БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

х изысканиях и топографич. съёмках. В последнем случае А. н. комбинируют с дешифрированием аэроснимков, гл. обр. в целях изучения камерально не распознаваемых мест и выявления не запечатленных на аэроснимках существенных объектов.

Л. М. Гольдман.

АЭРОВОКЗАЛ, здание, для обслуживания пассажиров возд. транспорта в аэропортах. Осн. сооружение пассажирского комплекса (рис. 1), расположенного в центр. зоне аэропорта; в его состав входят: привокзальная площадь со стоянками гор. транспорта, перрон со стоянками самолётов, здания перронно-технич. служб, цех приготовления бортового питания, гостиница, командно-диспетчерский пункт. Как правило, эти здания и сооружения объединяются со зданием А. Различают А. внутр. и междунар. линий. Обслуживание пассажиров в А. включает: продажу и регистрацию билетов; приём, оформление, комплектование по рейсам и выдачу багажа; информацию об отправлении и прибытии самолётов; почтовые, бытовые, мед. и пр. услуги. В А. между-нар. линий осуществляются также пограничный паспортный контроль и таможенный досмотр багажа. В зависимости от назначения все помещения А. объединены в 3 группы: пассажирские (операционные залы, залы ожидания и посадки, торговые залы кафе и ресторана); вспомогательного назначения (багажные помещения, комнаты матери и ребёнка, отделение связи и т. д.); служебно-эксплуатационные (помещения службы перевозок, инженерно-технич. оборудования и др.). Размеры А. зависят от установленного для данного аэропорта объёма пасс. перевозок. При определении площади помещений А. учитывают также необходимость обслуживания посетителей, сопровождающих пассажиров, из расчёта 30-40% от числа пассажиров.

Для лучшего обслуживания населения больших городов и разгрузки А. аэропортов сооружаются городские А. в пунктах, удобно связанных с аэропортом гор. транспортом. Первые А. были построены в странах Зап. Европы в 1922-23 (в аэропортах Париж-Бурже, Берлин-Темпельхоф). Стр-во А. получило значит. развитие после 2-й мировой войны в связи с совершенствованием и обновлением парка пассажирских самолётов, а в СССР - особенно после 1958, с вводом в эксплуатацию скоростных многоместных самолётов Ту-104, Ил-18, Ан-10, Ту-114.

Практика проектирования и стр-ва А. в СССР обширна и разнообразна. Раз-ветвлённость сети авиалиний даёт возможность применять типовые проекты А. с расчётной пропускной способностью 50, 100, 200 и 400 пассажиров в час. Более крупные А.- от 600 до 3000 пассажиров в час (напр., А. в аэропорту Домодедово под Москвой, рис. 2), а также строящиеся в особых условиях (в сев. и сейсмич. р-нах) - проектируются индивидуально.

Архитектурно-планировочное решение совр. А. подчинено технологич. схеме обслуживания пассажиров, организации их посадки в самолёты. Осн. помещением является операционный зал, площадь и характер оборудования к-рого определяют пропускную способность здания А. Объёмно-планировочная структура пассажирских помещений должна соответствовать принятой для данного А. схеме планировки перрона. При большой интенсивности движения самолётов, особенно многоместных, для сокращения времени стоянки самолёта, обеспечения безопасности и создания удобств пассажирам планировка А. предусматривает устройство наземных или подземных переходных галерей и спец. павильонов, связанных с самолётами стационарными крытыми трапами на уровне 2-го этажа здания А. Планировка А. должна быть чёткой, исключать пересечения и встречи массовых потоков пассажиров и принятого к перевозке багажа, лишние спуски и подъёмы, обеспечивать возможность самостоятельной ориентировки пассажиров на пути к самолётам (и от самолётов). Архитектурная выразительность совр. А. достигается применением большепролётных железобетонных и металлич. конструкций, эффективных стеновых материалов, витражей и т. д. (А. аэропорта Домодедово, 1965, арх. Г. А. Елькин, Г. В. Крюков, В. Г. Локшин, инж. Н. И. Ирмес, Б. И. Журавлёв, А. А. Арнольд). Ритм повторяющихся унифици-ров. металлич. и сборных железобетонных конструкций, открытых в интерьере и легко читаемых на фасаде, создаёт впечатляющий художественный эффект. Архитектурно-пространственная композиция отд. А. связана с поисками новых форм, пластически выражающих многообразные конструктивные возможности монолитного железобетона (А. в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке, 1962, арх. Э. Сааринен).

