БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

и осуществляется путём установки отражающих щитов и регулирования количества звукопоглощающих материалов, размещаемых на поверхностях. Теория звукопоглощения и методы его измерения также относятся к А. а. Всё больше распространяется применение электроакустич. аппаратуры для звукоусиления и для создания искусственной реверберации. Электроакустич. способами имитации отзвука помещения пользуются также в лабораторной практике.

Лит.: Ганус К., Архитектурная акустика, пер. с нем., М., 1963; Ингерслев Ф., Акустика в современной строительной практике, пер. с англ., М., 1957. Г. Л. Голъдберг, В. В. Фурдуев.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки архитекторов высшей квалификации и техников-архитекторов. (О подготовке инженеров и техников строителей см. в ст. Строительное образование и Инженерно-строительные институты.)

Профессия архитектора - одна из древнейших. В странах Др. Востока она была одной из самых почётных и доступна только знати. Образование в Др. Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приёмы передавались из поколения в поколение. В Др. Греции (5-2 вв. до н. э.) подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании А. о. в последние века до н. э. можно судить по классич. труду рим. арх. Витрувия "Десять книг об архитектуре" (2-я пол. 1 в. до н. э.). А. о. включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки архитекторов стали создаваться спец. архит. школы. Опыт А. о. в Римской империи был воспринят Византией и др. странами Бл. Востока, где решались уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В ср. века подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах Зап. Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах Европы цеховая система А. о. получила новое качественное развитие. Крупнейший итал. теоретик иск-ва Альберти в "Десяти книгах о зодчестве" характеризует архитектора как универсального мастера и учёного, объединяющего в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали для обучения к определённому мастеру, под руководством к-рого он изучал архит. иск-во, классич. памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал способами их обработки, знаниями в области математики и др. наук. Многие выдающиеся архитекторы Возрождения - Брунеллески, Браманте, Микеланджело и др. после ученичества у мастера совершенствовали своё А. о., участвуя в раскопках и изучая древние памятники.

В 17-18 вв. в Италии, Франции и затем в ряде других гос-в Европы были открыты академии изящных иск-в, в к-рых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671 во Франции основана спец. Королевская академия архитектуры). В академич. мастерских будущие зодчие проходили практич. обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.

В сер. 19 в. во Франции, Германии, России и нек-рых др. странах появились высшие технич. школы, в т. ч. инженерно-строительные, в к-рых стали готовить, в частности, и инженеров архит. профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две - архитектора-художника -для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора, или гражданского инженера,- для постройки утилитарных зданий. Разделение архит. школы на художественную и техническую в ряде зап. стран (напр., в Австрии, Франции, ФРГ, Швейцарии) остаётся и сейчас. Архитекторы, кончающие художеств. школы, обязаны сдавать гос. технич. экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок А. о. иногда до 8-10 лет.

Истоки А. о. в России восходят к периоду образования др.-рус. гос-ва (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16-17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров кам. дел под контролем гос-ва в Приказе кам. дел. Пётр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в др. страны Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве неск. частных проф. школ, "архитектурных команд" слились в команду выдающегося арх. Д. В. У. Ухтомского. В 1757 в Петербурге была основана "Академия трёх знатнейших художеств", преобразованная в 1764 в Академию художеств (см. Академии художественные) во главе с А. Ф. Кокориновым; из стен Академии вышли выдающиеся рус. зодчие. Ученик Ухтомского М. Ф. Казаков основал в конце 18 в. архит. уч-ще при Экспедиции кремлёвского строения в Москве. С 1866 Уч-ще живописи и ваяния (осн. в Москве в 1846) начало подготовку архитекторов и получило название Уч-ща живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918). В сер. 19 в. в Петербурге был открыт Ин-т гражд. инженеров для подготовки специалистов-строителей, в т. ч. архитекторов (в их подготовке преобладали технич. науки).

После Великой Окт. социалистич. революции в основу системы А. о. был положен принцип объединения художественного и технич. обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным (19 нояб. 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в т. ч. и архитектурные. В 1926-27 Вхутемас реорганизован в Высший художественно-технич. ин-т (Вхутеин), где на архит. ф-те была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по декоративно-пространств. архитектуре. В 1930 на основе архит. ф-та Вхутеина и такого же ф-та, организованного в 1916 при Моск. высшем технич. уч-ще, был создан Высший архитек-турно-строит. ин-т, с 1933 - Московский архитектурный институт, к-рый стал центром А. о. в стране.

