БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

личных социальных и природных условий.

Ввиду того что значит. часть археол. материалов представляет массовые находки, большое значение в А. имеет применение методов математич. статистики.

А. тесно связана с естественными науками не только в использовании их методов, но и в привлечении их выводов для истолкования археол. данных, и сама, со своей стороны, представляет естеств. наукам ценные материалы. Однако ещё теснее связи археологии с обществ. науками, один из разделов к-рых она представляет: с историей, этнографией, историей искусства, социологией, а также с т. н. вспомогательными историческими дисциплинами: эпиграфикой -- наукой о надписях на камне, металле, глине и дереве, нумизматикой - наукой о монетах, сфрагистикой - наукой о печатях, геральдикой - наукой о гербах. А., являясь единой по своим методам исследований наукой, достигла высокой степени специализации. Ещё в 19 в. раздельно существовали 4 отрасли А.: классич. А., изучающая письм. период истории Др. Греции и Рима, вост. А., средневековая А. и первобытная А. Отдельные специалисты изучают эпохи палеолита, мезолита, неолита, бронзового века, раннего железного века. Есть и другие системы специализации: по этнич. признакам и по отд. странам.

История археологии. Впервые термин "А." применил в 4 в. до н. э. Платон, имея в виду науку о древностях в самом широком смысле слова. Но и позднее термин "А." долго имел, да отчасти и до сих пор имеет в разных странах разный смысл. Ещё в 18 в. этим словом стали обозначать историю древнего иск-ва. Когда в 19 в. внимание науки привлекли все остатки старины (не только художественные), постепенно стало складываться совр. понимание А.; тем не менее в нек-рых бурж. странах доныне А. по-прежнему изучает иск-во древнего мира, а история иск-в вынуждена при этом ограничиваться ср. веками и новым временем. Иногда под А. понимают источниковедение истории искусств, что также ошибочно.

Зачатки А. были уже в древности. Вавилонский царь Набонид в 6 в. до н. э. производил раскопки в интересах ист. знания; особо он искал надписи древних царей в фундаментах построек, тщательно отмечая находки или тщетность поисков. В Др. Риме результатом сознательного изучения древностей является схема развития материальной культуры, к-рую дал великий поэт и мыслитель Лукреций. В 1 в. до н. э. он уже знал, опережая многих археологов 19 в., что каменный век сменился бронзовым, а бронзовый - железным.

Всякие археол. изыскания прекратились в нач. средневековья. В эпоху Возрождения в 15-16 вв. произведены были в Италии многочисл. раскопки, единственной целью к-рых было добывание антич. скульптур. В 18 в. с развитием дворянского коллекционерства антиквары в ряде стран стали собирать отд. археол. находки. Вскоре в нек-рых странах были произведены первые опыты раскопок с науч. целями.

После Великой франц. революции (конец 18 в.), с развитием бурж, ист. науки, быстро стала развиваться и А. Особое значение в её развитии имели раскопки Помпеи и Геркуланума (близ Неаполя). Эти города были засыпаны вулканич. пеплом в 79 н. э., раскопки там начались в нач. 18 в. и приняли науч. характер к кон. 18 в. (когда Неаполь был занят войсками 1-й Франц. республики). Деятели франц. бурж. революции и наполеоновских войн с особым интересом относились к античности. Этот интерес, соединённый с типичным для эпохи стремлением к точному знанию, обусловил организацию систематич. помпейских раскопок. Здесь учёные узнали, какой интерес для ист. знания может иметь скромная бытовая утварь. Помпейские находки всюду привлекли внимание к бытовым древностям, не только античным, но и др. эпох.

В 1-й пол. 19 в. в результате археол. раскопок открыты древние цивилизации Двуречья и Египта. Но при этих раскопках гл. внимание по старой традиции долго уделялось произведениям иск-в и письм. ист. источникам.

Ещё в нач. 19 в. первобытные древности во всех странах считались непознаваемыми, поскольку хронологическое их разделение считалось невозможным. Но это препятствие удалось преодолеть, когда интерес к древности возрос в связи с попытками социологов изучить возникновение человеч. общества. Для создания такой хронологии большую роль играла гипотеза о трёх веках - каменном, бронзовом и железном. Её высказы-

вали в 18 и в нач. 19 вв. разные авторы, в т. ч. в России А. Н. Радищев. Впервые её обосновал археол. материалом дат. археолог К. Томсен в 1836. Эту классификацию подтвердил и развил другой дат. археолог Е. Ворсо.

