БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ия площади среднего поперечного сечения семян (в см2) к их массе (в г). Удельная парусность характеризуется скоростным давлением потока, при котором семя находится во взвешенном состоянии. Это давление измеряется микроманометром.

Лит.: С т р о н а И. Г., Общее семеноведение полевых культур, М., 1966, с. 141.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СИЛА И МОМЕНТ, величины, характеризующие воздействие газообразной среды на движущееся в ней тело (напр., на самолёт). Силы давления и трения, действующие на поверхности тела, могут быть приведены к равнодействующей R этих сил, наз. аэродинамич. силой, и к паре сил с моментом М, наз. аэродинамич. моментом. Аэродинамич. силу раскладывают на составляющие в прямоугольной системе координат (рис. 1), связанной либо с вектором скорости тела v (поточная, или скоростная, система координат), либо с самим телом (связанная система).



Рис. 1. Разложение аэродинамической силы на составляющие в поточной системе координат X, Y, Z и в связанной системе Т, N, Z; ось Z на рис. не изображена, она перпендикулярна плоскости чертежа.

В поточной системе сила, направленная по оси потока в сторону, противоположную направлению движения тела, наз. аэродинамическим сопротивлением X, перпендикулярная ей и лежащая в вертикальной плоскости - подъёмной силой У, а перпендикулярная к ним обеим - боковой силой Z. В связанной системе координат аналогом первых двух сил являются тангенциальная Т и нормальная N силы.

Аэродинамич. момент играет важную роль в аэродинамич. расчёте летательных аппаратов, определяя их устойчивость и управляемость, и представляется обычно в виде трёх составляющих - проекций на оси координат, связанных с телом (рис. 2): Мх (момент крена), Mv (момент рыскания) и Мz (момент тангажа). Знаки моментов положительны, когда они

Рис. 2. Проекции аэродинамического мо мента на оси координат: Мх- момент крена; Mv - момент рыскания; Mz-момент тангажа.

стремятся повернуть тело соответственно от оси у к оси z, от оси z к оси x, от оси x к оси y. А. с. и м. зависят от формы и размеров тела, скорости его поступат. движения и ориентации к направлению скорости, свойств и состояния среды, в к-рой происходит движение, а в нек-рых случаях и от угловых скоростей вращения и от ускорения движения тела. Определение А. с. и м. для тел различной формы и при всевозможных режимах полёта является одной из гл. задач аэродинамики и аэродинамич. эксперимента. См. также Аэродинамические коэффициенты.

Ю. А. Рыжов.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ МОМЕНТ, см. Аэродинамические сила и момент.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ НАГРЕВ, нагрев тел, движущихся с большой скоростью в воздухе или др. газе. А. н.- результат того, что налетающие на тело молекулы воздуха тормозятся вблизи тела. Если полёт совершается со сверхзвуковой скоростью, торможение происходит прежде всего в ударной волне, возникающей перед телом. Дальнейшее торможение молекул воздуха происходит непосредственно у самой поверхности тела, в т. н. пограничном слое. При торможении молекул воздуха их тепловая энергия возрастает, т. е. темп-pa газа вблизи поверхности движущегося тела повышается. Макс. темп-pa, до к-рой может нагреться газ в окрестности движущегося тела, близка к т. н. темп-ре торможения:

где - темп-pa набегающего воздуха, - скорость полёта тела, - удельная теплоёмкость газа при постоянном давлении. Так, напр., при полёте сверхзвукового самолёта с утроенной скоростью звука (ок. 1 км/сек) темп-pa торможения составляет ок. 400°С, а при входе кос-мич. аппарата в атмосферу Земли с 1-й космич. скоростью (8,1 км/сек) темп-ра торможения достигает 8000 °С. Если в первом случае при достаточно длит. полёте темп-pa обшивки самолёта достигнет значений, близких к темп-ре торможения, то во втором случае поверхность космического аппарата неминуемо начнёт разрушаться из-за неспособности материалов выдерживать столь высокие температуры.

Из областей газа с повышенной темп-рой тепло передаётся движущемуся телу, происходит А. н. Существуют две формы А. н.- конвективная и радиационная. К о н в е к т и в н ы й н а г р е в - следствие передачи тепла из внешней, "горячей" части пограничного слоя к поверхности тела. Количественно конвективный тепловой поток определяют из соотношения где - равновесная темп-pa (предельная темп-pa, до к-рой могла бы нагреться поверхность тела, если бы не было отвода энергии), - реальная темп-pa поверхности, - коэфф. конвективного теплообмена, зависящий от скорости и высоты полёта, формы и размеров тела, а также от др. факторов. Равновесная темп-ра близка к темп-ре торможения. Вид зависимости коэфф. а от перечисленных параметров определяется режимом течения в пограничном слое (ламинарный или турбулентный). В случае турбулентного те-чения конвективный нагрев становится интенсивнее. Это связано с тем обстоятельством, что, помимо молекулярной теплопроводности, существенную роль в переносе энергии начинают играть турбулентные пульсации скорости в погра-ничном слое.

