БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

.)

881

167

714

19

81



1939 (по переписи на 17 янв.)

1282

366

916

29

71



1959 (по переписи на 15 янв.)

1763

882

881

50

50



1970 (по переписи на 15 янв.)

2493

1482

1011

59

41








По ср. плотности населения (83,7 чел. на 1 км2) А. занимает 2-е место в СССР (после Молдавии). Св. 45% населения проживает на Араратской равнине, составляющей 6,5% всей терр. А. (плотность здесь достигает 400 чел. на 1 км2). Повышенная плотность также на Ширак-ской равнине и в басс. оз. Севан. Более 99% населения проживает выше 800 м над ур. м. Выше 2400 м над ур. м. (более 16% терр. А.) постоянного населения нет. Женщины составляют 51%, мужчины - 49% (на 1 янв. 1969). Ок. 76% населения, занятого в нар. х-ве, приходится на отрасли материального произ-ва. В 1968 среднегодовая численность рабочих и служащих достигла 759 тыс. чел. (15 тыс. в 1922, 155 тыс. в 1945 и 427 тыс. в 1960), в т. ч. (в тыс. чел.): в пром-сти 249, стр-ве 74, с. х-ве 92, на транспорте 50, связи 10, в здравоохранении 38, просвещении 85, науке и науч. обслуживании 28. 40% общей численности рабочих и служащих составляют женщины.

Крупные города (св. 100 тыс. жит.; 1970): Ереван (767 тыс. жит.), Ленинакан (164 тыс. жит.), Кировакан (107 тыс. жит.). Из новых городов, возникших за годы Сов. власти, наиболее значительны Эчмиадзин, Кафан, Раздан, Ок-темберян, Алаверди. См. также статьи Армяне, Армянский язык. Л. А. Валесян.

V. Исторический очерк

Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории А. Армянское нагорье - один из древнейших центров мировой цивилизации. Следы человека на терр. А. относятся к др.-кам. веку (палеолиту). Палеонтологич. находки третичного периода и ашельские обсидиановые орудия были обнаружены вдоль ущелья р. Раздан на значит. протяжении к С., вплоть до с. Нурнус (7 км к С. от Арзни, около Еревана). Древнейшие на совр. терр. СССР стоянки эпохи ниж. палеолита обнаружены на холмах, расположенных на склонах г. Артин (Сатанидар, Арегуни, Юж. холм). В эпоху неолита на Арм. нагорье на смену собирательству и охоте приходит примитивное земледелие, гл. обр. около устьев горных рек и ручьёв. В эпоху энеолита и ранней бронзы, наряду с земледелием, интенсивно развивается скотоводство (поселения Шенгавит, Шрешблур, Элар,

Тагаворанист и др., датируемые 4- 3-м тыс. до н. э.). А.- один из древнейших очагов культуры металла. Произведённые около Эчмиадзина раскопки поселения Техут свидетельствуют о том, что ещё в 5-4-м тыс. до н. э. на терр. А. существовала довольно развитая для того времени медная металлургия. Археологич. исследования городища Мецамор (около Эчмиадзина), относящиеся к 3 - 1-му тыс. до н. э., выявили древний центр горно-металлургич. произ-ва; на терр. поселения размещалось более 200 плавилен.

На рубеже 3-2-го тыс. до н. э. в хоз. жизни начало преобладать скотоводство. Происходит первое крупное обществ. разделение труда между скотоводческими (на горных склонах) и земледельческими родами (обитатели низин); возникает примитивный товарообмен.

2-я пол. 2-го тыс. до н. э. характеризуется мощным расцветом культуры бронзы высокогорных р-нов, где отчётливо заметна нарождающаяся классовая дифференциация. Появляются плем. союзы, находящиеся на стадии зарождения гос-ва. В период расцвета бронз. индустрии и начала освоения железа (на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э.) среди племён Арм. нагорья наблюдается интенсивный процесс разложения первобытнообщинного строя. После падения Хеттского царства переднеазиат. влияние на культуру Закавказья ослабевает, наступает период бурного самостоят. развития культуры закавк. племён, основой хозяйства которых было полукочевое скотоводство.

В борьбе с экспансией Ассирии (с 13 в. до н. э.) племена Арм. нагорья объединялись в союзы (Уруатри, Наири, Дайа-ни и др.). На основе этих союзов в 9 в. до н. э. сложилось Урарту - первое гос. образование др.-вост. типа на терр. СССР. Объединение было непрочным, границы неустойчивы. В конце 9-8 вв. до н. э. Урарту значительно расширило свои владения. На терр. Сов. А. открыты и исследованы урартские крепости, бывшие крупными воен. и адм.-хоз. центрами (Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили). Обнаруженная в 1950 на холме Аринберд, на терр. г. Еревана, клинообразная надпись 782 до н. э. гласит: "Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту величественную крепость построил; установил (для неё) имя Эребуни; (построил её) для могущества страны Биаинили (и) для усмирения вражеской страны...". Таким образом был определён возраст Еревана, 2750 лет к-рому отмечалось в 1968.

