БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

курорт Биарриц.

БАЙОННСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1808, конституция, пожалованная Испании Наполеоном I; принята Байоннскими кортесами 7 июля. Б. к. объявляла Испанию конституц. монархией с сенатом, гос. советом, кортесами и с единственно допустимой религией - католической. Из 172 депутатов кортесов 80 назначались королём. Права кортесов не были точно установлены. Б. к. ограничивала майорат, уничтожала внутр. таможни и устанавливала единую систему налогов; ликвидировала феод. судопроизводство, вводила единое гражд. и уголовное законодательство для Испании и её колоний; провозглашала свободу развития с. х-ва и пром-сти в колониях. Б. к. имела цель привлечь испанцев на сторону Наполеона и замаскировать его фактич. господство в Испании.

Лит.: Conard P., La constitution de Bayonne (1808)..., [P.], 1910.

БАЙОННСКИЕ КОРТЕСЫ, собрание представителей высшей знати и членов высшей королев. администрации Испании, созванное по приказу Наполеона I в г. Байонне (Bayonne) для передачи им пожалованной Наполеоном конституции. Заседали с 15 июня по 8 июля 1808. Проявив полное раболепие перед Наполеоном, Б. к. признали королём Испании Жозефа Бонапарта. 7 июля Б. к. присягнули конституции (см. Байоннская конституция 180S).

БАЙОР (Bajor) Гизи (19.5.1893, Будапешт,- 12.2.1951, там же), венгерская актриса, нар. арт. ВНР (1950). В 1914 окончила Театр. академию в Будапеште, в том же году дебютировала в Нац. театре. Роли: Марта ("Бабушка" Чики), Зилия ("Немой рыцарь" Хельтаи), Нора (одноим. пьеса Ибсена), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Анна Каренина (одноим. инсценировка по Л. Толстому), леди Мильфорд ("Коварство и любовь" Шиллера) и др. Пр. Ко-шута (1948).

БАЙОССКИЙ ЯРУС [по назв. города Байё (Bayeux) во Франции (Нормандия)], второй снизу ярус ср. отдела юрской системы. Руководящей фауной являются аммониты - Stephanoceras hum phiesia-num, Cosmoceras subfurcatus и др. В СССР отложения Б. я. распространены на Кавказе, в Крыму, Поволжье, Донецком бассейне; за рубежом - во Франции, ФРГ, Польше, Индии, зап. части Австралии.

БАЙРАК, форма эрозионного рельефа; то же, что балка.

БАЙРАКТАР (Bayraktar) Мустафа-паша (1765-16.11.1808), турецкий политич. и гос. деятель. С 1806 - аян (правитель) Рущукского округа. В 1807 возглавил тайную политич. орг-цию "Рущукские друзья", к-рая намеревалась восстановить прогрессивную политику Селима III. В июле 1808 Б., придя с многочисл. войском в Стамбул, низложил ставленника янычар султана Мустафу IV. Заняв при Махмуде II пост великого везира, провозгласил реформы, имевшие целью ликвидацию феод. анархии. Погиб в бою с восставшими янычарами.

Лит.: Миллер А. Ф., Мустафа паша Байрактар, М.- Л., 1947.

БАЙРАМ ШАХЙР (имя; фам. М а м е-д о в) (1871, с. Гарчыджевск Красновод-ского р-на,-1948), туркменский нар. поэт. С семи лет батрачил. Первые стихи Б. Ш., к-рые он начал слагать с 16 лет, направлены против баев, мулл и ишанов ("Ответ Кясим мулле", "Ата-эке"). Писал о тяжёлой жизни народа ("Был бы"). В стих. "Пойдемте, братья, на врага" (1919), "Наступление", "Бедность" (1924) звал народ к новой жизни. Б. Ш. воспевал коллективный труд, писал стихи о Родине ("Остался", "Посмотрите"). Его творчество -связующее звено между классич. и совр. туркм. лит-рой.

Соч.: Сайланан эсэрлэр, Ашгабат, 1961.

