БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

арян, Е. Ф. Павлов, Ю. А. Магакян). Исследования в области микробиологии были начаты под рук. П. Б. Калантаряна и развивались его учениками. Продолжаются изыскания по почвенной микробиологии, созданию удобрений, бактериальных инсектицидов, получению физиологически активных веществ, нужных для растениеводства (М. X. Чайлахян, Э. Г. Африкян, А. П. Петросян, А. К. Паносян, Л. А. Ер-зикян, П. Г. Саруханян, Р. М. Галачян и др.).

В Ин-те агрохимич. проблем и гидропоники под рук. акад. АН Арм. ССР Г. С. Давтяна ведутся исследования, связанные с сохранением и увеличением плодородия почвы и выращиванием растений в беспочвенной среде (гидропоника). Институт развивает основы промышленного растениеводства.

Гидробиологи (А. Г. Маркосян, Т. М. Мешкова, М. Г. Дадикян) изучили биологию Севана, на основании чего решаются вопросы, связанные с сохранением рыбных запасов озера путём искусственного рыборазведения.

Молекулярная генетика разрабатывается в Ин-те экспериментальной биологии АН Арм. ССР (под рук. С. А. Чшма-ритяна). Успешно изучаются генетич. взаимодействия микроорганизмов и фагов, белковые макромолекулы, свойства ДНК, вопросы иммунитета, а также вирусных заболеваний.

Ин-т физиологии им. акад. Л. А. Орбели АН Арм. ССР - головной ин-т СССР по проблеме физиологии вегетативной нервной системы (акад. АН Арм. ССР С. А. Бакунц, В. В. Фанарджян, О. Г. Баклаваджян). Помимо изучения центральных и периферич. механизмов деятельности автономной нервной системы, в нём проводятся исследования по выяснению структурной и функциональной организации мозжечка, изучению закономерностей компенсации функций после органич. повреждений центральной нервной системы, выявлению путей повышения продуктивности с.-х. животных и птиц. Разработаны методики гистохи-мич. изучения нервных клеток и сосудов мозга. Изучаются вопросы физиологии продуктивности сельскохозяйственных животных (акад. АН Арм. ССР С. К. Карапетян).

В 1961 создан Ин-т биохимии АН Арм. ССР, осн. проблемой к-poro является биохимия мозга (руководитель акад. АН Арм. ССР Г.Х. Бунатян), являющийся крупнейшим центром по нейрохимии в СССР. Здесь получены результаты, открывающие новые направления в функциональной биохимии мозга. Из определённых частей мозга выделены новые гормоны (пептиды), оказывающие сильное расширяющее воздействие на сосуды сердца, изучены изменения биохимии мозга в процессе его развития и старения организма. Получены новые результаты по мембранной проницаемости и становлению ферментативного аппарата при эмбриональном развитии.

Биохимич. исследования проводятся также на кафедре биохимии Ереванского мед. ин-та (чл.-корр. АН Арм. ССР В. Г. Мхитарян) и на кафедре биохимии Ереванского Зоовет. института (проф. Г. В. Камалян).

В 60-х гг. создана развитая сеть отраслевых науч. учреждений посельскому хозяйству: ин-ты земледелия, животноводства, виноградарства, виноделия и плодоводства, защиты растений, почвоведения, механизации с. х-ва и др. В этих ин-тах и с.-х. вузах важные науч. работы выполнены почётным акад. ВАСХНИЛа А. 3. Тамамшевым, чл.-корр. ВАСХНИЛа С. А. Погосяном, проф. А. А. Рухкяном, Е. С. Казаряном, 3. X. Диланяном, А. А. Ананяном, акад. АН Арм. ССР С. К. Карапетяном, акад. АН Арм. ССР Г. X. Агаджаняном, проф. А. А. Матевосяном, Л. М. Джан-.ноладяном и др.

