БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

нию методов совр. науки. Так, в лингвистике наряду с описательными приёмами применяются экспериментальные исследования, полевая работа с использованием записей и анкетирования. В литературоведении, кроме традиционной поэтики, развивается совр. теория и критика. Наиболее известные представители совр. филологич. науки в А.-Садикулла Риштин, Абдур-рауф Бенава, Киамуддин Хадим и др. Осн. центрами н.-и. работы по филологии являются Академия "Пашто толына", лиг. ф-г Кабульского ун-та и исследовательский отдел языкознания, созданный при нём. Филологич. работы публикуются в виде отд. монографий, а также статей в журн. "Кабул" (издаётся Академией "Пашто толына"), журналах лит. ф-та Кабульского ун-та "Важма" (с 1957) и "Адаб" (с 1954), а также в ежегоднике "Ды Афганисган каланый" (с 1932). Н. А. Дворянков. Лит.: Современный Афганистан, М., 1960, с. 295 - 314; Афганистан. Справочник, М.,

1964. с. 148-54; Массон В. М., Ромодин В. А., История Афганистана, т. 2, М., 1965. с. 419-66.

XI. Печать, радиовещание

Первая газета "Щамс ун-нахар" была издана в А. в 1875, но начало афг. прессы в совр. её понимании было положеновыходом d 1911 газ. "Сирадж уль-ахбар" (издавалась до 1919), основателем к-рой был Махмуд Тарзи. К 1970 в А. издавалось ок. 40 газет. Важнейшие газеты: "Ислах", с 1929, тираж 15 тыс. экз. (1968), издаётся на языках пушту и дари, офиц. орган пр-ва А.; "Анис", с 1927, тираж 30 тыс. экз., на пушту и дари, полуофициоз; "Хивад", с 1949, тираж 8 тыс, экз., на пушту, орган Мин-ва информации и культуры; "Кабул тайме" ("Kabul Times"), издаётся с 1962 афг. информац. агентством Бахтар (осн. в 1939) на англ. яз., тираж 13 тыс. экз. В А. выходит (1969) более 10 частных газет, к-рые оказывают значит. влияние на обществ. жизнь страны. Издаётся ок. 40 журналов, в т. ч. "Жвандун" (с 1949), "Паштун жаг" (с 1941), "Эрфаи" (с 1924), "Кабул" (с 1931), "Мермьш" (с 1953), "Кандагар" (с I960).

Радиовещание в А. началось в 20-х гг., но во время восстания Бачаи Сакао в 1929 оборудование кабульской радиостанции было уничтожено. Радиовещат. центр "Радио Афганистана" находится в Кабуле (создан в 1941). Внутр. вещание по 3 программам ведётся на яз. пушту и дари; вещание на зарубежные страны - на англ., урду, рус., араб., нем. и франц. яз.

XII. Литература

Литература А. развивается на двух языках-пушту и дари (фарси-кабули). Велико воздействие на лит-ру фольклор-.ных традиций. Для мн. народностей страны (белуджи, нуристанцы и др.) фольклор остаётся гл. источником удовлетворения эстетич. потребностей. В нар. среде популярны различные варианты притч - хикаятов, волшебных сказок, преданий и легенд о подвигах эпических героев. Особенно богато представлены поэтич. жанры. Стихи и песни афганцев (сан-дыри), туркмен (айдым), таджиков (таране) неизменно сопутствуют им в повседневной жизни. Творчество поэтов-классиков 10-15 вв. (Рудаки, Фирдоуси, Саади и др.) на персидском (фарси) языке явилось общим достоянием совр. лит-р Ирана, Таджикистана, А. (см. Иран, раздел Литература).

Сведения о лит-ре на пушту до 15 в. отрывочны и противоречивы. Сохранились только два источника - "Жития святых" и "Неизвестное сокровище". Наиболее достоверным памятником письм.

лит-ры на пушту является созданная в нач. 15 в. история завоеват. походов афганцев "Кадастровая книга шейха Мали". Популярностью в народе пользовалось движение секты рошани, проповедовавшее "равенство всех людей перед богом" (2-я пол. 16-1-я пол. 17 вв.). Основатель движения Баязид Ансари и его последователи внесли своё филос. учение в лит-ру. Значит. след оставила светская феод. поэзия 17-18 вв.: пат-риотич. стихи Хушхальхана Хаттака, проникновенная лирика Абдуррахмана, изысканные произв. Абдулхамида, вдохновенные строки о "вечно юной и прекрасной" Родине, созданные Ахмад-ша-хом Дуррани.