В центре гос-ва Урарту установились рабовладельч. отношения, на, окраинах шёл процесс разложения первобытнообщинного строя. Население Урарту занималось скотоводством и земледелием, основанным на искусств. орошении. Осн. земледельческие орудия изготовлялись из железа, широкое употребление к-рого в Урарту началось раньше, чем в др. р-нах Передней Азии. Из ремёсел наибольшего развития достигла металлургия. В Урарту имелась своя письменность, в основу к-рой была положена ассирийская клинопись. Отсутствие единства, внутр. противоречия, а также натиск скифов и Мидии привели в нач. 6 в. до н. э. к падению Урартского царства. Во 2-м тыс. до н. э. в юго-зап. и вост. районах Арм. нагорья жили арм. племена, к-рые в дальнейшем создали свои гос. объединения. Бывшая столица Урарту - Тущпа (Ван) и г. Аргиштихинили (Армавир) стали крупнейшими центрами хоз. и культурной жизни А.

В 7-6 вв. до н. э. в долинах Арм. нагорья большое развитие получили пашенное земледелие, виноградарство и виноделие.

У арм. племён выделилась военно-рабовладельч. знать. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. в основном завершился процесс формирования арм. народности (см. Армяне). В период создания Мидийской державы арм. племена, по свидетельству Геродота, рассеялись от верховьев р. Галиса до области Матиены, сыграли важную роль в разгроме Ассирии и обрели независимость. В др.-арм. источниках сохранились сведения о первых самостоят. правителях Армении. Мовсес Хоренаци рассказывает об арм. князе Паруйре, сыне Скайорди, оказавшем мидянам помощь в завоевании Ассирии и столицы её Ниневии (612 до н. э.). В последней четв. 6 в. до н. э. после кровопролитной упорной борьбы А. была подчинена Ахемени-дам. В трёхъязычной Бехистунской надписи Дария I в эламском и перс. текстах упоминается страна "Армения", а в ассирийском тексте-"Урарту". На Вавилонской карте мира (5 в. до н. э.) обозначена страна "Армения". По Геродоту, А. была включена в 13-й и 18-й податные округа (сатрапии) державы Дария I. По свидетельству Ксенофонта, управление 13-й сатрапией находилось в руках рода Ервандуни (греч. Оронти-ды), власть к-рых передавалась по наследству (правители этой области носили родовое имя Ерванда). Ервандиты поддерживали родств. связи с династией Ахе-менидов. Сатрапы имели право распоряжаться воен. силой. Постоянный контингент арм. войск состоял из 40 000 пехоты и 8000 конницы.

Армяне перерабатывали и развивали культурное наследие Урарту и в то же время воспринимали влияние древнемитаннийской, хеттской культур соседних областей.

После разгрома Ахеменидов в битве при Гавгамелах (331 до н. э.) арм. сатрапы Ерванд III и Митраустес основали два независимых царства. Вначале Ерванд признал власть Александра Македонского, но в период борьбы диадохов, в 316 стал независимым от македонян. В 220 до н. э. селевкидский правитель Антиох 111 завоевал царство Ервандитов и присоединил его к землям Центр. и Юж. А. Таким образом к концу 3 в. до н. э. все арм. земли (за исключением Армении Малой, оставшейся самостоят. царством) были объединены под властью Селевкидов. Эта объединённая территория стала наз. Арменией Великой; ею управлял местный правитель Арташес. После поражения Антиоха III в битве с римлянами при Магнесии (190 до н. э.) Великая А. и Софена (Цопк) в 189 до н. э. стали независимыми царствами. Арташес I (правил 189-ок.160 до н.э.) объявил себя царём Великой А. и основал династию Арташесидов (189 до н. э.-1 год до н. э.).

Арташес I активно вмешивался в дела соседних гос-в и всячески содействовал развалу царства Селевкидов. Ему удалось объединить осн. арм. земли и расширить своё царство. Он основал новую столицу в излучине р. Аракса, назвав её Арташа-том (греч. Артаксата). Наибольшего могущества Великая А. достигла при его внуке Тигране II (правил 95-56до н.э.),окончательно объединившем осн. арм. земли в единое гос-во, включая Цопк (кроме Малой А., ранее присоединённой к Пон-тийскому царству). В это время Великая А. значительно расширилась за счёт присоединения других земель (селевкид-ская Сирия, Коммагена, равнинная Киликия, Месопотамия и др.). Царство Селевкидов полностью перешло к Тиграну. Столица Сирии Антиохия стала одной из столиц арм. царя. В связи с расширением пределов царства столица Арташат, оказавшаяся в сев.-вост. части владений Тиграна, уже не могла служить гл. политич. центром. Свою новую столицу - Тигранакерт Тигран построил в центре царства, на берегу притока р. Тигр, на скрещении торговых путей.

