БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

o. Internacionalismo. XXIII Congreso del PCUS, 1966; La izquierda Uruguaya ante la hora de America Latina, Montevideo, 1967; Algunos temas en debate acerca de nuestra revolucion, Montevideo, 1968; в рус. пер. - Великая Октябрьская социалистическая революция и национально-освободительное движение в Уругвае, М., 1957; Проблемы латиноамериканской революции, М., 1964. В. Е. Тихменев.

АРИСТАКЕС ЛАСТИВЕРТЦИ, армянский историк 11 в.; автор "Повествования", охватывающего период 1001- 1072 и содержащего ценные сведения о социальном движении тондракийцев, о героич. борьбе арм. народа против агрессии Византии и набегов сельджуков, о торг, связях арм. городов и др.

Соч.: Повествование..., пер. с древнеарм., М., 1968 (библ.).

АРИСТАРХ САМОССКИЙ (Aristarchos Samios) (кон. 4 в.- 1-я пол. 3 в. до н. э.), др.-греч. астроном. В соч. "Псаммит" Архимед сообщает краткие сведения об астрономич. системе А. С., изложенной в не дошедшем до нас его сочинении. Как и Птолемей, А. С. считал, что движения планет, Земли и Луны совершаются внутри сферы неподвижных звёзд, к-рая, по представлению А. С., неподвижна, как и Солнце, находящееся в её центре. Земля движется по кругу, в центре к-рого находится Солнце. Построения А. С.- высшее достижение древней гелиоцентрич. доктрины; их смелость навлекла на автора обвинение в богоотступничестве, и он вынужден был покинуть Афины. Единственный сохранившийся небольшой по объёму труд А. С. "О размерах и расстояниях Солнца и Луны" был впервые издан в 1688 в Оксфорде на языке оригинала.

Лит.: Берри А., Краткая история астрономии, пер. с англ., 2 изд., М.- Л., 1946.

АРИСТИД (Aristeides) (ок. 540-ок. 467 до н. э.), политич. и воен. деятель Афин периода греко-персидских войн 500-449 до н. э. Впервые на политич. поприще выступил как сторонник демо-кратич. реформ Клисфена. В 490 в качестве стратега участвовал в сражении при Марафоне. В 489 был избран архонтом-эпонимом. После 490 А., выражая взгляды крупной землевладельч. знати и сельского населения, требовавших укрепления сухопутных воен. сил, выступал против Фемистокла, возглавлявшего наиболее демократич. торг.-ремесл. слои и выдвигавшего план создания морского флота. В 483-82 после победы Фемистокла А. был подвергнут остракизму (т. е. изгнан из Афин). В 480 в связи с отменой закона об изгнанниках А. был амнистирован. Участвовал в битве при Саламине, руководя десантом гоплитов, захвативших о. Пситалию. В 479 командовал афинянами в битве при Платеях. В 70-е гг. 5 в. А. приобрёл большое политич. влияние, возглавляя олигархич. группировку. Один из организаторов Делосского союза.

АРИСТИД МИЛЕТСКИЙ (Aristeides Milesios), греческий писатель 2 или 1 вв. до н. э. Его "Милетские рассказы" в 6 кн.- первый образец новеллистики эротич. содержания. Рассказы А. М. оказали влияние на Овидия, Петрония, Апулея, Лукиана. Греч. оригинал не сохранился; имеются лишь скудные фрагменты в лат. пер.

И зд.; Petronii Saturae, гее. F. Bucheler, 5 ed., В., 1912.

Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, М., 1946; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957.

АРИСТИДА (Aristida), род однолетних и многолетних растений сем. злаков. Одноцветковые обоеполые колоски собраны в верхушечное соцветие, б. ч. раскидистое. Растения с глубоко уходящими в почву корнями, хорошо растут на песчаных и каменистых местах в засушливых зонах. Более 300 видов, распространённых во всех жарких и засушливых областях земного шара. В СССР 5 видов, гл. обр. в Ср. Азии и на Кавказе. A. pennata (селин), A. plumosa и др. используются для закрепления песков и как кормовые растения.