После образования Дурранийской державы (1747) в А. складывается местная лит. традиция на фарси-кабули и усиливается феод.-аристократич. тенденция в письм. лит-ре. Героич. борьба афганцев с англ. колонизаторами возродила патрио-тич. поэзию: народную (стихи ашугов и думы Hyp Сахиба, Нуруддина и др.) и придворную (поэма Хамида Кашмири "Книга об Акбаре", 1844). Основы современной литературы заложили в начале 20 в. просветитель Махмуд Тарзи, Гулям Мухиддин Афган, Салих Мухаммед и др.

Но лишь после завоевания А. независимости (1919) лит-pa обрела обществ. звучание. Идеи патриотизма, служения народу стали лейтмотивом творчества большинства писателей. Широкой популярностью пользуется цикл стихотворений в прозе Абдуррауфа Бенава, проникнутый симпатией к народу. Гуль-Пача Ульфат-автор глубоких по содержанию стихов и филос. эссе в прозе. В повестях и рассказах Hyp Мухаммеда Тараки отображена жизнь крестьян. Создателями жанра путевого очерка явились Киамуд-дин Хадим и Садикулла Риштин. Лири-ко-песенный жанр в традиции фольклора представляет Зия Каризада. Мотивы нар. преданий лежат в основе рассказов Абдуррахмана Пажвака; его герой вступает в конфликт с консервативными устоями общества. В связи с развитием капиталистич. отношений в экономике страны расширяется круг лит. тем, существенно изменился жанровый диапазон и творческий метод даже тех писателей, к-рые долго придерживались традиционализма (Абдулхак Бетаб, Халилулла Ха-лили и др.).

Лит.: Асланов М. Г., Афганский фольклор и его изучение в СССР, "Тр. Московского ин-та востоковедения", 1947, т. 5; Лебедев К. А., Афганская народная поэзия, в сб.: Вопросы языка и литературы стран Востока, М., 1958; Герасимова А., Гире Г., Литература Афганистана, М., 1963; Риштин Саднкулла, Ды пашто ды адаб тарих, Кабул, 1333 с. г. х. (1954); Бехроз Мохаммед X о-с е и н, Адабияти Афганистан, в кн.'. Apiia-на даират уль-маариф [Афганская энциклопедия], ч. 12-14, Кабул, 1334-1335 с. г. х. (1955-56). Г. ф. Гире.

