился тем самым обосновать самостоятельность личной совести, формулирующей нравств. законы для всего человечества не по внешнему принуждению, а по внутр. убеждению, и выяснить специфич. природу моральных установлений в отличие от простой целесообразности и велений обществ, авторитетов. Однако полный отрыв законов морали от социальной практики привёл Канта к априоризму, к мысли о том, что эти законы можно только постулировать, но не доказать, а затем и к формализму, к невозможности определить конкретное содержание нравств. требований (см. Категорический императив). Эта постановка проблемы была воспринята впоследствии неокантианством, а также интуитивизмом, экзистенциализмом и диалектич. теологией, противопоставлявшими мораль законам сущего и социальной действительности. Марксистская этика обосновывает специфику морали и самостоятельность личной совести своеобразием отражения социальных законов в моральном сознании (см. Нравственность).

Лит.: Ланге Н., История нравственных идей. XIX в., СПБ, 1888, гл. 1; Миртов Д., Нравственная автономия по Канту и Ницше, СПБ, [1905]; Дробниц-к и и О. Г., Кузьмина Т. А., Критика современных буржуазных этических концепций, М., 1967, с. 33-66, 77-82, 100-41, 184-218, 240-53, 271-306, 337-48. О. Г. Дробницкий.

АВТОНОМНОСТЬ в системах связанного регулирования, независимость к.-л. одной из управляемых величин от изменений остальных управляемых величин (см. Автоматическое управление). Для выполнения условий А. между входящими в состав системы регуляторами устанавливаются перекрёстные связи, к-рые позволяют стабилизовать изменения регулируемых величин при изменении одной из них, несмотря на то, что все величины связаны между собой через регулируемый объект.

АВТОНОМНОСТЬ КОРАБЛЯ, продолжительность непрерывного плавания корабля без пополнения запасов. Обеспечивается запасами топлива, воды, продовольствия, боеприпасов ц др. материальных средств, а для подводной лодки также запасом кислорода и условиями обитаемости в подводном положении. А. к. составляет ориентировочно у подводной лодки 30-90, у авианосца 30, крейсера 20, эскадренного миноносца 12 суток. Различают также боевую А. к.- продолжительность непрерывного ведения боевых действий без пополнения боезапаса (а у авианосцев и авиац. топлива), к-рая исчисляется неск. сутками и зависит от интенсивности боевых действий.

АВТОНОМНЫЙ ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ, источник электрич. энергии, необходимой для работы схем и устройств, не связанных с линиями электропередачи. Различают А. и. э., конструктивно объединённые с потребителем (напр., гальванические или аккумуляторные батареи в малогабаритных радиоприёмниках и карманных электрич. фонариках, солнечные батареи на искусственных спутниках Земли, стартёрные и тяговые аккумуляторные батареи на транспорте и т. д.), и А. и. э. выносного типа, не связанные с потребителем (напр., передвижная электростанция, энергопоезд и др.).

АВТОНОМОВ Алексей Иванович [6(18).1.1890 - 2.2.1919], советский воен. деятель. Участник 1-й мировой войны на Кавказском фронте, хорунжий. В 1917 перешёл на сторону Сов. власти. В февр. 1918 приказом штаба обороны Царицына назначен командующим Юго-вост. рево-люц. армией в р-не Тихорецкой, с мая - главнокомандующий вооруж. силами Ку-бано-Черноморской республики. В мае 1918 А. вступил в конфликт с Чрезвычайным штабом обороны и ЦИК Кубано-Черноморской республики, не желая подчиняться контролю с их стороны. В конце мая пост. 3-го Чрезвычайного съезда Советов республики был отстранён от командования и откомандирован в Москву, откуда по просьбе Г. К. Орджоникидзе был возвращён на Сев. Кавказ для формирования отрядов из горцев. Командуя бронепоездом и отрядом, участвовал в боях на Тереке и под Св. Крестом. При отходе сов. войск с Сев. Кавказа отступил в горы, где умер от тифа.

АВТООПЕРАТОР ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, комплексная система, автоматически определяющая оптим. число включённых агрегатов на многоагрегатной гидроэлектростанции (ГЭС), исходя из условия обеспечения макс, кпд всей ГЭС. При этом учитываются: характеристики агрегатов и напора, продолжительность работы каждого агрегата, схема первичной коммутации ГЭС и различные ограничения, налагаемые зонами кавитации агрегатов, состоянием оборудования, и т. п., определяющие очерёдность пуска или останова агрегатов. На ГЭС, не имеющих водохранилищ, используются А. г., действующие по водотоку. Применяются в основном два типа А. г., отличающиеся формой представления информации: аналогового типа и цифрового.

В А. г. аналогового типа характеристики агрегатов задаются с помощью нелинейных элементов. В состав такого А. г. входят: командный или управляющий блок, блок выбора очерёдности пуска (останова) агрегатов, блок напора, а также датчики мощности и водотока. Осн. недостатки аналогового А. г.: невысокая точность задания характеристик и то, что выбор очерёдности пуска агреимгов осуществляется оператором. Кроме того, аналоговый А. г. не учитывает продолжительности работы каждого агрегата. Достоинства аналогового А. г.- простота, высокая надёжность и низкая стоимость. Первые А. г. (аналогового типа) были установлены на ГЭС в 50-х гг., напр, автооператор Цимлянской ГЭС.

