БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

направления - композиторы Ф. Угарте, О. Сиккарди, Я. Фишер. К ним примыкают К. Гуаставино и Р. Арисага. Один из ведущих совр. композиторов А.- А. Хи-настера, автор балетов, опер, оркестровой и камерной музыки. В творчестве X. X. Кастро и X. К. Паса сильно влияние зап.-европ. модернизма. В области музыковедения и музыкальной фольклористики выдающееся место занимают фундаментальные исследования К. Веги.

В Буэнос-Айресе имеются оперный театр "Колон" (осн. в 1908), 2 консерватории, симфонический оркестр. Консерватории функционируют в Кордове и Ла-Плате.

Лит.: Vega С., La musica popular argentina, v. 1 - 2, В. Aires, 1941; его же, Danzas у canciones argentinas, В. Aires, 1936; Sсhiuma O., Musicos argentinos contemporaneos, B. Aires, 1948; Gesualdo V., Historia de la musica en la Argentina, t. 1 - 3, B. Aires, 1961.

XVI. Балет

Ритуальные обряды индейских племён были насыщены танцами. Дальнейшее развитие нар. танца в А. испытало влияние исп. танц. культуры. Мн. исп. танцы видоизменялись (напр., танго), одновременно возникали танцы гаучо (скотоводов) - эскондидо, перикон и др. В 18 и 19 вв. танцы использовались в драматич. и муз. театр. представлениях - сайнете, пантомимах, операх. В 1820 аргент. актёр X. Касакуоерта с танцовщиком А. Кампомаке создали балетную труппу, к-рая выступала с нац. танцами. Первое её представление - "Танец девушек" (1832). С 1920-х гг. в театре "Колон" (Буэнос-Айрес) ставились нац. балеты: "Цветок Ирупе" К. Гайто (1929), "Комета" Э. Ортиса (1932), "Набег индейцев" Х. Иглесиаса Виллоуда (1943),"Поместье" А. Хинастеры (1952) и другие. Постановщиками этих балетов были иностр. балетмейстеры - выходцы из России - Г. Кякшт, А. Больм, Б. Романов, М. Фокин и др. Среди др. постановок в театре "Колон": балеты "Жизель" А. Адана, "Лебединое озеро" и "Спящая красавица" Чайковского. По-прежнему ставят балеты иностр. балетм. Дж. Баланчин, Л. Мя-син, С. Лифарь, А. Миллош и др. Труппу возглавляет танцовщица М. Руанова. Балетные спектакли ставят также "Ассоциация друзей танца" (с 1962) и труппа театра "Сан-Мартин" (с 1968). В Буэнос-Айресе и др. городах периодически организуются балетные коллективы и группы, использующие "танец модерн".

В. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

Элементы театр. действия содержались в танцах и ритуальных обрядах индейских племён. В 17 в. иезуиты, распространяя католицизм, устраивали театрализованные религ. представления и шествия, в к-рых использовали элементы нар. иск-ва. Драматич. произведения в А. разыгрывались в 1-й пол. 18 в. на центр. площади в Буэнос-Айресе на крытых подмостках. В 1783 в Буэнос-Айресе был открыт постоянный театр "Дом Комедии", или "Ранчерия". В кон. 18 в. появились первые произведения нац. драматургии. В это время началось формирование нац. жанров муз. комедии - сайнете, тона-дильи. В 1804 в столице построен театр "Малый (Временный) Колисео", к-рый с 1838 называется "Архентино". В период борьбы аргент. народа против исп. господства театры ставили пьесы аргент. драматургов Л. А. Моранте, К. Энрикеса и др. Осн. тема этих пьес - борьба индейцев за свою независимость. Особенно популярна нац. драма "25 Мая". Среди известных актёров 1-й пол. 19 в.- В. Ортега, X. Касакуверта, Т. Гевара, Ф. Касерес. В период диктатуры Росаса (1829-52) становление нац. аргент. театра было прервано. Передовые драматурги X. Мармоль, П. Эчагуэ, находясь в изгнании, писали пьесы, отражавшие борьбу против Росаса, героич. прошлое народа. После падения Росаса нац.-освободит. тема возрождается в произведениях драматургов-романтиков X. Фернандеса Мадрида, X. Б. Альберди и др. В 80-е гг. 19 в. возник жанр романтич. мелодрамы, получивший назв. "театр гаучо", гл. герой к-рого крестьянин-скотовод - жертва социальной несправедливости. Во 2-й пол. 19 в. было открыто много театров, но в них выступали преим. европ. гастролёры. С нач. 20 в. важное значение для развития нац. драматургии и театра имело творчество драматурга Ф. Санчеса, автора пьес "Чужеземка", "Мой сын - доктор", реалистических по своему характеру.