Лит.: Рожевиц Р. Ю., Злаки, М.- Л., 1937.

АРИСТОВ Аверкий Борисович [р. 22.10 (4.11).1903, Красный Яр Астрахан. губ.], советский гос. и парт. деятель. Чл. КПСС с 1921. Род. в семье рыбака. До 1919 рабочий на рыбных промыслах. В 1919-21 на комсомольской работе. В 1922-25 учился на рабфаке. В 1925-26 в Красной Армии. В 1932 окончил Ленингр. по-литехнич. ин-т, в 1932-34 мастер, инженер ленингр. з-да "Центролит". В 1934- 1939 на научно-педагогич. работе в Ленинграде и Свердловске. С 1940 секретарь Свердловского, а с 1943 Кемеровского обкомов КПСС; с 1944 1-й секретарь Красноярского крайкома КПСС, с 1950 1-й секретарь Челябинского обкома КПСС. В 1952 секретарь ЦК КПСС. В 1953-54 пред. исполкома Хабаровского краевого совета, с 1954 1-й секретарь Хабаровского крайкома КПСС. В 1955-60 секретарь ЦК КПСС, в 1956- 1964 чл. Бюро ЦК КПСС по РСФСР. На 19-23-м съездах КПСС избирался чл. ЦК. С окт. 1952 по март 1953 и с июня 1957 по окт. 1961 чл. Президиума ЦК КПСС. С 1961 посол СССР в Польше. Деп. Верх. Совета СССР 2-5-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

АРИСТОВ Мина Львович (1887-1942), советский парт. и гос. деятель. Чл. КПСС с 1905. Род. в Астрахани в семье казачьего урядника. За участие в Революции 1905-07 в 1907 исключён из Киевского ун-та и выслан на родину. В 1910 окончил Оренбургское казачье юнкерское уч-ще. Во время 1-й мировой войны - командир сотни. Вёл революц. пропаганду среди солдат. В апр. 1917 делегат 1-го съезда солдатских депутатов Зап. фронта, избран чл. Исполкома. Осенью 1917 в Астрахани вёл революц. работу среди казачества. В дек. 1917 избран командиром 156-го полка, единственной армейской части в Астрахани; был пред. Астраханского ВРК, являлся одним из руководителей борьбы с контрреволюц. мятежом белоказаков в янв. 1918. В 1918 секретарь Астраханского губкома РКП(б). До 1921 в Красной Армии. В 1925 пред. Астраханского губ. исполкома. С 1925 чл. ВЦИК я ЦИК; в 1926-29 работал во ВЦИК. С 1929 был на хоз. работе.

АРИСТОВ Николай Александрович (р. 1847 - г. смерти неизв.), русский историк-востоковед и этнограф. Историч. работы А. посвящены англо-афганским отношениям в кон. 19 в., этнографические - нек-рым народам Ср. Азии и Афганистана.

Соч.: Опыт выяснения этнического состава киргиз-кайсаков Большой орды и каракиргизов, "Живая старина", 1894, в. 3-4; Об Афганистане и его населении, там же, 1898, в. 3 - 4;3аметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности, СПБ, 1897; Англо-индийский "Кавказ". Столкновения Англии с афганскими пограничными племенами, СПБ, 1900.

АРИСТОВ Николай Яковлевич [1834, Тамбовская губ.,- 26.8(7.9). 1882, г. Нежин Черниговской губ.], рус. историк. Окончил Казанскую духовную академию (1858). Преподавал в Казанском (1867- 1869), Варшавском (1869-73) и Харьковском (1873-75) ун-тах, в Нежинском историко-филологич. ин-те (1875- 1882). Разделял народнич. и просветительские взгляды А. П. Щапова, написал монографию о нём. А. изучал хоз. быт Киевской Руси (магистерская диссертация "Промышленность Древней Руси", 1866), историю нар. движений ("Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны", 1871), рус. фольклор ("Об историческом значении русских разбойничьих песен", 1875).

Лит.: Цамутали А. Н., Н. Я. Аристов, в кн.: Вопросы историографии и источниковедения истории СССР, М.- Л., 1963.