За годы Сов. власти создана сеть архитектурных ф-тов и отделений при вузах разного профиля - инженерно-строительных, художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось ок. 40 таких ф-тов и отделений, в т. ч. в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Таллине, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др.

Система сов. А. о. строится с учётом новых требований, предъявляемых к архитектору совр. уровнем развития архитектуры как науки и иск-ва и практикой совр. строительства. Подготовку архитекторов в СССР осуществляют по специализациям: гражд. стр-во, пром. стр-во, градостроительство (планировка насел, мест), озеленение, интерьер и внутр. оборудование зданий, с.-х. стр-во. Из общего срока обучения (5 лет 6 мес.) первые 2 года уделяются общей подготовке: по математике, физике, строит. механике, строит. произ-ву, стройматериалам, по истории архитектуры и иск-ва, по рисунку, скульптуре и живописи; на старших курсах проводится специализация. Ведущий предмет - курс архит. проектирования - творческая комплексная дисциплина, позволяющая будущему архитектору приобрести проф. опыт при переходе от проектирования простых зданий к сложным. В связи с тем, что в совр. стр-ве всё большее применение получают новые стройматериалы, широко внедряются механизация и домостроение из готовых конструктивных элементов, значительно усилилась технич. подготовка будущих архитекторов, возросла потребность и в техниках-архитекторах. Их готовят архитектурно-строит. и строит. техникумы в Москве, Минске, Ленинграде, Вильнюсе и Кишинёве (по дневной и вечерней формам обучения; срок обучения на дневных отделениях 4 года, на вечерних - 5 лет). Будущие техники-архитекторы изучают, помимо общеобразоват. предметов, технологию строит. произ-ва, архит. конструкции, основы планировки городов, экономику, организацию и планирование строительно-монтажных работ и др.

В 50-60-х гг. в связи с реконструкцией и строительством городов, ростом гор. населения и общим повышением требований к жилищным условиям А. о. получило широкое развитие в большинстве стран. Св. 10 крупных архит. школ .в виде ф-тов университетов имеется во Франции (Париж, Лион, Марсель и др.)

и в Италии (Рим, Милан, Венеция, Флоренция, Неаполь и др.), более 20-в Англии (Лондон, Эдинбург, Бирмингем, Портсмут, Манчестер и др.), ок. 70-в США (многие из них не гос., а частные). Архит. школы есть в Швейцарии, ФРГ, Швеции, Мексике, Чили, Бразилии, Аргентине. Общепризнанным центром А. о. в Зап. Европе является Париж.

Особенно интенсивно развивается А. о. в социалистич. странах, где постоянно растёт потребность нар. х-ва в зодчих. Несколько крупных архит. школ существует в Польше, ГДР, Чехословакии (Варшава, Краков, Дрезден, Веймар, Прага, Брно и др.), Болгарии и Румынии (в столицах). Созданы архит. школы в КНДР, ДРВ, КНР, Кубе, в развивающихся странах - Индии, Бирме, Алжире, ОАР, Гвинее, Гане и др.

И. С. Николаев.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ. В России первый архит. журнал "Архитектурный вестник" выходил в 1859 в Петербурге. В 1872-1917 издавался "Зодчий" - ежемесячник Петербургского об-ва архитекторов (с приложением "Неделя строителя"). После Великой Окт. революции интенсивное развитие архит. мысли в 20-х гг. способствовало росту архит. периодики; в СССР выпускалось более 20 архит. журналов, в т. ч. "Современная архитектура", орган Объединения совр. архитекторов (выходил в Москве 6 раз в год в 1926-30). С 1933 выходит (в Москве) постоянный орган Союза архитекторов СССР (с 1962 также Гос. комитета по гражд. строительству и архитектуре) - ежемесячник "Архитектура СССР". Кроме того, в СССР издаются ежемесячные А. ж., освещающие вопросы архитектуры и строительства отдельных союзных республик ["Строительство и архитектура Узбекистана", выходит в Ташкенте с 1960 на узб. и рус. яз.; "Строительство и архитектура", выходит в Киеве с 1957 на рус. яз. (в 1953-55 под назв. "Архiтектура i будiвництво" выходил 6 раз в год на укр. яз.)], городов ("Строительство и архитектура Ленинграда", выходит с 1936; "Строительство и архитектура Москвы", выходит с 1952), отд. отраслей ("Жилищное строительство", выходит с 1958; "Промышленное строительство", выходит с 1924; оба в Москве).

