БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

зия. Создаются произв. высокого гражд. пафоса. Особо выделяются сб-ки стихов "Новая дорога" (1949) Г. Г. Эмина и "Мои родные" (1951) С. Б. Капутикян. Плодотворно работали Зарьян, Сарьян, Сармен, Шираз, Сагиян, Ованесян, Ваагн Давтян, Паруйр Севак.

Совр. арм. лит-pa развивает художеств. традиции предыдущих десятилетий социалистич. строительства. Сб-ки стихов - "Раздумья на полпути" (1960) Капутикян, "Человек на ладони" (1963) П. Севака, "Две дороги" (1962) Эмина, "Перед закатом" (1964), "Песнь скал" Сагияна, "Летняя гроза"(1964) и "Песнь сына" В. Давтя-на, "Чудесный садовник" (1956) и "Молчание моря" (1964) Ованесяна, "После оттепели" (1965) М. Е. Маркарян, "Сквозь тени" (1967) Р. Н. Давояна - яркие страницы арм. поэзии. В 1959 опубл. поэма П. Севака "Несмолкающий колокол". В числе изданных романов и повестей значит. художеств. ценность представляют "Земля" (1954) и "Полководец Мхитар" С. X. Ханзадяна, "Ширак" (1954) Ахавни, "На перепутьях" (1946) А. А. Саинян, "Господин Петрос и его министры" (1958) Зарьяна, "На пороге лета" (1959) А. Степанян, "Сеятели не вернулись" Б. А. Овсепяна, "Саят-Нова" (т. 1-2, 1961-63) 3. М. Дарьяна,"Судьба армянская" (1966) С. Б. Айвазяна, "Воскан Ереванци" (1962) О. А. Гукасяна, "Наапет" Кочара, "Книга бытия" Хечумяна, "Август" Г. И. Матевосяна, "Лепестки ромашки" 3. Халапяна, "Урци маран" X. Рачяна. Выделяются рассказы Р. Г. Арамяна, А. А. Авакяна, Г. Севана, М. Д. Саркисяна, В. А. Петросяна. Современности посвящены драматич. памфлет "Умирающая флора" (1961), драма "Последние гвоздики" (1957) Г. А. Тер-Григоряна, пьесы "Под одной крышей" (1958) Боряна, "Розы и кровь" А. А. Араксманяна.

Арм. критики и литературоведы работают над теоретич. разработкой проблем социалистич. реализма, изучают взаимосвязи между лит-рами братских народов, активно участвуют в творческом развитии сов. арм. лит-ры.

Арм. советская лит-pa оказывает благотворное влияние на лит.-художеств. жизнь арм. колоний за рубежом. Прогрессивные писатели Г. Аддарян, В. Вагян (Ливан), А. Андреасян, К. Ситал (США), Ш. Шахнур (Франция), Дев (Иран) и др. поддерживают тесные связи с Сов. А. С. Б. Агагабян.

Лит.: Армянские беллетристы. Сб. под ред. Ю. Веселовского и М. Берберяна, т. 1 - 2, М., 1893 - 94; Современные армянские поэты, М., 1903; Современная армянская литература, М., 1906; Армянская муза. Сб. под ред. Ю. Веселовского и Г. Халатянца, М., 1907; Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней, под ред. и с предисл. В. Брюсова, М., 1916; Сборник армянской литературы, под ред. М. Горького, П., 1916; Армянские сказки, пер. и примеч. Я. Хачат-рянца, М., 1933; Антология армянской поэзии, под ред. С. С. Арутюняна и В. Я. Кирпотина, М., 1940; Армянская поэзия в переводах В. Брюсова, Ер., 1956; Антология армянской советской литературы, Ер., 1957; Назарянц С., Обозрение истории гай-канской письменности в новейшие времена, Каз., 1846; Абегян М., История древне-армянской литературы, т. 1, Ер., 1948; Орбели И., Армянский героический эпос, Ер., 1956; Шаумян С., Избр. произв., т. 1 - 2, М., 1957 - 58; Спандарян С., Статьи, письма, документы, М., 1958; Ганаланян О., Очерки армянской литературы XIX-XX вв., Ер., 1957; История армянской советской литературы, М., 1966; Бабаян А. С., Армянские литературные связи (1920 - 1960). Материалы к библиографии, Ер., 1960.

