БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

.. Развивается станковая и монумент. скульптура (А. М. Сарксян, С. Л. Сте-панян, А. А. Урарту). Выделяется станковая и книжная графика А. К. Коджояна, Т. А. Хачванкяна. Получила развитие театр. живопись (М. А. Арутчян, Г. Б. Якулов, М. С. Сарьян, X. А. Есаян и др.). В 40-х - 1-й пол. 50-х гг. характерно развитие сюжетной картины (сцены труда, историч. события, новый быт), пейзажа, натюрморта. В эти годы выдвинулись: живописец и график М. М. Абегян; живописцы М. А. Асламазян, О. М. Зардарян, А. В. Бекарян, Э. А. Исабекян, репатриировавшиеся из-за рубежа А. Т. Каленц и П. Н. Контураджян; среди графиков - Г. С. Ханджян (работающий также как живописец), В. Т. Айвазян; среди скульпторов - Е. С. Кочар (автор монумента "Давид Сасунский" в Ереване, 1959), Н. Б. Никогосян, Г. Г. Чубарян, Т. С. Чорекчян, С. И. Багдасарян и др. Творчество этих художников особенно ярко развернулось со 2-й пол. 50-х гг. В живописи преобладают мажорная красочность, эмоциональная насыщенность, часто декоративность. В скульптуре появляются полные движения и экспрессии монументы.

Во 2-й пол. 60-х гг. в арм. художеств. школе намечаются новые тенденции и направления. В решении совр. тем в живописи заметно стремление к большей углублённости и психологич. точности (М. К. Аветисян, Л. А. Бажбеук-Меликян, Н. Г. Котанджян, А. А. Мелконян, С. М. Мурадян и др.). Разнообразны поиски средств художеств. выразительности в творчестве молодых живописцев (М. В. Петросян, А. С. Парсамян и др.).

В скульптуре всё большее место занимают мужеств. героич. образы, к-рым присущи черты монументальности (скульпторы А. А. Арутюнян, С. М. Манасян, А. Б. Григорян, К. А. Нуриджанян и др.). Среди представителей декоративно-прикладного иск-ва выделяются керамисты А. Г. Бдеян, Р. И. Шавердян, Р. Л. Си-монян и др.

Архитекторов в А. готовит строит. ф-т политехнич. ин-та им. К. Маркса, художников- художеств.-театр. ин-т и художеств, уч-ще им. Ф. Терлемезяна.

В 1932 в Ереване основан Союз художников Арм. ССР, в 1933 - Союз архитекторов Арм. ССР. Р. Г. Дрампян.

Лит.: Измайлова Т. А., Айвазян М. А., Искусство Армении, М., 1962; Тревер К. В.. Очерки по истории культуры древней Армении, М.- Л., 1953; Якобсон А. Л., Очерк истории зодчества Армении V-XVII вв., М.- Л., 1950; Арутюнян В. М., Сафарян

С. А., Памятники армянского зодчества, М., 1951; Токарский Н. М., Архитектура Армении IV-XIV вв., Ер., 1961; Арутюнян В. М., Оганесян К. Л., Архитектура Советской Армении, Ер., 1955; Дурново Л. А., Краткая история древнеармянской живописи, Ер., 1957; Армянская миниатюра, [Альбом, вступит. ст. Л. А. Дурново], Ереван, 1967; Изобразительное искусство Армянской ССР. [Альбом, текст Е. Мартикяна, Р. Парсамяна], М., 1957; Ерлашова С., Путь жизненной правды, "Искусство", 1969, Илл. см. на вклейке к стр. 240-241, а также на вклейке, табл. XXII, XXIII, XXIV.

XVI. Музыка

Арм. монодическая музыка своими корнями уходит в глубь тысячелетий. Образование её основ происходило параллельно с формированием нац. разговорного языка. В 3 в. до н. э. оформилось качественное своеобразие арм. музыки: сложились одноголосный склад и система осн. выразит. средств, определились первоначальные ветви: крестьянская, культовая (языческая) и нар.-проф. иск-во гусанов. Вслед за принятием христианства (301) закладываются основы новой ветви - музыки христ. церкви.