Первые зарубежные А. ж. появились в Англии - лондонские еженедельники "Architect and Building News" (издаётся с 1869) и "Architect's Journal" (издаётся с 1895) - и в США - "Architectural Forum" (издаётся с 1892 ежемесячно в Нью-Йорке); их тематика не выходит за рамки архит. жизни своей страны. Среди крупнейших А. ж., в к-рых широко освещается практика мировой архитектуры,- "Journal of the Royal Institute or British Architects" (выходит ежемесячно с 1893 в Лондоне), "Baumeister" (выходит ежемесячно с 1902 в Мюнхене), "Werk" (выходит ежемесячно с 1914 в Винтертуре, Швейцария), "L'architecture d'aujourd'hui" (выходит 1 раз в 2 месяца с 1930 в Париже, в рус. пер.- "Современная архитектура" - с 1961 в Москве), ежемесячники "Acropole" (выходит с 1938 в Сан-Паулу, Бразилия), "L'architecture francaise" (выходит с 1940 в Париже). Издающиеся в европ. социалистич. странах ежемесячные А. ж. касаются в осн. вопросов градостроительства, жилищного и пром. стр-ва своих стран:

"Architektura CSSR" (выходит с 1946 в Праге), "Architektura" (выходит с

1947 в Варшаве), "Deutsche Architektur" (выходит с 1952 в Берлине, ГДР) и др.

Д. П. Певзнер.

АРХИТЕКТУРНЫЕ КОНГРЕССЫ МСА (Международного союза архитекторов), созываются 1 раз в 2 года (с 1969-1 раз в 3 года) для обсуждения актуальных проблем архитектуры и градостроительства, обмена опытом. В работе конгрессов, кроме офиц. представителей (члены исполкома и ассамблей Международного союза архитекторов), могут принимать участие все желающие (при выполнении определённых финанс. обязательств). Темы конгрессов предлагаются странами - организаторами конгрессов и утверждаются исполкомом МСА. Решения конгрессов носят рекомендат. характер.

1-й конгресс МСА состоялся в 1948 в Лозанне (Швейцария, 400 делегатов от 43 стран). На конгрессе был официально учреждён МСА, избран исполком и утверждён устав Союза.

2-й конгресс МСА (1951, Рабат, Марокко) обсуждал наиболее важные проблемы градостроительства и проектирования обществ. зданий и соору3-й конгресс МСА (1953, Лисабон) под назв. "Архитектура на перекрёстке дорог" был посвящён анализу многообразных направлений в архитектуре нач. 1950-х гг.

4-й конгресс МСА (1955, Гаага) назывался "Архитектура и развитие жилища. 1945-55". Обсуждались проблемы типологии жилища и типизации частей зданий (рационализация планировки, стандартизация элементов зданий, установление единого междунар. модуля, унификация конструктивных деталей) в целях совместной строит. деятельности предприятий разных стран.

5-й конгресс МСА (1958, Москва, 1500 делегатов от 51 страны) был посвящён проблемам мирового градостроительства ("Строительство и реконструкция городов. 1945-57"). Обсуждались проблемы регулирования роста, реконструкции старых и стр-ва новых городов, городского движения и транспорта, индустриализации и экономики, а также вопросы эстетики города.

6-й конгресс МСА (1961, Лондон) под назв. "Новая техника, новые материалы и их влияние на архитектуру" был посвящён проблемам индустриализации стр-ва.

7-й конгресс МСА (1963, Гавана, участвовало 80 стран) проходил под назв. "Архитектура в странах, вступивших на путь самостоятельного развития". Обсуждались проблемы районной планировки, жилищного стр-ва, развития строит. техники. Подчёркивалась также необходимость подготовки нац. кадров, посылки технич. информации, обмена студентами для оказания помощи развивающимся странам. Рекомендовалось создать в этих странах собственную строит. базу и промышленность строит. материалов.

8-й конгресс МСА (1965, Париж, 2000 делегатов от 65 стран) под назв. "Подготовка архитекторов" был посвящён вопросам архит. образования. Конгресс принял рекомендации готовить архитекторов с широким кругозором, глубоким знанием гуманитарных наук, необходимых естеств. наук и техники. Высокую оценку получила сов. архит. школа, её методика преподавания.

