БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

мится разделить тяжёлые ионы и лёгкие электроны, что приводит к появлению слабых электрич. полей.

По мере развития А. начинает также решать задачи, относящиеся к более низким уро-зням. Примером может служить исследование ионного слоя на высоте 25-35 км, обусловленного вторичным космич. излучением. Изучение суточного хода концентрации ионов в этом слое привело к необходимости исследования целого цикла хим. реакций с участием заряженных частиц и озона.

3) А. занимается исследованием серебристых облаков и в общих чертах объяснила их природу.

4) Значит. внимание А. посвящает исследованию процессов, приводящих к свечению ночного неба и полярным сияниям. Понимание природы свечения ночного неба на длине волны л =5577 А, напр., позволило создать метод измерения суммарного содержания атомарного кислорода и следить за его временными вариациями.

5) А. занимается также изучением процессов, приводящих к образованию радиационных поясов Земли.

Перечисленные вопросы не исчерпывают всего круга вопросов А., к-рый с каждым годом расширяется и изменяется.

Лит.: Х в о с т и к о в И. А.. Физика озоносферы и ионосферы, М., 1963; Данилов А. Д., Химия ионосферы, Л., 1967; Николе М., Аэрономия, пер. с англ., М., 1964; Ивановский А. И., РепневА. И..ШвидковскийЕ. Г., Кинетическая теория верхней атмосферы, Л., 1967. А.И.Ивановский.

АЭРОПЛАН, то же, что самолёт.

АЭРОПОНИКА (от аэро... и греч. ponos- работа), в о з д у ш н а я к у л ь т у-р а, выращивание растений без почвы или её заменителя. Снабжение растений питат. веществами осуществляется путём периодич. (каждые 10-20 мин) опрыскивания корней распылённым питат.раствором. Метод А. предложил в 1910 рус. учёный В. М. Арциховский для исследовательских целей. Впоследствии А. стали применять в пром. овощеводстве и цветоводстве. Уже разработаны приёмы выращивания методом А. не только растений, у к-рых используются надземные части, но и корнеплодообразователей. Преимущества А. в том, что при этом методе расходуется минимальное количество питат. раствора и отсутствие субстрата снижает массу установок для выращивания растений. Это особенно важно при культивировании растений в оранжереях, на космич. станциях, кораблях и др.

Лит.: Арциховский В., О "воздушных культурах" растений, "Журнал опытной агрономии", 1911, т. 12, № 1; М у-р а ш И. Г., О воздушной культуре растений в закрытом грунте, "Физиология растений", 1963, т. 10 в. 5; Ш а и д а-ров Ю. И., Установка для выращивания растений методом воздушной культуры, там же. 1964, в. 2. В. П. Дадыкин.

АЭРОПОРТ (от аэро... и порт), транспортное предприятие, обеспечивающее регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты средствами воздушного транспорта. В СССР А. гражд. авиации подразделяются на международные, союзные и местного значения. В зависимости от оборудования и объёма авиатранспортных перевозок А. делятся на классы. Наиболее крупные А. наз. внеклассными, самые малые - неклассифицированными.

С ростом протяжённости возд. трасс и освоением новых типов самолётов повышаются требования к оборудованию и оснащению А. Совр. А. представляет собой сложный комплекс инж. сооружений и технич. средств, для размещения к-рого требуется территория, измеряемая в отд. случаях тысячами гектаров (напр., московский А. Домодедово, нью-йоркский аэропорт Кеннеди) (рис.). При выборе месторасположения А. учитываются удобства и быстрота сообщения с городом, возможность отчуждения вблизи города значит. земельных площадей и перспективного развития А., пригодность рельефа, грунтовые и гидрогеол. условия, высотные препятствия вблизи А. и на возд. подходах и др. Важнейший элемент А.- аэродром, включающий лётное поле, на к-ром располагаются лётные полосы, рулёжные дорожки, места стоянки самолётов, концевые и боковые полосы безопасности. Количество лётных полос и их расположение в плане устанавливается в зависимости от пропускной способности А. и рельефа местности. На лётной полосе выделяется рабочая площадь, в пределах к-рой размещаются взлётно-посадочные полосы с искусств. покрытиями (см. Аэродромное покрытие).

