| 19661
Год основания
Число занятых (тыс. чел.)
Активы (млн. долл.)
Собственный
капитал (млн. долл.)
Оборот по продаже (млн. долл.)
Валовая прибыль
(млн. долл.)
Отношение валовой прибыли в %
Чистая прибыль (млн. долл.)
к обороту
к собственному капиталу
США
"Дженерал моторс"
1916
745
12916
8726
20209
3424
16,9
39,2
1793
"Форд мотор"
1902
388
8090
4782
12240
1188
9,7
24,8
621
"Крайслер"
1925
183
3149
1701
5650
377
6,7
22,2
189
Страны Зап. Европы и Япония
"Фольксвагенверк" (ФРГ)
1930
125
1434
661
2500
1862
7,4
28,2
125
"ФИАТ" (Италия)
1899
135
1401
495
1679
772
4,6.
15,5,
40
"Даймлер-Бенц" (ФРГ)
1926
102
599
249
1475
3,0
17,7
44
"Бритиш мотор" (Англия)3
1952
120
818
404
1473
572
3,9
14,1
42
"Рено" (Франция)
1895
95
590
214
1428
163
1,1
7,5
6
"Пежо отомобиль" (Франция)
1896
54
538
302
935
2,2*
7,0'
21
"Тоёта мотор" (Япония)
1937
34
896
288
930
5,1*
16,5'
48
"Ниссан мотор" (Япония)
1933
55
1295
307
921
4,9*
14,6'
45
"Ситроен" (Франция)
1924
61
406
142
887
0,4*
2,8'
4
"Лейленд мотор" (Англия)
1919
56
549
264
616
3,5*
10, 2"
27
"Вольво" (Швеция)
1926
24
379
108
589
50
8,5
46,3
13
1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке. 2 Прибыль до вычета подоходного налога и её отношение к обороту и собственному капиталу. 3 На 31 июля 1966. 4 Отношение чистой прибыли к обороту и собственному капиталу.
Находящаяся в сфере влияния Морганов А. м. "Крайслер" особенно энергично развивает свою деятельность в Зап. Европе, скупая ведущие европ. автомоб. компании. Так, в 1965 она увеличила свою долю во франц. автомоб. компании "СИМКА" до 77% акц. капитала (23% акций компании "СИМКА" принадлежит А. м. "ФИАТ"). Из 2,1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0,6 млн. выпущено за границей."Крайслер" играет важную роль в произ-ве танков и управляемых снарядов, являлся ген. подрядчиком по стр-ву первой ступени ракеты-носителя "Сатурн 1 Б".
На долю "Фольксвагеиверк", 40% акц. капитала к-рой принадлежит федеральному пр-ву и пр-ву земли Нижняя Саксония, приходится св. 50% выпуска и св. 60% экспорта автомобилей ФРГ. Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было экспортировано в США, где монополия прочно удерживает 1-е место среди иностр. поставщиков автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому потребителю малолитражных автомобилей известной марки "Фольксваген-1200".
Англ. А. м. "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен", возникшая в нач. 1968 в результате серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди нац. англ, автомоб. компаний, является одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистич. мире. По объёму выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е место в мире. Её предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей, более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится почти 3/4 оборота итал. А. м. "ФИАТ", к-рая входит в сферу влияния семьи Аньелли-Нази, крупнейших представителей финанс. олигархии Италии. Монополия производит также тракторы, самолёты, ж.-д. подвижной состав, судовые двигатели, холодильники, станки, сталь и т. д.
Соглашение 1966 о сотрудничестве между франц. гос. компанией "Рено" и частной фирмой "Пежо" положило начало созданию во Франции мощного автомоб. объединения, под контролем к-poro будет находиться св. 60% произ-ва и 65% экспорта автомобилей Франции. На долю "Ситроен" в результате присоединения ею в 1967 фирмы "Отомобиль М. Берлье" (Automobiles M. Berliet) приходится половина франц. произ-ва грузовых автомобилей грузоподъёмностью более 6 т. "Ситроен" занимает 2-е место во Франции также по произ-ву легковых автомобилей (после "Рено").