Общий подъём арм. культуры в 4-7 вв. глубоко затронул и область музыки. В крест. песне расширяются жанры, тематика, ладовая основа, круг интонаций. Параллельно с народным и нар.-проф. иск-вом развивается и проф. церк. музыка. С кон. 4 в. в высших школах вводится обучение пению и песнетворче-ству. На основе широкого использования выразительных средств нар. музыки создаются псалмы, шараканы, в дальнейшем -гандзы, аветиси и др. виды духовной песни. Среди первых авторов и учителей духовной музыки были: Месроп Маштоц (4-5 вв.), Саак Партев (4-5 вв.), Иоан Мандакуни (5 в.), Комитас (6 - 7 вв.) и др. В 5 в. систематизируются гласы, в 7 в. Барсег Чон составляет первый сборник отобранных шараканов, в 8 в. Степанос Сюнеци производит вторую систематизацию гласов, в 8-9 вв. изобретаются системы нотописи - хазы.

В трудах Давида Анахта (Непобедимого), Давида Керакана, Степаноса Сюнеци и др. освещались осн. вопросы эстетики и теории музыки (учение о звуке и др.).

Последующее значит. развитие арм. музыки происходит в 10-13 вв. после освобождения народа из-под ига чужеземных завоевателей. Прогрессивные идеи жизнеутверждения и гуманизма, характерные для арм. Возрождения, отразившиеся в эпосе "Давид Сасунский", оказывают огромное влияние на развитие музыки. Появляются крупные, мелодически развитые духовные и светские вокальные пьесы лирич., созерцательного, эпич. или драматич. характера -т.н. таги, образующие проф. ветвь монодич. музыки, в к-рой прослеживается влияние гусанской музыки. Из эпохи 10-13 вв. до нас дошли крест. песни различных жанров: трудовые (в их числе оровелы - песни пахаря), любовные, песни о природе, эпич., обрядовые, бытовые, сатирич., молодёжные песнепляски и др.; выдающиеся образцы тагов крупнейшего поэта средневековья Григора Нарекаци и др. авторов; гусанские айрены. В эту же эпоху совершенствуется нотопись, завершается формирование учения о гласах и хазах - "манрусум". Поэт и музыкант Нерсес Шнорали (12 в.) окончательно формирует Шаракноц (сборник шараканов) и Патараг (литургия), в к-рых ярко выявляются параллели с нар. музыкой. Передовую муз.-эстетич. мысль эпохи представляют произведения Ованеса Имастасера (Иоанн Саркаваг, 11-12 вв.), в к-рых даётся близкое к материалистическому толкование источника художеств. творчества, и Ованеса Ерзнкаци (13 в.), где обосновывается равенство духовного и светского начал в музыке и критикуется христианско-аскетич. концепция церкви. Сохранилось огромное количество объёмистых рукописных томов, содержащих хазовые записи ср.-век. духовных произведений, а такж-е светских песен и тагов. После захвата А. в 16 в. Турцией и Ираном в нар. творчестве превалируют песни тоски и горя, развиваются жанры исто-рич. песен и песен пандухта (скитальца, ушедшего на поиски заработка), усиливаются социальные мотивы. В проф. творчестве церк. песнопения оттесняются на второй план светскими тагами (выдающийся образец -"Крунк" - о тяжёлой доле народа).

На рубеже 17-18 вв. возникает арм. ашугское иск-во, продолжающее развиваться и в дальнейшем. Среди крупных ашугов - Нагаш Овнатан, Багдасар Дпир, Саят-Нова, Ширин: (О. Карапетян), Дживани (С. Бенкоян-Левонян), Шерам (Г. Талян) и др.

В 1813-15 А. Лямонджян изобрёл и ввёл в практику новую арм. нотопись, с помощью к-рой Н. Ташчян записал 3 тома произведений ср.-век. духовной музыки. В нач. 19 в. на традициях ср.-век. городской музыки возникла городская нар. песня нового времени, в т. ч. жанр нац.-патриотич. песни.

В А. издревле известны нар. муз. инструменты: бамбир, пандир, вин, джу-так, кнар, чнар, тавих (струнные); сринг, шепор, пог, ехджерапог, галарапог, авагпог (духовые); тмбук, цыцга, кшоц (ударные) и др. Нек-рые из них исчезли, другие модифицировались. Совр. нар.-инструм. музыка включает песенные, танц. мелодии, развёрнутые эпич. и обрядовые пьесы. В ансамблевой игре, при унисонном исполнении, для отдельных инструментов принято свободное импровизирование, в результате чего, наряду с тембровой полифонией, возникают также элементы гетерофонии, широко применяется выдержанный тон. Инструменты (сольные и ансамблевые): струнные - кяманча, кямани (смычковые), саз, чонгур, уд, тар, канон (щипковые), сантур (ударный) и др.; духовые - блул, паракапзук, дудук, зурна; ударные - доол, даф (хавал), нагара и др.

