БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ния даётся по оценке на 1967):

1) страны Сев. и отчасти сев.-вост. А. с более или менее однородным этнич. составом населения - арабы, берберы и др. народы, говорящие на родств. языках семито-хамитской семьи. Эта языковая семья (общая числ.- св. 120 млн. чел., 37,4% населения континента) объединяет в А. семитскую (83,7 млн. чел.), кушит-скую (ок. 12,7 млн. чел.) и берберскую (5,8 млн. чел.) группы, а также хауса (18 млн. чел.). Особенно широко распространён арабский яз. В ряде стран (ОАР, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко) сформировались араб. нации. В Эфиопии складывается эфиопская нация, ядро к-рой составляют амхара (ок. 12 млн. чел.); в этот процесс втягиваются и соседние семитоязычные народы (гураге, ти-граи, тигре), а также галла и сидамо, говорящие на яз. кушитской группы. К этой же группе относится и язык народа сомали, населяющего Сомалийскую Республику.

2) Страны Вост., Центр. и Зап. Судана, населённые преим. негроидными народами, различающимися между собой как по степени социального развития и культуры, так и по языкам, к-рые делятся на ряд особых лингвистич. семей и групп: хауса (собственно хауса, бура, мандара, баде и др.) - св. 18 млн. чел.; вост. бан-тоидная (тив, бамилеке, тикар и др.)-св. 5,6 млн. чел.; гур, или центр. бантоидная (моей, груси, сенуфо и др.),-ок. 9,4 млн. чел.; атлантическая, или зап. бантоидная (фульбе, волоф, серер и др.),- 15,6 млн. чел.; сонгаи-св. 1 млн. чел.; манде (малинке, бамбара, сонинке, менде и др.)-8,7 млн. чел.; гвинейская (кру, акан, эве, йоруба, ибо и др.)-св. 38 млн. чел.; канури-3,2 млн. чел.; ни-лотская (динка, нуэр, джолуо, масаи, нуба и др.)-ок. 10 млн. чел. и др.

3) Экваториальная А.- область расселения народов, говорящих на языках банту (83 млн. чел., ок. 25% общей численности населения А.). К банту относятся народы, различающиеся между собой по происхождению, антропологич. типу и культуре. Наиболее крупные из них: баньяруанда-5,6 млн. чел. (Республика Руанда и соседние страны), барун-ди - 3,8 млн. чел. (Республика Бурунди и др.); малави - 4,8 млн. чел. (Республика Малави и др.); баконго - 3,2 млн. чел.; балуба - 2,8 млн. чел.; монго (Де-мократич. Республика Конго); кикуйю - 3 млн. чел.; балухья - 2,9 млн. чел. (Кения и др.); суахили (васуахили) - 1,5 млн. чел. и др. Сближению народов этой части А. особенно способствует родство языков банту.

4) Юж. А.- область массовой европ. колонизации. Под влиянием последней и быстрого развития капиталистич. отношений ход этнич. процессов в ЮАР (и отчасти в Родезии) приобрёл особый, деформированный характер: племена бушменов и готтентотов были загнаны в безводные степи Калахари, народы, говорящие на яз. банту (коса, зулу и др.), оттеснены с занимаемых ими земель и частично насильственно поселены в резерватах; особую роль в деформации хода этнич. процесса играет расовая политика апарт-хейда в ЮАР. На о. Мадагаскар в Малагасийской Республике живут малагасийцы (6,5 млн. чел.), говорящие на яз. индонезийской группы малайско-полинезий-ской языковой семьи.

Население европ. происхождения-англичане, африканеры (буры), французы и др.- составляют менее 2,5% населения А. В ЮАР, Кении и на о. Маврикий много выходцев из Индии и Пакистана.