Схема генерального плана аэропорта Кеннеди (Нью-Йорк. США): / - взлётно-посадочные полосы; 2 - рулёжные дорожки; 3 - перроны; 4 -международный аэровокзал; 5 - грузог.ые аэровокзалы; 6 - ангары; 7 - привокзальная площадь со стоянкой для автомобилей; 8 - подъездная автомагистраль; 9 - аэровокзалы отдельных авиакомпаний.

Взлётно-посадочные полосы соединяются с перронами и местами стоянок самолётов рулёжными дорожками. Для регулярности полётов и безопасной посадки самолётов лётное поле оборудуют инструментальной, радиотехнич. системой захода на посадку и сигнальной системой огней высокой интенсивности. К лётному полю примыкает служебно-технич. зона. В её состав входят: пассажирский комплекс (аэровокзал, перроны, привокзальная площадь, гостиница и т. д.), грузовой комплекс (грузовой вокзал с перроном и двором), здания и сооружения радионавигац. службы, авиатопливоснабжения, технич. обслуживания самолётов и подсобно-производственного назначения. В крупных А. возводят неск. аэровокзалов (моск. аэропорты Внуково и Шереметьево, междунар. аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке и др.). В А. имеется здание управления возд. движением (командно-диспетчерский пункт), в к-ром размещены диспетчерская, штурманская, метеослужба и пр. Технич. обслуживание самолётов (предполётное и послеполётное) проводится на местах стоянок. Т. н. периодич. регламенты технич. обслуживания выполняются в ангарных корпусах авиационно-технич. баз (см. Ангар). Заправку самолётов авиатопливом производят самоходными авиатопливозаправ-щиками или стационарной системой централизованной заправки самолётов. А. имеет базы механизации и транспорта, технич. и хоз. склады, различные служебные здания и комплексы инж. сетей и сооружений, обеспечивающих его водоснабжение, канализацию, тепло-, газо-и электроснабжение. Для работников А, и их семей сооружается комплекс жилых и культурно-бытовых зданий в виде отд. посёлка, размещаемого обычно на расстоянии 3-5 км от А.

Превращение А. в сложный планировочный комплекс, рост территории, занимаемой А., использование различных видов транспорта для доставки пассажиров в А., наряду с увеличением территорий совр. городов, выдвинули строительство А. в число общих градостроит. проблем. Ввиду особых технич. требований и необходимости защиты городов от шума, А. располагают, как правило, на значительном расстоянии (до нескольких десятков километров) от границ жилой застройки. Обслуживание А. включают в общую схему движения транспорта в городе и пригородном районе. Учитывая перспективу расширения А., в пригородной зоне резервируют необходимые территории. Разработка архитектурно-планировочных схем А. предусматривает наиболее рациональное сочетание зон - лётной, служебной и жилой; при этом композиц. центром является аэровокзал вместе с др. участками служебной зоны, непосредственно связанными с обслуживанием пассажиров. Проектирование, строительство и реконструкцию А. осуществляют на основе спец. технич. условий. Деятельность А. междунар. линий регламентируется требованиями Междунар. орг-ции гражд. авиации (ИКАО).

Мит. см. при статьях Аэровокзал, Аэродром. Л. И. Горецкий, ф, Я. Зайцев, В. Г. Локшин.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIX.

АЭРОРАДИОНИВЕЛИРОВАНИЕ, способ определения при аэрофотосъёмке высот точек местности, основанный на измерении времени прохождения радиоволн от самолёта до земной поверхности и обратно. Разработан в СССР в 1945. А. выполняется путём определения высоты полёта с помощью радиовысотомера и превышения самолёта над исходной изобарич. поверхностью, измеряемого статоскопом.
Рис. 1.