XV. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура. Древнейшие поселения на терр. А. восходят к энеолиту (Аджи-Халил, Шенгавит). Высокой строит. культурой характеризуются сооружения гос-ва Урарту (9-6 вв. до н. э.). От периода эллинизма сохранились остатки городов Арташата, Тигранакерта, крепость Гарни с остатками языческого храма типа греко-рим. периптера (1 в. н. э.). Нар. жилище - глхатун (прямоугольное в плане, со ступенчатым деревянным куполом), прототип к-рого описан ещё Ксенофонтом (4 в. до н. э.), традиционно сохранялось до 20 в.

В связи с развитием феод. отношений (3-4 вв.) и принятием христианства (301) сооружаются замки-крепости, патриаршие и княжеские дворцы (в Двине, Звартноце, Аруче); возводятся храмы, имеющие общие черты с храмами Сирии и М. Азии, но в основном представляющие самостоят. архит. школу. Строятся церкви: однонефные зальные (Ширванджух, 5 в.) и трёхнефные базиликальные (Касах, 4 в.; Ерерук, 5 в.). Разрабатываются многообразные типы центрич. купольных храмов: квадратные в плане (в Вохджаберде, 5 в.); четырёх-апсидные (в Црвизе, Арзни, 5-6 вв.); прямоугольные в плане, с выступающими 4 апсидами и с 4 подкупольными пилонами (собор в Эчмиадзине) или без пилонов (Мастара); прямоугольные, с вписанным внутрь крестом (Аван, 591-602; Рипсиме), восьмиапсидные (Зоравар, 7 в.) и др. В сер. 7 в. возводится трёхъярусный круглый храм в Звартноце. Сочетание центрич. и базиликальной композиций привело к созданию купольных базилик (Текор, кон. 5 в.; Одзун, сер. 6 в.) и уникальных "купольных залов", в к-рых пилоны, поддерживающие купол, примыкают к продольным стенам, благодаря чему достигается нерасчленённость внутр. пространства (Птгни, 7 в.; Аруч, 7 в.). Сооружения 5-7 вв. характеризуются чёткой, компактной композицией, уравновешенностью форм и гармоничностью пропорций, лаконизмом декора, красотой кладки чисто отёсанного камня (туф, базальт).

Прерванное в кон. 7 в. араб. завоеванием монумент. стр-во переживает новый подъём с кон. 9 в., после освобождения страны от владычества Араб. халифата. Частично сохраняются прежние планы и композиции, но пропорции становятся более стройными, обогащается декор (изящная резьба по камню, аркатуры). Совершенствуются арочно-сводчатые конструкции. Ведётся обширное гражд. и культовое стр-во в городах страны: в Ани (столица с 961) сооружаются мощные оборонит. стены, дворцы, кафедральный собор (989-1001) и церковь Гагикашен (1001-10; оба - зодчий Трдат); на о. Ахтамар возводятся дворец и церковь Святого креста (915-921, зодчий Мануэл), уникальная по богатству декора (многочисл. сюжетные рельефы, орнаментальная резьба и др.). Стратегич. пути прикрываются мощными крепостями (Анберд, Тигнис); формируются крупные монастырские комплексы (Татев, Санаин, Ахпат, Хцконк). В 12-14 вв. ведущей становится гражд. архитектура. Разрабатываются новые типы сооружений - гостиницы, трапезные, книгохранилища, караван-сараи (Селимский вблизи с. Ахкенд, в Зоре и др.). Строятся мосты (близ Санаина, конец 12 в.). Возводятся гавиты (притворы) - полукультовые сооружения, в монумент. формах воспроизводящие композицию нар. жилого дома (в Санаине, Ахпате, Хоракерте и др.). Церк. зодчество замыкается в нескольких канонич. типах. Создаётся ряд новых кам. конструкций, в т. ч. перекрытие на перекрещивающихся арках. Значит. интерес представляет высеченный в скале монастырь Айриванк (Гегард, 12-13 вв.). Большое стр-во в 11-14 вв. ведётся в Киликийском арм. гос-ве (1080-1375), где строятся крепости, порты, дворцы, храмы, школы.

Монг.-тат. нашествие привело к упадку экономики, и с сер. 14 в. в А. почти прекращается монумент. стр-во. Кратковрем. оживление наблюдается лишь в 17 в. (монастырские комплексы: Мугни, Хор-Вирап, Татеви-Мец-Анапат и др.).