XIII. Архитектура и изобразительное искусство

Памятники архитектуры и изобразит. иск-ва на терр. А. восходят к 4-3 тыс. до н. э. (остатки поселения Мундигак,наскальные изображения). Иск-во периода Греко-Бактрийского царства складывалось под воздействием эллинистич. иск-ва (города Бактра, Баграм). Сохранились руины многочисл. буддийских монастырей (из глины, сырца, иногда камня), прямоугольные в плане, с внутренним двором и ступами - массивными сооружениями с полусферическим верхом (близ Бактры, в Хадде и др.). В долине Бамиана в 1-8 вв. сложился грандиозный пещерный монастырь с колоссальными статуями Будды в скальных нишах. В сооружениях этого времени широко применялись скульптура и живопись (скульптура Хадды, 1-5 вв., скульптура и росписи буддийского монастыря в Фундукистане, 6-7 вв.). Сохранились святилища местных культов (храм на холме Сурхкоталь, 2 - нач. 3 вв., и др.). Ср.-век. иск-во А. связано с художеств, традициями Ср. Азии, Ирана, отчасти Индии. Растут укреплённые города;строятся дворцы, мечети, усыпальницы из обожжённого кирпича, со сводчатыми и купольными покрытиями, декорированные узорной кладкой из кирпича, резной терракотой и стуком (в 15 в.- глазурями). Среди выдающихся памятников - дворец Лашкаргах в Бусте (11 в.), звёздчатые в плане мемориальные башни в Газни (12 в.); минарет близ сел. Джам (между 1153-1202), Соборная мечеть с галереями вокруг двора в Герате (нач. 13-14 вв.), облицованные глазурованными плитками мавзолей Гаухаршад под узорным рубчатым куполом и минареты - в ансамбле Мусалла (1417-38) в Герате, мавзолей-мечеть Ходжа Абу Наср Парса в Балхе (15 в.) и др. Изобразит, иск-во представлено гл. обр. миниатюрой гератской школы, известной с нач. 15 в. (напр., "Шахнаме", 1430, Голес-танский дворец в Тегеране) и достигшей расцвета во 2-й пол. 15 в. в творчестве выдающегося миниатюриста Кемаледди-на Бехзада, его ученика Косима Али и др. художников, работавших в придворных мастерских. На протяжении веков в А. высоко развито декоративно-прикладное иск-во - художеств. обработка металла, керамика, ковроделие. В совр. А. ведётся интенсивное стр-во жилых и обществ. зданий, гидротехнич. сооружений. Работают афг. архитекторы (Ис-матулла Серадж, Абдулла Брешна) и архитекторы др. стран (в т. ч. советские). Благоустраивается столица Кабул (ген. план разработан в 1965 арх. Сераджем при участии сов. специалистов). К наиболее значит. сооружениям в Кабуле относятся университет, гостиница, аэропорт. При содействии Сов. Союза создан домостроит. комбинат и ведётся крупнопанельное жилищное стр-во. Наряду с совр. лаконичными формами и новыми материалами (бетон, стекло) используются и традиционные (колонна Абидайи Май-ванд в Кабуле, отделанная голубыми изразцами и чёрным мрамором; 1950-е гг., арх. Серадж). В. Л. Воронина. Крупнейшие художники совр. А.: живописцы Абдулгафур Брешна - жанрист и пейзажист, Абдулазиз Тарзи - пейзажист-декоративист, Гаусуддин - жанрист и портретист, Хумаюн Итти-мади - автор стилизованных историч. картин; скульпторы Мухаммед Хайдар, Мухаммед Реза Кандагари и др. Существует Школа изобразит. и прикладного иск-ва в Кабуле. Б. В. Веймарн.

Лит.: Арунова М. Р., О некоторых общих результатах археологических раскопок в Лашкаргахе, "Краткие сообщения Ин-та востоковедения АН СССР", [в.] 33, М., 1959; Пугаченкова Г. А., Искусство Афганистана, М., 1963; Веймарн Б. В., Афганистан и его художники, "Искусство", 1965, №3; Memoires de la Delegation archeolo-gique francaise en Afghanistan, v. 1 - 16, P., 1928 - 59; A survey of Persian art..., v. 2, L.- N. Y., 1939, p. 981-1045, 1119 - 43; Stchoukine j., Les peintures des manu-scrits Timurides.P., 1954; Iran. Persian miniatures, N. Y., 1956 (UNESCO, № 7); Mustafa M., Persian miniatures of Behzad and his school..., L., 1960; Afghanistan und seine Kunst, Praha, 1968.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXII.

XIV. Музыка

Музыка А, представляет собой сложное переплетение муз. культур различных народов-афганцев, таджиков, узбеков, туркмен, белуджей и др. Активное воздействие на неё оказывает нар. музыка Индии и Ирана. Истоки проф. музыкиА. уходят к 8-6 вв. до н. э. и связаны с культовыми мелодиями религ. обрядов. В дальнейшем придворные певцы и музыканты восприняли перс. систему нотации. Канонизированные формы придворной музыки сохранились в А. до нач. 20 в. Однако развитие муз. культуры А. определялось прежде всего нар.-песенным творчеством.

Афг. нар. музыка одноголосна, для неё типичны диатонич. лады и лады с увеличенной секундой, мелодия в диапазоне кварты и квинты. Наиболее популярным жанром является песня-двустишие (лан-дый), представляющая собой два неравных по метру мелодич. построения. Тексты ландый разнообразны по тематике. Танцевальные песни отличаются рит-мич. чёткостью; для свадебных песен характерен напевно-речитативный стиль. Сложны по структуре жанры газель, му-хаммас, чарбайт, исполняемые обычно проф. музыкантами. Муз. инструменты: струнно-щипковые (тамбур, рубаб, диль-рубаб), струнно-смычковые (сарингай, гиджак), струнно-ударные (сантур, чанг), духовые (сурнай, бинбаджа, шпелый, тула), клавишные (фисгармония), ударные (наккара, дамама, дариал, дупра, долкай).