Народы А. исповедуют различные религии (цифровые данные на 1961/62): в Марокко, Алжире, ОАР, Мавритании, Судане, Сомали господствует ислам, исповедуемый почти 40% населения А. (много мусульман в Кении, Сенегале, Гвинейской Республике, Мали и др.); в Экваториальной А. (в Либерии, Верхней Вольте, Центральноафриканской Республике, Гане и др.) распространены местные традиц. культы и религии, к-рых придерживается ок. 37% населения. Св. 21% всего населения составляют христиане. В Эфиопии - это последователи моно-физитской церкви. Различные христианские миссии (протестантские, католич. и др.) действуют во многих др. странах А. Небольшая часть населения исповедует индуизм (0,4%) и иудаизм (0,2%).

Б. В. Андрианов.

Естественное движение населения в А. характеризуется высокой рождаемостью и высокой смертностью (соответственно 46 и 23 чел. на 1000 жит. в год за период с 1960 по 1966) и низкой средней продолжительностью жизни (35-45 лет).

Вследствие специфики возрастной структуры населения (лица до 15 лет составляют ок. 40% всех африканцев), безработицы и невысокого уд. веса женщин, занятых в обществ. произ-ве, доля экономически активного населения в А. низка. Трудовые ресурсы используются малоэффективно из-за господства архаичного мелкого произ-ва и низкой производств. квалификации значит. части трудящихся (более 2/3 взрослого населения неграмотно). В с. х-ве занято более 75% экономически активного населения, в пром-сти менее 10%, что отражает агр. характер экономики.

Ср. плотность населения А.-11 чел. на 1 км2, что в 2,5 раза ниже ср. плотности на земном шаре. Огромные площади, занятые пустынями Сахарой, Намиб, Калахари и влажными тропич. лесами, очень редко заселены. В отличие от Евразии, в А. многие возвышенные районы заселены плотнее, чем низменности и долины крупных рек, где зачастую природные условия менее благоприятны для жизни и хоз. деятельности человека. Исключение составляет плодородная долина Нила - наиболее густонаселённая часть А., где плотность достигает 400-600 чел. на 1 км2. Ок. 40% нас. живёт на высоте св. 500 м над ур. м. Относительно велика плотность населения (более 25 чел. на 1 км2) на побережье стран Магриба (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия), на сев. берегах Гвинейского зал. и на нек-рых островах, что объясняется гл. обр. концентрацией с.-х. населения. Ещё выше плотность в горнопром. районах ЮАР,

Замбии и Юж. Родезии, на Ю.-В. Демо-кратич. Республики Конго (Катанга).

Более 3/4 населения А. проживает в сел. местности. Сел. населённые пункты в разных странах А. отличаются большой пестротой как по людности и планировке поселений, так и по характеру пост. роек (в зоне саванн типичны крупные деревни, в зоне тропич. лесов - мелкие поселения и изолированные жилища и т. д.). В пустынных областях на С. и С.-13. А. ок. 1 млн. чел. ведут кочевой и полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. В А. наблюдается интенсивная миграция населения из сел. местности в города. В 1930 в А. имелось 17 городов с числом жителей более 100 тыс. в каждом, в 1965 их было уже более 100, причём в них проживает более 10% всего населения А. Четыре города - Каир, Александрия, Касабланка и Йоханнесбург - имеют св. 1 млн. жит. каждый. В странах с относительно более высоким уровнем экономич. развития (ЮАР, ОАР, Алжир, Марокко, Тунис) доля гор. населения достигает 35-50%. В большинстве же других стран А. в городах живёт менее 20% населения. Города в А. выполняют преим. торговые и адм. функции; типично индустр. центров мало. Значит. часть горожан занята с. х-вом. Л. Е. Слука.