Для развития первобытной А. большое значение имели работы франц. учёного Э. Ларте. Изучая с 1837 пещеры Юго-Зап. Франции, он установил хронологию их отложений и доказал, что человек, делавший древнейшие кам. орудия, был современником мамонта и др. вымерших животных. Распространение дарвинизма начиная с 1859 (год выхода в свет "Происхождения видов" Дарвина) сделало выводы Ларте общепризнанными и подвело науч. базу под успешно развивавшиеся с тех пор поиски останков первобытного человека. Убеждённым дарвинистом был франц. археолог, активный участник Революции 1848, Г. Мортилье, установивший в 1869-83 хронологич. классификацию первобытных древностей, основанную на эволюционной теории. Изучение первобытного человека он ставил в тесную связь с разрушением библейских легенд и церковного мировоззрения. Он определил все осн. эпохи древнего кам. века и дал им названия (шелль, ашель, мустье и т. д.), употребляемые и доныне в науке. В 1865 англ. археолог и этнограф Дж. Леббок впервые предложил разделить каменный век на 2 эпохи: палеолит - древний кам. век и неолит - новый кам. век. Между палеолитом и неолитом долго не удавалось установить никакой связи. Учёные говорили по этому поводу о "необъяснимом разрыве". В кон. 19 в. франц. археолог Э. Пьет установил эту связь, открыв переходную эпоху-мезолит (средний каменный век).

Большое влияние на развитие А. имел в кон. 19 и нач. 20 вв. швед. археолог О. Монтелиус. Древние вещи он распределил по типам (тип - совокупность вещей, однородных по форме; археологи знают теперь десятки тысяч типов), а типы в свою очередь связал в типологич. эволюционные ряды, прослеживая для этого (путём тщательного анализа деталей) постепенные изменения форм. Правильность построения рядов он проверял по находкам. Так, эволюция топоров, эволюция мечей, эволюция сосудов и т. д. взаимопроверялись по их совместным находкам в погребениях (ранние топоры встречались с ранними мечами, поздние - с поздними и т. д.). Осн. пороком его метода является изучение вещей в их саморазвитии и вне создававшей их общественной среды. Монтелиус исходил из неверной предпосылки, будто вещи развиваются по тем же законам, что и живые организмы. Он установил множество археол. дат (преим. для бронз. века и раннего железного). Последователем Монтелиуса был франц. археолог Ж. Дешелет, выпустивший в начале 20 в. сводный описат. труд по археологии Зап. Европы. В основе его лежит А. Франции, начинается он с палеолита, но особое внимание уделено раннему жел. веку. Быт др. галлов воссоздан на основе тщательного изучения бесчисленных мелких находок. Англ. археолог А. Эванс заполнил в нач. 20 в. пробел между первобытными и антич. древностями. Его раскопки на Крите открыли высокую цивилизацию бронзового века, имевшую постоянные сношения с Египтом и Азией, что позволило определить время критских древностей. Находки же критских изделий в Европе послужили затем лучшим основанием для европ. археологич. хронологии.

Среди концепций, в к-рых содержались осн. теоретич. положения совр. А., следует отметить возникшее в 1-й пол. 20 в. понятие об археол. культуре. Картографируя элементы культуры одновременно существовавших групп человечества на различных территориях, европ. археологи пришли к заключению, что обнаруживаемые при этом различия связаны с этническими, социальными или хоз.-экономич. общностями и что часто за археол. культурами скрываются создавшие их древние племена и народы. Это привело к попыткам изучения происхождения народов, основываясь (среди других источников) и на археол. данных.

Для науки имеет важное значение вопрос о путях распространения различных явлений культуры. В исследовании этого вопроса большую роль сыграло развитие археол. картографии как науч. метода. Сложной задачей А. является создание хронологич. схем и переход от данных относительной хронологии к абсолютной.