Лит.: Оразтаганов А., Байрам шахырын омри ве дередижилиги, Ашгабат, 1961,

БАЙРАМ-АЛИ, город, центр Байрам-Алийского р-на на Ю.-В. Туркм. ССР. Расположен в Мургабском оазисе, в 375 км к В. от Ашхабада и в 27 км от г. Мары. Ж.-д. ст. 31 тыс. жит. (1969). Масложир-комбинат, хлопкоочистительный завод, трикотажная фабрика; произ-во строительных материалов. Зоовет. техникум. Город образован в 1935. Климатич. курорт. Лето жаркое, сухое (t св. 30°С) с очень большим количеством солнечных дней в году (ок. 290). Зима мягкая. Ср. годовая влажность 50% (летом 25%). Осадков в год 130 мм. Леч. средства: климатотерапия. Показания: хронич. заболевания почек нетуберкулезного происхождения при отсутствии нарушений кровообращения. Противопоказания: острые формы нефритов и нефрозов, гипер-тонич. болезнь, почечнокаменная болезнь, туберкулёз почек. Санаторий, водолечебница, аэрарий. Сезон - с апреля по ноябрь. Близ Б.-А.- развалины и сохранившиеся архит. памятники древнего Мерва. В районе - месторождение природного газа.

БАЙРАМОВ Али Байрам оглы (1889, с. Лагич, Азербайджан,- 23.3.1920), активный участник борьбы за установление Сов. власти в Азербайджане. Чл. Коммунистич. партии с 1919 (до этого - левый эсер). Род. в семье ремесленника. Окончил Бакинское мореходное училище, был капитаном баркаса. После Февр. революции 1917 член Бакинского совета, командовал сов. воен. судном. После захвата Баку тур. войсками вёл нелегальную работу в Гандже и Баку. В 1919 один из руководителей "Гуммет"; чл. военно-революц. штаба при Кавказском к-те РКП(б) и воен. орг-ции Бакинского к-та РКП(б). На 1-м съезде Коммунистич. партии Азербайджана (февр, 1920) избран чл. ЦК КП(б) Азербайджана. Арестован и зверски убит мусаватистами.

Лит.: Активные борцы за Советскую власть в Азербайджане, Баку, 1957.

БАЙРАМУКОВА Халимат (псевд.; наст. имя Халимат Башчиевна К у б а н о в а) (р. 15.8.1917, аул Курзук), карачаевская советская поэтесса. Чл. КПСС с 1963. Автор поэмы "Залихат" (1963) о борьбе сов. народа против нем. фашизма, сб-ка стихов "Люблю я жизнь" (на рус. яз. 1957), романа "Годы и горы" (1964) и др., в к-рых живо отражена новая жизнь Карачаево-Черкесской АО.

Соч.: Джырла-дедиле тауларым, Ставрополь, 1969; в рус. пер.- Весенний полдень. Стихи, Черкесск, 1966.

Лит.: Караева А. И., Становление карачаевской литературы, Черкесск, 1963; Кагиева Н., Халимат Байрамукова. Очерк творчества, Черкесск, 1966.

БАЙРАЧНЫЕ ЛЕСА, произрастают небольшими участками по верховьям и склонам балок (байраков) в степной зоне Европ. части СССР. Осн. лесооб-разующая порода - дуб (обыкновенный, местами - пушистый). К дубу почти всюду примешаны ясень, клён полевой, груша, яблоня, берест, реже ильм и вяз, в зап. части встречается черешня, в р-не Александрии (Кировоградская обл. УССР) - граб. В подлеске обычны клён татарский, боярышник, гордовина, лещина, бересклеты, местами скумпия, а по опушкам - тёрн, шиповник, степная вишня, бобовник.

Лит.: Леса СССР, т. 3, М., 1966.

БАЙРЁЙТ (Bayreuth), город в ФРГ, в земле Бавария, на р. Ротер-Майн. 63 тыс. жит. (1968). Трансп. узел. Текст., швейные, машиностроит., в т. ч. электро-технич. предприятия, произ-во фарфора, муз. инструментов, бумаги, стекла.

В Б. в 1876 создан театр для исполнения произведений композитора Р. Вагнера (жившего в Б.) - см. Байрёйтский театр. В Б. жил и похоронен композитор Ф. Лист. Город Б. впервые упоминается под 1194.

БАЙРЕЙТСКИЙ ТЕАТР ("Festspielhaus"-букв. "Дом торжественных представлений"), нем. оперный театр в Бай-рёйте, предназнач. для исполнения произв. Р. Вагнера. Открыт в 1876 пост. тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга". С 1882 фестивали в Б. т. проводятся ежегодно в течение 3-4 недель (ставятся оперы Вагнера). В руководстве спектаклями Б. т. участвовали дирижёры: X. Рихтер, Ф. Мотль, Р. Штраус, К. Мук, А. Тосканини, В. Фуртвенглер, Г. Абен-дрот, X. Кнаппертсбуш, Г. Караян и др. Лит.: Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 302 - 28; Puttkamer A., 50 Jahre Bayreuth, В., 1927; Internationale Wagner-Bibliographie 1956 -1960, hrsg. von H. Barth. Die Besetzung der Bayreuther Festspiele. 1876 - 1960, Bearb. K. Neupert, Bayreuth, 1961.