С повышением скорости полёта темп-ра воздуха за ударной волной и в пограничном слое возрастает, в результате чего происходит диссоциация и ионизация молекул. Образующиеся при этом атомы, ионы и электроны диффундируют в более холодную область - к поверхности тела. Там происходит обратная реакция (рекомбинация), идущая с выделением тепла. Это даёт дополнит. вклад в конвективный А. н.

При достижении скорости полёта порядка 5000 м[сек темп-pa за ударной волной достигает значений, при к-рых газ начинает излучать. Вследствие лучистого переноса энергии из областей с повышенной темп-рой к поверхности тела происходит радиационный нагрев. При этом наибольшую роль играет излучение в видимой и ультрафиолетовой областях спектра. При полёте в атмосфере Земли со скоростями ниже первой космической (8,1 км/сек) радиационный нагрев мал по сравнению с конвективным. При второй космич. скорости (11,2 км/сек) их значения становятся близкими, а при скоростях полёта 13-15 км/сек и выше, соответствующих возвращению на Землю после полётов к др. планетам, осн. вклад вносит уже радиационный нагрев. Частным случаем А. н. является нагрев тел, движущихся в верхних слоях атмосферы, где режим обтекания является свободномолекулярным, т. е. длина свободного пробега молекул воздуха соизмерима или даже превышает размеры тела (подробнее см. Аэродинамика разреженных газов).

Особо важную роль А. н. играет при возвращении в атмосферу Земли космических аппаратов (напр., "Восток", "Восход", "Союз"). Для борьбы с А. н. космич. аппараты оснащаются спец. системами теплозащиты.

Лит.: Основы теплопередачи в авиационной и ракетной технике, М., 1960; Дорренс У. X., Гиперзвуковые течения вязкого газа, пер. с англ., М., 1966; Зельдович Я. Б., Райзер Ю. П., Физика ударных волн и высокотемпературных гидродинамических явлений, 2 изд., М., 1966.

Н. А. Анфимов.

АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ПОДОГРЕВА ПЕЧЬ, см. Подогреватель аэродинамический.

АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ, лобовое сопротивление , сила, с к-рой газ (напр., воздух) действует на движущееся в нём тело; эта сила направлена всегда в сторону, противоположную скорости, и является одной из составляющих аэродинамической силы. Знание А. с. необходимо для аэродинамич. расчёта летат. аппаратов, т. к. от него зависит, в частности, скорость движения при заданных тяговых характеристиках двигат. установки.

А. с.- результат необратимого перехода части кинетич. энергии тела в тепло. Зависит А. с. от формы и размеров тела, ориентации его относительно направления скорости, значения скорости, а также от свойств и состояния среды, в к-рой происходит движение. В реальных средах имеют место: вязкое трение в пограничном слое между поверхностью тела и средой, потери на образование ударных волн при около- и сверхзвуковых скоростях движения (волновое сопротивление) и на вихреобразование. В зависимости от режима полёта и формы тела будут преобладать те или иные компоненты А. с. Напр., для затупленных тел вращения, движущихся с большой сверхзвуковой скоростью, А. с. определяется в основном волновым сопротивлением. У хорошо обтекаемых тел, движущихся с небольшой скоростью, А. с. определяется сопротивлением трения и потерями на вихреобразование.

В аэродинамике А. с. характеризуют безразмерным аэродинамическим коэффициентом сопротивления Сx , с помощью к-рого А. с. X определяется как

где -плотность невозмущённой среды, v00 - скорость движения тела относительно этой среды, S - характерная площадь тела. Коэфф. Сx тела заданной формы при известной ориентации его относительно потока зависит от безразмерных подобия критериев: М-числа, Рейнолъдса числа и др. Численные значения С* обычно определяют экспериментально, измеряя А. с. моделей в аэродинамических трубах и др. установках, используемых при аэродинамич. эксперименте. Теоретич. определение А. с. возможно лишь для ограниченного класса простейших тел. Ю. А. Рыжов.