Во всех формах арм. древней, ср.-век. и современной нар. музыки обнаруживается самобытное мелодич. мастерство, основанное на широком использовании различных приёмов мотивно-тематич. развития. Арм. монодия интонационно уравновешена, основана на обширной системе разнообразных диатонич. ладов и обладает богатейшей ритмикой. Глубоко эмоциональная, в целом она отличается сдержанностью чувства. Монодич. музыка явилась основой для создания многоголосной музыки нового времени, развитие к-рой началось в 19 в.

Во 2-й пол. 19 в. возникает новая композиторская школа, совершенствуется проф. муз. творчество. Создаются арм. об-ва, ведущие муз.-просветит. работу, возникают муз. проф. труппы (в т. ч. опереточные), муз. ансамбли европ. типа, выходят муз. периодич. издания. Композиторы Г. Еранян, Н. Ташчян, Г. Корганов, Т. Чухаджян и др. в своих произв. применяют европ. технику композиции. Музыка широко входит в спектакли драм. театра. В 1868 Чухаджян создаёт первую арм. оперу "Аршак II", затем неск. опер и оперетт (пост. в Константинополе и в различных городах Бл. Востока, Кавказа и Вост. Европы).

В Вост. А. в этот период в музыке решается проблема создания нац.-самобытного стиля на основе синтеза нар. мелодики с европ. композиционными средствами. Мн. арм. музыканты получают образование в школе Нерсесян (Тбилиси), Геворкянской семинарии (Эчмиадзин), муз. уч-ще при Тбилисском отделении Рус. муз. об-ва, в рус. и зарубежных консерваториях. С 80-х гг. 19 в. начинается интенсивная запись нар. песен. Появляются хоровые обработки X. М. Кара-Мурзы и М. Г. Екмаляна, обработки нар. танцев Н. Ф. Тиграняна. Организуются нар. хоры, распространяющие многоголосие. Высокохудожеств. образцы сольной и хоровой музыки на основе переработки нар. музыки создаёт Комитас (Согомон Геворкович Согомонян). Им были изучены богатейшие образцы фольклора, осмыслены его самобытные черты, осуществлена обработка нар. песен. Творчество Комитаса ознаменовало новый этап в развитии арм. музыки. Произв. А. А. Спен-диарова - две симф. сюиты "Крымские эскизы" (1903, 1912), симф. картина "Три пальмы" (1905), героич. песня "Туда, туда, на поле чести" (1914) по X. Абовяну, "К Армении" (1915) и др. закладывают основу нац. симф. и вокальносимф. музыки. В области романса выдающихся успехов добивается Р. О. Мели-кян (цикл "Осенние строки"). А. Т. Тиг-ранян создаёт оперу "Ануш" (1908-12), определившую новое стилистич. направление в арм. опере; её основой становится нар. муз. язык. Своеобразный жанр детской оперы создаёт А. М. Манукян. Выступают со своими произв. композиторы Сюни (Г. О. Мирзоян), А. С. Маилян, А. Г. Тер-Гевондян, С. В. Бархударян и др.

Арм. музыковедение досоветского периода связано гл. обр. с теоретич. осмыслением нар. и ср.-век. проф. музыки, выявлением её нац. традиций, самобытности. В этой области, помимо Комитаса, создали ценные труды В. Д. Корганов, Е. Тнтесян и др. Собиранием нар. музыки занимался музыковед, композитор и педагог С. А. Меликян.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. многие арм. исполнители выступают в России и Зап. Европе: певицы Н. О. Корганян (Н. Дариали), Е. О. Корганян (Е. Терян-Корганова), М. О. Корганян (Светаде), Н. А. Папаян, М. А. Бабаян; певцы А. С. Шахмурадян, Т. О. Налбандян; скрипачи И. Р. Налбандян, Д. Г. Давтян и др. Ряд крупных композиторов и исполнителей ведут муз. деятельность в арм. колониях. Среди них - константинопольские ученики Комитаса: Б. Каначян (хоры, опера "Абега"и др.), В. М. Срванд-зтян (песни, романсы, хоры), В. С. Саргсян (хоры, песенная опера "Ануш"), М. Т. Тумаджан (фольклорист). Среди других композиторов О. Р. Перперян, Г. Алемшах, Гоарик Газаросян и др. В числе арм. исполнителей, живущих за рубежом, скрипач В. Козикян, певцы К. Зобян, Д. Ованесян (Румыния), виолончелист и композитор Т. Алексанян, пианист Р. Петросян, певцы Ш. Азнавур, Ж. Сергоян, певица Лин Дурян (Франция), скрипач М. Парикян (Англия), певец А. Токатян, певицы Л. Амара, Л. Чугасзян (США), арфистка Ш. Милтонян (Италия) и др.