После присоединения к России (1828), особенно в кон. 19 - нач. 20 вв., в городах сооружаются 2-3-этажные дома, многоквартирные или многокомнатные, часто галерейного типа. В нач. 20 в. появляются нек-рые элементы благоустройства, строятся здания обществ. назначения. Архитектура Сов. А. формировалась под воздействием социалистич. преобразований в стране на основе творческого использования традиций нац. зодчества, с учётом природных и новых бытовых условий. За годы Сов. власти фактически заново построена столица А.- Ереван. Реконструкция Еревана по ген. плану 1924 (арх. А. И. Таманян; один из ранних опытов социалистич. преобразования города) предусматривала функциональное зонирование территории, создание ансамблей крупных обществ. зданий (площадь Ленина, вузовский городок, комплекс культ.-просвет. зданий). Многоэтажные дома с квартирами сквозного проветривания и верандами, необходимыми в климатич. условиях А., строились в Ереване, Ленинакане, Алаверди и др. городах (арх. А. А. Агаронян, Б. С. Ара-зян, Н. Г. Буниатян, М. В. Григорян, О. С. Маркарян, С. А. Сафарян). В 30-х гг. арх. К. С. Алабян, Г. Б. Ко-чар, М. Д. Мазманян и др. осуществили идею комплексной застройки жилых кварталов, вели поиски оригинальных объёмно-планировочных композиций юж. жилища. Большую роль сыграло творчество А. И. Таманяна: стремление сочетать современные и традиционные архит. формы (1-я Ереванская ГЭС, 1923-26; Дом правительства, 1926-41; Театр оперы и балета, 1926-53) определило стилевую направленность арм. архитектуры до сер. 50-х гг. (здания на площади Ленина, арх. М. В. Григорян, Э. А. Са-рапян, С. А. Сафарян и др., крытый рынок, арх. Г. Г. Агабабян, инж. А. А. Аракелян, ж.-д. вокзал, арх. Э. А. Ти-гранян, винные подвалы треста "Арарат", арх. Р. С. Исраелян, - в Ереване; площадь Кирова в Кировакане, арх. О. С. Маркарян и 3. Т. Бахшинян). Применение местного камня различных оттенков (розовые, белые, кремовые туфы) придаёт своеобразный колорит городам и посёлкам А. Во 2-й пол. 50-х гг. и в 60-х гг., наряду со стр-вом из естеств. камня, получают развитие полносборное стр-во и применение типовых проектов. Творч. поиски архитекторов направлены на создание новых архит. форм и средств архитектурно-художеств. выразительности на основе совр. прогрессивных конструкций, новых строит. и отделочных материалов (Театр им. Г. Сундукяна, арх. Р.Б. Алавердян, инж. Р. А. Бадалян и др., спортивный зал "Динамо", арх. К. А. Акопян, Н. Г. Алавердян,- в Ереване; Ин-т радиофизики в Аштараке, арх. С. А. Гурзадян, М. М. Манвелян: здание симпозиумов в Бюракане, арх. С. А. Гурзадян). Всё шире используются скульптура, кам. мозаика. Большое внимание уделяется градостроительству: разработан ген. план Еревана (1969, арх. М. Д. Мазманян, Э. А. Папян и др.), ведётся реконструкция центров городов (ул. Абовяна в Ереване, арх. Ф. Г. Дарбинян и др.; ул. Арагаци в Ленинакане, арх. Г. Н. Мушегян). В комплексной застройке живописно компонуются здания различной этажности в сочетании с архитектурой малых форм, водоёмами, озеленением. Строятся жилые дома повышенной этажности (в Ереване, арх. Д. П. Торосян, Л. М. Геворкян и др.; в Кировакане, арх. В. А. Белубекян, Г. М. Карапетян, инж. В. В. Папян и др.). Создаются мемориальные сооружения-памятники: героям Са.рдарапатского сражения 1918 (арх. Р. С. Исраелян, скульпторы А. А. Арутюнян, С. М. Манасян, А. А. Шагинян) в Октемберянском районе; жертвам геноцида армян 1915 (арх. А. А. Тарханян, С. Г. Калашян, скульптор О. Хачатрян), установлению Сов. власти в А. (арх. С. А. Гурзадян и Д. П. Торосян) - оба в Ереване.