АЭРОДРОМ (от аэро... и греч. dromos- бег, место для бега), комплекс сооружений, оборудования и земельный участок с воздушным пространством, предназначенный для взлёта, посадки, размещения и обслуживания самолётов. А. подразделяются на две основные группы - гражданские и военные. По эксплуатационному назначению различают А. аэропортов, обеспечивающие размещение и регулярные полёты трансп. авиации по возд. трассам; А. спец. назначения - заводские, учебные, клубно-спортивные, с.-х., лесной, санитарной авиации, комбинированные и др. По характеру использования А. бывают постоянные (оборудованные для регулярной эксплуатации) и временные. Воен. А. подразделяются: по степени оборудованности и характеру использования на основные, запасные и ложные; по назначению - на войсковые, учебные, трассовые и специальные. В зависимости от типа эксплуатируемых самолётов, размеров территории, несущей способности аэродромных покрытий и др. характеристик А. делятся на классы. В А. различают две основные части: собственно территорию А. (лётную зону) и примыкающее к ней воздушное пространство - аэроторию.

Лётная зона - гл. часть А. В её состав входят: лётное поле, боковые и концевые полосы безопасности и возд. подходы. Лётное поле представляет собой участок А., на к-ром расположены одна или неск. лётных полос, рулёжные дорожки, места стоянки самолётов. Лётная полоса - специально подготовленный и оборудованный участок земли, обеспечивающий взлёт и посадку самолётов в двух взаимно противоположных направлениях. Большинство А. в СССР сооружают с одной лётной полосой, обеспечивающей достаточно высокую интенсивность движения. Нек-рые крупные советские и зарубежные А. имеют неск. лётных полос, расположенных параллельно или под углом друг к другу. Длина лётных полос, в зависимости от класса А., бывает от 1000 до 5000 м, ширина - от 200 до 360 м. Лётные полосы наибольшей длины, как правило, располагаются в направлении преобладающих ветров и эксплуатируются более интенсивно; они наз. главными, остальные - вспомогательными. На лётной полосе выделяется рабочая площадь, в пределах к-рой устраивается взлётно-посадочная полоса с искусств. покрытием, радио- и светосигнальным оборудованием, обеспечивающими круглосуточную и круглогодовую работу авиации. К лётным полосам примыкают к о н ц е в ы е п о л о с ы б е з о п а с н о с т и - спланированные участки земли, используемые для предотвращения опасности аварии в случаях выкатывания самолёта за пределы лётной полосы при преждевременной посадке или прерванном взлёте. Вдоль лётных полос предусматриваются б о к о в ы е п о л о с ы б е з о п а сн о с т и для движения самолётов по грунту в случае возможных отклонений за пределы рабочей площади при пробеге. Рулёжные дорожки - пути для руления и буксировки самолётов, соединяющие между собой отд. элементы А. и служебную зону. Рулёжные дорожки подразделяются на основные (магистральные и соединительные) и вспомогательные.

Важнейший элемент А.- воздушные подход ы-возд. пространство, примыкающее к концам лётной полосы в направлении взлётов и посадок самолётов. Для обеспечения самолётам точности захода на посадку по приборам используют системы радиомаяков (курсовых, глиссадных, маркерных и др.).

Конечный этап посадки самолётов осуществляется с помощью системы огней высокой интенсивности. Т. н. огни приближения устанавливают на продолжении оси взлётно-посадочных полос на расстоянии ок. 1000 м от её торца. Поперёк линии огней приближения располагают 5 или 6 световых горизонтов (на расстоянии 150 м друг от друга). Вдоль взлётно-посадочных полос размещают (с интервалом 7,5-15 м) осевые огни. Для посадки самолётов в особо сложных метеорологических условиях на крайних участках взлётно-посадочных полос устанавливают огни зоны приземления (т. н. световой ковёр).

Управление возд. движением осуществляется при помощи средств радиолокац. контроля, возд. и наземной связи.

Лит.: Изыскание и проектирование аэродромов, под ред. В. Ф. Бобкова. М., 1963; Строительство аэродромов, М.. 1968. Л. И. Горецкий, Ф. Я. Зайцев, И. П. Иванов.

АЭРОДРОМНОЕ ПОКРЫТИЕ, искусственно создаваемое покрытие на взлётно-посадочных полосах, рулёжных дорожках, местах стоянок самолетов, перронах и предангарных площадках аэродромов для обеспечения бесперебойной круглогодичной эксплуатации.

По условиям работы различают два осн. вида А. п.: жёсткие (конструкции из достаточно упругих материалов, способные распределять нагрузки от самолёта на большую площадь, что достигается их работой на изгиб) и нежёсткие (покрытия, обладающие весьма малым сопротивлением изгибу, работающие гл. обр. на сжатие и передающие нагрузки от самолёта на сравнительно небольшую площадь грунтового основания).

