БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

The story of El-Abbas ibn El-Ah-naf and his fortunate verses, journal of the American Oriental Society, 1893. v. 16.

АББАС СИХХАТ (псевд, полное имя Аббасгули Алиаббас оглы Мехтиза-де)(1874, Шемаха, - 11.7.1918, Ганд-жа), азербайджанский поэтл переводчик. Представитель романтизма в азербайджанской лит-ре. Печатался с 1903 в газ. Шэрги-Рус Русский Восток, Тифлис). В 1905 опубл. ст. Какой должна быть новая поэзия?, а затем стихи Поэтическая речь, Ода к свободе, Голос пробуждения. Сб. стихов Разбитый саз и сб. переводов из рус. и зап.-европ. поэтов Западное солнце вышли в 1912. В поэме Мужество Ахмеда (1912) А. С. создал образ рабочего, борца за свободу, а в романтич. поэме Поэт, муза и горожанин (1916) выступил против сторонников чистого искусства.

Соч.: Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1950.

Лит.: Талыбзаде К., Аббас Сиххат, Бакы, 1963. К. Талыбзаде.

АББАСИДЫ, династия араб, халифов (750-1258), происходившая от Абба-са, дяди Мухаммеда. Воспользовавшись успехами антиомейядского шиитского движения (восстание Абу Муслима), А. свергли Омейядов. Первым халифом А. стал Абу-ль-Аббас ас-Саффах [750-754]. Араб, знать лишилась прежнего исключит, положения; гл. опорой А. стала феод, знать Ирана и Ср. Азии. Центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. Столицей roc-ва А. стал Багдад, осн. в 762 халифом А. аль-Мансуром (в лит-ре гос-во А. иногда называют Багдадский халифат). В Халифате А., так же как и в Халифате Омейядов, господствовали феод, отношения, при сохранении сильных рабовладельч. и патриархального укладов. Наибольшего могущества Халифат А. достиг при халифах аль-Мансуре [754-775], аль-Махди [775-785], Харун ар-Рашиде [786-809] и аль-Мамуне [813-833]. Усиление в roc-ве А. феод, гнёта, рост налогов вызывали многочисл. нар. восстания (Муканны восстание 70-80-х гг. 8 в., Бабека восстание в нач. 9 в., восстания в Армении в 9 в. и др.). В конце 8 в. от государства А. начали отпадать отд. области (напр., Марокко, 788). В 9 в. процесс распада гос-ва А. усилился: на терр. Ирана, Ср. Азии, Закавказья, Египта стали образовываться фактически самостоят, гос-ва, в к-рых правили местные династии (Тахириды, Саффариды, Тулуниды, Багратиды и др.). Вызванное этими процессами сокращение доходов А. пытались возместить усиленной эксплуатацией оставшихся областей, что привело к их экономич. упадку. Чтобы противостоять росту сепаратизма провинц. феод, знати, А., начиная с аль-Мутасима [833-842], окружили себя гвардией из тюркских невольников и фактически оказались в её власти. Аль-Мутаваккиль [847-961], пытавшийся бороться с всесилием гвардии, был убит. Восстание рабов зинджей (началось в 869), с трудом подавленное правительственными войсками в 883, окончательно подорвало могущество А. В 945 Бунды, захватившие Багдад, лишили А. политич. власти; у халифов остался лишь авторитет духовного главы суннитов; светские правители получали от них инвеституру. Нек-рое значение А. имели при Сельджуках, как знамя борьбы против Фатимидов; им удалось при энергичном халифе ан-Насире [1180-1225] восстановить свою светскую власть в Багдаде и прилегающих районах. В 1258 последний халиф А. аль-Мустасим [1242-58] был казнён Хулагу. В 1261 мамлюкский султан (см. Мамлюки) Бей-барс признал халифом аль-Мустанси-ра - одного из А., спасшихся от преследований Хулагуидов. В 1517, после завоевания Египта турками, его потомок (действительный или мнимый) Мутавак-киль III был перевезён в Стамбул. Позже на этом основании родилась легенда о передаче А. духовного суверенитета тур. султанам.



