БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

х праздников: на сретение устраивались пляски вокруг костра, на масленицу (до нач. 20 в.) танцевали в масках, на вознесение пели и плясали гадальные песнепляски, на преображение обливали друг друга водой (дабы вызвать дождь для осеннего посева). Разнообразные пляски исполнялись во время свадебных сговоров, свадебных и послесвадебных обрядов. Во время похорон вплоть до нач.

20 в. исполняли "тагман парэр" (похоронные пляски на кладбище). Были распространены также дорожные танцы, колдовские, военные (часто на бутафорских лошадях). Особняком стояли пляски канатных плясунов (ларахагац-пайле-ванов) и борцов. Широко известны трудовые пляски пастухов, пахарей, сеятелей, косарей, молотильщиков, ткачей, гончаров, мясников. Из них интересны пляски "кочари" (подражания овцам и козлам в арм. Дионисиях). Распространены бытовые пляски, в т. ч. шуточные, песнепляски проклятия, целебные, любовные, детские. Хореография нар. арм. танцев очень разнообразна и характеризуется богатством танцевальных фигур.

В 1938 создан нар. ансамбль песни и пляски А., а в 1958 - ансамбль танца А., к-рые в своих программах используют традиции нар. танцевального иск-ва, создают новые формы нар. хореографии на материале современного нар. фольклора.

В Ин-те археологии и этнографии АН Арм. ССР группой фольклористов-собирателей нар. танца и театроведов ведётся сбор и изучение танцевальных нар. материалов и этнографич. данных. С. С. Лисициан.

Проф. балетное иск-во в А. получило развитие только после установления Сов. власти. В 1923 в Ереване В. А. Аристакесян открыл студию танца, где преподавались классич. экзерсис, кавказские ("азиатские") и бальные танцы, позже и арм. нар. танцы. В 1924 С. С. Лисициан открыла студию ритмопластики. В 1926 А. А. Сирунян и А. А. Дуринян организовали новую студию. В 1930 создан техникум ритма, пластики и физкультуры, затем в 1931 - проф. студия ритма и пластики (все они под художеств. рук. С. С. Лисициан). В 1934 проф. студия была реорганизована в хореографич. техникум (с 1936 - Гос. хореографич. уч-ще). В Ереванском театре оперы и балета в 1933 была сформирована балетная труппа. Первое её выступление состоялось в том же году в опере "Алмаст" А. А. Спендиарова. Тогда же был поставлен балет "Тщетная предосторожность" П. Гертеля, в 1935-"Лебединое озеро" П. И. Чайковского. В 1939 И. И. Арбатов поставил первый нац. балет "Счастье" А. И. Хачатуряна на сюжет из совр. колхозной жизни. Актуальность содержания, живописные массовые сцены, самобытная музыка, в к-рой широко использованы и развиты нар. мелодии, определили успех хореографии балета.

В 30-е гг. в труппе работали: Л. П. Воинова-Шиканян, Р. Л. Тавризян, Е. X. Араратова, 3. М. Мурадян и др. Среди нац. балетов, пост. в 40-е и последующие годы, "Анаит" А. Г. Тер-Гевондя-на (1940), "Хандут" на муз. А. А. Спендиарова (1945), "Гаянэ" (1947) и "Спартак" (1961) А. И. Хачатуряна, "Севан" (1956) и "Озеро грёз" (1968) Г. Е. Егиазаряна,

"Мармар" (1957), "Вечный идол" (1966) и"Антуни" (1969) Э. С. Оганесяна, "Ахтамар", "Ивушка", "Лоренци Сако" Г. М. Ахиняна (1966, на тексты О. Туманяна), "Прометей" Э. А. Аристакеся-на (1967), "Бессмертие" К. А. Орбеляна (1969). Труппа ставит классич. балеты: "Конёк-Горбунок" Ц. Пуни (1941), "Жизель" А. Адана (1960), "Кавказский пленник" Б. В. Асафьева (1943), "Раймонда" А. К. Глазунова (1945), "Медный всадник" Г. М. Глиэра (1949) и др.