Большого развития достигло муз. иск-во А. за годы Сов. власти. Оно опирается на достижения классики и богатство нар. музыки. Ширится творческое содружество с муз. культурами братских сов. народов, осваивается опыт мировой реалистич. музыки.

К первым крупным произведениям сов. арм. музыки относятся "Эреванские этюды" (1925) и опера "Алмаст" (1928, пост. 1930) А. А. Спендиарова, вокальные циклы "Змрухты" и "Зар-вар" (оба изд. 1928) Р. О. Меликяна. Оперы создали А. Г. Тер-Гевондян ("Седа", 1923), А. С. Маилян (детские оперы-картины). В 30-х гг. творчество арм. композиторов шире охватывает совр. советскую, а также историко-революц. тематику. На арену выходит новое поколение композиторов, среди к-рых особое место занимает А. И. Хачатурян. Многие его соч. (концерты, балеты, симфонии и др.) явились крупным вкладом в развитие сов. музыки. Популярность получили произв. А.Л. Степаняна (оперы "Храбрый Назар", пост. 1935; "Сасунци Давид", 1936; "На рассвете", пост. 1938), А. Г. Тер-Гевондяна (балеты "Невеста огня", 1934; "Анаит", пост. 1940), А. С. Маиляна (опера "Са-фа", 1939), К. О. Закаряна, Л. А. Ход-жа-Эйнатова, С. А. Баласаняна и др.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в арм. музыке усиливаются гражд. и героико-трагедийные мотивы. Были созданы 1-я симфония А. Л.

Степаняна (1943), поэма "Армения" Г. Е. Егиазаряна (1942), произв. Т. Г. Тер-Мартиросяна, М. С. Мазманяна и др. А. И. Хачатурян выступает со 2-й симфонией - одним из лучших произведений сов. симф. музыки, большую популярность завоёвывает его балет "Гаянэ" (пост. 1942, Ленингр. театр оперы и балета).

В послевоен. годы, наряду с развивающимся творчеством композиторов старшего и среднего поколений, крепнет талант выступивших за годы войны молодых - А. А. Бабаджаняна, А. Г.

Арутюняна, Э. М. Мирзояна и др. Развивается вокально-симфонич. музыка. Среди множества кантат особую популярность завоёвывает "Кантата о Родине" (1948) А. Г. Арутюняна; таким же успехом пользуется его поэма "Сказание об армянском народе" (1961). А. И. Хачатурян создал балет "Спартак" (пост. 1956, Ленингр. театр оперы и балета), А. А. Бабаджанян написал "Героическую балладу" (1950). Появляются оперы "Давид-бек" (1950) А. Т. Тиграняна, "Нунэ" и "Героиня" (1950) А. Л. Степаняна, балет "Севан" (1956) Г. Е. Егиазаряна, "Симфонические танцы" (1945) и "Вечное движение" (1957) для скрипки с оркестром Э. М. Мирзояна. Продолжают развиваться жанры оперетты и муз. комедии (А. С. Айвазян, В. А. Тигранян, В. А. Котоян, С. X. Джрбашян, А. П. Долуханян). С камерно-инструм. произв. успешно выступают композиторы Э. О. Багдасарян, Э. А. Абрамян, Г. М. Сарьян, Г. М.

Чеботарян и др. В области песни ярко выступает А. М. Сатян ("Песни Араратской долины" и др.). Г. О. Чтчян создаёт цикл романсов на слова Е. Чаренца. Особенно большие успехи достигнуты в области симфонич. и камерной музыки (А. Л. Степанян, А. А. Бабаджанян, Л. А. Ходжа-Эйнатов, А. Г. Арутюнян, Д. Г. Тер-Татевосян, Э. С. Оганесян, Г. Е. Егиазарян, Э. М. Мирзоян, К. А. Орбелян и др.). Среди композиторов, успешно выступивших в послевоен. годы: А. Р. Тертерян, А. В. Аджемян, Г. М. Ахинян, Г. А. Арменян, Э. Е.Арутюнян, Г. Г. Овунц, Э. А. Аристакесян, Т. Е. Мансурян.