БАЙРОН (Byron) Джон (8.11.1723, Ноттингемшир,- 10.4.1786, Лондон), английский мореплаватель, коммодор. В 1740- 1744 участвовал в кругосветной экспедиции Дж. Ансона. В 1764 отправился на поиски Соломоновых о-вов и новых земель в Тихом океане, открыл несколько о-вов из групп Туамоту, Токелау и Гилберта. Именем Б. назван пролив между о. Новая Ирландия и о. Лавонгай и один • из о-вов Гилберта (о. Байрон или Никунау).

БАЙРОН (Byron) Джордж Ноэл Гордон (22.1.1788, Лондон,-19.4.1824, Мис-солунги, Греция), английский поэт-романтик, сыгравший выдающуюся роль в общест. жизни Европы как смелый борец против политич. и идеологич. реакции в годы Священного союза. Принадлежал к знатному роду. Учился в Кембриджском ун-те. В 1807 опубл. сб. "Часы досуга", сатирич. поэму "Английские барды и шотландские обозреватели" (изд. 1809), направленную против реакц. романтиков. С марта 1809 Б. чл. палаты лордов. В 1812 вышли две первые песий поэмы "Паломничество Чайльд Гарольда", где воссозданы этапы путешествия Б. по Бл. Востоку и Юж. Европе. Герой поэмы - яркий образ разочарованного в жизни молодого человека, скорбящего о крахе идеалов и об отсутствии свободы. Речь Б. в палате лордов 27 февр. 1812 была посвящена рабочим-луддитам и прозвучала как грозное обвинение господствующих классов Англии. В "Оде авторам билля" (1812) Б. выступил против закона о казни за разрушение машин.

В обстановке политич. реакции 1813- 1816 трагич. мироощущение Б. углубляется, что отражено в его лирике и поэмах т. н. восточного цикла: "Гяур" (1813), "Абидосская невеста" (1813), "Корсар" (1814), "Лара" (1814), "Осада Коринфа" (1816), "Паризина" (1816). Герои этих поэм - люди, порвавшие со своей средой, вставшие на путь непримиримой борьбы, мести, даже преступлений. Покинув Англию в 1816, Б. поселился в Швейцарии на берегу Женевского озера; встретившись здесь с П. Б. Шелли, стал его другом. Настроение Б. этого периода нашло выражение в поэме "Шильонский узник" (1816). Олицетворением бесстрашия и свободолюбия явился образ Прометея (стих. "Прометей"). Герой философско-символич. поэмы "Манфред" (1817) презирает власть, успех, порывает с религией; однако индивидуализм сказывается в его характере ещё сильнее, чем у героев вост. поэм.

В 1817-20 Б. жил в Венеции. С глубоким сочувствием отнёсся он к судьбе итал. народа, страдавшего под игом Австрии. В эти годы написаны поэмы "Жалоба Тассо" (1817), "Мазепа" (1818), 3-я и 4-я песни "Чайльд Гарольда" (1816-17), где сказалась вера Б. в силы народа. "Песня для луддитов" (опубл. 1830) - отклик на новую волну рабочего движения. В 1818 написана поэма "Беппо", знаменующая возникновение нового вида сатиры в творчестве Б. В стих. "Ода к Венеции" (1818) и политич. поэме "Пророчество Данте" (1819) Б. призывал итальянцев бороться за объединение Италии, нац. независимость и свободу. В 1820-21 жил в Равенне, где стал деятельным членом орг-ции карбонариев. В трагедиях "Марино Фальеро, дож Венеции" (изд. 1821), "Сарданапал"

(1821), "Двое Фоскари" (1821) одной из причин гибели героев является их оторванность от народа. В философско-сим-волич. драме "Каин" (1821) герой-бунтарь, усомнившийся во всеблагости бога, возмущён униженностью и страданиями человека. В Пизе Б. создаёт драматич. трилогию на библейский сюжет "Небо и земля" (закончена только 1-я часть), семейно-психологич. драму "Вернер"