Ряд проблем медицинской науки разрабатывается сотрудниками ин-тов, а также кафедр Ереванского мед. ин-та. Популярностью пользуются книга "Рентгенодиагностика" (1951) чл.-корр. АМН Арм. ССР В. А. Фанарджяна, атлас "Врожденные пороки сердца" (1957) проф. А. Д. Джагаряна и др. Крупным успехом мед. мысли явились исследования условий возникновения и разработка практич. мероприятий по ликвидации болезней, распространённых в А. в дореволюц. время. Большое место заняли работы по выявлению курортных ресурсов и использованию минеральных вод А. (акад. АМН СССР Л. А. Оганесян, проф. А. А. Мелик-Адамян, А. А. Ако-пян, Т. С. Мнацаканян, С. А. Мирзоян, Г. И. Агаджанян).

Мировое признание получил 5-томный труд Л. А. Оганесяна "История медицины в Армении" (1946-47).

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Общественная мысль А. с древнейших времён до нач. 20 в. Истоки арм. обществ. мысли уходят в глубокую древность. Наиболее ранние сочинения по историографии А. относятся к эпохе Тиграна II (1 в. до н. э.). Они опирались на устное нар. творчество, урартские клинописные надписи, нек-рые сочинения др.-греч., рим. и сирийских историков. В это же время в А. появляются первые труды, содержащие филос. идеи. По свидетельству Плутарха (Красе, 33; рус. пер. "Избр. биографии", М.-Л., 1941) царь Армении Артавазд II (правил в 56-34 до н. э.) сочинял трагедии и речи в духе стоицизма. В 1-й пол. 5 в. значит. успехов достигает арм. историография, развивающаяся с момента создания собственного арм. алфавита. Первыми представителями арм. феод. историографии были Агатангехос (Агафангел), Корюн, Павстос Бузанд. Их сочинения проникнуты церк. идеологией. Младшими их современниками явились воспитанные в эллинистич. духе Егише, Лазар Парбеци. Основополагающим явился труд Мовсеса Хоренаци (кон. 5 - нач. 6 вв.) "История Армении", оказавший большое влияние на арм. историков в ср. века.

Начиная с 5 в. в А. складывается филос. мысль эпохи раннего феодализма. Деятельность ряда мыслителей этого времени направлена на упрочение феод.-христ. идеологии, на защиту монофиситства (см. Монофиситы), против зороастризма. Езник Кохбаци (нач. 5 в.) противопоставлял монотеизм дуалистичному зороастризму, пытался разрешить вопросы о добре и зле, свободе воли. Значит. представителями этого направления были также Егише, Иоанн Майраванеци, Давид Харкаци. Другое течение в арм. философии этого времени характеризовалось приверженностью к др.-арм. позднеэллинистич. культуре. Наиболее крупный его представитель Давид Анахт (Непобедимый) примкнул в трактовке проблем бытия к неоплатонизму, а в рассмотрении вопросов познания выступал против скептицизма.

Естественнонауч. воззрения выразил Анания Ширакаци (сер. 7 в.). Считая бога первопричиной сущего, он вместе с тем приблизился к пониманию природы как единого, материального бытия, противоречивого внутри себя.

В обстановке обострения классовой и нац.-освободит. борьбы в связи с араб. завоеванием появляется идеология павликианства, направленная против церк. и светской иерархии, социального неравенства. Элементы прогрессивной идеологии были присущи представителям антифеод. и антиклерикального движения тондракийцев. Сущность тондракийской оппозиц. идеологии заключалась в борьбе против несправедливости в обществе, за социальное и имуществ. равенство. Созвучным идеям тондракийцев было творчество поэта-мыслителя Фрика (13 в.), отрицавшего мудрость, справедливость и благость бога, обличавшего религ. нетерпимость и фанатизм, выступавшего против чужеземного притеснения. В 10- 12 вв. с прогрессивных позиций выступили Григор Нарекаци, выразивший протест против церк. иерархии; Григор Магистр, отстаивавший самостоятельность философии по отношению к религии; Ованес Имастасер (Иоанн Саркаваг), утверждавший материальность мира и рассматривавший мышление человека как способность, направленную к познанию всего сущего, а содержание мышления - как результат воздействия внешнего мира на человека. К этому же направлению относится и естественнонаучное, в основном материалистич. мировоззрение учёного-врача Мхитара Гераци. В 12 - нач. 13 вв. традиции этого направления развивали Мхитар Гош и мыслители татевской школы (см. Татев) философы-номиналисты Ованес Ворот-неци и его ученик Григор Татеваци.