Лит.: Локшин В., Согомонян Н., Берлин Ю-, Аэровокзалы аэропортов. Типы зданий, М., 1966; Голубев Г. Е., А н д ж е л и н и Г. М. , М о д о р о в А.Ф., Современные вокзалы..., М., 1967; Haas Е., Moderne Flughafen fur den zivilen Luft-verkehr, В., 1962; Kohl F., Moderner Flughafenbau, В., 1956.

Л. И. Гарецкий, В. Г. Локшин.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIX.

АЭРОГЕОФИЗИЧЕСКАЯ СЪЁМКА, фиксация с воздуха нек-рых физич. свойств объектов, в частности их гамма-излучения, а также ряда параметров магнитных , гравитационных, электрических и сейсмических полей Земли. См. статьи Аэрометоды, Аэромагнитная съёмка, Аэроэлектроразведка.

АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Центральный имени Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), институт, разрабатывающий вопросы аэро-и гидродинамики в направлении практического использования их в различных отраслях техники. Подчинён Мин-ву авиац. промышленности. Учреждён 1 дек. 1918 по решению ВСНХ. Первым руководителем ЦАГИ был Н. Е. Жуковский, в 1921-42 - С. А. Чаплыгин. В 1925-29 при ЦАГИ была создана первая эксперимент. база с самой большой в мире в то время аэродинамич. трубой, гидравлич. лабораторией, гидроканалом и др. установками. В работах ЦАГИ были заложены основы технич. авиац. дисциплин. На созданных опытным з-дом ЦАГИ под рук. А. Н. Туполева самолётах отечеств. конструкции уже начиная с 1926 совершён ряд выдающихся перелётов. В 1930-32 на базе науч. отделов ЦАГИ были организованы самостоят. н.-и. ин-ты: Всесоюзный ин-т авиационных материалов (ВИАМ), Центр. ин-т авиац. моторостроения (ЦИАМ), Всесоюзный ин-т гидромашиностроения (ВИГМ), Центр. ветроэнергетический институт (ЦВЭИ). В ЦАГИ имеется мощная экспериментальная база, созданы уникальные установки - натурные, модельные, околозвуковые и сверхзвуковые аэродинамич. трубы, штопорная труба, стенды для исследования динамики и прочности самолёта. В состав ЦАГИ входят специализир. лаборатории аэродинамики, гидродинамики, акустики, пром. аэродинамики, вертолётная, приборная, вычислит. техники, комплекс лабораторий прочности, опытное произ-во, бюро науч. информации, издательский отдел, научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. С первых шагов ЦАГИ развивался как комплексный институт, тесно связанный с промышленностью. Главными проблемами, над к-рыми работает ЦАГИ, являются вопросы аэродинамики, динамики и прочности самолётов и других летательных аппаратов. Институт выпускает печатные издания: "Труды" (с 1925), "Технические заметки" (с 1932), "Технические отчёты" (с 1941), "Учёные записки", тематические сборники, монографии и информац. материалы. При ин-те имеется аспирантура. Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1926), Красного Знамени (1933), Ленина (1945). Г. П. Свищев.

АЭРОГРАФ, прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др. А. различных размеров и конструкций применяют для разрисовки тканей, при изготовлении театральных декораций и крупноформатных настенных плакатов, для ретуширования фотонегативов, фотоотпечатков и иллюстраций и т. д. См. также Краскопульт, Пистолет-краскораспылитель, Вихревой насос.