Экономика рабовладельч. А. строилась на эксплуатации рабов, крестьян-общинников (шинакан), а также арендаторов-издольщиков. В больших городах (Армавир, Ервандашат, Аршамашат, Арташат, Тигранакерт, Вагаршапат и др.) значит. развитие получили металлургия, гончарное произ-во, художеств. обработка камня и дерева, произ-во домашней утвари, кож., ткацкое и ювелирное ремёсла, строит. дело. Города вели крупную торговлю с др. странами. Вокруг городов находились рабовладельч. поместья - агараки и дастакерты. В Великой А. высокого развития достигла культура, испытавшая влияние культуры античной Греции, а также эллинистич. Сирии и М. Азии. Развивались архитектура, театр, лит-pa, поэзия. Однако эл-яинистич. культура распространялась преим. среди арм. знати. Местная самобытная культура сохранялась среди нар. масс. Религия А. носила отпечаток синкретизма: почитались древние божества, восходящие к Урарту и к ещё более раннему времени; были и нек-рые иран. и эллинские культы, проникал зороастризм.

Отсутствие экономич. и этнич. единства, усиление классовой борьбы и сепаратизма правителей окраинных провинций ослабили гос-во Тиграна II. В войне с Римом он потерпел поражение, потерял почти все ранее завоёванные им земли- Сирию, Финикию, Вост. Киликию, вынужден был капитулировать перед Пом-пеем и признать зависимость Великой А. от Рима (66 до н. э.). Однако Тигран II сохранил свою власть в осн. арм. владениях. С 1 в. до н. э. терр. А. стала ареной ожесточённой борьбы между Римом и Парфянским царством. При Артавазде II (правил в 56-34 до н. э.) А. в союзе с Парфянским царством боролась против Рима и освободилась от рим. владычества. К Великой А. были присоединены арм. земли - Цопк и Малая А. Борьба между Римом и Парфией временно прекратилась после заключения Рандейского соглашения (62 н. э.), в силу к-рого в Великой А. утвердилась династия арм. Аршакидов. В продолжавшейся борьбе между Римом и Парфией А. стала играть роль буферного гос-ва. Во 2-й пол. 3 в. н. э. Великая А. попала в зависимость от сасанидского Ирана.

А. в эпоху феодализма (3-4 вв.- 19 в.). В 3-4 вв. в А. господствующими становятся феод. отношения. Крестьяне-общинники и рабы, наделённые землёй (ердумарды), постепенно формировались в новый класс - феодально-зависимое крестьянство. К 4 в. рост феод. собственности на землю привёл к тому, что одна лишь обл. Айрарат являлась "царской землёй", остальные земли постепенно перешли в наследств., владения крупнейших феодалов-князей (нахараров). Укрепление феод. строя сопровождалось обострением классовой борьбы.

В 301 офиц. гос. религией Великой А. было объявлено христианство. Возглавляли армянскую церковь католикосы, к-рые вначале утверждались в Кесарии, а затем (с сер. 4 в.) - царём А. По имени первого католикоса Григора Партева арм. апостольскую церковь иногда называют григорианской. Христ. церковь стала идеологом и поборником незыблемости феод. правопорядка (см. Армянская апостольская церковь).

Благодаря общенар. борьбе против сасанидских захватчиков А. смогла в 4 в. снова стать на нек-рое время независимой. При Аршаке II (правил в 345 - 367) А. пришлось вести упорную борьбу против захватнич. политики Ирана. После вероломного захвата в плен Аршака II Сасанидам удалось временно захватить А. Преемник Аршака Пап (правил в 368 - 374) с помощью византийцев организовал разгром иран. войск. В 371 Иран был вынужден признать власть Папа над А. и вывести свои войска. Пап боролся против могущества церкви и стремлений феодалов к независимости. Численность арм. конницы он довёл до 90 тыс. всадников. Визант. император Валент, недовольный консолидацией А., организовал убийство Папа и назначил на арм. престол его двоюродного брата Вараздата (правил в 374-380), к-рый, вопреки воле императора, продолжал политику своего предшественника. Византия и Иран использовали растущее среди нахараров недовольство центральной властью и в 387 разделили между собой Великую А.