Со 2-й пол. 9 в., в связи с успехами централизаторской политики анийских Багратидов, усиливается тенденция создания трудов, посвящённых истории древней и раннефеод. А. (Ованес Драсханакертци, Товма Арцруни и др.). Истории тондракийцев, борьбе с сельджуками и Византией посвятил свои соч. историк 11 в. Аристакес Ластивертци. Период монг.-тат. владычества освещается в трудах историков 13-14 вв. Вардана Ара-велци, Киракоса Гандзакеци, Степаноса Орбеляна, Григора Акнерци и др. В общем для историографии А. 9-15 вв. характерными чертами являются описа-тельность, идея провиденциализма, но в то же время и элементы критич. отношения к источникам и работам предшественников.

Период развитого феодализма оставил памятники экономич. и юридич. мысли А. Крупным памятником феод. права А. является судебник Мхитара Гоша, составленный в 1184 (см. Мхитара Гоша судебник). Вопросы гос-ва и права нашли освещение также в "Книге вопрошений" и в "Книге проповедей" Григора Татеваци. Письменные источники арм. права - записи каионич. церк. права и арм. судебники. При католикосе Иоанне Философе Одзнеци (8 в.) был составлен первый арм. кодекс "Книга армянских канонов". Судебник Давида, сына Алавика, составленный ок. ИЗО,- первый арм. кодекс, содержащий как церковные, так и светские законы. В Киликийском арм. царстве Нерсес Ламбронаци (12 в.) перевёл на арм. язык моисеевы законы, византийские Эклогу и военный закон. В 1265 был составлен судебник Сумбата Спарапета (Гундстабля) (см. Сумбата законы).

Иноземное иго вызвало упадок арм. культуры в 15-16 вв., что проявилось, в частности, в работах Аракела Сюнеци, пронизанных церковно-богословскими идеями. В 17-18 вв. философия феод. слоев общества представлена работами Симеона Джугаеци и Степаноса Лехаци; последним крупным представителем этого направления был Симеон Ереванци. Он занимался также экономич. проблемами. В книге "Джамбр" он дал описание земельных отношений того времени, состояния с. х-ва, ремесла, торговли.

С 17 в. начинается формирование новых филос. и экономич. воззрений. Во 2-й пол. 18 в. в арм. колонии в инд. городе Мадрасе выступает группа арм. просветителей - Шаамир Шаамирян, Иосиф Эмин, Мовсес Баграмян, отстаивавших принципы "естественного права". Деспотизм рассматривался ими как варварство, а деспот или тиран уподоблялся животному. В проекте конституции, разработанном Шаамиряном, провозглашались нар. суверенитет, всеобщие выборы, личная свобода, свобода слова и неприкосновенность частной собственности; упразднялось сословное деление общества. Они утверждали необходимость свободного развития пром. и торг. деятельности, не стесняемой гос-вом. Однако столкновение с клерикально-княжеской властью закончилось поражением просветителей.

В 17 в. наблюдается новый подъём арм. историографии. Историки Григор Дара-нагеци, Аракел Даврижеци, Закария Канакерци и др. привлекают обширный круг новых источников.

Для конца 17 - нач. 18 вв. характерна усилившаяся дифференциация обществ. наук (философия, политич. экономия, история, право).

В области экономич. мысли значит. место занимают работы выходцев из рядов католич. арм. конгрегации мхитаристов, основанной в нач. 18 в. в Венеции. Это были прогрессивные мыслители, занимавшиеся теоретич. проблемами политич. экономии и их практич. применением (Г. Тертерян, Т. Тнкрян).