АЭРОДИНАМИКА, раздел гидроаэромеханики, в к-ром изучаются законы движения воздуха и силы, возникающие на поверхности тел, относительно к-рых происходит его движение. В А. рассматривают движение с дозвуковыми скоростями, т. е. до 340 м/сек (1200 км/ч).

Одна из осн. задач А.- обеспечить проектные разработки летат. аппаратов методами расчёта действующих на них аэродинамич. сил. В процессе проектирования самолёта (вертолёта и т. п.) для определения его лётных свойств производят т. н. аэродинамич. расчёт, в результате к-рого находят максимальную, крейсерскую и посадочную скорости полёта, скорость набора высоты (скороподъёмность) и наибольшую высоту полёта ("потолок"), дальность полёта, полезную нагрузку и т. д.

Спец. раздел А.- аэродинамика самолёта - занимается разработкой методов аэродинамич. расчёта и определением аэродинамических сил и моментов, действующих на самолёт в целом и на его части - крыло, фюзеляж, оперение и т. д. К А. самолёта относят обычно и расчёт устойчивости и балансировки самолёта, а также теорию воздушных винтов. Вопросы, связанные с изменяющимся нестационарным режимом движения летат. аппаратов, рассматриваются в спец. разделе - динамика полёта.

Как самостоят. наука А. возникла в нач. 20 в. в связи с потребностями авиации. Рождавшаяся авиация требовала разработки теории и создания методов расчёта подъёмной силы крыла, аэродинамического сопротивления самолёта и его деталей, тяговой силы возд. винта. Одно из первых в мировой науке теоретич. исследований этих вопросов содержится в работах рус. учёных К. Э. Циолковского "К вопросу о летании посредством крыльев" (1891) и Н. Е. Жуковского "К теории летания" (1891). Теория, позволяющая рассчитать подъёмную силу крыла бесконечного размаха, была разработана в нач. 20 в. в России Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным, в Германии В. Куттой и в Англии Ф. Ланчестером. В 1912 появились работы Н. Е. Жуковского, излагающие вихревую теорию возд. винта. Разработанная Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным теория решёток, состоящих из крыльевых профилей, дала возможность учесть взаимное влияние лопастей винта и явилась основой для расчёта колёс и направляющих решёток турбомашин. Первой работой по динамике полёта следует считать мемуар Н. Е. Жуковского "О парении птиц" (1892),в к-ром дано теоретич. обоснование "мёртвой петли", впервые осуществлённой рус. лётчиком П. Н. Нестеровым в 1913.

Одновременно с разработкой теории полёта для получения численных значений аэродинамич. характеристик создаются спец. аэродинамич. лаборатории, стйвшие базой эксперимент. А., создателями к-рой можно считать Н. Е. Жуковского, франц. учёного Ж. Эйфеля и нем. учёного Л. Прандтля. В 1902 Н. Е. Жуковский основал аэродинамич. лабораторию МГУ, а в 1904 аэродинамич. ин-т в Кучине. В 1909 была создана аэродинамич. лаборатория Ж. Эйфелем в Париже и неск. позднее Л. Прандтлем в Гёт-тингене. По предложению Н. Е. Жуковского в 1918 был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), к-рый и в наст. время является одним из крупнейших в мире центров аэродинамич. исследований.

В развитие А., кроме Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина, большой вклад внесли советские учёные В. П. Ветчин-кин, А. А. Дородницын, М. В. Келдыш, М. А. Лаврентьев, Г. И. Петров, Л. И. Седов, А. Н. Туполев, С. А. Христиано-вич, Б. Н. Юрьев и др., нем. учёные Л. Прандтль, Г. Шлихтинг, А. Буземан, англ. учёные Г. Глауэрт, Ф. Ланчестер, А. Фейдж, амер. учёные Т. Карман, X. Драйден, X. Тейлор и мн. др.