Архитектура пром. и гидротехнич. сооружений 40-60-х гг. представлена зданиями ГЭС (Гюмушская, Ереванская- арх. Т. А. Марутян, инж. А. Г. Саркисян и др.) и крупных заводов (химич. волокна в Кировакане, арх. К. И. Худабашян и др.; Армэлектрозавод, арх. А. А. Погосян, О. А. Дохикян и др., и з-д химич. реактивов, арх. К. М. Ананян и др.,- в Ереване). Построены мосты через р. Раздан в Ереване (инж. В. В. Пинаджян, Н. А. Славинский, арх.Г. Г. Агабабян) и через р. Касах в Аштараке (инж. С. П. Овнанян), акведук в Ереване.

С. X. Мнацаканян, Л. М. Бабаян.

Изобразительное искусство. На терр. А. найдены: наскальные изображения 6-го тыс. до н. э., энеолитич. чернолощёная керамика с резным геометрич. узором; художеств. изделия из металла (сосуды, украшения и др.), красноглиняная керамика с чёрной геометрич. росписью - 2-го тыс. до н. э. Обнаружены "вишапы" - огромные кам. рыбы. Остатки стенных росписей, многочисл. керамич. и бронз. изделия, ювелирные украшения открыты в урартских крепостях (Эребуни, Тейшебаини). От эпохи эллинизма сохранились серебряные чеканные чаши и ритоны, фрагменты скульптуры, мозаики (мозаичный пол бани в Гарни, 2-3 вв.), мелкие терракотовые изделия. После принятия христианства новое идейное содержание, воспринятое из центров христ. Востока, получило своеобразное творческое претворение в иск-ве А. Ср.-век. христ. храмы украшались мозаиками (найдены в осыпях; кроме того, открыты мозаики, выполненные арм. мастерами в Иерусалиме) и росписями: в церкви в Лмбате (7 в.), в Татеве (10 в., часть сцены "страшного суда", по композиции близкой к зап.-европ. памятникам), росписи графич, характера в храме Ахтамара (10 в.), росписи в Ахтале (12 в.), росписи 13 в. в церквах Тиграна Оненца и Бахтагеки в Ани и 14 в. в Ахпате.

Ранняя ср.-век. скульптура представлена стелами 4-5 вв. (с резными изображениями богоматери, Григора Просветителя и др.), скромным декором церквей 5 в. С кон. 6-7 вв. резной декор становится богаче (капители храма Звартноца), появляются сюжетные фигурные рельефы (в Мрене, Лтгни), горельефные изображения ктиторов (Сисиан), часто с моделью храма в руках (с 10 в.; в Ахпате, Санаине, Ахтамаре). Уникальны рельефы храма Ахтамара (фриз "Сбор винограда", фигуры людей, зверей, птиц, библейские сюжеты и др.). В церкви Гагикашен в Ани на фасаде стояла 2-метровая статуя Гагика I с моделью церкви (нач. 11 в., не сохранилась). Наряден скульптурный декор церкви Тиграна Оненца в Ани, церквей в Нор-Гетике, Нораванке (все- 13 -14 вв.). С 9 в. появляются хачкары (стелы с резным изображением креста в орнамент. обрамлении), вначале монументальные и строгие по композиции, позднее - покрытые изощрённо тонкой, словно кружевной, резьбой.

Ведущим видом изобразит. иск-ва ср.-век. А. была книжная миниатюра (самые ранние сохранившиеся образцы - 6 - 7 вв.). При разнообразии стилей и особенностей различных местных школ арм. миниатюру в целом отличают богатое декоративно-орнамент. убранство, цветовая насыщенность, ясность композиционных построений. С 9-10 вв. в ней прослеживаются 2 направления: для первого, обусловленного заказами феод. знати, характерны парадность, живописность, развитой орнамент, обилие золота (евангелия: царицы Млке, 862; Эчмиадзинское, 989; Мугни, 11 в.); для второго, связанного с демократич. слоями,- графичность, лаконизм, близость к нар. иск-ву, выразительность лиц и движений (евангелия 986, 1018 и 1038). Особенно многообразна миниатюра в 13-14 вв., когда развивается ряд локальных школ. Наиболее значительна киликийская школа, известная с 12 в. и пережившая расцвет во 2-й пол. 13 в., особенно в творчестве выдающегося художника Тороса Рослина. Его миниатюры отличаются многообразием сюжетов, психологич. выразительностью персонажей, мастерством композиции групповых сцен, лёгким и точным рисунком, виртуозно разработанным орнаментом. Высокого расцвета достигла миниатюра и в Вост. А. (замечательно по эмоциональности образов и живописности Евангелие Таргманчац, 1232, худ. Григор). Рукописи васпураканской школы, в которой преобладали линейно-графич. изображения (14 в., худ. Рстакес, Дзерун и др.), представляют демократич. линию. В 14 в. выделяются худ. Момик, Торос Таронаци,