Крупнейшим муз. деятелем, воспитавшим мн. совр. музыкантов А., является Касим Афган. Европ. муз. образование получили музыканты-инструменталисты Мухаммед Омар, Мухаммедин Захейль, певец Хафизулла Хияль и др. Популярно иск-во совр. ашугов (Шер Ахмад Газне-ви, Рахмат Гуль, Мир Хайдар и др.).

С 1941 центром проф. муз. культуры стала муз. редакция кабульского радио, при к-рой открыты 3-годичные курсы музыки (рук. Абдулгафур Брешна), созданы оркестры нар. инструментов и эстрадный. В стране много любительских хоровых коллективов.

Лит.: Беляев В., Афганская народная музыка, М., I960; Бенава Абдур-рауф ва Феррох, Чанд аханги пашто, Кабул, 1947; Delor J., Afghan music, "Afghanistan", 1946, v. 1, № 3. Г. Ф. Гире.

XV. Драматический театр

Истоки театрализованных зрелищ в А. восходят к глубокой старине: массовые представления устраивались ещё в 10- 12 вв. при дворе газневидских шахов. В народе издавна популярны выступления бродячих комедиантов-кукольников, укротителей животных и др.

Совр. театральное иск-во возникло в А. после завоевания страной независимости (1919).

Первый самодеят. театр возник в Кабуле в нач. 20-х гг. 20 в., на его сцене ставились пьесы просветительского содержания. Такие же пьесы играли передвижные любительские труппы, появившиеся в сер. 30-х гг.; на их основе были впоследствии созданы постоянные драматич. коллективы. В Кабуле имеется два театра: "Похыни нындаре" (осн. в сер. 40-х гг.) и "Ды Кабул нындаре" (осн. в 1947). При уч. заведениях существуют любительские труппы. В эти же годы формируется афг. драматургия. В пьесах Рашида Латифи, Абдулгафура Брешна, Мухаммеда Али Раунака, Аб-дулкаюма Бесета и др. делаются попытки отразить жизнь различных слоев населения А., ставятся острые вопросы современности ("Салонный специалист" Рашида Латифи, "Огонь под пеплом" Аб-дулкаюма Бесета и др.). Драматурги часто являются и постановщиками своих пьес. Среди известных актёров-Абдул-каюм Бесет, Рафик Садик. Театры включают в репертуар и переводную драматургию - произведения Мольера, У. Шекспира, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, А. Н. Островского. Актёров и режиссёров готовит студия при театре "Похыни нындаре" и Театральная школа (создана в 1956).

Лит.: Stolz К., Le theatre afghan, "Afghanistan", 1954; v. 9, № 3. Г. Ф. Гире.

АФГАНСКИЙ ЯЗЫК, см. Пушту.

АФГАНЦЫ (самоназвание паштаны, ед. число пуштун; у вост. А.- пахтаны и пухтун), нация, составляющая св. половины населения Афганистана (св. 8 млн. чел., оценка 1967). Говорят на афганском языке (пушту или пашто), распадающемся на ряд диалектой и говоров. По религии большинство А.- мусульмане-сунниты, небольшая часть - шииты. Оседлые А. занимаются гл. обр. земледелием, основанным на искусств. орошении (пшеница, ячмень, просо, рис, хлопок, плодовые культуры); в юж. и вост. р-нах Афганистана - лесным промыслом; часть занята в промышленности и строительстве. А.- кочевники и полукочевники (ок. 2 млн. чел.), разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов. У А. сохраняются многие патриархально-феод. пережитки; ещё существуют племенные объединения, крупнейшими из к-рых являются дуррани и гилъзаи.

