БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

истеме тяговых "плеч", широкое применение контейнеров, поддонов и т. п.), улучшать транспортно-экспе-диционное обслуживание, сокращать нерациональные перевозки, организовывать прямые перевозки грузов от производителя к потребителю.

Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965; Таранов А. Т., Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, М., 1963; Карпуненков В. П., Влияние концентрации грузового парка на развитие автомобильного транспорта, М., 1963; Бронштейн Л. А., Экономика и планирование автомобильного транспорта, М.. 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969; Прокофьев И. И., Анисимов А. П., Экономика автомобильного транспорта, М., 1965; Филиппов В. К., Развитие автомобильного транспорта общего пользования, М., 1965.

А. Т. Таранов.

"АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ", ежемесячный производственно-технич. журнал, орган Мин-ва автомоб. транспорта и шосс. дорог РСФСР и ЦК профсоюза рабочих автомоб. транспорта и шосс. дорог. Издаётся в Москве. Осн. в 1923. Тираж (1969) 180 тыс. экз. Освещает вопросы экономики автотранспорта и организации перевозок, технич. эксплуатации, конструкции и ремонта автомобилей, подготовки кадров и организации безопасности движения, автомобильный транспорт за рубежом.

АВТОМОБИЛЬ-ЦИСТЕРНА, грузовой автомобиль, оборудованный ёмкостью для транспортировки жидких (полужидких) и сыпучих грузов. Различают А.-ц.: для нефтепродуктов (бензина, керосина, масел), пищевых продуктов (молока, пива), сжиженных газов (пропана, бутана), химически активных веществ (кислот, щелочей), сыпучих грузов (цемента, муки). Ёмкость А.-ц. от 0,8 м3 до 15 м3; она может иметь цилиндрич., конич., эллиптич., прямоугольную форму; изготовляется из стали, а также из алюминиевых сплавов и пластмассы.

Лит.: Селиванов И. И., Серебряный М. И., Специализированные автомобили и автопоезда, М., 1964.

Е. И. Кузнецов.

АВТОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ, вид технич. спорта, включающий создание моделей автомобилей и ходовые испытания их на спец. трассах. В Европе А. с. появился в 40-х гг. 29 в., в СССР зародился в 1956, когда была создана Центр, лаборатория автомоделизма; в мае 1957 состоялись первые в стране соревнования автомоделистов Москвы, Харькова, Риги и Ленинграда. С осени 1957 ежегодно проводятся Всесоюзные соревнования по А. с., с 1960 - соревнования на установление рекордов по А. с. для гоночных моделей, с 19б4 - Всесоюзные соревнования среди учащихся. В 1963 А. с. был включён в Единую Всесоюзную спортивную классификацию. Различают следующие типы моделей: с двигателем внутр. сгорания, электродвигателем, резиновым двигателем и управляемые по радио. .Модели с двигателем внутр. сгорания делят на группы: гоночные, с воздушным винтом и модели-копии - уменьшенные копии серийных машин. Двигатели внутр. сгорания имеют рабочий объём цилиндров 1,5; 2,5; 5,0 и 10,0 см3. Модели развивают скорость до 250 км/ч (по данным на 1968). Соревнования по А. с. проводят на к о р-додроме - бетонном кольце диаметром ок. 20 м; модели движутся по кругу на кордовой нити. Дистанция испытаний - 250, 500, 1000 и 2000 м, радиоуправляемые модели проходят трассу в 100 м, резиномоторные соревнуются по прямей и по кругу на дистанции 100 м.

Среди сов. спортсменов наиболее известны мастера спорта В. Якубович, О. Маслов, В. Соловьёв, Б. Ефимов и др. В 1968 А. с. занималось ок. 100 тыс. чел.

Руководит А. с. Федерация автомодельного спорта СССР, к-рая с 1968 входит в Европ. федерацию автомодельного спорта (ФЕМА). Организацией и проведением соревнований по А. с. занимается также Центр, спорт, автомодельный клуб ДОСААФ.

Лит.: Бехтерев Ю., Шпререген А., Автомобиль на ладони (Очерки об автомодельном спорте), М., 1962; Автомодельный спорт. Правила соревнований, М., 1968, Ю.Г.Бехтерев.

АВТОМОРФИЗМ (матем.), см. в ст. Изоморфизм (в математике).

АВТОМОРФНАЯ ФУНКЦИЯ (от авто... и греч. morphe - вид) (матем.), аналитическая функция, значения к-рой не изменяются, если её аргумент подвергается нек-рым дробно линейным преобразованиям. К А. ф. относятся периодич. функции и, в частности, эллиптические функции.