(1822), поэму "Остров" (1823). Поэма "Видение суда" (1822) - пародия на одноим. поэму Р. Саути, прославлявшую умершего короля Георга III. В сатире "Ирландская аватара" (1821, полн. изд. 1831) Б., описывая торжеств. встречу, устроенную Георгу IV в Дублине, клеймит ирландцев за раболепие и забвение нац. чести. Поводом для политич. сатиры "Бронзовый век" (1823) послужил конгресс Священного союза в Вероне (1822), принявший решение подавить революц. движения в Европе. В Пизе и Генуе Б. продолжал работать над стихотв. романом, начатым в 1818,- "Дон Жуан" (16 глав или песен; 17-я незаконч.). Рисуя экзотич. картины и романтич. приключения героя, Б. вместе с тем выступил как обличитель совр. об-ва. Вместо характерной для него прежде проблемы "человек и мир" в "Дон Жуане" возникает проблема "человек и среда", приближающая Б. к реализму.

В июле 1823 Б. отправился в Грецию, чтобы принять участие в освободит. борьбе греч. патриотов против тур. ига. В дек. 1823 он достиг г. Миссолунги, где заболел лихорадкой и умер. Героич. борьбе греков Б. посвятил стихи "Песнь к сулиотам", "Из дневника в Кефалонии", "Последние слова о Греции". Память его была отмечена в Греции нар. трауром.

Поэтич. страстность, глубокий лиризм, идейная смелость, выразительность образов сделали Б. одним из любимейших поэтов в Европе 19 в. Влияние, оказанное Б. на всю мировую, в т. ч. русскую, лит-ру, очень велико.

С именем Б. связано обществ. умонастроение в европ. лит-ре нач. 19 в. под назв. байронизм. Противоречивостью мировоззрения Б. обусловлено то, что с этим умонастроением ассоциировались индивидуализм, подчёркнутая разочарованность в обществ. жизни, особый интерес к диким, экзотич. странам, но также бунтарский дух, свободолюбие, готовность бороться на стороне угнетённых народов.

Высокую оценку получило творчество Б. у рус. писателей и критиков.

Соч.: The works. A new revised and enlarged, ed., v. 1 - 13, L., 1898 - 1904; Byron's letters and diaries, ed. by P. Quen-nell, v. 1-2, [L.], 1950; Selected verse and prose works including letters and extracts from Lord Byron's journals and diaries, L.- Glasgow, 1965; в рус. пер.- Сочинения, т. 1 - 3, СПБ, 1904-05; Драмы, П.- М., 1922; Лирика и сатира, М., 1935; Избр. произв. в одном томе, [вступ. ст. А. В. Луначарского], Минск, 1939; Поэмы, [вступ. ст. М. Заблудовского], т. 1-2, М., 1940; Избр. произв., [вступ. ст. А. А. Ели-стратовой], М., 1953; Дон Жуан, пер. Т. Гне-дич, [вступ. ст. Н. Дьяконовой], М.- Л., 1959; Пьесы. [Вступ. ст. А. А. Аникста], М., 1959; Дневники.- Письма, М., 1963.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 462-63; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 1 - 13, М., 1953 - 59 (см. Указатель); Розанов М. Н., Очерк истории английской литературы XIX в., ч. 1- Эпоха Байрона, М., [1922]; Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924; Е л и с т -ратова А. А., Байрон, М., 1956; её же, Наследие английского романтизма и современность, М., 1960; К у р г и н я н М., Джордж Байрон, М., 1958; Алексеев М. П., Из истории английской литературы, М,- Л., 1960; Клименко Е. И. Байрон, Язык и стиль, М., 1960; Gray D. The life and work of Lord Byron, Nottingham 1964; Joseph М. К., Byron the poet, L. 1964; MarchandL. A., Byron's poetry... Boston, 1965; его же, Byron. A biography v. 1 - 3, N. Y., 1957. М. С. Кургинян

БАЙРОН (Byron), мыс, самая вост. оконечность Австралии (153°39' в. д. и 28°38' ю. ш.).