Самая крупная А. м. Японии "Тоёта мотор" по темпам роста значительно обгоняет своих конкурентов; в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин.
И. М. Резникова.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Для автомобилей могут быть применены тепловые (внутр. сгорания и паровые) и электрич. двигатели. Подавляющее большинство А. д. являются поршневыми двигателями внутр. сгорания (ПДВС). По рабочему процессу автомоб. ПДВС делятся на четырёх- и двухтактные, а по способу воспламенения горючего - на двигатели с искровым воспламенением (наз. также карбюраторными или бензиновыми) и с самовоспламенением в воздухе высокой темп-ры, сжимаемом в цилиндрах двигателя (дизели). В цилиндры карбюраторных ПДВС поступает горючая смесь, состоящая из паров бензина и воздуха, приготовляемая в карбюраторе. Существуют также ПДВС, к-рые не имеют карбюратора и снабжены устройством для непосредственного впрыскивания топлива во впускной трубопровод или в цилиндр двигателя. По характеру протекания рабочего цикла эти двигатели не отличаются от карбюраторных. У дизелей топливо с воздухом смешивается внутри цилиндров, в к-рые дизельное топливо впрыскивается в распылённом виде через форсунки насосом высокого давления. А. д. различаются по числу и расположению цилиндров (рядные, V-образные и др.), расположению клапанов (верхнее и нижнее), рабочему объёму (литражу) цилиндров, типу охлаждения (жидкостное и воздушное), по назначению и т. п. Для совр. легковых, а также малых и ср. грузовых автомобилей применяются преим. четырёхтактные верхнеклапанные карбюраторные ПДВС с жидкостным охлаждением. Дизели, работающие на более дешёвом, чем бензин, топливе и превосходящие карбюраторные двигатели по топливной экономичности и долговечности (но уступающие им по простоте конструкции и первонач. стоимости, литровой мощности, пусковым качествам, бездымности работы), используются преим. для тяжёлых грузовых автомобилей и многоместных автобусов. Однако по таким важным параметрам, как уд. масса (кг/квт иликг/л, с.), компактность, бесшумность, совр. быстроходные дизели вплотную приблизились к карбюраторным двигателям. В связи с этим благодаря повышению литровой мощности, дизели в последнем десятилетии стали применяться также на лёгких грузовых автомобилях и даже на легковых автомобилях.
[01-PAKET-09-4.jpg]
Рис. 1. Поперечный разрез карбюраторного двигателя МЗМА-412: 1 - картер; 2 - коленчатый вал; 3 - шатун; 4 - поршневой палец; 5 - поршень; 6 - блок цилиндра; 7 - клапан; 8 - головка цилиндров; 9 - распределительный вал; 10 - коромысло; 11 - карбюратор; 12 - стартёр.
Основные показатели современных отечественных автомобильных двигателей
Показатели
Карбюраторные двигатели
Дизели
МеМЗ 968
ВАЗ 2101
МЗМА 408
МЗМА 412
ЗМЗ 21А
ЗМЗ 24
ЗМЗ 13
ЗМЗ 53А
ЗИЛ 114
ЗИЛ 130
ЗИЛ 375
ЯМЗ 236
ЯМЗ 238
ЯМЗ 240
Число цилиндров
4
4
4
4
4
4
8
8
8
8
8
6
8
12
Рабочий объём цилиндра, л
1,2
1,2
1,36
1,5
2,45
2,45
5,53
4,25
7
6
7
11,15
14,86
22,3
Диаметр цилиндра, мм
76
76
76
82
92
92
100
92
108
100
108
130
130
130
Ход поршня, мм
66
66
75
70
92
92
88
80
95
95
95
140
140
140
Степень сжатия
7
8,8
7
9
6,7
8,8
8,5
6,7
9
6,5
6,5
16,5
16,5
16,5
Макс, мощность, квт
32
44
37
55
53
72
143
85
220
110
132
132
177/235*
265/385"
Л. С.