Так, напр., если указанные преобразования - целые и имеют вид:[0110-2.jpg] где [0110-3.jpg] - комплексное число, отличное от нуля, то получаются А. ф., характеризуемые ур-нием[0110-4.jpg] т. е. периодич. функции с периодом[0110-5.jpg]. В этом примере преобразованием, не изменяющим функции, является сдвиг плоскости на вектор со. Очевидно, что тот же сдвиг, повторённый сколько угодно раз, также не изменяет функции. В результате получается группа линейных

[0110-6.jpg]область, к-рая каждым из этих преобразований отражается сама на себя. Тогда функция f, однозначная и аналитическая в области G, является А. ф. (по отношению к данной группе Г), если [0110-7.jpg] , [0110-8.jpg] . Наиболее важен случай, когда G есть круг или полуплоскость. Такую область можно рассматривать как изображение плоскости Лобачевского (см. Лобачевского геометрия), а преобразования группы Г - как движения в плоскости Лобачевского. Соответствующие А. ф. можно рассматривать как такое обобщение периодич. функций, при к-ром сдвиги в евклидовой плоскости заменены движениями в плоскости Лобачевского. Эта точка зрения, развитая А. Пуанкаре, обеспечила успех в построении общей теории А. ф. (до А. Пуанкаре существенные результаты теории А. ф. получены Ф. Клейном). Вообще, вся теория А. ф., в её совр. состоянии, представляет замечат. пример плодотворности геом. идей Н. И. Лобачевского в их применении к задачам математич. анализа и теории функций.

К общим А. ф., помимо вопросов конформного отображения, приводит также теория линейных дифференциальных уравнений, изучение алгебр, кривых порядка выше четвёртого (см. Алгебраическая геометрия), решение алгебр, ур-ний (напр., решение общего ур-ния пятой степени с одним неизвестным получается посредством А. ф.) и т. д.

Лит.: Форд Л. Р., Автоморфные функции, пер. с англ., М.- Л., 1936; Клейн Ф., Лекции о развитии математики в 19 столетии, пер. с нем., ч. 1, М.- Л., 1937, гл. 8; Голубев В. В., Лекции по аналитической теории дифференциальных уравнений, 2 изд.,М. -Л., 1950; его же, Однозначные аналитические функции. Автоморфные функции, М., 1961.

АВТОМОТРИСА (франц. automotrice), см. Дизель-поезд.

АВТОМУТАГЕН (от авто..., лат. muto - изменяю и... ген), вещество, возникающее в клетке или организме в процессе жизнедеятельности (напр., при старении) и вызывающее наследств, изменения. А. могут вызывать как хромосомные перестройки, так и генные мутации.

АВТОНОМИЗАЦИЯ, термин, возникший в связи с работой комиссии, созданной по решению ЦК РКП(б) в авг. 1922 для выработки предложения по объединению в единое государство независимых советских республик (РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР). В работе комиссии принимали участие: И. В. Сталин (пред., нарком национальностей), Г. И. Петровский, А. Ф. Мясников, С. М. Киров, Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотов, А. Г. Червяков и др. План А., предложенный Сталиным и принятый комиссией, предполагал провозглашение РСФСР гос-вом, в к-рое входят на правах автономных республик УССР, ЗСФСР, БССР; соответственно высшими органами власти и управления в стране должны были стать ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Взаимоотношения, сложившиеся к этому времени между независимыми республиками, строились на основе равноправных договоров о военно-политич. и экономич. союзах. Задачи укрепления обороны, восстановления и дальнейшего развития нар. х-ва по пути социализма, политич., экономич. и культурного подъёма всех национальностей требовали более тесного сплочения сов. республик в единое много-нац. гос-во. Вопрос о политич. форме многонац. сов. социалистич. гос-ва и был главным в работе комиссии ЦК партии. План А. обсуждался пленумами ЦК компартий республик и на большинстве из них не был поддержан. Тем не менее комиссия на заседаниях 23 и 24 сент. 1922 одобрила тезисы Сталина об А. Это решение было ошибочным. Тезисы об А. учитывали требования строгого единства и централизации усилий сов. республик, но при этом нарушали суверенные права этих республик; являлись, по-су-ществу, шагом назад по сравнению с уже сложившимися формами национально-государственного строительства.