Высоты точек Ак получают в условной системе - от поверхности Е, параллельной изобарической (рис. 11, определяя их по формулам

где R- постоянная величина, большая АR . Для определения HR из показаний радиовысотомера, измеряющего расстояние D от самолёта (т. е. от центра проекции S) до ближайшей точки М земной поверхности (рис. 2), на прецизионном стереометре

Рис. 2.

с помощью "сеток стерео-сферы" по аэроснимкам измеряют поправку ; тогда Если уклоны местности меньше , то поправки не измеряют. Для приведения высот к уровенной поверхности необходимо определить геодезич. высоты Лг точек надира аэроснимков (т. е. точек jV, лежащих на отвесной линии) в начале и конце маршрута аэрофотосъёмки, тогда (рис. 1)

Точность А. (при длине маршрута 30-40 км и Н до 3500 м) - в открытых равнинных и холмистых районах. Густой лес вызывает "повышение" высот примерно на половину высоты древостоя (в зависимости от густоты леса и развитости крон деревьев), мелкий и редкий лес влияния на результаты измерений не оказывает. Водные поверхности вызывают "повышение" высот ок. 3 м. В скалистых горных районах А. не применяют в связи с затруднительностью установления, от какой точки местности отражён данный радиосигнал.
В Канаде и в ряде др. стран А. основано на сочетании радиовысотомера с узко направленным излучением и гипсотермометра. Этот комбинированный прибор (аэропрофилограф) непосредственно вычерчивает на ленте профиль местности по трассе полёта с точностью примерно вдвое ниже указанных значений. А. применяют при создании топографич. карт масштабов 1:25 000 и мельче, проектировании путей сообщения и для др. инженерных целен.

Лит.: "Тр. Центрального научно-исследовательского пн-та геодезии, аэрофотосъемки и картографии", 1959, в. 129; Кожевников Н. П., Крашенинников Г. Д., Калнков Н. П., Фотограмметрия, 2 изд., М., 1960; Коншин М. Д., Аэрофотограмметрия, М., 1967. Н. П. Кожевников.

АЭРОСАНИ, сани, передвигающиеся по снегу и льду тягой воздушного винта. Первые А. в России были построены в 1908 на моск. фабрике "Дукс". Неск. типов А. было создано А. С. Кузиным и др. Небольшая серия А., выпущенных в 1915-16 автомобильным заводом Все-росс. земского союза, применялась на фронте. Решением СТО в 1919 была создана Комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). В 1919-32 при участии видных сов. учёных и конструкторов, входивших в КОМПАС, был разработан ряд типов А. (АНТ - конструкции А. Н. Туполева, АРБЕС - А. А. Архангельского и Б. С. Стечкина, НРБ - Н. Р. Бриллинга, БЕКА - Н. Р. Бриллинга ц А.- С. Кузина), к-рые прошли практич. проверку в испытат. пробегах. Лучшие из них применялись в нар. х-ве и Советской Армии вплоть до 40-50-х гг. Распространение получили аэросани AHT-IV, которые выпускались серийно. В период Великой Отечеств. войны на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 и боевые - НКЛ-26, спроектированные под рук. Н. М. Андреева на Моск. глиссерном заводе. В 50-60-х гг. было начато серийное произ-во А. "Север-2", КА-30 (рис. 1), созданных конструкторским бюро Н. И. Камова, и А.-"амфибий" (рис. 2), разработанных конструкторским бюро А. Н. Туполева.