Лит.: Бартольд В. В., Сочинения, т. 6, М., 1966, с. 15 - 78; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат, М., 1965; История стран Азии и Африки в средние века, М., 1968, ч. 2, гл. 8; Hitti Р. К., History of the Arabs, 8 ed., L., 1964; Abbas.des, Encyclopedic de L'Islam, 2 ed., t. 1, P.-Leiden, 1960. О.Г.Большаков.



АББАС-МИРЗА (26.8.1789 - 25.10. 1833), гос. деятель Ирана, наместник в Азербайджане и наследник Фетх-Али-ша-ха Каджара. Играл руководящую роль в управлении гос. делами и во внеш. политике Ирана. Во время рус.-иран. войны 1826-28, а также ирано-тур. войны 1821-23 командовал иран. войсками. Пытался реорганизовать иран. армию по европ. образцу с помощью англ, и франц. инструкторов.

АББАТ (лат. abbas, от греч abba, apa-мейск. або - отец), в католич. церкви настоятель аббатства. Первоначально по уставу избирался монахами и утверждался епископом, фактически зачастую назначался светскими магнатами. С ростом монастырского землевладения нек-рые А. добиваются независимости от епископов и непосредственно подчиняются римскому папе. В новое время А. стали называть не только настоятелей монастырей, но и лиц, пользовавшихся доходами с аббатства. Иногда А. наз. любое духовное лицо.

АББАТСТВО, католический монастырь, управляемый аббатом или аббатисой (в жен. монастыре), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе. Наиболее крупные и богатые монастыри, владевшие значит, землями, нередко играли в феод. Зап. Европе важную религ., политич. и экономич. роль (аббатства Клюни, Сен-Дени, Пор-Руаяль, Санкт-Галлен, Фульда, Монтекассино и др.). В период Реформации и особенно в ходе бурж. революций былое значение А. в общественной жизни европ. стран было подорвано. Многие А. были ликвидированы, но нек-рые продолжают существовать и ныне.

АББЕ (Abbe) Эрнст (23.1.1840-14.1. 1905), немецкий физик-оптик, автор теории образования изображений в микроскопе, создатель технологии важных разделов оптико-механической промышленности. С 1870 проф. теоретич. физики в Йене, в 1877-90 директор обсерватории в Йене. В 1863, будучи доцентом Йенско-го ун-та, участвовал в работах оптич. мастерских К. Цейса с целью выяснения науч. основ конструкции микроскопов. Теория микроскопа А. (1872) явилась первым науч. решением этой задачи. А. разработал конструкции многих оптич. приборов, носящих его имя и до сих пор применяемых в оптико-механич. пром-сти. С 1888, после смерти Цейса, А. стал фактич. собственником его мастерских, но отказался от прав владельца и создал для управления предприятием особый устав, по к-рому правление состояло из представителей рабочих, государства и ун-та.

Соч.: Gesammelte Abhandlungen, Bd 1 - 5, Jena, 1904-40.

Лит.: Депман И. Я., Эрнст Аббе (1840 - 1905), Природа, 1940, № 1.

АББЕВИЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура раннего (нижнего) палеолита в Европе. После того как в 20-30-х гг. 20 в. было установлено, что находки орудий труда у г. Абвиля (в долине Соммы, во Франции) более типичны для раннего палеолита, чем находки у г. Шелль (близ Парижа), по к-рым ранее наз. эпоха раннего палеолита Европы, теперь вместо традиц. назв. шеллъская культура часто употребляют назв. А. к. (в сов. лит-ре сохраняется традиц. назв.-шелльская культура).

АББОТ (Abbot) Чарлз (р.31.5.1872), амер. астроном, специалист по физике Солнца и по изучению и использованию солнечной энергии. Чл. Нац. АН в Вашингтоне. Исследовал инфракрасную часть солнечного спектра. Производил определения солнечной постоянной, исследовал распределение энергии в спектре Солнца и звёзд сконструированными им спектроболометром и радиометром. Его книга Солнце переведена на рус. яз. в 1936.