Большую роль в формировании и развитии балетного театра А. сыграли балетмейстеры нар. арт. Арм. ССР И. И. Арбатов (Ягубян), засл. деят. иск-в Латв. ССР и засл. деят. иск-в Арм. ССР Е. Я. Чанга, засл. деят. иск-в Арм. ССР М. С. Мартиросян (гл. балетмейстер театра); артисты балета: нар. артисты Арм. ССР Л. П. Воинова-Шиканян, В. Ш. Галстян, Т. Г. Григорян, С. А. Минасян, 3. М. Мурадян, Л. В. Семанова, Р. Л. Тавризян, В. Г. Ханамирян; засл. артисты Арм. ССР Е. X. Араратова, В. А. Борисов, А. Т. Гарибян, Дж. А. Калантарян, Б. О. Овна-нян и др.

Лит.: Лисициан С. С., Запись движения (Кинетография, М.- Л., 1940).

XVIII. Драматический театр

Возникновение арм. театра относится к 1-му тыс. до н. э. Существовали трагедийные (актёры дзайнарку-гусаны и вохпергаки) и комедийные (актёры катакер-гаки и катака-гусаны) представления. В 69 до н. э. при царе Тигране II было построено театр. здание в г. Тиграпакерте. Его сын Артавазд II создал театр в Арта-шате, где выступала труппа актёра Язона. В 4 в. н. э. представления устраивались при дворе Аршака II. Имелись театр. здания, построенные по типу античных амфитеатров. Первые дошедшие до нашего времени драматургич. произв.- драматич. поэма Ованеса Ерзнкаци (О. Плуз) и "Адамова книга" Аракела Сюнеци. В 17-19 вв. театр развивался в арм. колониях во Львове (школьный театр), в Москве, Венеции, Вене, Мадрасе, Калькутте и др. В 1810 в Константинополе были поставлены первые арм. спектакли под рук. М. Бжишкяна. В 1846-66 здесь работая проф. театр "Арамян тат-рон" (под рук. О. Гаспаряна), гастролировавший в Тбилиси, Ереване, Тебризе. В 1836 Г. Шермазанян создал в Тбилиси театр под названием "Шермазанян дар-бас". В 50-х гг. 19 в. в Константинополе работало неск. любительских театров, на сцене к-рых шли пьесы М. Пешикташляна, С. Экимяна, Т. Терзяна и др. В нач. 60-х гг. на основе любительских трупп были организованы арм. проф. театры "Аревелян татрон" под рук. Экимяна в Константинополе (в 1861) и под рук. Г. Чмшкяна в Тбилиси (в 1863). Деятельность тбилисской труппы, появление произв. основоположника арм. реалистич. драматургии Г. Сундукяна ("Пэпо", "Хатабала", "Ещё одна жертва" и др.) определили утверждение критич. реализма на арм. сцене. В кон. 19 - нач. 20 вв. реалистич. традиции нац. драматургии получили выражение в творчестве А. Па-роняна ("Дядя Багдасар"), А. Ширванзаде ("Из-за чести", "Евгине", "Арменуи" и др.), Л. Шанта ("Старые боги"). В это время начали творческую деятельность драматурги В. Папазян ("Утёс"), С. Тараян ("Сократ" и др.), Э. Тер-Григорян, Нар-Дос, Л. и М. Манвелян, Д. Демир-чян и др.

В 60-70-х гг. 19 в. арм. театры открылись в Ереване, Нахичевани-на-Дону и нек-рых др. городах (Александрополь, Баку, Шуша, Ганджа).