АРИСТОГЕНЕЗ (от греч. aristos - наилучший, genesis - возникновение), идеалистич. антидарвинистская эволюционная теория, согласно к-рой возникновение новых, всё более совершенных приспособительных признаков происходит в результате автогенетич. изменений наследственного вещества (см. Автогенез). Эти изменения (аристогены), по предположению автора теории Г. Ф. Осборна (1931), при своём возникновении бесполезны и лишь в течение длительного ряда поколений, всё более усиливаясь под влиянием гормональных факторов и унаследованных привычек, становятся доступными действию естественного отбора. А. по существу является разновидностью неоламаркизма. См. также Антидарвинизм.

Лит.: Давиташвили Л. Ш., Развитие идей и методов в палеонтологии после Дарвина, М.- Л., 1940; История эволюционных учений в биологии, М.- Л., 1966; Оsbоrn Н. F., Aristogenesis, the creative principle in the origin of species, "American Naturalist", 1934, v. 48, № 716, p. 193-235.

Л. Я. Бляхер.

АРИСТОКРАТИЯ (от греч. aristokratia, букв.- власть лучших, знатнейших), 1) форма правления, при к-рой гос. власть находится у привилегированного знатного меньшинства. Как форма правления А. противостоит монархии и демократии. "Монархия - как власть одного, республика - как отсутствие какой-либо невыборной власти; аристократия - как власть небольшого сравнительно меньшинства, демократия - как власть народа... Все эти различия возникли в эпоху рабства. Несмотря на эти различия, государство времен рабовладельческой эпохи было государством рабовладельческим, все равно - была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 74). В истории политич. идей появление понятия А. для обозначения одной из гос. форм правления связано с Платоном и Аристотелем; в дальнейшем аристократич. форму правления выделяли Полибий, Спиноза, Гоббс, Монтескье, Кант и др. Обоснование А. приверженцами такой формы правления сводится, как правило, к идее о политич. неполноценности большинства людей, к-рыми призвана править аристократич. элита.

Аристократич. республиками были в древности - Спарта, Рим (6-1 вв. до н. э.), Карфаген; в ср.-век. Европе - Венеция, Псковская и Новгородская феод. республики и др.

Состав и порядок образования высших органов гос. власти, соотношение между ними варьируется в разных А. Напр., в Спарте гос. власть находилась в руках двух наследственных царей и избиравшейся народным собранием герусии (Совета старейшин) и эфоров. В Риме члены сената назначались цензором из числа бывших высших должностных лиц и членов знатных фамилий; из знати формировались "выборные" магистраты (консулы, преторы, цензоры, эдилы). В Карфагене реальной властью располагали 2 выборных суффета и выборный Совет старейшин. В Новгороде и Пскове городским патрициатом формировался Совет господ.

В А. полномочия народных собраний были урезаны и роль их невелика. Население не участвовало активно в гос. жизни. Выборы носили в значит. мере фиктивный характер, а должностные лица являлись ставленниками знати (спартиатов в Спарте, патрициев в Риме, патрициата в средневековых республиках). При формировании органов гос. власти в А. из узкого круга знати очень сильна была тенденция к принципу наследственности .

2) Знать, привилегированная часть к.-л. класса (патриции в Риме, эвпатриды в Афинах, дворянство и т. д.) или обществ. группа (напр., финанс. А.), пользующаяся особыми правами и преимуществами. Политич. влияние А. и круг лиц, причисляемых к ней, определяются конкретными историч. условиями и особенностями той или иной страны. Напр., в юнкерской Пруссии в 19 в. к А. относились только лица из очень древних дворянских семей, состоявших в родстве с королевскими, герцогскими и т. п. родами. Во Франции, Великобритании, где многие представители крупных феодалов погибли во время междоусобных войн, бурж. революций или были истреблены в результате политики абсолютизма, А. состояла из менее родовитой знати. В. С. Нерсесянц.

АРИСТОКРАТИЯ РАБОЧАЯ, см. Рабочая аристократия.