В историографии А. в 18 - нач. 19 вв. отображается нац.-освободит. борьба арм. народа против тур. и иран. ига, ставится вопрос об освободит. миссии России. В 1784-86 издаётся 3-томная "История Армении" основоположника новой арм. историографии Микаела Чамчяна. В сер. 19 в. особое место занимали труды идеолога бурж. просветительства из Зап. А. Никогоса Зораяна, к-рый, основываясь на учении классич. школы бурж. политэкономии, пытался объяснить причины возникновения товарного производства и денег.

Дальнейшее развитие обществ. мысли в А. связано с новым этапом её истории - присоединением Вост. А. к России (1828). Происходившие на основе развития бурж. отношений процесс образования арм. нации и рост нац. самосознания нашли выражение в творчестве просветителя-демократа, основоположника новой арм. лит-ры Хачатура Абовяна. Абовян признавал возможность познания природы, важное значение практики в процессе познания. Он был (наряду с Месропом Тагкядяном и Микаелом Налбандяном) одним из основателей демократич. арм. историографии. Он деятельно выступал за развитие арм. экономики, за использование науч. и технич. достижений своего времени.

Во 2-й пол. 19 в. возникают бурж.-либеральное и революц.-демократич. направления арм. филос. и обществ.-политич. мысли. Родоначальником арм. либерализма был Степанос Назарян. Сторонник эволюционизма, он выступал против революц.-демократич. направления; вместе с тем он выступал и против реакц. клерикального лагеря, представленного в А. Габриелем Айвазовским, Мсером Мсеряном, Ованесом Чамурчяном и др. Линию Назаряна продолжал Григор Арцруни - основатель газ. "Мшак" ("Труженик"), придерживавшийся философии позитивизма. Арцруни стремился доказать преимущества капиталистич. строя перед феодальным. Находясь под влиянием вульгарной политэкономии, он утверждал, что в создании обществ. богатства участвуют на равных правах все члены бурж. общества.

Вождём революц.-демократич. направления был Микаел Налбандян, считавший неизбежной крест. революцию для уничтожения крепостничества. Разделяя взгляды рус. революц. демократов (Герцена, Чернышевского), он полагал, что переход к социализму произойдёт через крест. общину и общинное землевладение. В этом проявился утопизм его стремлений. В философии Налбандян был материалистом, последователем Л. Фейербаха; под влиянием рус. революц. демократов он оценил значение диалектики Гегеля, критикуя, однако, его идеализм. Заметный след оставил Налбандян и в развитии экономич. мысли, считая политич. экономию важнейшей обществ. наукой, определяющей в значит. мере науч. подход к анализу обществ. развития. Цель политэкономии он видел в способствова-нии улучшению положения простого народа. Творчество Налбандяна - вершина домарксистской филос. и революц. мысли в А. Последователями его являлись Мовсес Будагян, Арутюн Свачян и др.

В кон. 19 - нач. 20 вв. выдвигаются крупные историки-арменоведы: Матадия Орманян, Саркис Егиазарян, Никогаёс Адонц, оставившие труды по истории древней и ср.-век. А., к-рые не утратили своего значения до сих пор.

К числу представителей бурж.-демократич. направления в политич. экономии этого времени относился Аветик Арас-ханян - редактор журн. "Мурч" ("Молот"). Он первым взялся за перевод на арм. яз. "Капитала" К. Маркса, но не закончил его. В ряде статей журнала (в кон. 19 - нач. 20 вв.) освещались отд. положения марксистской политэкономии, хотя зачастую они подвергались искажению. Представителями либерально-бурж. направления были М. А. Бунатян, к-рый подошёл к пониманию нек-рых положений Маркса и подверг критике мн. положения классич. и вульгарной бурж. политэкономии, и В. Ф. Тотомянц, посвятивший свои исследования нек-рым теоретич. вопросам политэкономии и теории кооперативного движения.