С кон. 70-х гг. 19 в., в результате преследований арм. театров в Константинополе со стороны тур. пр-ва, многие видные актёры переехали в Закавказье: П. И. Адамян, Сирануйш, Астхик, А. Рачья, М. Мнакян, М. Нвард и др. В это время на арм. сцене в Тбилиси выступали крупные актёры-реалисты: Г. А. Чмшкян, М. О. Амрикян, Г. 3. Тер-Давтяц, Вардуи, К. Арамян С. Чмшкян и др. В развитии арм. театра 80-х гг. 19 в. особенно выделяется сценич. деятельность трагика П. И. Адамяна, в творчестве к-рого ярко выразился протест против социального и нац. гнёта. Последующее развитие арм. театра кон. 19 - нач. 20 вв. связано с именами Сирануйш и О. А. Абеляна, продолжавших традиции реалистического и одновременно романтически приподнятого иск-ва П. И. Адамяна и Г. А. Чмшкяна. Появилось новое поколение актёров и режиссёров: Г. А. Петросян, О. М. Севумян, О. М. Майсурян, А. Н. Арменян, О. Г. Зарифян, И. С. Алиханян, С. А. Адамян, О. Н. Гулазян, Асмик, А. Т. Восканян, В. К. Папазян, М. Г. Манвелян, Г. К. Аветян, А. М. Вруйр, О. К. Степанян, Е. М. Дурян-Арменян и др. Характерная черта развития арм. театра этого периода - создание сети нар. театров (в Ереване, Шуше, Баку, Тбилиси и др.), где наряду с проф. актёрами выступали любители. В работе этих театров участвовали А. Г. Харазян, П. А. Араксян, О. Г. Тер-Григорян, Г. Н. Пирумян и др. Развитию арм. дореволюц. театра способствовала революционно-демократич. и марксистская критика. Ещё в нач. 60-х гг. 19 в. Микаэл Налбандян в своих статьях писал об обществ. значении арм. театра. В нач. 20 в. появились выступления в печати С. Г. Шаумяна и С. С. Спандаряна, к-рые призывали театр стать на службу народу. В годы 1-й мировой войны 1914-13 и дашнакского господства в А. (1918-20) передовые деятели культуры, стремясь сохранить реалистич. традиции арм. театра, вели борьбу против декадентства, пессимизма, мистики.

Победа Великой Окт. социалистич. революции открыла широкую перспективу для развития арм. театра. С 1918 арм. актёрские труппы организовывались в городах Сов. России, на Украине, в Ср. Азии. После установления Сов. власти в Закавказье (1920-21) были созданы арм. театры в А., Азербайджане, Грузии. В 1921 в Ереване организован Театр им. Г. Сундукяна, ставший крупнейшим драматич. театром А. (открылся в 1922 спектаклем "Пэпо" Сундукяна). Становление этого театра связано с деятельностью режиссёров Л. А. Калантара, А. С. Бурджа-ляна, А. К. Гулакяна, В. М. Аджемяна, актёров Р. Н. Нсрсссяна, В. Б. Вагаршяна, А. М. Аветисяна, А. Т. Восканян, Асмик, О. Н. Гулазян, В. К. Папазяна, Г. Д. Джанибекяна, Р. Т. Вартанян, С. О. Гарагаш, М. М. Джанана, А. М. Ха-чаняна и др. В 1920 создан Бакинский арм. гос. театр, где работали О. А. Абе-лян, Жасмен, X. О. Арутюнян, А. А. Ова-несян, Л. Г. Ерамян, Т. X. Сарян и др. В арм. театре, организованном в 1921 в Тбилиси (ныне им. С. Шаумяна), выступали И. С. Алиханян, О. М. Майсурян, А. С. Мамиконян, М. Г. и А. К. Бе-роян, А. Г. Лусинян и др. В репертуаре арм. сов. театров большое место заняли пьесы Сундукяна, Щирванзаде, Пароняна, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, М. Горького, А. П. Чехова, Софокла, У. Шекспира, Ф. Шиллера, Бомарше, Лопе де Вега, К. Гольдони, Г. Ибсена. Были поставлены пьесы сов. авторов Д. Демирчяна, В. Б. Вагаршяна,

К. А. Тренёва, Б. А. Лавренёва, Н. Ф. Погодина и др. С 30-х гг. 20 в. в репертуаре арм. театра начинает занимать ведущее место тематика, отражающая сов. действительность, становление нового человека - строителя социализма.