Типы А. п. и их конструкции назначаются в зависимости от классов аэродромов и категории расчётных нагрузок. Поверхность А. п. должна обеспечивать безопасность движения самолётов с требуемыми скоростями, а также естеств. сток поверхностных вод. Максимально допустимые продольные и поперечные уклоны и радиусы вертикальных сопрягающих кривых для различных участков А. п. предусматриваются спец. технич. требованиями.

А. п. жёсткого типа могут быть: монолитные - из предварительно напряжённого железобетона, ненапряжённого железобетона или цементобетона; сборные - из предварительно напряжённых железобетонных плит заводского изготовления. Осн. тип монолитного предварительно напряжённого А. п.- струнобетонное покрытие, армированное в продольном направлении высокопрочной проволокой. Поперечное армирование выполняется стержневой арматурой с натяжением на затвердевший бетон. Монолитные железобетонные А. п. делают из плит дл. 20 - 25 м, шириной, равной ширине бетоноукладочной машины. Сборные А. п. из предварительно напряжённых железобетонных плит применяются гл. обр. при необходимости стр-ва и ввода в эксплуатацию покрытий в короткие сроки, при про-из-ве работ в зимних условиях, на рулёжных дорожках, местах стоянок и на др. площадях, где затруднено эффективное использование бетоноукладочных машин. Размеры плит в сборных А. п. принимаются максимальными, исходя из технологич. возможностей их заводского изготовления, с учётом грузоподъёмности трансп. средств и кранов, используемых при монтаже покрытий, но не менее (в м) 2x4 для прямоугольных плит и 3X3 - для квадратных. Устойчивость плит в покрытии обеспечивается применением специальных стыковых соединений на сварке.

А. п. нежёсткого типа бывают: асфальтобетонные; чёрные щебёночные и гравийные (устраиваемые способом пропитки или смешения на месте); грунтовые, укреплённые вяжущими материалами.

Лит.: Жесткие покрытия аэродромов, М., 1961; Строительство аэродромов, М., 1968. Л. И. Горецкий, Ф. Я. Зайцев.

АЭРОДРОМНЫЙ МАНЁВР АВИАЦИИ, полное или частичное перебазирование авиац. частей, соединений, объединений и частей обслуживания на др. аэродромы. Совершается с целью: перегруппировки или создания новой группировки сил авиации; перенесения её усилий с одного направления на другое; приближения к линии фронта базирования авиачастей и увеличения радиуса действия самолётов при выполнении боевых задач в ходе операции; скрытия истинных р-нов базирования авиации. Осн. требованиями к А. м. а. являются его своевременность, быстрота и скрытность. При осуществлении А. м. а. напряжение боевых действий авиации обычно не снижается.

АЭРОЗОЛИ (от аэро... и золи), системы, состоящие из твёрдых или жидких частиц, взвешенных в газообразной среде. По характеру образования различают дис-пергац. и конденсац. А. Диспергац. А. возникают: 1) при разбрызгивании жидкостей - таковы водяные туманы, образующиеся в водопадах, при морском прибое, в фонтанах и пр., А. из слизи, образующиеся при кашле и чихании, А. из инсектицидов, получаемые с помощью аэрозольных баллончиков; 2) при измельчении твёрдых тел и взмучивании порошков - напр., пыль, поднимаемая с земли ветром, автомоб. колёсами, при подметании или образующаяся при пересыпании тонких порошков (муки, мела и пр.), в камнедробилках, при разрушении каменных стен, отбивании угля, шлифовании и т. д. Конденсац. А. появляются при конденсации паров - таковы природные облака, состоящие из водяных капелек или ледяных кристалликов, возникающих при конденсации водяного пара атмосферы, и близкие к облакам наземные туманы. При выплавке металлов пары их сгорают, а продукты горения конденсируются с образованием дыма, состоящего из твёрдых частиц металлич. окислов. Примерно так же образуется дым и при горении топлива (в печах, автомобильных моторах), табака, пороха и различных органич. веществ, но в этом случае, помимо твёрдых частиц сажи, в дыме содержатся ещё капельки смолистых веществ.

Свойства А. определяются природой вещества, из к-рого состоят частицы, природой газовой среды, а также концентрацией А. по массе (т. е. общей массой частиц, содержащихся в единице объёма А.), и счётной концентрацией (числом частиц в единице объёма), размером, формой и зарядом частиц. Все эти величины могут иметь самые различные значения. Так, в безветренную ясную погоду за городом в 1 л воздуха содержится неск. десятков тысяч частиц с общей массой меньше 10-4 мг, а в шахте вблизи работающего угольного комбайна - миллиарды частиц с массой до неск. десятков мг. Только с поверхности морей и океанов в атмосферу ежегодно поднимается в виде А. ок. 1010 т соли. Размер частиц в А. колеблетс