А. цельнометаллич. конструкции имеют установленный на 3 или 4 лыжи кузов и управляются носовыми поворотными лыжами; в кормовой части А. располагается двигатель с возд. винтом. В А.-"амфибиях" кузов на лыжах заменён для лучшей проходимости одной лодкой-лыжей, что позволяет двигаться не только по рыхлому снегу, но и по воде, мелководным рекам, заболоченным водоёмам, льду с полыньями, битому льду. А.-"амфибия" управляются вертик. рулями, расположенными в кормовой части лодки-лыжи. Грузоподъёмность А. и А.-"амфибий" достигает 600 кг, дальность хода до 500 км; при мощности двигателя 190 квт (260 л.с.) они развивают скорость св. 100 км/ч по снегу и до 80 км/ч по воде (А.-"амфи-бия"). В СССР А. и А.-"амфи6ию" применяют для связи, перевозки почты, людей, грузов, патрульной службы и др. в условиях бездорожья Севера Европ. части и Сибири. За границей для тех же целей А. применяют в скандинавских странах, Канаде и Аляске. Продолжается разработка А. с повышенной экономичностью и надёжностью, для использования в любую погоду и время года.

Лит.: Евстюшин Н. И., Развитие аэросанного транспорта в СССР, М., 1959.

Г. С. Махоткин.

АЭРОСЕВ, посев семян с самолёта или вертолёта. Применяют при посеве песчаного овса и др. трав для закрепления песков, саксаула в пустынях Ср. Азии, нек-рых кустарников и хвойных деревьев. А. проводят с помощью спец. высевающих аппаратов. См. Сельскохозяйственная авиация.

АЭРОСНИМОК, снимок местности с воздуха, выполненный в процессе аэросъёмки. Представляет собой фотографии, или графич. изображение объектов, передающее многие их физич. свойства. Различают аэрофотоснимок, полученный посредством аэрофотоаппарата при аэрофотосъёмке; А., произведённый при нек-рых фотоэлектронных аэросъёмках и представляющий собой фотографич. снимок изображения на экране электроннолучевой трубки; съёмочные регистрограм-мы - графич. записи информации при нек-рых фотоэлектронных аэросъёмках и аэрогеофизич. съёмках (см. Аэрометоды). Аэрофотоснимки - универсальные по применению - в геом. отношении разделяются на плановые и перспективные (в т. ч. панорамные). На плановом А. равнинной территории масштаб изображения одинаков для всей площади, горизонтальные линии передаются с сохранением их системы на местности, вертикальные - в виде прямых, сходящихся основаниями к центру. На плановом А. горной территории и перспективном А. любых ландшафтов все эти элементы, а следовательно, размеры и форма объектов воспроизводятся с искажениями, которые приходится устранять в процессе создания карт (см. Аэрофототопография). Вместе с тем перспективное аэрофотоизображение облегчает распознавание нек-рых объектов, поскольку оно имеет более привычный вид и крупный масштаб на переднем плане. Различают чёрно-белые и цветные аэрофотоснимки (см. Цветная аэрофотосъёмка). Илл. см. на вклейке к стр. 401. Л. М. Гольдман.

АЭРОСТАТ (от аэро... и греч. statos - стоящий, неподвижный), летательный аппарат легче воздуха. Подъёмная сила А. (рис.) создаётся заключённым в оболочке газом (водород, гелий) с плотностью меньшей, чем плотность воздуха (согласно Архимеда закону). Различают А. управляемые (дирижабли), неуправляемые - свободного полёта с оболочкой в форме шара (сферич. А. или воздушный шар, стратостат) и привязные (змейковые). Изменение высоты полёта свободного А, производится: подъём - уменьшением массы А. сбрасыванием части балласта (обычно песка в мешках), снижение - уменьшением подъёмной силы выпуском части газа через клапан. Подъём я спуск привязного А. производится лебёдкой.

Сферический аэростат объёмом 1200 м3: обоболочка из прорезиненной хлопчатобумажной ткани; С- стропы; и - пояс, к к-рому прикрепляются стропы; СК -строповое кольцо; г - гондола, плетённая из ивовых прутьев; Кл - клапан для выпуска газа; а - аппендикс - патрубок для наполнения аэростата газом и свободного удаления излишков его при расширении газа в полёте; KB - клапанная верёвка; ПВ_ - поясная верёвка; РВ - разрывная верёвка; РУ - разрывное устройство.