V. Исторический очерк

История А. изучена очень неравномерно. В то время как история стран Сев. А., и в особенности Египта, исследована сравнительно полно, история народов, живущих южнее Сахары, мало известна. Это объясняется прежде всего отсутствием письменности у этих народов; письменные памятники сохранились лишь у сонгаи, хауса, суахили, нуба. Исследованием стран тропической А. в 19-1-й половине 20 вв. занимались гл. обр. учёные Англии, Франции и Германии, т. е. по преимуществу тех стран, к-рые владели колониями в А. В трудах многих из них история А. сводилась к описанию геогр. открытий на Афр. материке и колон. захватов афр. территорий. Одновременно с этим пропагандировалось утверждение, будто народы А. не имели своей истории. Таким путём бурж. ист. наука стремилась в известной степени оправдать систему колониализма и колон. угнетения. В связи с развитием освободит. движения и созданием независимых государств в А. начался пересмотр ранее существовавших представлений о развитии народов А., особенно тропич. А. Восстанавливается подлинная многовековая история А.; этой задаче служат труды афр. учёных, африканистов социалистич. стран, прогрессивных учёных зап.-европ. гос-в. Об изучении истории А. см. ст. Африканистика.

Древнейший период истории А. Благодаря исследованиям археологов и па-леоантропологов в 50-60-х гг. 20 в. на Афр. материке было сделано много новых и неожиданных открытий. Так, в Вост. А., в Танзании, недалеко от оз. Эяси, в ущелье Олдовай англ. учёный Л. Лики открыл костные остатки человекоподобных существ (зинджантроп и презинд-жантроп) вместе с очень примитивными орудиями труда; по данным Лики, эти существа жили ок. 2 млн. лет назад. Остатки обезьяноподобных предков человека были найдены также в Кении, нек-рых р-нах Сев. А. и в Сахаре. Эти открытия дали основание мн. специалистам считать, что А.- колыбель человечества. Во всяком случае, справедливо утверждение франц. антрополога К. Арамбура, что "... Африка -единственная область мира, где в хронологической последовательности и без перерыва засвидетельствованы все стадии развития человека: австралопитеки, питекантропы, неандертальцы, современный человек, и где они были найдены вместе с орудиями с древнейших эпох вплоть до неолита". Орудия раннего палеолита найдены во многих р-нах А. Позднее, в связи с изменением климата и образованием пустыни Сахары, возникает различие между странами Сев. А. и всей остальной частью Афр. материка. В Сев. А. открыты культуры всех этапов развития каменного века.

Археол. культуры в районе тропич. лесов имеют особые черты и отличаются от культур саванн Вост. и Юж. А. Хроноло-гич. последовательность и распространение кам. орудий, характеризующие различные культуры, ещё окончательно не установлены.

К кон. 15 в. н. э. почти все народы А. были знакомы с обработкой железа. Исключение составляли лишь бушмены в Юж. А. и племена пигмеев в тропич. лесах басс. pp. Конго и Огове, а также население о. Фернандо-По; они пользовались ещё кам. орудиями. Вопрос о появлении техники обработки металлов в А. ещё не вполне разрешён. Нем. этнограф и антрополог Ф. Лушан в нач. 20 в. высказал мнение, что народы А. самостоятельно открыли металлургию железа. Теория Лушана получила поддержку у некоторых учёных. Однако французский историк Р. Мони, англ. археолог А. Аркелл и др. считают, что народы А. заимствовали способ обработки железа из Передней Азии (либо через Карфаген, либо через Мероэ).

Замечат. источником для выяснения древнейшей истории А. являются наскальные рисунки. Наиболее ранние из них относятся к 6-му, возможно, и к 8-му тыс. до н. э. Росписи и петроглифы обнаружены в разных участках Сахары, в горных р-нах Эфиопии, в Танзании, в Родезии, в Юж. А., в Драконовых горах, а также в Юго-Зап. А. Изучение наскальных рисунков, найденных в Сахаре, показало, что её терр. была уже в тот период обитаема; здесь жили племена охотников, а позднее скотоводов. К середине 2-го тыс. до н. э. относятся изображения лошадей, запряжённых в колесницы. Постепенно, по мере высыхания Сахары, прерывается связь Сев. А. со странами Зап. Судана и тропич. А.

В древнейший период истории народов А. не было той разобщённости, к-рая существует теперь между культурой народов Сев. А. и народов, населяющих А. южнее Сахары. Древнейшее население Сахары, по-видимому, было негроидным. Однако уже с появлением скотоводства в Сахару проникли народы средиземноморской и эфиопидной рас. По свидетельству греч. историка Геродота (5 в. до н. э.), в Ливии, т. е. в пределах нынешней сев. части Сахары, обитали племена "белых и тёмных эфиопов".