За годы Сов. власти создана большая сеть арм. театров: театры юного зрителя в Тбилиси (в 1929), в Ереване (в 1929), театр им. Мравяна в Ленинакане (в 1928), где работали актёры Л. Б. Зорабян и Ц. К. Америкян, Театр им. Абеляна в Кировакане (в 1931), арм. театры в Сухуми (в 1928), Батуми (в 1931), Степанакерте (в 1932), Кировабаде (в 1935) и др. В Ереване работают Азерб. театр им. Дж. Джабарлы (с 1929), Театр кукол (с 1935), Рус. драматич. театр им. К. С. Станиславского (с 1937), Ереванский арм. драматич. театр (с 1969).

Среди театр. деятелей Арм. ССР: нар. артисты СССР А. М. Аветисян, В. М. Ад-жсмян, Г. Д. Джанибекян, нар. артисты Арм. ССР Г. А. Акопян, Л. А. Алавер-дян, А. А. Аразян, А. Н. Арзуманян, А. А. и Г. С. Арутюнян, К. Т. Арцрунян, А. А. Асрян, Г. А. Ашюгян, О. А. Буниатян, В. К. Вардерссян, В. Т. Вартанян, О. Н. Гулазян, Т. О. Дилакян, Л. Б. Зорабян, Р. Н. Капланян, М. К. Костанян, Д. М. Малян, В. X. Маргуни, А. А. Мас-чян, А. А. Мкртумян, Б. П. Нерсесян, А. Б. Пащаян, Т. X. Сарьян, М. М. Симо-няи, В. X. Степанян, Г. X, и И. Г. Данзас, Ж. А. Товмасян, Г. X. Хажакян, К. М. Хачванкян, Ж. С. Элоян и др.; театр, художники М. А. Арутчян, С. М. Тарян, Г. Б. Якулов, С. А. Арутчян и др.

В процессе овладения методом социалистич. реализма, в работе над образом человека повой эпохи обогащались реалистич. традиции арм. театр. иск-ва. Оно характеризуется высокой культурой, романтич. приподнятостью, к-рые всегда отличали арм. театр.

В 1944 открыт Театр. ин-т с актёрским, режиссёрским, театроведческим ф-тами. В 1940 в Ереване создано Арм. театральное об-во.

Лит.: Гоян Г., 2000 лет армянского театра, т. 1 - 2, М., 1952; Ризаев С., Театры Советской Армении. Справочник,

Б. Б. Арутюнян.

Илл. см. на вклейке, табл. XXV.

Цирк. Первый сов. арм. цирковой коллектив создан в 1956 (в 1961 получил назв. "Ереван"). Цирк А. широко известен в СССР, гастролировал за рубежом; является заслуж. коллективом Арм. ССР. Среди артистов арм. цирка: нар. артисты Арм. ССР В. А. Арзуманян (Арзуманов), А. Акопян, засл. артисты Арм. ССР Е. Б. Аванесова, Ш. М. Геворкян, А. А. Магдесян, братья М. А. и Р. А. Акопян, Л. Г. Енгибарян (Енгибаров), С. И. Исаакян, Р. Г. Манукян, П. П. Щетинин, Н. А. Ширай и др.

XIX. Кино

Первые хроникальные съёмки на терр. А. были осуществлены в 1907. В 1911 рус. операторы-хроникёры А. Д. Дигмелов и А. И. Минервин сняли похороны главы арм. церкви в Эчмиадзине. В создании дореволюц. рус. фильмов участвовали арм. актёры А. И. Бек-Назаров, В. К. Папазян, А. С. Бурджалян и др. В 1920 оператор Лемберг снял документальный материал, посвящённый установлению Сов. власти в А. Офиц. дата возникновения арм. кино - апр. 1923, когда декретом Совнаркома А. было учреждено "Госкино" А. (ныне киностудия "Армен-фильм" им. А. И. Бек-Назарова). Первенец сов. арм. киноискусства - документальный фильм "Советская Армения" (1924).