Этногенез А. ещё недостаточно выяснен. В нём участвовали индийские (особенно на Ю.), таджикские и, возможно, тюркские элементы. Первое упоминание об А. относится к 6 в. В ранних источниках указывается, что первоначально они жили в районе Сулеймановых гор; затем А. начали расселяться к С. и В. и в 14-15 вв. дошли до Пешаварской долины, а затем до областей Дир, Сват и Баджаур. В ср. века А. переселялись в большом числе в Индию, где создали ряд гос. образований. В процессе сравнительно поздно начавшейся и неравномерно протекавшей феодализации разных афг. племён к 16-17 вв. в основном сформировалась афг. народность. Одно из первых гос. образований А.- княжество Акбра (16 - нач. 18 вв.), среди наиболее известных маликов (правителей) к-рого был полководец и поэт Хушхалъ-хан Хаттак. В 1747 Ахмад-шах Дуррани основал независимое Афганское гос-во (Дурранийская держава). В связи с замедленным развитием капиталистич. отношений в Афганистане формирование афг. нации происходило в течение длит. времени. К числу факторов, тормозивших процесс формирования афг. нации, относится также колон. политика Англии (см. Англо-афганские войны и Англо-афганские договоры и соглашения 19-20 вв.). Известное значение имело и сохранение языка фарси (см. Дари) в качестве единственного гос. языка Афганистана (с 1936 гос. языком был объявлен также нац. язык А.- пушту). (Об истории, экономике и культуре А. см. также в ст. Афганистан.)

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Массон В. М. и Ромодин В. А.. История Афганистана, т. 1 - 2, М., 1964-65.

М. Г. Асланов.

АФЕЛИЙ (от греч. арб - вдали от и helios - Солнце), точка орбиты планеты, кометы или к.-л. другого тела, обращающегося вокруг Солнца, наиболее удалённая от Солнца. Земля в своём годичном движении вокруг Солнца проходит А. в начале июля.

АФЕЛИНУС (Aphelinus mali), паразитическое перепончатокрылое насекомое сем. хальцид (Chalcididae).Дл. тела 1,2 мм. А. распространён в Сев. Америке. А. применяют для борьбы с опасным вредителем яблонь - кровяной тлёй. Самка А. откладывает яйца
в тлей, где и развиваются личинки; тли при этом погибают. В 1926-30 А. был ввезён и в СССР, размножен в лабораториях и выпущен на Кавказе и на Украине в поражённых тлёй садах, где акклиматизировался и подавляет размножение кровяной тли.


АФЕРА (от франц. affaire - дело), жульническое предприятие, мошенничество; сомнительная торговая или иная сделка. Аферист - человек, совершающий А., живущий ими.

АФИЛЛИЯ (от греч. а - отрицат. частица и phyllon -- лист), безлистность, полная редукция листьев у растений (напр., у саксаула, джузгуна и др. псаммофитов).

АФИЛЛОФОРОВЫЕ (Aphyllophorales), порядок класса базидиальных грибов, включающий ок. 4 тыс. видов с открытым (гимнокарпным) гименофорам, гладким или в виде шипов, складок, трубочек, сросшихся с мякотью, реже - извилистых ходов и пластинок. Плодовые тела у А.- от распростёртых (ресупинатных) до поднимающихся над субстратом в виде отогнутых шляпок, шляпок с боковой или центральной ножкой, копытообразных, булавовидных, кустовидных и др. Однолетние или многолетние. Паутинистые, восковатые, кожистые, пробковые, деревянистые, мясистые. Сапро-фиты, обитают на мёртвой древесине, на почве, нек-рые паразитируют на деревьях (мн. трутовиковые грибы Stereum purpureum) и травянистых растениях (Pellicularia filamentosa и др.). К А. относятся возбудители гнилей древесины, а также разрушители деревянных частей построек - домовые грибы. Немногие А. съедэбны (лисички, нек-рые ежовики и рогатики, отдельные трутовиковые). По строению гименофора и плодового тела порядок подразделяют на ряд семейств: телефоровые, рогатиковые, ежо-виковые, трутовиковые и др.

Лит.: Бондарцева М. А., Обзор порядка Aphyllophorales Ленинградской области, Л., 1963 (Автореферат дисс.); Степанов а-К артавенкоН. Т., Афилло-форовые грибы Урала, Свердловск, [1967]. Н. И. Сидорова.

АФИНА, Афина Паллада, в др.-греч. мифологии одно из главных божеств, богиня-девственница; почиталась как богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел. Согласно мифу, А. в шлем