43
60
50
75
72
98
195
115
300
150
180
180
240/320*
360/520"
Макс, частота вращения коленчатого вала , об/мин
4200
5600
4750
5800
4000
4500
4400
3200
4300
3100
3200
2100
2100
2100
Миним. удельный расход топлива, г/(квт*ч)
333
286
313
286
313
306
306
324
286
320
320
238
238
238
г/(л.с.*ч)
245
210
230
210
230
225
225
238
210
235
235
175
175
175
* В знаменателе мощность при наддуве.
Совр. четырёхтактные ПДВС (рис. 1,2) состоят из блока цилиндров, выполняемого обычно вместе с картером, головки цилиндров, поршней с уплотнит, и масло-сбрасывающими кольцами, шатунов, коленчатого вала, маховика, распределит, (кулачкового) вала, впускных и выпускных клапанов с пружинами, деталей привода клапанов (коромысла, толкатели), передачи, связывающей коленчатый вал с распределит, валом, запальных свечей или топливных форсунок и др. Они оборудуются радиатором и вентилятором системы охлаждения, насосами для принудит, циркуляции смазочного масла и охлаждающей жидкости и для подачи топлива из бака, а также топливными, масляными и воздушными фильтрами, пусковым стартёром, трубопроводами для воздуха, газа, топлива, масла и охлаждающей жидкости, автоматами, управляющими частотой вращения коленчатого вала и темп-рой охлаждающей жидкости и горючей смеси.
Мощность совр. (1968) карбюраторных ПДВС легковых автомобилей 15-310 кет (20-425 л. с.), рабочий объём цилиндров от 0,35 до 7,6 л, степень сжатия 7-11, макс, частота вращения коленчатого вала 4000-6000 об/мин, литровая мощность 22-50 квт/л (30-70 л. с./л), уд. масса 1,1-4 кг/квт (0,8-3 кг/л, с.) и миним. удельный расход топлива до 270 г/(квт*ч) [200 г/(л. с. *ч)]; срок службы до первого капит. ремонта соответствует пробегу автомобиля в 75-150 тыс. км и более; у ПДВС спортивных и гоночных автомобилей частота вращения коленчатого вала достигает 10000-12000 об/мин, литровая мощность иногда превышает 150 квт/л (200 л.с./л); у карбюраторных ПДВС, применяемых для грузовых автомобилей, мощность не превышает 220 кет (300 л.с.), рабочий объём цилиндров составляет 1,5-9,5 л, степень сжатия 6,5-8,5, макс, частота вращения коленчатого вала 2500-4000 об/мин. Дизельные ПДВС имеют мощность 30-620 квт (40- 850 л. с.), рабочий объём цилиндров 1,5- 40 л, степень сжатия 15-24, макс, частоту вращения коленчатого вала 2000-5000 об/мин, литровую мощность 11-23 кет/л (15-35 л.с./л), уд. массу 3,4-6,8 кг/квт (2,5-5 кг/л, с.), миним. удельный расход топлива 205- 210 г/(квт-ч) [150-155 г/(л.с.-ч)]; срок службы до первого капит. ремонта соответствует пробегу автомобиля в 150- 300 тыс. км.
[01-PAKET-09-5.jpg]
Рис. 2. Поперечный разрез четырёхтактного дизеля ЯМЗ-236: позиции 1 - 10 и 12 - такие же, как на рис. 1; 11 - воздухоочиститель; 13 - толкатель; 14 - штанга; 15 - форсунка; 16 - насос высокого давления.