Древняя история А. В 4-м тыс. до н. э. в долине р. Нила постепенно складывается древнеегип. государство. Основы его культуры были африканскими, но в последующем своём развитии культура Др. Египта всё больше обособлялась от культуры остальной А. и его история

всё теснее переплеталась с историей Передней Азии и Средиземноморья (см. Египет Древний). Страны к 3. от Египта населяли ливийские племена - светловолосые, паз. египтянами темеху (тиумах), и темноволосые и смуглые - техену. Позднее появляются упоминания о племенах ребу (или лебу), откуда произошло греч. назв. населения Сев. А.- ливийцы. По-видимому, уже в 13 в. до н. э. среди ливийцев возникают племенные объединения, участвовавшие в походах "народов моря" на Египет в 13-12 вв. до н. э. Вероятно, в это время возникло гос-во гарамантов со столицей в Гарама (ныне оазис Джерма, Ливия). С 12 в. до н. э. на берегах Сев. А. появляются финикийцы. Одна из основанных ими колоний - Карфаген, стала могущественным гос-вом. Здесь постепенно образовалось смешанное ливийско-финикийское население. За пределами владений Карфагена кочевали племена скотоводов, а в горах Теля жили земледельцы. В 7 в. до н. э. в прибрежных районах Сев. Африки были основаны греч. колонии (Кирена, Навкратис и др.). В 3 в. до н. э. сложились государства Нумидия и Мавретания. После разрушения Карфагена (146 до н. э.) Рим присоединил Сев. А. к своим владениям. В 5 в. н. э. в Сев. А. вторглись вандалы, затем она была завоёвана Византией. К Ю. от древнеегип. гос-ва в 3-м тыс. до н. э. долину Нила в пределах Нубии населяли народы, называемые египтянами нехси, по-видимому, племена эфио-пидной расы. Во 2-м тыс. до н. э. на территории совр. Республики Судан сложилось гос-во Куш. Цари Куша в 8 в. до н. э. завоевали Египет; правление их известно под названием XXV (Эфиопской) династии. Вытесненные в 7 в. до н. э. из Египта ассирийцами, они перенесли свою столицу в Напату, а затем на Ю., в Мероэ. Гос-во с центром в Мероэ существовало ок. 1000 лет и было разрушено в 4 в. н. э. войсками Эзаны - царя гос-ва Аксум, к-рое возникло, вероятно, ещё в сер. 1-го тыс. до н. э. на терр. сев. провинций совр. Эфиопии (см. Аксумское царство). Изучение этнографии народов Эфиопии свидетельствует о местном, афр. происхождении культуры аксумского гос-ва. Поэтому становится спорным прежде существовавшее мнение, что гос-во Аксум и вся его культура были созданы только южноараб. завоевателями-сабей-скими племенами.