В. И. Ленин (он был болен), ознакомившись с материалами комиссии и побеседовав с рядом товарищей, направил 26 сент. 1922 письмо членам Политбюро ЦК РКП(б), в к-ром выступил с принципиальной критикой плана А., выдвинул и обосновал идею образования союзного гос-ва на основе полного равенства всех независимых сов. республик: "... мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию..."- писал Ленин (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 211). Ленин подчёркивал, что надо не уничтожать независимость республик, а создать "... еще новый этаж, федерацию равноправных республик" (там же, с. 212). 6 окт. 1922 Ленин направил в Политбюро ЦК партии записку, в к-рой категорически настаивал на равноправном представительстве всех союзных республик в руководстве общефедеральным ЦИКом (см. там же, с. 214). Ленинский план созда--ния Союза Советских Социалистических Республик лёг в основу нового проекта комиссии, к-рый был доложен Сталиным и утверждён Пленумом ЦК РКП(б)6 окт. 1922.

К критике плана А. Ленин вернулся в одном из своих последних писем - "К вопросу о национальностях или об „автономизации"". Ленин писал, что "... вся эта затея „автономизация" в корне была неверна и несвоевременна" (там же, с. 356), что она может принести только вред, извращая в духе великодержавного шовинизма идеи объединения сов. республик. Проект нарушал принцип самоопределения наций, предоставляя независимым республикам лишь право авт. существования в пределах РСФСР. Ленин выступал против чрезмерного централизма в вопросах объединения,требовал макс, внимания и осторожности в решении вопросов нац. политики. Объединение республик должно осуществляться в такой форме, к-рая действительно обеспечит равноправие наций, укрепит суверенитет каждой союзной республики, "...следует оставить и укрепить союз социалистических республик;- писал Ленин,- об этой мере не может быть сомнения. Она нам нужна, как нужна всемирному коммунистическому пролетариату для борьбы с всемирной буржуазией и для защиты от ее интриг" (там же, с. 360). Письмо Ленина было оглашено на заседании руководителей делегаций 12-го съезда РКП(б) (апр. 1923), его указания легли в основу резолюции съезда "По национальному вопросу". Торжеством ленинских идей пролетарского интернационализма, братской дружбы и единства равноправных и суверенных народов явилось образование Союза ССР, завершённое 1-м Всесоюзным съездом Советов 30 дек. 1922.

Лит.: Ленин В. И., Об образовании СССР, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45; его же, К вопросу о национальностях или об "автономизации", там же; История национально-государственного строительства в СССР, М., 1968, с. 355 - 69.

Л.А.Завелев, Л.В.Метелица.

АВТОНОМИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ (биол.), форма эволюции онтогенеза, заключающаяся в уменьшении зависимости процессов формообразования, протекающих в развивающемся организме, от внешних влияний. Одно из важных направлений эволюции, при к-ром растит, или животный организм как бы освобождается от крат-коврем. и случайных влияний среды и становится более автономным. На низших ступенях органич. жизни зависимость особи от среды наиболее прямая. Затем осн. детерминирующая роль переходит к внутр. факторам: специфика реакции всё более определяется самим организмом. Происходит это в результате отбора особей, удачнее других реагирующих на более постоянный (следовательно, и более надёжный) фактор среды. А. р. ведёт к стабилизации формообразования, повышению устойчивости, возрастанию пластичности, увеличению значения индивидуальной приспособляемости организмов.

Лит.: Шмальгаузен И. И., Факторы эволюции, 2 изд., М., 1968.

А.В.Яблоков.

АВТОНОМИЯ (от греч. autonomia - независимость), право самостоят, управления, решения гос. вопросов к.-л. частью гос-ва, закреплённое в общегос. конституции. А. означает определённую степень децентрализации, однако меньшую, чем в федеративном гос-ве (см. Федерация).

По сов. гос. праву А.- самостоят, осуществление гос. власти сов. социалистич. нац. гос-вом (автономной республикой) или нац. гос. образованием (автономной областью, национальным округом), входящим в состав союзной республики, в пределах компетенции, устанавливаемой высшими органами гос. власти союзной республики при участии соответств. авт. единицы.

Сов. А., созданная в результате Великой Октябрьской социалистич. революции, является одной из гос.-правовых форм разрешения национального вопроса.

В. И. Ленин сформулировал следующие осн. принципы сов. А.:

Сов. А. основана на базе Советов, социалистич. собственности на орудия и средства произ-ва; она является новым типом А., неизвестным ранее истории. В сов. А. гос. власть осуществляют трудящиеся, она обеспечивает выражение их гос. воли и служит их интересам. Сов. А. представляет собой гос. организацию сов. социалистич. нации, в рамках к-рой осуществляются её самоопределение и суверенитет.