Великие археол. открытия в 19 и 20 вв. были сделаны в Средиземноморье и на Бл. Востоке. В Греции велись раскопки в Афинах, Спарте и др. городах, были раскрыты знаменитые общеэллинские святилища в Дельфах и Олимпии; в Италии, кроме Геркуланума и Помпеи, велись большие раскопки в Риме и Остии. Раскопки в Помпеях получили особенно большой размах после воссоединения Италии в 1860. Их тогда возглавил Дж. Фио-релли (участник итал. нац.-освободит. движения). Он создал методы реконструкции несохранившихся или частично сохранившихся сооружений и предметов. При нём раскопки Помпеи стали школой для археологов всех стран. В М. Азии раскапывались важные ионийские центры Милет и Эфес и эллинистич. города Прие-на и Пергам, в Сирии - Гелиополь и Пальмира и мн. др. Особенно большое науч. значение имело открытие культуры бронз. века в Эгейском мире во 2-м тыс. до н. э. и раскопки Кноса (А. Эванс) на о. Крит, Трои в М. Азии. В М. Азии была открыта хеттская культура и раскопана столица хеттов в Бо-газкёе близ Анкары (Г. Винклер). Исследования в Финикии, Сирии и Египте открыли тысячелетние культуры этих стран, восходящие ещё к эпохе неолита. Раскопки в Сузах и Персеполе дали обильный материал по культуре Др. Ирана, а раскопки в Месопотамии открыли ассир. города Дур-Шаррукин, Ниневию и др. Раскапывались Вавилон и Ашшур. Была открыта древнейшая в мире шумерская цивилизация и её центры Ур, Ла-гаш. Исследования на Востоке охватывали постепенно огромные территории: были изучены древние культуры Китая и Индии. В Зап. полушарии археологи сконцентрировали внимание на изучении памятников доколумбовой Америки: ацтеков в Мексике, майя в Центр. Америке, инков в Перу и т. п.

Больших успехов достигла наука в изучении раннего железного века, поздней античности и средневековья в Европе. Открытие гальштатской культуры и латенской культуры, а затем лужицкой культуры познакомило с жизнью племён и народов жел. века. Изучение рим. провинций в Европе привело к открытию остатков культуры варварских племён. Исследованы ср.-век. города, их архит. памятники и произведения иск-ва. Больших успехов достигла славянская А. Гигантский свод слав. древностей издал в 20 в. чеш. археолог Л. Нидерле, доказавший множеством аргументов общность др.-слав. культуры. Виднейшим археологом 20 в. был англ. учёный Г. Чайлд. Он составил первую сплошную классификацию древних культур Европы и Азии и изучал социально-экономич. строй первобытного общества, находясь в этом отношении под прямым влиянием сов. А.

А. в дореволюционной России и в СССР. Большое внимание к ископаемым древностям в России проявил Пётр I. Он в 1718 в двух указах распорядился собирать находимые "... в земле, или в воде... старые подписи ... старое... ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно...". "Где найдутся,- писал он,- такие всему делать чертежи, как что найдут". Известный историк В. Н. Татищев занимался А. и издал в 1739 одну из первых в мире инструкций для археол. раскопок. Интерес к антич. древностям особенно развился в России, когда во 2-й -пол. 18 в. в состав Русского гос-ва вошло на юге Черноморское побережье, богатое находками антич. вещей. Первые большие науч. раскопки скифского кургана произвёл в 1763 ген. А. П. Мельгунов, исследование др.-греч. городов в Крыму начал в конце 18 в. П. И. Сумароков.

Изучение антич. древностей рано достигло блестящих успехов. И. А. Стемпков-ский на терр. древнего Боспорского государства (р-н Керчи) начал систематич. археол. исследование др.-греч. городов. При нём вскрыт в 1830 скифский курган Куль-Оба близ Керчи, впервые познакомивший науку с шедеврами антич. ювелирного иск-ва.

Слав.-рус. А. стала развиваться почти одновременно с античной. Нац. подъём, наступивший после Отечественной войны 1812, вызвал усиленный интерес к нац. истории и способствовал активным поискам новых источников по истории Др. Руси. Сначала имелись в виду источники письменные, но именно К. Ф. Калайдович, открывший много древних рукописей, ввёл тогда в науку ископаемые рус. древности, издав и довольно правильно комментировав клад золотых вещей, найденный в 1822 в Старой Рязани; он же дал первую науч. характеристику рус. городищ (древних укреплённых поселений). Исключительное богатство России городищами и курганами первый заметил и оценил 3. Я. Хода-ковский в 20-х гг. 19 в. Первые раскопки подмосковных слав. курганов методически правильно провёл в 1838 А. Д. Чертков. В 1859 был создан гос. орган по руководству А.- Археологическая комиссия. Большую роль в развитии А. играли обществ. организации: археол. об-ва и губернские архивные комиссии. Крупнейшими были Русское археол. об-во и Московское археол. об-во. Последнему принадлежала инициатива созыва периодич. всероссийских археол. съездов. В нач. 19 в. был создан ряд археол. музеев, в к-рые поступали коллекции древностей и которые в дальнейшем осуществляли раскопочную деятельность. Одним из важнейших центров археол. деятельности в России стал Гос. Ист. музей в Москве, созданный в 1883. Большие коллекции археол. материалов хранятся