В соответствии с методами решения возникающих задач А. делится на теоретическую и экспериментальную. Первая ищет решение путём теоретич. анализа осн. законов гидроаэромеханики, сформулированных в форме уравнений Л. Эйлером, Ж. Лагранжем, М. Навье, Г. Сток-сом и др. Решение (интегрирование) этих уравнений для большинства практически важных задач даже в наше время возможно только при допущении, что вязкость воздуха равна нулю (замена воздуха "идеальным" газом). Однако решение упрощённых таким образом уравнений даёт результаты, противоречащие опыту. Напр., сила аэродинамич. сопротивления шара оказывается равной нулю (Д'Алам-бера - Эйлера парадокс). Возникшее противоречие в известной степени было разрешено Л. Прандтлем, предложившим разделить пространство, в к-ром наблюдаются возмущения, вызванные движущимся телом, на две области: область, близкую к поверхности тела, где существенно влияние вязкости, т. н. пограничный слой, и область вне пограничного слоя, где воздух можно рассматривать как идеальный газ.

Гипотеза Прандтля и разработанные им уравнения движения газа в пограничном слое (1904) в дальнейшем были развиты в работах мн. учёных, в т. ч. советских (Л. Г. Лойцянский, А. А. Дородницын и др.), и дали возможность получить решение большого числа задач. Предложенная схема не полностью соответствует реально существующим течениям; кроме того, разработанные методы не позволяют теоретически рассчитать течение в случае турбулентного пограничного слоя и для тел сложной формы. В этих случаях приходится применять эмпирич. методы, разрабатываемые на основе эксперимент. изучения моделей рассматриваемого течения. При помощи анализа осн. законов течения воздуха теоретич. А. разработаны вопросы подобия теории и моделирования, к-рые позволяют определить аэродинамич. силы, действующие на летат. аппарат, в результате испытания маломасштабной модели этого аппарата. Теория моделирования позволяет также определить и условия, в к-рых должна испытываться модель. Этот раздел теоретич. А. является основой эксперимент. А., гл. задача к-рой состоит в получении численных значений аэродинамич. сил, действующих на аппарат, путём испытания модели на спец. установках. В эксперимент. А. широко пользуются законом обращения движения, в соответствии с к-рым сила, действующая на тело, движущееся со скоростью v, равна силе, действующей на то же тело, закреплённое неподвижно и обдуваемое воздушным потоком с той же скоростью v.

Установки, на к-рых исследуют силы и моменты, действующие на неподвижно закреплённую модель - аэродинамические трубы, являются осн. частью эксперимент. базы аэродинамич. лабораторий. Методы аэродинамических измерений позволяют детально исследовать силы, действующие на модель, а также распределение значений скорости, плотности и темп-ры воздуха перед моделью и за ней.

При увеличении скорости полёта и приближении её к скорости звука необходимо учитывать сжимаемость среды. Сверхзвуковой полёт тела характеризуется рядом особенностей: возникают ударные волны, увеличивающие аэродинамич. сопротивление, летящее тело нагревается от трения о воздух и в результате излучения газа за ударной волной; при полёте с большой сверхзвуковой скоростью происходят диссоциация и ионизация газа в ударных волнах. Все эти вопросы, связанные с движением тел со скоростью, превышающей скорость звука, обычно относят к разделу гидроаэромеханики, наз. газовой динамикой.

Широкая область неавиационных приложений А. входит в науку, наз. п р ом ы ш л е н н о й а э р о д и н а м ик о й. В ней рассматриваются вопросы, связанные с расчётом воздуходувок, ветровых двигателей, струйных аппаратов (эжекторов), вентиляционной техники (в частности, кондиционирования воздуха), а также вопросы, связанные с аэродинамич. силами, возникающими при движении наземного транспорта (автомобилей, поездов), и ветровыми нагрузками на здания и сооружения.