Сов. А. построена по нац. признаку; она создаётся на терр., характеризующейся известной экономич. целостностью и отличающейся особенностями нац. состава и быта, и означает самый тесный союз между трудящимися этой А. и союзной республики, в состав к-рой она входит. В сов. А. все органы гос. власти, гос. управления, суда и прокуратуры состоят преим. из лиц коренной национальности и действуют, как правило, на языке национальности, образующей А. Этот важнейший принцип сов. А. создаёт необходимые условия для широкого развития нац. культуры, постановки образования на языке коренной национальности данной А. В нек-рых А., где осн. массу населения составляют неск. наций или народностей, гос. органы действуют на нескольких языках. Так, напр., в Башк. АССР законы, принятые Верховным Советом авт. республики, публикуются на башк., рус., тат. языках, а судопроизводство, кроме этих языков, ведётся также на марийском и чувашском языках в тех местностях, где данное население составляет большинство. Для лиц, не владеющих указанными языками, обеспечивается возможность полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном яз. (Конституция Башк. АССР, ст. ст. 24 и 78).

Сов. А. существует в двух формах - политической и административной. Политич. А., воплощаемая в нац. авт. гос-ве (авт. республике), характеризуется более значит, объёмом прав, наличием в авт. республике собственной конституции, высших органов гос. власти, законодательства, правительства, высших судебных органов, установлением гражданства республики. Адм. А. (авт. область и нац. округ) распространяется лишь на сферу управления; её правовой статус определяется в спец. акте. Для авт. области это "Положение об автономной области", разрабатываемое ею и утверждаемое Верховным Советом той союзной республики, в состав к-рой она входит; для нац. округа - "Положение о национальных округах", принимаемое Верховным Советом РСФСР (в др. союзных республиках нац. округов нет). В СССР в пяти союзных республиках (РСФСР, Узб. ССР, Груз. ССР, Азерб. ССР и Тадж. ССР) в 1969 имелось 38 авт. единиц - 20 авт. республик, 8 АО, 10 нац. округов.

Создание различных форм сов. А. обусловлено определёнными, исторически сложившимися условиями и прежде всего степенью экономич., политич. и культурного развития многочисл. наций и народностей Сов. Союза. Строительство сов. А. происходило в условиях, когда у ряда народов сохранился патриархально-родовой или полу патриархальный обществ, строй (напр., в Башкирии, у нек-рых народов Сев. Кавказа, в большей части Азербайджана, в Киргизии, в Казахстане). Ещё долгие годы после Октябрьской революции в стране сохранялись остатки феод.-родового уклада, наличие полуфеод, элементов (см. "КПСС в резолюциях...", 7 изд., ч. 1, 1954, с. 559). В этих условиях сов. А., как и сов. федерация, выполнили важнейшую задачу ликвидации фактич. отсталости ряда наций и народностей.

Существенная особенность сов. А.- гибкость её форм, что позволяет решать нац. вопрос применительно к различным ступеням экономич., политич. и культурного развития данной нации или народности в зависимости от её волеизъявления, а также объединять в её рамках неск. наций или народностей. Так, в Чуваш. АССР осн. массу населения составляют чуваши, а в Якут. АССР - якуты, и, следовательно, каждая из этих А. является формой объединения одной нации. В то же время существует ряд авт. республик, объединяющих неск. наций или народностей (напр., Даг. АССР).

Сов. А. даёт возможность в её рамках создавать новые нац. гос-ва - авт. республики, т. е. осуществлять переход от адм. к более широкой, политич. А., что характерно для всей истории развития сов. А. Напр., из 16 авт. республик, входящих в РСФСР, 11 были созданы в результате их преобразования из АО (Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Сев.-Осетинская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская).

Лит.: Ленин В. И., Тезисы по национальному вопросу, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 314 - 322; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24, с. 113 - 150; его же, Проект закона о равноправии наций и о защите прав национальных меньшинств, там же, т. 25, с. 135 - 137; его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25, с. 255 - 320; его же. Вариант статьи "Очередные задачи Советской власти", там же, т. 36, с. 151 -152; его же, К вопросу о национальностях или об "автономизации", там же, т. 45, с. 356 - 362; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 6 декабря 1913, там же, т. 48, с. 233 - 236; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 19 мая 1914, там же, т. 48, с. 288 - 291; Шаумян С. Г., Национальный вопрос и социал-демократия, Избр. произв., т. 1,М., 1957, с. 132 - 161; 3латопольский Д. Л., Государственное устройство СССР, М., 1960, гл. V, с. 190 - 243; его же, СССР - федеративное государство, М., 1967; Чистяков О. И., Становление Российской федерации (1917 - 1922), М., 1966. Д. Л. Златопольский.

АВТОНОМИЯ ВОЛИ, см. в ст. Коллизионная норма.

АВТОНОМНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, то же, что вегетативная нервная система.

АВТОНОМНАЯ