9-й конгресс МСА (1967, Прага, 1500 делегатов от 70 стран) наз. "Архитектура и жизненная среда человека". Ставились вопросы повышения уровня архитектуры и градостроительства для улучшения жизненной среды, бережного сохранения ценных ист. памятников, предотвращения неоправданного вмешательства в природную среду, обеспечения действенной охраны природы.

10-й конгресс МСА (1969, Буэнос-Айрес, 3000 делегатов из 60 стран) наз. "Архитектура, социальный фактор. Социальный характер жилища". Рассматривались проблемы взаимосвязи жилого дома с окружающим районом и городом, юридич. и экономич. аспекты проектирования и стр-ва жилого дома, методология проектирования и стр-ва жилищ, проблемы поиска наилучших типов домов и квартир, их планировки и конструктивных систем. В принятых резолюциях содержатся рекомендации об изменении социальных условий жизни в капитали-стич. странах, о необходимости национализации городских земель, что требуется для решения большой обществ. проблемы - обеспечения жильём трудящихся.

Н. В. Баранов.

АРХИТЕКТУРНЫЕ НАУЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ. Первые А. н. и. в СССР (Архитектуры жилища,Архитектуры обществ. и пром. сооружений, Градостроительства и планировки насел. мест, Строит. техники, Архитектуры колхозного и сел. стр-ва, Истории и теории архитектуры) были созданы при Академии архитектуры СССР (АА СССР) в 1934. В 1964 были образованы самостоят. научные ин-ты, находящиеся в ведении Гос. комитета по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР: Центр. научно-исследоват. и проектные ин-ты типового и экспериментального проектирования (ЦНИИЭПы) Жилища, Учебных, Лечебно-курортных, Торг. зданий, Зрелищных и спортивных сооружений, Инж. оборудования ; Центр. научно-исследоват. и проектный ин-т (ЦНИИП) градостроительства. В эту же систему входят зональные институты: Ленингр., Киевский, Сибирский, Ташкентский ЗНИИЭПы. Проблемы градостроительства изучаются в Ленинграде (ЛенНИИПград) и в Киеве (НИИП градостроительства). В области типового проектирования и связанных с ним проблем стандартизации и унификации работает Моск. ин-т типового и эксперимент. проектирования (МНИИТЭП). Ряд ин-тов занимается вопросами промышленной (Центральный н.-и. и проектно-эксперимент. ин-т пром. зданий и сооружений и др.) и сельской архитектуры. Над проблемами теории и истории архитектуры работают моск. и киевский н.-и. ин-ты теории, истории и перспективных проблем сов. архитектуры.Подбором науч. информации по всем разделам занимается Центр. ин-т научной информации по строительству и архитектуре (ЦИНИС). Научные ин-ты имеются также при Госстроях БССР и Литов. ССР. Научные ин-ты состоят из отделений н.-и. работ, включающих типологич. секторы и секторы конструкций, инж. и технологич. оборудования, экономики строительства, лаборатории строит. физики, к-рые изучают свои предметы применительно к профилю ин-та, а также проектных мастерских, ведущих на этой основе типовое, эксперимент. и индивидуальное проектирование. Ин-ты разрабатывают науч. прогнозы развития градостроительства, теоретич. основы планировки и застройки городов, основы проектирования жилых и обществ. зданий, создают нормативные указания и пособия по проектированию зданий и их размещению в городах и сёлах, разрабатывают проектные задания, активно влияя на практику проектирования и строительства.

В зарубежных странах большая часть архит. исследований проводится в отделениях и школах архитектуры при университетах и политехнич. ин-тах. Уэльский, Ноттингемский, Манчестерский, Белфастский и др. ун-ты, Технологич. ин-т в Бате (в Великобритании), Ун-т Сев. Каролины и Массачусетсский технологич. ин-т (в США), Сиднейский ун-т (в Австралии) составляют основу сети архит. научно-исследоват. ин-тов. Созданный в Академии наук США (1952) Н.-и. ин-т по строительству в 1962 получил самостоятельность. Во Франции архит. исследования ведут не гос., а общественные (Исследоват. центр градостроительства, Научно-технич. центр строительства) и частные (созданный в 1966 объединением архитекторов Исследоват. центр архитектуры, градостроительства и стр-ва) учреждения. В ФРГ изучение архит. проблем возглавляется Н.-и. ин-том по стр-ву