АББРЕВИАТУРА (итал. abbreviatu-га - сокращение, от лат. abbrevio - сокращаю), 1) в лингвистике: а) инициальный тип сложносокращённых слов, образованных из алфавитных названий начальных букв словосочетания, например СССР (эс-эс-эс-эр) из: Союз Советских Социалистических Республик, или образованных из начальных букв словосочетания, но читаемых не по алфавитным названиям, а как обычное слово; напр., вуз из: высшее учебное заведение; 6) сложносокращённые слова, составленные из начальных элементов (морфем) словосочетания, напр, сельмаг из: сельский магазин. 2) В музыке - знаки сокращений нотного письма. Применяются в целях упрощения способов записи музыки и облегчения чтения нот. К ним относятся: а) реприза - знак повторения к.-л. части муз. произв. или куплета песни; б) знак повторения отдельных звуков, ритмич. фигур, аккордов, тактов; в) знак переноса на октаву вверх или вниз (позволяет избегать большого числа добавочных линий) - пунктирная горизонтальная черта над (или под) нотной строкой; г) тремоло - быстрое чередование звуков интервала (за ис-ключ. секунды) или аккорда в течение определённой доли времени; д) знак паузы на протяжении неск. тактов. А. применяется также при обозначении нюансов, муз. терминов и инструментов. Видом А. являются мелизмы (см. Орнаментика).

АББРЕВИАЦИЯ (от лат. abbreviatio - сокращение) в биологии, сокращение индивидуального развития органов или их частей. Термин введён Б. С. Матвеевым (1930); А. Н. Северцов называл это явление отрицательной анаболией. А. происходит в результате выпадения конечных формообразовательных стадий онтогенеза и приводит к недоразвитию или редукции органов у потомков.

Лит.: Северцов А. Н., Собр. соч., т. 5, М.-Л., 1950.

АББУД Марун (9.2.1886, с. Айи-Кафа,- 1962), арабский писатель, журналист и литературовед (Ливан). Род. в крест, семье. Учился в Ин-те права в Бейруте. Сотрудничал в газ. Ар-Рауда и др. Первый рассказ Вдова Марика опубл. в 1935. В сб. рассказов Страницы и рассказы (1945), Карлики-богатыри i(1948) А. рисует галерею образов феллахов. В сб. публицистич. статей Из сумки (1953) А. критически рассматривает социальную жизнь ливанского общества. В истории, повести Красный эмир (1954) А., вопреки офиц. историографии, показал эмира Башира реформатором. Автор ряда монографий об араб, писателях прошлых веков.

Соч. в рус. пер.: [Рассказы], в сб.: Рассказы писателей Ливана, М., 1958; Вдова Марика, в сб.: Современная арабская проза, М.- Л., 1961; Ступеньки, в сб.: Современная арабская новелла, М., 1963; Проповедь отца Стефана, в сб.: В моем городе идет дождь, М., 1966.

Лит.: Соловьев В.,Фильштинский И., Юсупов Д., Арабская литература, М., 1964; Оде-Васильева К. В., Предисловие, в сб.: Рассказы писателей Ливана, М., 1958.

Г. П. Боголюбова.

АБДАЛЛАХ ИБН АЛЬ-САИД МУХАММЕД Халифа (ум. нояб. 1899), правитель независимого суданского гос-ва со времени смерти Махди (1885) по сент. 1898. Ликвидировал сепаратизм вождей племён, укрепил гос-во махдистов, создал сильную армию. С именем А. связано упорное сопротивление суданцев англ, колонизаторам в 1896-98. После победы англичан при Омдурмане (сент. 1898) А. возглавил партиз. борьбу суданского народа. Убит в бою.

Лит. см. при ст. Махдистов восстание.

АБДАЛЛАХ ИБН ХУСЕЙН (1882- 20.7.1951), король Иордании из династии Хашимитов. Один из сыновей шерифа Мекки - Хусейна. В 1909-16 А. депутат тур. парламента. Был связан с англ. властями в Египте. В 1916-18 руководил араб, частями, осаждавшими тур. гарнизоны в Хиджазе. В 1921 при помощи Англии стал эмиром ТрансИордании, с 25 мая 1946 - королём. Заключил ряд договоров с Англией, превративших страну в англ, плацдарм на Бл. Востоке. Убит членом террористич. антиангл, орг-ции.