Среди арм. сов. музыковедов: С. А. Меликян, М. Агаян, А. А. Адамян, X. С. Кушнарёв, А. И. Шавердян, А. К. Кочарян, Г. Г. Тигранов, М. О. Мурадян, Р. А. Атаян, Г. Ш. Геодакян и др.

Высокое развитие за годы Сов. власти получило муз.-исполнительское иск-во А. Среди его представителей певицы и певцы: нар. артисты СССР А. Б. Даниелян, Г. М. Гаспарян, Т. Т. Сазандарян, П. Г. Лисициан, Н. М. Ованесян, нар. артистка РСФСР и Арм. ССР 3. А. Долуханова, нар. артисты Арм. ССР Ш. М. Талян, А. М. Айдинян, А. Е. Тер-Абрамян; дирижёры: нар. арт. Арм. ССР К. С. Сараджев, нар. артисты СССР А. Ш. Мелик-Пашаев, М. А. Тавризян, нар. артисты Арм. ССР Г. Е. Буда-гян, С. Г. Чарекян, О. А. Чекиджян; хормейстеры: нар. арт. СССР Т. Т.

Алтунян, нар. арт. Арм. ССР А. А. Тер-Ованесян; скрипачи: нар. арт. Арм. ССР А. К. Габриэлян, засл. арт. Арм. ССР Ж. Е. Тер-Меркерян; пианист Ю. С. Айрапетян; виолончелистки М. В. Абрамян, К. А. Георгиян и др.

В Ереване работают Академич. театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова (с 1933), Театр муз. комедии им. А. Па-роняна (с 1942). В составе филармонии (с 1932) - симф. оркестр, камерный оркестр, хоровая капелла, квартет им. Комитаса (с 1925), эстрадный оркестр (1938). При радио и телевидении - симф. оркестр (1966), ансамбль нар. инструментов (1926), при хоровом об-ве - хоровая капелла (1966). В А. имеются: Консерватория им. Комитаса (осн. в 1923), ср. спец. муз. школа, 5 муз. уч-щ (Ереван, Ленинакан, Кировакан, Кафан), 53 муз. школы. При Ин-те иск-в АН Арм. ССР имеются отделы музыки и нар. муз. творчества. Союз композиторов А. осн. в 1933.

Лит.: Кушнарёв X., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Атаян Р., Армянская народная песня, М., 1965; Шавердян А., Очерки по истории армянской музыки XIX - XX вв. (досоветский период), М., 1959; его же, Комитас и армянская музыкальная культура, Ер., 1956; Тигранов Г., Армянский музыкальный театр, т, 1 - 2, Ер., 1956-60; Асафьев Б., Очерки об Армении, М., 1958; Музыка Советской Армении, Сб. статей, М.. 1960; Арутюнян М., Армянская ССР, М., 1957 (серия "Музыкальная культура союзных республик"). Р. А. Атаян,

XVII. Танец. Балет

Арм. танцевальное иск-во унаследовало многовековые традиции. Сохранилось огромное количество "парйэргэр" (плясовые песни - песнепляски), "парэр" или "хагэр" (пляски); первые исполняются в сопровождении пения, вторые - игрой на муз. инструментах. Метр мелодий: 2/4, 3/8, 4/4, 6/8, 7/8, 9/8. Часто в одной и той же мелодии сочетаются разные метры. Большую роль играют припевы в одну, две и более строки - остатки древних магич. заклинаний, часть к-рых в своём развитии приобрела новое, светское содержание. Размер плясовых песен 5-13 слогов в строке. Виды арм. пес-неплясок и плясок очень многообразны по содержанию и форме. Один из самых древних видов песнеплясок - эпический "випакан", форма к-рого называется "тцандыр гйонд" (медленный, коллективный, многолюдный). Родственными эпическим были скорбно-поминальные песнепляски - "сыто парэр" (остатки культа предков), а также медленные коллективные "гйонды". Остатки былых тоте-мич. песнеплясок (коллективные, сольные и дуэтные) продолжают исполняться и ныне: "давапар" (верблюжья пляска), "арчи пар" (медвежья), "хазхаз" (гусиная), "кррынгавэн" (журавлиная), "шо-рор", "хынки тцар" (ладанное дерево) и др. Обрядовые пляски "тцисайин" были связаны с циклом годовы