Свободные А. применяют преимущественно для спортивных и исследоват. целей. К ним относят радиозонды, шары-пилоты, шары-прыгуны, спасат. А., стратостаты и автоматич. А. с телемет-рич., метеорологич. и др. оборудованием. Автоматич. А. используют для исследования воздушных струйных течений, образования циклонов, фотографирования земной поверхности, установления влияния космич. радиации в нижних слоях стратосферы на живые организмы, а также как стартовые площадки для запуска метеорологич. ракет и средство подъёма телескопов. Привязные А. используют для метеорологич. целей (зондирование атмосферы), при трелёвке леса в труднодоступных горных районах и др

В военном деле А. заграждения используют для ПВО воен., пром. и др. объектов. В предвидении налёта самолётов А. поднимаются в воздух в определённых боевых порядках ("лебёдки в линию", "лебёдки в две линии", "лебёдки по площади"). Их действие рассчитано на уничтожение или повреждение самолётов противника при столкновении с тросами, оболочками аэростатов или с подвешиваемыми на тросах боевыми зарядами взрывчатых веществ. В годы Великой Отечеств. войны А. заграждения объёмом 100-400 м3 успешно применяли в системе ПВО Москвы, Ленинграда и др. Одиночные А. заграждения поднимались на высоту до 2500 м, двойные (по 2 А. на одном тросе) - до 4500 м. А. н а-блюдени я применяют для наблюдения за полем боя и корректирования огня артиллерии. Они имеют подвесную

гондолу для экипажа, оборудованы телефонной связью с землёй. Объём А. наблюдения 400-1000 м3 и более. Об истории А. см. в ст. Воздухоплавание.

Лит.: Полозов Н. П. и Сорокин М. А., Воздухоплавание, М., 1940; Стобровский Н. Г., Наша страна - родина воздухоплавания, М., 1954.

АЭРОСТАТИКА (от аэро... и статика), раздел гидроаэромеханики, в к-ром изучается равновесие газообразных сред, в основном атмосферы. В отличие от гидростатики, в к-рой рассматриваются законы равновесия жидкостей, практически несжимаемых, А. имеет дело с воздухом и др. газами, сжимаемость к-рых во много раз превосходит сжимаемость жидкостей. Осн. задача А.- исследование давления в атмосфере в зависимости от высоты (см. Барометрическая формула) и поддерживающей силы, действующей на плавающие в воздухе тела (см. Аэростат). Наибольшее применение А. имеет при изучении равновесия атмосферы и в теории воздухоплавания.

АЭРОСЪЁМКА, съёмка местности с летательных аппаратов в разных зонах спектра электромагнитных волн с помощью различных съёмочных систем - приёмников информации. А. ранее соответствовало понятие аэрофотосъёмка, ныне включает в себя и фотоэлектронную аэросъёмку. Менее распространён термин "А." в приложении к аэрогеофизич. съёмкам (см. Аэрометоды.).

АЭРОТАКСИС (от аэро... и греч. taxis - построение в порядок), движение микроорганизмов, одноклеточных или подвижных клеток многоклеточных организмов (напр., спор и др.) к источнику кислорода или от него. В первом случае проявляется положительный А., к-рый свойствен аэробам, во втором - о т р и ц ат е л ь н ы й А., характерный для анаэробов. Один и тот же организм в зависимости от концентрации кислорода может проявлять или положительный, или отрицательный А. Отношение подвижных бактерий к кислороду может быть обнаружено под микроскопом при наблюдении их в капле воды, покрытой стёклышком. Аэробы скопляются у края стёклышка, анаэробы, наоборот,- в середине капли; бактерии, для к