В Зап. А., отошедшей к Риму, царская власть была упразднена римлянами в 391, после чего ею управлял рим. военачальник. В Вост. А. (составляла ок. 3/4 терр. всей А.), находившейся в зависимости от Ирана, царство было упразднено в 428 и ею стал управлять иран. наместник (марзпан). Но и при нём А. всё ещё сохраняла внутр. самоуправление. На гл. адм. должности назначались арм. нахарары. В стратегически важных пунктах имелись как иран., так и арм. гарнизоны, причём общее командование над ними принадлежало арм. главнокомандующему (спарапету). Вскоре, однако, наиболее значит. гос. должности были отняты у арм. нахараров, а должность верх. судьи, принадлежавшая арм. католикосу, была передана иран. верх. жрецу. Сбор налогов также перешёл в руки иран. администрации. Иран потребовал от армян отречения от христианства и принятия религии, господствовавшей в Иране,- зороастризма. Всё это вызывало антииран. восстания. В 450 началось нар. восстание, охватившее всю страну. Организатором повстанческого движения стал полководец Вардан Мамиконян, к-рому удалось одержать ряд побед. В Арташате он образовал новое пр-во, став правителем страны и одновременно главой вооружённых сил. Решающая битва произошла 26 мая 451 в долине Аварайр (см. Аварайрская битва 451). В этой битве обе стороны понесли большие потери, был убит Вардан Мамиконян. Арм. войска отступили в глубь страны, рассеялись по неприступным горам и ущельям. Народ перешёл к партиз. войне. Только путём многочисл. уступок арм. знати Ирану удалось усмирить страну. Антисасанидская борьба снова обострилась в 80-х гг. 5 в. Вождём нового восстания против Ирана стал Ваан Мамиконян. После нескольких лет кровопролитной борьбы Иран вынужден был признать самоуправление А. В 485 марзпаном был назначен Ваан Мамиконян. Привилегии нахараров и духовенства были восстановлены. Антииран. настроения усилились в 550-х гг., когда должность марзпана вновь перешла к представителям иран. знати. В 571 вспыхнуло восстание. Во главе его стал Вардан Мамиконян Кармир. В битве (572) иран. войска были разгромлены арм. повстанцами. После этого значит. часть марзпанской А. перешла на сторону Византии. Восстание приняло характер длит. войны. Борьба между Византией и Сасанидами из-за А. и Картли продолжалась в течение 20 лет. Сасанид-ский царь Хормизд IV, стремясь расположить к себе знать подвластной ему части А., назначил правителем страны (ишха-ном) армянина Давида Сааруни (правил в 586-601). С этого времени на ишханов были возложены все гражд. функции управления.

В конце 6 в. Иран уступил Византии большую часть А. Она стала вассальным гос-вом Византии, хотя и управлялась ишханом, получившим титулы патрикия и куропалата. Византия не принимала решит. мер против араб. нашествий, к-рым подвергались арм. земли. На защиту страны встала арм. конница во главе с спарапетом Теодоросом Рштуни. Сплотив вокруг себя большую часть знати А., Картли и Албании Кавказской, он начал переговоры с арабами, приведшие к заключению соглашения (652). По этому соглашению А., признав верх. власть Араб. халифата, на 3 года освободилась от выплаты дани; имела право держать конницу в 15 тыс. чел.; Халифат обязался не вторгаться в А., не вмешиваться в её внутр. дела и защищать её от визант. агрессии; Теодорос Рштуни назначался правителем А. и др. р-нов Закавказья.

В 4-8 вв., в период господства

раннефеод. отношений, в А. шёл процесс формирования различных категорий феод. собственности на землю и осн. форм феод. ренты. Усиливавшаяся феод. зависимость крестьян вела к обострению классовой борьбы, часто принимавшей форму разнообразных "еретич. учений" (мессалиане, борбористы и др.). В 7-9 вв. среди крестьян А. широкое распространение получило учение павликиан, выдвигавших идею всеобщего равенства и выступавших противниками крупного землевладения, религ. обрядов и церк. иерархии. Для народа учение павликиан явилось призывом к борьбе с феод. знатью. Арм. церковь выступила против павликиан, объявила их движение ересью и предала анафеме.

В сер. 7 в. арабы, овладев Ираном, Сирией и Месопотамией, вторглись в пределы Закавказья - в А., Иберию, Кавк. Албанию. В кон. 7 в. с самоуправлением А. было покончено. В 698-700 арабские войска завоевали А. и Закавказье, образовав из А., Картли и Кавказской



Албании наместничество под назв. "Армения". Араб. завоевание замедлило процесс развития феод. отношений в А. Часть армян бежала в Византию, их земли захватывала араб. знать. В период ига Халифата в А. сильно возросли налоги, ложившиеся в основном на крестьян, стала преобладать испольная аренда, выросло церк. и монастырское землевладение, на к-рое были распространены правила о

вакфах (имущество мусульм. духовенства). Борьба армян против араб.господства восстания 703, 748-750, 774-775, 850-855) проходила в условиях острой классовой борьбы между крестьянами и арм. феодалами. Так, в восстании 748-50 под рук. представителя одного из древнейших нахарарских родов Григория Мами-коняна