Средневековая история А. В 7-8 вв. Египет и вся Сев. А. были завоёваны арабами и вошли в состав араб. Халифата (см. Аббасиды, Омейяоы). В Халифате господствовали феод, отношенгя. Крестьянство облагалось поборами и па-логами. Араб. яз., ставший языком религии (ислама), делопроизводства, торговли, постепенно вытеснял местные языки, хотя процесс этот шёл довольно медленно, вплоть до 14 в. Налоговый гнёт и поборы администрации Халифата вызывали протест местного населения, выливавшийся в многочисл. восстания. В сер. 8 в. развернулось мощное восстание крестьян и кочевников, положившее конец господству омейядских халифов в центр. Магрибе и приведшее к созданию в Сев.-Зап. А. местных хариджитских (см. Хариджиты) гос-в-общин (Тахерт, Сид-жильмаса и др.). Однако после образования халифата Аббасидов б. ч. Магриба осталась под властью халифов. В 8 в. от Халифата отложились Марокко, где воцарилась араб. династия Идрисидов, и Тунис, в к-ром наместники багдадских халифов Аглабиды основали самостоятельную династию. В 10 в. в результате восстания бедноты и кочевников в Тунисе были свергнуты Аглабиды и осн. гос-во Фатимиаов. Подавив восстания в Магрибе, Фатимиды в 969 завоевали Египет. В 11 в. страны Магриба подверглись нашествию араб. бедуинских племён бану-сулайм и бану-хилаль, к-рое сопровождалось, с одной стороны, большими разрушениями и упадком хозяйства, с другой - массовым оседанием арабов-кочевников и ускорением процесса арабизации местного населения. Зап. часть Магриба в сер. 11 в. была завоёвана берберами-кочевниками, основавшими на терр. совр. Марокко и зап. части Алжира гос-во Алъморавидов. В 12 в. Альморавиды были свергнуты восставшими оседлыми берберскими племенами, вожди к-рых основали гос-во Алъмохадов, распавшееся в 13 в. на 3 феод, государства (Зайянидов в Алжире, Маринидов в Марокко, Хафси-дов в Тунисе). В Египте после падения Фатимидов власть захватили Айюбиды, а в 13 в. там было осн. гос-во мамлюков.

В нач. 16 в. Египет был завоёван Османской империей. Неск. позднее в её состав были включены Ливия, Алжир, Тунис.

Завоевание Египта арабами отделило Нубию от Средиземноморья. В 7-16 вв. на терр. Нубии существовали христ. гос-ва Донгола, Мукурра и Алоа. В 13- 14 вв. в результате араб. колонизации среди населения этих государств постепенно распространился ислам. В долине Нила в 16 в. образовалось феодальное гос-во Сеннар, основное земледельч. население к-рого было постепенно ара-бизировано. После араб. завоевания Аксум оказался отрезанным от Средиземноморья. Позднее на основе Аксумского гос-ва возникли мелкие феод. кн-ва Тигре, Амхара и др., боровшиеся между собой. На Ю. Эфиопии существовало гос-во Каффа (его история изучена мало).

История стран Зап. Судана до 7 в. известна только по местным преданиям и ист. хроникам, составленным в Томбук-ту в 15 в. Греч. и рим. географы и историки сообщают лишь о жителях сев. части Сахары. Первые достоверные сведения о странах Судана начиная с 7 в. оставили араб. путешественники. К этому времени прилегающие к Сахаре р-ны Судана, к-рые арабы наз. Сахелем, т. е. "берегом", были местом постоянного товарообмена между кочевниками Сахары и земледельч. населением Судана. Кочевники туареги, берберские и араб. племена приходили в Судан за зерном, тканями и др. товарами, доставляя в обмен соль, шкуры и скот. Этот товарообмен был основой процветания торг. центров Др. Судана, к-рые находились в полосе Сахеля и саванн на торг. путях, ведших к Ю. Здесь в первые века нашей эры возникло одно из наиболее известных ср.-век. гос-в А.- гос-во Аукер (Гана) (с 4 в.). Владения Ганы простирались от Сенегала до ср. течения Нигера и включали страны, богатые золотом. До открытия Америки золото в Европу поступало из А., преим. из Зап. Судана, из областей Бамбук, Вангара и нек-рых р-нов басе. Верх. Вольты. С 8 в. в Судане начала распространяться араб. письменность, а гос-ва Судана стали приобщаться к араб, культуре. В 11 в. правители Ганы приняли ислам. Другим центром культуры в Зап. Судане было гос-во Канем-Борну (возникло ок. 9 в. на сев.-вост. берегу озера Чад). После распадения государства Ганы на территории южных его р-нов образовалось гос-во Мали. В 15-16 вв. вся средняя часть течения р. Нигер от Буса на В. до Дженне на 3. была объединена правителями государства Сонгаи. К этому времени в районе Сахеля возникли крупные торговые города Валата (Уалата), Дженне, Мопти, Томбукту и др. В Судане процветали земледелие, ремёсла, торговля, развивалась своеобразная архитектура.