АБД АЛЬ-КАДИР (6.9.1808 -26.5.1883), нац. герой Алжира, полководец, учёный, оратор и поэт. Принадлежал к влият. феод. роду. В 1832-47 возглавлял восстание против франц. оккупации Алжира (см. Абд алъ-Кадира восстание). В 1832 восставшие племена провозгласили А. аль-К. правителем Зап. Алжира (вскоре он принял титул эмира). В 1847- 1852 был в плену во Франции, в 1853- 1854 жил в Бурсе, с 1855 в Дамаске, где занимался богословием. Во время христ. погрома в Дамаске в 1860 выступил за прекращение вражды между друзами и маронитами, раздувавшейся франц.. колон,властями.

Соч.: Rappel a 1'intelligent, avis a 1'in-different, trad. par. G. Dugat, P., 1858.

Лит. : Оганисьян Ю., Абд-аль-Кадир, М., 1968; БуАзизЯхья, Батльаль-кифахаль-амирАбд-аль-Кадираль-Джазаири (БоевойгеройэмирАбдаль-КадиральДжазаи-ри), Тунис, 1957.

АБД АЛЬ-КАДИРА ВОССТАНИЕ, нар. восстание в Алжире против франц. оккупантов в 1832-47 под рук. Абд алъ-Кадира. В ходе восстания арабо-берберские племена пров. Оран нанесли французам ряд поражений и принудили их к заключению мирных договоров (февр. 1834 и май 1837). Франция признала власть Абд аль-Кадира на б. ч. Зап. Алжира, где в ходе сопротивления захватчикам восставшие создали гос-во (эмират). В эмирате наряду с ополчением племён имелась регулярная армия, было налажено произ-во оружия и боеприпасов, создано неск. линий обороны. 18 окт. 1838 французы нарушили мирный договор 1837. Их армия захватила в 1843 терр. эмирата, ослабленного изменами крупных феодалов. Абд аль-Кадир скрылся в Марокко. Но уже с 1845 Абд аль-Кадир, возвратившись из изгнания, вновь возглавил восставшее население Алжира, не прекращавшее борьбы. В 1847 повстанцы были разбиты. Абд аль-Кадир взят в плен.

Лит.: Луцкий В. Б., Новая история араб, стран, М., 1966, гл. 13; Хмеле-в а Н. Г., К вопросу о значении алжирского государства, возглавлявшегося Абд-аль Кадиром, в сб.: Арабские страны, М., 1966; Китаб тухфат аз-заир фи маасир аль-амир Абд-аль-Кадир ва ахбар аль-Джазаир (Воспоминания свидетеля подвигов эмира Абд-аль-Кадира и сведения об Алжире), ч. 1 - 2, Александрия, 1903 (рец. А. И. Мальцевой, Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР, 1961, N° 45); Blunt W., Desert hawk. Abd el-Kader and the French conquest of Algeria, L., [1947].

А. И. Мальцева.

АБД АЛЬ-КЕРИМ (1881 или 1882 - 7.2.1963, Каир), вождь восстания риф-ских племён в Марокко. В 1910-15 преподаватель, затем судья в Мелилье. В 1915 за призывы к освободит, борьбе был заключён исп. колон, властями в тюрьму, в 1916 освобождён. В 1919 бежал в горы. В 1921-26 возглавлял освободит, борьбу рифов, сначала против испанских, а с 1925 и против франц. колонизаторов. В 1921-26 президент (эмир) Рифской республики. В 1926 вынужден был сдаться французам и сослан на о. Реюньон. В мае 1947 получил разрешение на въезд во Францию при условии отказа от политич. деятельности. Бежал с парохода в Порт-Саиде и поселился в Каире, где возглавлял (1948-56) Комитет освобождения Арабского Магриба.

Лит. см. при ст. Рифская республика.

АБД АЛЬ-МАЛИК (646/647-705), халиф (с 685) из династии Омейядов. Подавив выступления своих противников [Ибн аз-Зубейра в Мекке (683-692) и его сторонников в Ираке (685-691), аль-Ашдака в Дамаске (689), Ибн аль-Аша-са в Ираке (700-702)], а также восстания хариджитов в Ираке (692-97), восстановил гос. единство Халифата, распавшегося после смерти халифа Язида в 683. Провёл финанс. и налоговую реформы, в результате к-рых арабы значительно упрочили свою власть в завоёванных ими странах. Ввёл араб. яз. в канцеляриях (вместо греч. и среднеперс.), чеканку монет с араб, надписями (вместо монет ви-зант. и сасанидского трафарета).