Авак (работали в монастыре Гладзоре), в 14-15 вв.- худ. Григор Татеваци, Григор (работали в Татевском монастыре). Последним крупным миниатюристом был Акоп Джугаеци (кон. 16 - нач. 17 вв.), произв. к-рого как бы предвещали начало нового, светского пути развития арм. иск-ва.

Ср.-век. прикладное иск-во А. представлено разнообразной керамикой (осн. центры произ-ва в 12-13 вв.- гг. Ани и Двин), неполивной с рельефным и углублённым орнаментом, поливной с гравировкой и росписью, фаянсовыми сосудами с росписью. Известны вышивки (древнейшая - 14 в.), художеств. изделия из металла (оклад Евангелия киликийской работы, 1255, в Матенадаране, Ереван; чеканные серебряные позолоченные складни, 1293, 1300 и 1687, первый- в Эрмитаже, Ленинград, два др.- в музее Эчмиадзина), резьба по дереву (дверь из Муша, 1134, двери из церкви Аракелоц на оз. Севан, 1486,- всё в Историч. музее, Ереван).

В 18 в. в работах художников семьи Овнатанян для Эчмиадзинского собора всё отчётливее проявляются черты реализма; родоначальнику этой семьи Нагашу Овнатану принадлежали первые росписи Эчмиадзинского собора (сохранились три сюжетных фрагмента); среди последующих росписей выделяются произв. его сына Арутюна, а также изображения деятелей арм. церкви, выполненные его внуком Овнатаном.

После присоединения Вост. А. к России с усилением связей с рус. и зап. художеств. культурой развивается светское изобразит. иск-во А., первоначально гл. обр. живопись. В 30-70-е гг. 19 в. развит преим. портрет (произведения самобытного художника Акопа Овнатаняна и воспитанника академич. школы С. А. Нер-сесяна). В Феодосии работает знаменитый маринист - армянин по национальности И. К. Айвазовский.

Колон. политика рус. царизма лишала арм. художников условий для творческой деятельности у себя на родине; они работали в Тбилиси, а также в Москве, Петербурге и за рубежом, испытывая различные художеств. воздействия. Свои произв. они посвящали жизни арм. народа, природе А. В 1880-90-х гг. реалистич. бытовые картины пишет А. И. Шамши-нян, к историч. и историко-бытовым темам обращается В. Я. Суреньянц, выступающий также как иллюстратор и театр. художник. Развивается пейзаж, родоначальником к-рого был Г. 3. Башинджагян. В кон. 19 и в 1-е десятилетие 20 вв. в русле реалистич. демократич. направления создаются сюжетные картины (Е. М. Татевосян), портреты (С. М. Агаджацян), пейзажи (Ф. П. Терлемезян, Е. М. Татевосян). Появляются арм. скульпторы (работавшие преим. в Париже): А. М. Тер-Марукян - автор первого памятника в А.- статуи X. Абовяна (1913, установлена в 1933, ныне во дворе Дома-музея Абовяна, Ереван); А. М. Гюрджян - создатель галереи мастерски исполненных портретов. В 1-м десятилетии 20 в. в Москве выступает арм. живописец М. С. Сарьян, творчество к-рого ознаменовано поисками новых средств художественной выразительности (обобщённость рисунка, интенсивность колорита, строящегося на ярких, декоративных цветовых сочетаниях).

После 1920 многие арм. художники переехали в А. В формировании арм. сов. художеств. школы в 1920-30-е гг. большую роль играли творчество М. С. Сарьяна (его пейзажи, натюрморты, острые по характеристике портреты), реалистич. портреты С. М. Агаджанянт. В живописи, занимающей и до наст. времени ведущее положение в арм. иск-ве, особенно развит пейзаж (Е. М. Татевосян, С. А. Аракелян, Г. М. Гюрджян, Ф. П. Терлемезян). Тематич. картины создают С. А. Аракелян, А. К. Коджоян, Е. М. Татевосян, А. А. Бажбеук-Меликян (последние два работали в Тбилиси)