в Гос. Эрмитаже (Ленинград), Гос. музее изобразит. искусств им. А. С. Пушкина (Москва) и в ряде др. Ведущим деятелем славяно-русской А. 19 в. был И. Е. Забелин, использовавший прекрасные собрания Оружейной палаты для создания истории быта Др. Руси. Забелин много сделал и для античной А., а также разработал науч. методику раскопок больших курганов и показал, сколько важных выводов могут дать наблюдения над слоями насыпи; им раскопан в 1863 богатейший из скифских курганов Чертомлык на нижнем Днепре, в 1864 - богатейший из антич. курганов Близница Большая у Тамани. Сплошную хронологич. классификацию курганных древностей Юж. России составил Д. Я. Самоквасов, раскопавший в 1873 богатейший из слав.-рус. курганов - Чёрную Могилу в Чернигове.

Плодотворное влияние на развитие рус. А. имел известный географ, антрополог, этнограф и археолог Д. Н. Анучин; в кон. 19 в. в трудах о луке и стрелах и о принадлежностях погребального обряда он первым в Европе успешно показал на археол. материалах единообразие культурного развития разных народов.

Одним из основоположников рус. первобытной А. был В. А. Городцов. Он проделал большую работу по изучению бронз. века и его хронологизации и первым доказал его существование в Вост. Европе.

Изучение, антич. городов поднял на более высокий уровень Б. В. Фармаковский, произведший в нач. 20 в. большие раскопки греч. города Ольвии; его оригинальная и сложная методика раскопок позволила выяснить облик и границы города на протяжении ряда эпох.

В 1860-80-х гг. в состав Росс. империи вошла Ср. Азия с её старинными городами. Эти города - очаги цивилизации с глубокой древности, а в ср. века культурнейшие в мире. Раскопки там сложны и трудны. В Ср. Азии археол. разведки удачно пгювёл в 1885 Н. И. Веселовский; он открыл города восточных эллини-стич. царств. Ему удалось также решить длившийся более ста лет спор о дате "каменных баб": он доказал принадлежность этих распространённых по Вост. Европе и Сибири статуй тюркам-кочевникам. Археологию Самарканда, одного из важнейших в мире древних культурных центров, создал в нач. 20 в. многолетними работами В. Л. Вяткин; он раскапывал жилые слои времени средневековья и изучал их хронологию (занимался он и антич. слоями); в 1908 близ Самарканда он раскопал астрономич. обсерваторию 15 в. Улугбека. В Закавказье археол. работы произвёл Н. Я. Марр, раскопавший в кон. 19 и нач. 20 вв. столицу ср.-век. Армении город Ани.

Исследование слав.-рус. курганов было особенно интенсивным в кон. 19 в. Л. К. Ивановский произвёл раскопки 5877 курганов Новгородской земли. Ему первому удалось соединить грандиозность раскопок с их методичностью, поэтому его материалы легли затем в основу рус. курганной хронологии. Под Смоленскому д. Гнездово расположены ценнейшие курганы русских воинов-дружинников 10 в., составлявших основу феодального класса Древней Руси. Главным их исследователем был В. И. Сизов, вскрывший в 1885 центральный богатый княжеский курган со слав. инвентарём и опровергший своими изысканиями домыслы рус. и зарубежных норманнистов (см. Норманны).

Сизову же удалось определить древнейшие слав. курганы, т. н. длинные; он первый из рус. археологов показал хронологич. значение эволюции типов древних вещей (на примере семилопастных височных колец из курганов вятичей); изучение рисунков др.-рус. рукописей он связал с А. Расселение др.-рус. племён проследил по курганным материалам А. А. Спицын; его выводы совпали с летописными известиями и во многом их дополнили; этот исследователь занимает в русской науке особое место; он издал и классифицировал самое большое количество древностей (первобытных и средневековых). Археол. изучение Др. Руси впервые в мире показало, какие ценные результаты могут дать раскопки ср.-век. древностей.

Видные представители рус. дореволюц. А. принадлежали в большинстве своём к передовым представителям бурж. науки. Однако они не были и не считали себя историками, причисляя А. то к естеств. наукам, то к т. н. художеств. наукам. В СССР А. развивается на твёрдой основе марксизма-ленинизма. О значении А. как ист. науки Маркс писал: "Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций... Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 191). Методология ист. материализма является теоретич, основой сов. А. По ископаемым орудиям труда и другим остаткам материальной культуры исследуются производит. силы древних обществ. Для любой исследуемой эпохи на любой территории сов. археологи стремятся проследить обществ. отношения, выяснить конкретные варианты развития первобытнообщинного, рабовладельч., феод. строя. Тем самым изучаются осн. закономерности обществ. развития.