АБД АР-РАЗЗАК Самаркандский (1413-1482), среднеазиатский историк. Родился и умер в Герате; большую часть жизни провёл в Самарканде. Бывал в Индии (1441-44) и Гиляне (1446), с 1463 - шейх в Герате. А. ар-Р. автор ист. хроники Место восхода двух счастливых звёзд и место слияния двух морей, написанной в период 1467-71; охватывает историю монголов, Тимура и Тимуридов с 1304 по 1471.

Лит.: Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 1, М.-Л., 1939.

АБДАРРАХМАН (Абд эр-Рахман). В Кордовском эмирате (с 929 - Кордовском халифате): Абдаррахман I (ок. 734-788), эмир с 756, основатель династии кордовских Омейядов и эмирата на Пиренейском п-ове, по прозвищу ад-Дахиль Пришелец).

Спасаясь от преследований Аббасидов, бежал в 750 из Сирии через Сев. Африку в Испанию, захватил Кордову и тогда же был провозглашён эмиром Андалусии. Проводя централизаторскую политику, успешно боролся с арабо-берберской плем. знатью. Отразил нападения христ. правителей Сев. Испании и франков Карла Великого.

Абдаррахман II (792-852), правнук А. I, эмир с 822. Известен покровительством наукам и искусству. В религиозной политике отличался веротерпимостью. Большой размах строительства при А. II привёл к усилению фискального гнёта.

Абдаррахман 111(891-961), прозванный ан-Насир Победоносный), эмир с 912, халиф с 929. Восстановил распавшийся при его предшественниках эмират. В 931 взял Сеуту, в 932 - Толедо; с 955 Леон и Наварра платили дань А. III. Обменивался посольствами с Византией и императором Священной Рим. империи Оттоном I. Стремясь иметь вооруж. силу, не зависимую от феодалов и не связанную с населением, сформировал гвардию из рабов-европейцев сакалиба). Обладал сильнейшим флотом на Средиземном м. Поощрял стр-во. При А. III была построена загородная резиденция Захра, начато стр-во Кордовской мечети. Правление А. III - вершина могущества кордовских Омейядов.

Лит.: Кудрявцев А. Е., Испания в средние века, Л., 1937; Dozy R., Histoire des musulmans d'Espagne..., nouv. ed., t. 1 - 3, Leyde, 1932; Levi-Proven-c a 1 E., Histoire d'Espagne musulmane, 2 ed., t. 1 - 3, P., 1950 - 53. E. А. Беляев.

АБДЕРГАЛЬДЕН (Abderhalden) Эмиль (9.3.1877-5.8.1950), немецкий биохимик и физиолог. В 1904-45 работал в Берлине, Галле; с 1946 зав. кафедрой физиоло-гич. химии Цюрихского ун-та. Автор мно-гочисл. работ, посвящённых изучению биол. роли и структуры белков. В 1916 осуществил синтез полипептида из 19 аминокислот, установив вместе с Э. Фишером сходство искусств, поли-пептидов с естеств. пептонами. Исследовал роль жиров, витаминов, гормонов в питании; открыл т. н. защитные ферменты, образующиеся в организме при беременности, опухолях и др. Автор Учебника физиологической химии (рус. пео., М.- Л., 1934).

Лит.: Неу n s К., Emil Abderhalden. 9.3.1877 - 5.8.1950, Pfluger's Archiv fur die gesamte Physiologie des Menschen und der Thiere, 1951, Bd 253, H. 3.

АБДО Мухаммед (1849-11.7.1905), египетский реформатор ислама и обществ, деятель. Окончил мусульм. ун-т аль-Аз-хар в Каире. Ученик Джемалъ-ад-дина алъ-Афгани. Участник нац.-освободит, движения 1879-82. В 1883-88 - в эмиграции. Вернулся в Египет в 1889; был судьёй, преподавал в аль-Азхаре, в 1899- 1905 главный муфтий. В последние годы жизни выступал за европеизацию Египта, против феод, деспотизма, но не боролся активно против англ, колон, порядков. Учение А. об Истинном исламе объективно было направлено на приспособление этой религии к буржуазным отношениям.

АБДОМЕН (лат. abdomen - живот) (зоол.), то же, что брюшко;, следующий за грудью отдел тела членистоно