В СССР, кроме ЦАГИ, большая научно-исследовательская работа в области А. ведётся в ЦИАМе, в н.-и. ин-тах АН СССР, в отраслевых н.-и. ин-тах, в Московском, Ленинградском и др. ун-тах, Московском и Харьковском авиационных ин-тах, в МВТУ, в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского и др. высших уч. заведениях. В США общее руководство исследованиями в области А. осуществляет NASA (Национальный комитет по аэродинамике и исследованию космич. пространства), располагающий крупными лабораторными центрами в Моффетт-Филде (шт. Калифорния), Ленгли-Филде (шт. Виргиния) и др., а также в Калифорнийском и Массачусетсском технологич. ин-тах, исследовательских ин-тах ВВС, ВМС и лабораториях крупных фирм, производящих самолёты, ракеты и вооружение. Крупные центры исследований в области А. имеются в Англии, Франции, Японии и др. странах.

Результаты науч. исследований публикуются в периодич. изданиях: "Известия АН СССР. Механика жидкости и газа" (с 1966); "Журнал прикладной механики и технической физики" (с 1960); "AIAA Journal" (N. Y., с 1963 - переводится

на рус. яз.); "Journal of the Royal Aeronautical Society" (L., с 1897); "Technique et Science Aeronautiques et Spatiales" (P., с 1943).

Лит.: Фабрикант Н. Я., Аэродинамика, ч. 1, М. - Л., 1962; П рандтль Л., Гидроаэродинамика, пер. с нем., 2 изд., М., 1951: Мартынов А. К., Экспериментальная аэродинамика, 2 изд., М., 1958; П ы ш н о в В. С., Аэродинамика самолета, М., 1943; Остославский И. В., Титов В. М-, Аэродинамический расчет самолета, М., 1947; Глауэрт Г., Основы теории крыльев и винта, пер. с англ., М.- Л., 1931. М. Я. Юделович.

АЭРОДИНАМИКА ЗДАНИЙ, научная дисциплина, изучающая возд. потоки, возникающие около зданий и внутри них под действием ветра, разности темп-р внутр. и наружного воздуха, вентиляции и осуществляемых в помещениях производств. процессов (см. также Аэрация зданий).

Лит.: Реттер Э. И. и Стриже-н о в С. И., Аэродинамика зданий, М., 1968.

АЭРОДИНАМИКА РАЗРЕЖЕННЫХ ГАЗОВ, раздел механики газов, в к-ром для описания движения газов необходимо учитывать их молекулярное строение. Методы А. р. г. широко применяют при определении аэродинамического нагрева приземляющихся орбитальных аппаратов, низко летящих спутников Земли, для расчёта теплового режима приборных датчиков ракет, зондирующих верхние слои атмосферы, и т. д. Точный прогноз траекторий околопланетных спутников, испытывающих тормозящее действие разреженной атмосферы, невозможен без знания методов А. р. г., с помощью к-рых определяются аэродинамические силы и моменты, действующие на летящее в газе тело. А. р. г. изучает также течения газов в вакуумных системах, ультразвуковые колебания в газе и др. проблемы молекулярной физики.

На больших высотах атмосфера очень разрежена и ср. длина свободного пробега / молекул между двумя соударениями становится сравнимой с характерным размером движущегося в атмосфере тела d (или рассматриваемой области потока). Поэтому методы расчёта течения, применяемые в аэродинамике и газовой динамике, основанные на представлении о газе, как о сплошной среде (континууме), непригодны и приходится прибегать к кинетической теории газа. При высоких темп-pax газа, имеющих место, напр., при очень больших скоростях полёта, течение может сопровождаться эффектами возбуждения молекул, их диссоциацией, ионизацией и т. д. Эти проблемы также изучаются в А. р. г.

А. р. г. принято делить на три области:

1) свободн