Для становления арм. художеств. киноискусства большое значение имела деятельность реж. А. И. Бек-Назарова. Первый поставленный им художеств. фильм- экранизация повести классика арм. лит-ры А. Ширванзаде "Намус" (1925). Этот и последующие фильмы А. И. Бек-Назарова "Зарэ" (1927), "Хас-Пуш" (1928), "Дом на вулкане" (совм. с азерб. киностудией, 1929) преодолевали штампы "ориентальных" зап. фильмов, утверждали реалистич. принципы отображения социальных конфликтов и рево-люц. изменений в жизни народов Востока. Заметными явлениями в арм. "немом" кино были сатирич. кинопамфлет "Мексиканские дипломаты" (1932, реж. Л. А. Калантар и А. П. Мартиросян), комедия "Кикос" (1931, реж. П. А. Бархударян), экранизация рассказа О. Туманяна "Гикор" (1934, реж. А. П. Мартиросян), документальный фильм "Страна Наири" (1930, реж. А. И. Бек-Назаров).

Арм. киноискусство в своём становлении опиралось на реалистич. традиции нац. лит-ры и театра. К 30-м гг. сформировался нац. отряд творческих работников арм. кино. Большой вклад в развитие арм. кинематографа 20-30-х гг., наряду с А. И. Бек-Назаровым, внесли режиссёры П. А. Бархударян, А. П. Мартиросян, операторы Г. И. Бек-Назарян, Д. М. Фельдман, Н. Д. Анощенко, А. К. Кюн; сценаристы Е. А. Чубар, А. С. Бакунц, Г. П. Чахирьян, М. А. Геворкян; художники М. А. Арутчян, С. М. Тарьян, Е. Е. Лансере, М. Сургу-нов; актёры О. А. Абелян, Г. Н. Нерсесян, Асмик, О. М. Майсурян, Н. Н. Манучарян, А. М. Хачанян, А. Б. Амирбекян, А. М. Аветисян, Д. М. Малян.

Первый звуковой арм. фильм - "Пэпо" (1935, реж. А. И. Бек-Назаров, оператор Д. М. Фельдман) - экранизация одноим. пьесы Г. Сундукяна. Достоинства фильма в ярком отображении дореволюц. арм. быта, в высоком уровне актёрских работ. Фильм принёс славу арм. кинематографии.

В 30-е гг. уделялось большое внимание разработке историко-революц. темы. Наиболее значит. фильмы: "Каро" (1937, по мотивам повести А. Гайдара "Школа", реж. А. Т, Ай-Артян), "Зангезур" (1938, реж. А. И. Бек-Назаров), "Горный марш" (1939, реж. С. А. Кеворков). В эти годы созданы первые арм. мультипликац. фильмы "Пёс и кот" (1937, реж. Л. К. Атаманов) и др.

В 1940 была поставлена комедия на совр. тему-"Люди нашего колхоза" (реж. А. Т. Ай-Артян). В 1940 выпущен полнометражный документальный фильм "Страна радости" (ред. Г. А. Баласанян и Л. Г. Исаакян).

В годы Великой Отечеств. войны создано неск. короткометражных худож. фильмов, снят документальный материал на различных фронтах. Бек-Назаров поставил в 1944 историко-патриотич. эпопею "Давид-бек". В 1945 вышел один из лучших арм. документальных фильмов - "Страна родная".