АРИСТОНИК (Aristonikos) (ум. 129 или 128 до Н- э.), внебрачный сын пергамского царя Евмена II, возглавивший антирим. восстание 133 (или 132) - 129 в Пергаме (вспыхнувшее после смерти царя Аттала III, завещавшего своё царство Риму). В восстании участвовала часть свободного населения Пергама, греч. города М. Азии,наёмные войска, рабы. Восставшие стремились к созданию "солнечного гос-ва", где все люди станут равными и между ними будет царить согласие. Война А. против Рима сначала шла успешно. В 130 восставшие разбили ок. Левки консульскую армию П. Лициния

Красса, но затем в 129 потерпели поражение при Стратоникее. А. попал в плен, был увезён в Рим и казнён; Пергам стал римской провинцией с назв. "Азия".

АРИСТОТЕЛЕВ ФОНАРЬ (назв. происходит от сходства с формой древнего светильника), челюстной аппарат большинства морских ежей; сложная пирами-дообразная система скелетных пластинок, окружающих рот. Осн. пластинки представляют собой 5 длинных долотовидных зубов, служащих для соскрёбывания пищи и рытья нор в грунте. А. ф. располагается внутри панциря, выступают только кончики зубов.

АРИСТОТЕЛЬ (Aristoteles) (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Род. в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником Академии платоновской. В 343 был приглашён Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии.

Дошедшие до нас соч. А. делятся по содержанию на 7 групп. Логические трактаты, объединённые в своде "Органон": "Категории" (рус. пер., 1859, 1939), "Об истолковании" (рус. пер., 1891), "Аналитики первая и вторая" (рус. пер., 1952), "Топика". Физические трактаты: "Физика", "О происхождении и уничтожении", "О небе", "О ме-теорологич. вопросах". Биологические трактаты: "История животных", "О частях животных" (рус. пер., 1937), "О возникновении животных" (рус. пер., 1940), "О движении животных", а также трактат "О душе" (рус. пер., 1937). Соч. о "первой философии", рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название "Метафизики" (рус. пер., 1934). Этические соч.- т. н. "Никомахова этика" (посвящённая Никомаху, сыну А.; рус. пер., 1900, 1908) и "Эвдемова этика" (посвящённая Эвдему, ученику А.). Социально-политические и исторические соч.: "Политика" (рус. пер., 1865, 1911), "Афинская полития" (рус. пер., 1891, 1937). Работы об искусстве, поэзии и риторике: "Риторика" (рус. пер., 1894) и дошедшая неполностью "Поэтика" (рус. пер., 1927, 1957).

А. охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей "первой философии" ("метафизике") А. подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь", оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определ. условиях в единичном, через к-рое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует,А. принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу к-рой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина -то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя А. признавал материю одной из первых причин и считал её нек-рой сущностью,он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог А.- "перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по собств. законам форм и образований. Учение А. о "форме" есть учение объективного идеализма. Однако идеализм этот, как заметил Ленин, во многих отношениях "... объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще = материализму" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 255). Движение, по А., есть переход чего-либо из возможности в действительность. А. различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное - увеличение и уменьшение; перемещение-пространств. движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По А., всякая реально существующая единичная вещь есть единство "материи" и "формы", причём "форма;" - присущий самому веществу "вид", принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как "материя" и как "форма". Медь есть "материя" по отношению к шару ("форме"), к-рый из меди отливается. Но та же медь есть "форма" по отношению к физ. элементам, соединением к-рых, по А., является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о., последовательностью переходов от "материи" к "форме" и от "формы" к "материи".

В учении о познании и о его видах А. различал "диалектическое" и "аподиктическое" познание. Область первого - "мнение", получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по А., последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки А. видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отд. свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логич. формы - категорич. силлогизмом. Исследование категорич. силлогизма, осуществлённое А. в "Аналитике", стало наряду с учением о доказательстве центр. частью его логич. учения. Связь трёх терминов силлогизма А. понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Осн. принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, к-рое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для А. оказалось необходимым указать все высшие роды - категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Космология А. при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в нек-рых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрич. космологии А. сохранялось вплоть до Коперника. А. руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физич. существование: Вселенная состоит из ряда концентрич. сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. "Подлунный" мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как