В 19 в. в Константинополе появляется ряд филос. трудов зап.-арм. мыслителей - Н. Зораяна, Галуста Костандяна в Антона Гарагашяна, направленных в основном на защиту материалистич. мировоззрения.

С кон. 19 в. в А. распространяется марксизм. На арм. яз. переводятся нек-рые произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Активными пропагандистами марксизма были С. Г. Шаумян, С. С. Спандарян, А. Ф. Мясникян (Мясников), Б. М. Кнунянц, С. И. Касьян и др. С позиции материалистич. понимания истории С. Г. Шаумян исследовал структуру общества, проанализировав понятия "базис" и "надстройка". Рассматривая классовую борьбу как движущую силу антагонис-тич. общества, Шаумян показал эксплуататорскую сущность бурж. гос-ва, необходимость и неизбежность социальной революции, он разоблачил лжемарксист-скую позицию т. н. спецификов, выдвигавших требование культурно-нац. автономии; Шаумян много сделал для разработки марксистско-ленинской теории нац. вопроса. В. А. Дилоян, В. К. Чалоян, А. К. Сукиасян, X. Г. Гуланян.

Общественные науки в Советской А. Установление в А. Советской власти (1920) положило начало национальному возрождению арм. народа, всестороннему расцвету арм. социалистич. культуры. Решительная борьба за преодоление и искоренение реакц.-идеалистич. направлений в обществ. науках, лит-ре и иск-ве завершилась разгромом бурж.-националистич. дашнакской идеологии и концепции бурж. и мелкобурж. партий, групп и фракций. Была проделана большая работа по дальнейшей пропаганде марксизма-ленинизма.

Арм. филиалом ин-та марксизма-ленинизма были переведены и изданы на арм. яз. основные работы К. Маркса и Ф. Энгельса, собр. сочинений В. И. Ленина, а также избранные произв. В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Г. В. Плеханова. Изданы также соч. видных арм. марксистов: С. Г. Шаумяна, С. С. Спандаря-на, А. Ф. Мясникяна, Б. М. Кнунянца.

Философия. В Сов. А. филос. мысль развивается по след. основным направлениям: изучение наследства арм. и зап. философии, разработка отдельных проблем диалектич. и историч. материализма, критика бурж. философии и социологии, разработка филос. вопросов естествознания.

На первых этапах социалистич. строительства перед философами А. стояли задачи преодоления дашнакской бурж.-националистич. идеологии, воззрений меньшевизма и нац. нигилизма. В решении этих задач многое было сделано старшим поколением арм. философов-марксистов (Г. Г. Гюликехвян, Л. Е. Арисян, Г. Г. Габриэльян, Г. Г. Асланян и др.). В 1944 организован Сектор философии АН Арм. ССР, в последующем преобразованный в Сектор философии и права, а с начала 1969 - в Ин-т философии и права АН Арм. ССР. В Ин-те и на кафедре философии Ереванского ун-та работает осн. масса философов А.

Вклад в изучение истории философии, особенно филос. мысли А., внесли Г. Г. Габриэльян ("История армянской философской мысли", т. 1-4, 1956-65 на арм. яз.), В. К. Чалоян ("К вопросу об учении Езника Кохбаци - армянского философа 5 века", 1940; "Философия Давида Непобедимого", 1946; "История армянской философии", 1959; "Армянский ренессанс", 1963; "Восток и Запад", 1968).

В области истории зап.-европ. философии вышли работы X. Н. Момджяна ("Лафарг и некоторые вопросы марксистской теории", 1954; "Философия Гельвеция", 1955), А. А. Карапетяна ("Критический анализ философии Канта", 1958). Истории арм. философии посвящены также монографич. труды А. А. Адамяна, С. С. Аревшатяна, Г. О. Григоряна, Я. П. Хачикяна, Н. М. Гаспаряна, А. М. Тевосяна, Г. Г. Шакаряна, Э. Ш. Арутюняна и др.

В области историч. материализма и науч.