БАЙСЕЙТОВА Куляш (наст. имя Г у л ь-б а х р а м) Жасымовна [20.4(2.5). 1912, Верный (Алма-Ата),-6.6.1957, Москва (похоронена в Алма-Ате)], казахская советская артистка оперы (лирико-колора-турное сопрано), нар. арт. СССР (1936). Чл. КПСС с 1943. Одна из основоположников казах. оперного иск-ва. Творч. путь начала в кружках художеств, самодеятельности. С 1934 солистка Муз. театра, с 1937 - Казах. театра оперы и балета. Создала яркие муз.-сценич. образы в казах. операх. Первая исполнительница гл. партий в операх "Кыз-Жибек", "Ер-Таргын" Брусиловского, "Биржан и Сара" Тулебаева (Гос. пр. СССР, 1349) и мн. др. Выступала как концертная певица (Гос. пр. СССР, 1948). Деп. Верх. Совета Казах. ССР 1-3-го созывов. Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Мессман В л. Л., Великая артистка казахского народа, в его кн.: Возрождение песни, А.-А., 1958; Ж у б а-нова Г. А., Казахский соловей, в кн.: Наши сестры, А.-А., 1961.

БАЙСУНТАУ, горный хребет в Ср. Азии, юго-зап. отрог Гиссарского хр. в Узб.

ССР. Дл. ок. 150 км, выс. до 4424 м. Сложен известняками, песчаниками, глинами. Ниж. части склонов покрыты полупустынной растительностью, выше - ар-чёвые леса и альп. луга.

БАЙ-ТАЙГА, горный массив на 3. Тувинской АССР РСФСР. Расположен на правобережье р. Алаш (лев. приток Хем-чика). Выс. до 3129 м. Сложен гл. обр. гранитами. Склоны покрыты лиственничными лесами; на вершинах - кам. россыпи и высокогорная тундра.

БАЙТЕМИРОВ Насирдин (р. 1916, с. Кегети Чуйского р-на), киргизский советский писатель. Был учителем, корреспондентом респ. газет. Повесть "Азамат" (1948) изображает героич. подвиги сов. лётчиков. Воен. теме посвящён и роман "Торжество" (1949). Жизнь учащихся ремесл. училищ изображена в повести "Молодое поколение" (1951). Тема социалистич. преобразования деревни разработана в романе "Последний патрон" (1955). Б. принадлежит роман "Свидетель истории" (1967) об установлении Сов. власти в Киргизии. Автор сб. стихов "Мелодия сердца" (1955), сб. сатирич. рассказов "Ум" (1956).

Соч.; Акыркы ок, Фр., 1958; Сонундар дуйнесу, фр., 1967; Тарых эстелиги, Фр., 1966; в рус. пер.- Серебряная волна, Фр., 1958; Сам виноват, Фр., 1958; Долон, Фр., 1964.

БАЙТОУШАНЬ (кит.), Пэктусан (кор.) (на обоих яз.- Белоголовая гора), действующий вулкан на плоскогорье Чанбайшань, на границе КНР и КНДР. Выс. 2744 м. Сложен гл. обр. белой пемзой (откуда назв.). Последнее извержение в 1904 (взрывы с выбрасыванием камней и газов). В кратере - оз. Тяньчи. На Б. берут начало pp. Сунгари, Тумынь-цзян и Ялуцзян.

БАЙ-У, название дождливого сезона на Ю. Японии, продолжающегося приблизительно с середины июня до середины июля. Дожди в это время связаны с цикло-нич. деятельностью на полярном фронте. Значит. кол-во и продолжительность выпадения осадков в течение Б.-У благоприятствуют произрастанию риса. В ср. части Вост. Китая аналогичный сезон в мае - июне носит назв. мей-у.

БАЙХОВЫЙ ЧАЙ (от кит. бай хуа-белый цветок, назв. едва распустившихся почек чайного листа, одного из компонентов чая, придающих ему аромат и вкус), торговое название рассыпного чая, выработанного в виде отд. чаинок. В зависимости от технологии произ-ва различают чёрные, зелёные, жёлтые и красные (оолонги) Б. ч. В СССР изготовляют Б. ч. чёрный и зелёный.

Изготовление чёрного Б. ч. из чайного листа включает след. основные операции: завяливание, скручивание, ферментацию, сушку, сортировку, упаковку. Лист завяливают в установках конвейерного типа тёплым воздухом (32-40°С) в течение 4-8 ч. Из листа удаляется часть влаги и он делается пластичным и мягким, что необходимо для последующего процесса - скручивания. Скручивание выполняется в роллерах. Здесь ткань чайного листа разрушается с выделением клеточного сока. Обычно проводят 3-4-кратное скручивание по 45 мин каждое. Ферментация заключается в окислении и изменении по