Дальнейшее развитие А. д. предусматривает рост мощности, долговечности, уменьшение габаритов и сокращение содержания вредных компонентов в составе отработавших газов. Увеличение мощности в осн. достигается повышением частоты вращения коленчатого вала у карбюраторных двигателей и применением наддува у дизелей. Кроме того, у бензиновых двигателей увеличивается степень сжатия и частично возможна замена карбюратора системой принудит, впрыскивания топлива. Перспективна замена обычных ПДВС на нек-рых легковых автомобилях и лёгких грузовых автомобилях более лёгкими и компактными роторно-порщневыми двигателями (см. Роторный двигатель). В случае решения проблемы топливной экономичности газотурбинных двигателей без существенного усложнения их конструкции они могут получить широкое распространение при мощностях 750 кет (1000 л.с.) и более. Создание лёгких и компактных аккумуляторов позволитзаменить ПДВС на автомобилях, работающих в городах, электродвигателями (см. также Двигатель внутреннего сгораниям. Автомобиль).
Осн. показатели совр. отечественных ав-томоб. ПДВС приведены в табл. (стр. 157).
Лит.: Автомобильные бензиновые V-об-разные двигатели, М., 1958; Справочник инженера автомобильной промышленности, пер. с англ., т. 1, М., 1962; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 2 изд., М., 1964; Конструкция и расчёт автотракторных двигателей, 2 изд., М., 1964; Xанин Н. С., Чистозвонов С. Б., Автомобильные роторнопорш-невые двигатели, М., 1964.
С.Б. Чистозвонов.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ И АВТОМОТОРНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ, Центральный научи о-и сследователь-ский автомобильный и автомоторный ин-т (НАМИ), в ведении Министерства автомоб. пром-сти СССР. Разрабатывает вопросы конструирования автомобилей и осуществляет их испытания. Организован в Москве в 1918, первоначально как Науч. автомоб. лаборатория при ВСНХ. В 1930 часть ин-та, связанная с дизелестроением, выделилась в Н.-и. дизельный ин-т (впоследствии ЦНИДИ), а связанная с авиамоторостроением - в Центр, ин-т авиац. моторостроения (ЦИАМ). В 1946 тракторный отдел ин-та был преобразован в Н.-и. тракторный ин-т (НАТИ).
В тематику НАМИ входят: вопросы теории, расчёта и конструкции автомобилей и их агрегатов, расчётно-исследоват. работы по автомоб. двигателям, испытания автомоб. техники, создание типов движителей для автомобилей повышенной проходимости, исследование новых конструкционных материалов, создание испытательного оборудования и приборов для исследовательских работ в автомобилестроении. В НАМИ разрабатываются перспективные типоразмерные ряды легковых, грузовых автомобилей, автобусов, проводятся технико-экономич. исследования. Ин-т издаёт "Труды" (с 1920), отраслевые нормали. Имеется аспирантура. Ин-т награждён орденом Трудового Красного Знамени (1940).
АВТОМОБИЛЬНЫЙ КРАН, автокран, самоходная погрузочно-разгру-зочная машина, смонтированная на автомоб. шасси, с рабочим органом в виде поворотной консольной стрелы. Предназначен для погрузки и разгрузки подвижного состава автотранспорта, преим. тяжеловесных и штучных грузов, а также для строительно-монтажных работ; при оборудовании рабочего органа грейферным захватом - для погрузки и разгрузки навалочных грузов. Привод кранового оборудования - электрич., гидравлич. илимеханич. с отбором мощности от двигателя автомобиля. А. к. выпускают грузоподъёмностью 2,5-16 т. Вылет стрелы 2-12 м, а при наличии спец. вставок у А. к. большой грузоподъёмности - до 22 м. Высота подъёма крюка до 7-18,5 м. Для повышения устойчивости во время подъёма груза А. к. устанавливается на дополнит, опоры (аутригеры).
И.И.Батищев.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПАРК, 1) совокупность легковых, грузовых и спец. автомобилей, а также автотягачей, автобусов и прицепов, имеющихся на предприятии, в учреждении, воинской части или соединении. 2) Специально отведённое и оборудованное мест |