В 1946-53 было выпущено 2 художеств. фильма. Начиная с 1954 произ-во фильмов резко увеличивается. Пришли новые кадры режиссёров, операторов, актёров. Фильмы стали более разнообразными по тематике и жанрам, большая часть их посвящена современности. В 1959 создана самостоятельная Ереванская студия хроникальных, документальных и научно-популярных фильмов. Среди значит. работ 50-60-х гг.- дилогия, посвящённая легендарному герою революции Камо - "Лично известен" (1958) и "Чрезвычайное поручение" (1965; реж. обоих фильмов С. А. Кеворков и Э. А. Ка-рамян). Осуществлена экранизация пьесы А. М. Ширванзаде "Из-за чести" (1956, реж. А. Т. Ай-Артян). Поставлены историч. фильм о воссоединении А. с Россией- "Северная радуга" (1961, реж. А. Т. Ай-Артян), фильмы "Рождённые жить" (1961, реж. Л. В. Вагаршян), "Тжвжик" (1961) и "Каринэ" (1967, реж. А. X. Манарян), "Здравствуй, это я!" (1966, реж. Ф. В. Довлатян), "Треугольник" (1967, реж. Г. С. Малян), "Братья Сароян" (1968, художеств. рук. Ф. В. Довлатян, реж. X. Г. Абрамян и А. П. Анрапетян), "Гранатовый цвет" (1969, реж. С. О. Параджанов) и др. Среди лучших документальных фильмов: "Здравствуй, Артём" (1964, реж. Г. Г. Мелик-Авакян), "Мартирос Сарьян" (1965, реж. Л. В. Вагаршян), "Семь песен об Армении" (1968, реж. Г. Г. Мелик-Авакян).

В 50-60-е гг. большой вклад в развитие арм. кино внесли реж. А. Т. Ай-Артян, С. А. Кеворков, Э. А. Карамян, Г. Г. Мелик-Авакян, Ф. В. Довлатян, С. О. Параджанов, Ю. А. Ерзинкян, Л. В. Вагаршян, Г. С. Малян, А. X. Манарян, Л. Г. Исаакян, Г. Р. Маркарян, М. Г. Акопян, Г. А. Саркисов, Д. Кесаян, документалисты Г. А. Баласанян, Д. X. Жамгарян, Р. В. Франгулян, А. Г. Егиазарян, операторы С. Г. Геворкян, И. С. Дилдарян, Ж. Г. Вартанян, С. В. Шахбазян, А. Г. Явурян, К. 3. Месян, С. X. Исраелян, Г. Н. Арамян, Г. А. Егиазарян, Г. М. Санамян, Н. А. Симонян, Г. X. Асланян, сценаристы Л. А. Карагезян, М. Ф. Овчинников, М. X. Чаманян, А. Н. Агабабов, А. С. Айвазян, М. А. Шатирян, художники С. А. Арутчян, С. А. Сафарян, П. Л. Бейтнер, Р. П. Бабаян, Р. О. Бабаян, С. X. Андраникян, В. Г. Подпомогов, актёры X. Б. Абрамян, А. А. Котикян, А. Каджворян, А. Б. Джигарханян, Г. О. Тонунц, В. К. Вардересян, М. М. Симонян, М. М. Мкртчян. В 1958 осн. Союз кинематографистов Арм. ССР.

Киносеть Арм. ССР в 1969 насчитывала 722 киноустановки.

Лит.; Лебедев Н., Очерки истории кино СССР, т. 1, М., 1965 (гл. Армянская кинематография); Кинематография Армении, [сб. статей], М., 1962; Ризаев С., Армянская художественная кинематография, Ер., 1963; Бек-Назаров А., Записки актёра и кинорежиссёра, М., 1965.

С. Асмикян

Илл. см. на вклейке, табл. XXV.

АРМЯНСКИЕ КОЛОНИИ, поселения армян во многих странах мира. Возникли в результате массовых переселений и выселений армян из Армении, в связи с непрерывными войнами на терр. Армении, тяжёлым экономич., нац. и религ. гнётом иноземных захватчиков. До нач. 5 в. А. к. сложились в странах Бл. Востока. В дальнейшем, в результате араб. владычества (7-9 вв.) и нашествий сельджуков (11 в.) э