В А. г. цифрового типа, включающий управляющую цифровую вычислит, машину, характеристики агрегатов и другие данные, используемые при работе, задаются программой и хранятся в памяти машины. Такой А. г. не только учитывает большое число факторов, определяющих режим работы ГЭС, но и осуществляет накопление и обработку ста-тистич. информации, что позволяет избежать кратковрем. включений агрегатов в результате колебаний мощности в энергосистеме. Достоинства цифрового А. г. обеспечивают перспективность его использования не только для решения задачи автоматич. управления режимами мощных многоагрегатных ГЭС, но в сочетании с управляющими машинами, уста-новл. на центр, диспетчерском пункте энергосистем и энергообъединений,- для решения комплекса общесистемных задач. Н. В. Паутин.

АВТООТВЕТЧИК, устройство для автоматич. передачи по каналу телегр. связи присвоенного абоненту сокращённого или условного наименования. А. возможно также передавать сообщения в отсутствие абонента. Для проверки правильности соединения с вызванным абонентом через станцию абонентского телеграфирования вызывающий абонент до начала и в конце работы нажимает на клавиатуре стартстопного аппарата опросную клавишу "кто там", и по каналу связи в сторону вызывающего абонента автоматически передаётся ответ, содержащий фамилию, номер или условное назв. вызванного абонента. А. применяют не только при абонентском телеграфировании, но и в телегр. автоматич. сети "прямых соединений". В.В. Новиков.

АВТОПАВИЛЬОН, сооружение на остановочных пунктах автобусных линий для кратковременного пребывания пассажиров. А. бывают открытого (рис.) и закрытого типа. Для А. применяются облегчённые, преим. каркасные, конструкции из металлич. и сборных железобетонных элементов, обычно в сочетании с большой площадью остекления. Вместимость А., сооружаемых по типовым проектам,- 10, 15 и 25 пассажиров.

АВТОПЕРЕГРУЗЧИК, машина для транспортировки корней (высадков, маточников) сах. свёклы и перегрузки их в высадкопосадочную машину, а также для перевозки различных грузов. Осн. узлы А. (рис.): шасси автомобиля, кузов, устройства (системы гидроцилиндров) для подъёма и опрокидывания кузова. Грузоподъёмность выпускаемого в СССР перегрузчика 2100 кг. Объём платформы с осн. бортами 2,7 м3, с надставными 5,2 м3. Применение А. по сравнению с ручной работой повышает производительность посадочного агрегата с 0,37 до 0,65 га/ч.
[0110-9.jpg]

Автоперегрузчик: 1 - кабина автомобиля; 2 и 4 - гидравлические устройства для подъёма и опрокидывания кузова; 3 - подъёмная рама; 5 - кузов; 6 - надрамник; 7 - опорные пяты.

АВТОПЕРЕДВИЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ, см. Автомобиль-мастерская.

АВТОПИЛОТ (от авто... и франц. pi-lote - водитель), устройство для автоматич. управления летат. аппаратом (самолётом, вертолётом, управляемым снарядом и др.). Идея и схема А. были предложены К. Э. Циолковским в 1898. Впервые полёт самолёта, автоматически управляемый А. фирмы Сперри (США), был продемонстрирован на Всемирной выставке в Париже в 1914. Отечеств. А. с пневматич. исполнит, системой (АВП-1) был создан в 1932. Первонач. А. предназначался только для стабилизации угловых движений самолёта (движения относительно центра масс), что давало возможность выдерживать заданный режим полёта самолёта без участия лётчика. Усовершенствование А. позволило создать автоматизиров. систему, к-рая производит управление летат. аппаратом не только относительно его центра масс, но также и его центром масс. Это дало возможность автоматизировать все режимы полёта летат. аппарата от взлёта до посадки. Такие А. автоматически управляют и рулями летат. аппарата, и его двигателями. Они делают возможными полёты различных классов беспилотных летат. аппаратов (ракеты, самолёты-снаряды, искусств, спутники Земли и т. д.).

А. на самолёте состоит из ряда подобных по принципу действия автоматов (курса, продольно-поперечных кренов, скорости, высоты и др.), совместная работа к-рых управляет полётом и стабилизует его (рис.). Чувствит. элемент каждого автомата измеряет один, определённый для него параметр режима полёта (напр., или высоту, или курс), наз. параметром регулирования, и вырабатывает сигнал, пропорциональный текущему значению параметра. Задатчик режимов полёта вырабатывает сигналы, каждый из к-рых соответствует требуемому значению определ. параметра регулирования. Эти сигналы сравниваются в вычислит, устройстве. Их разность (рассогласование) после усиления поступает на рулевую машинку А., отклоняющую соответствующий руль самолёта или орган управления двигателем. Так происходит изменение режима полёта. Когда этот режим достигает заданного, сигнал рассогласования исчезает, рулевая машинка прекращает движение и наступает положение равновесия. Устойчивость систем автоматич. управления летат. аппаратами достигается к