В 20-е гг. 20 в. аргент. театр переживал кризис, большинство театров ставили развлекательные, низкие по художеств. уровню пьесы. В это время возникали коллективы, боровшиеся против коммерческого театра за обновление театр. иск-ва. Они положили начало т. н. независимым театрам, способствовавшим развитию нац. театрального иск-ва, деятели к-poгo (режиссёры и драматурги

Л. Барлетта, Р. Пасано и др.) боролись за воспитание нац. кадров актёров, режиссёров и драматургов, за изучение опыта европ. театра. Видные драматурги 20 в.: А. Кусани, К. Горостиса, А. Беррути, О. Драгун, А. Лисаррага и др.

Центр театр. жизни А.- Буэнос-Айрес, где работают "независимые театры"- "Эль Пуэбло", "Ла Маскара", "Фрай Мочо" и коммерческие театры - Нац. театр комедии, "Архентино", "Одеон" и др. В 1943 создан кукольный театр. Среди известных режиссёров и актёров А.: А. Боэро, П. Аскини, М. Села, О. Ферриньо, Б. Синхерман, Т. Ме-рельо, Л. Сандрини, Ф. Петроне.

В Буэнос-Айресе находится Нац. ин-т изучения театра. В ряде университетов работают курсы сценич. иск-ва.

Лит.: Есhaguё J. P., El teatro argentine, В. Aires, 1928; Morales E., Historia del teatro argentine, B. Aires, 1944; Оrdaz L., El teatro en el Rio de la Plata, B. Aires, 1946.

XVIII. Кино

Первые киносъёмки в А. начались в 1897. В 1908 итал. реж. М. Гальо поставил первый художеств. фильм "Расстрел Доррего" с участием театр. актёров. Фильм "Танго смерти" реж. X. А. Феррейры (1917) положил начало выпуску многочисл. кинокартин, сюжет к-рых связан с популярным в стране танцем танго. Ставились экранизации лит. произведений. С появлением звукового кино аргент. кинематография заняла ведущее место среди стран Лат. Америки. В 1930-х гг. видные аргецт. поэты и писатели стали работать в кино в качестве сценаристов. Отд. режиссёры ставили фильмы, сюжеты к-рых были связаны с жизнью А.,- "Северный ветер" (1937), "111-й километр" (1938), "Пленники земли" (1939), "После тишины" (1956) (реж. всех фильмов М. Соффичи); "Война гаучо" (1942), "Островитяне" (1951), "Сафра" (1959) (реж. Л. Демаре); "Текут мутные воды" (1952), "Белые земли" (1959) (реж. У. Дель Карриль); "Каменные горизонты" (1956, реж. Р. Виньоли Баррето). Известность получили актёры Э. Муиньо, Н. Маршалл, Ф. Петроне, Т. Мерельо, А. Бенсе, Л. Торрес и др.

К кон. 50 - нач. 60-х гг. в кинематографию А. пришло новое поколение режиссёров, для к-рых характерно стремление отразить совр. жизнь А. В фильмах "Молодые старики" (1961), "Птичка Гомес" (1965) (реж. Р. Кун), "Человек из розового угла" (1961, реж. Р. Мухика), "Отвечать за свои поступки" (1962, реж. X. Мартинес Суарес), "Падение" (1959), "Конец праздника" (I960), "Рука в ловушке" (1961) (реж. всех фильмов Л. Торре Нильсон), "Место под солнцем" (1964, реж. Д. Миннити) показана совр. молодёжь, рассказывается о людях "дна" столицы, содержатся элементы социальной критики. Выпускаются документальные фильмы, многие из к-рых отличаются прогрессивной направленностью.

Крупнейшие производственные кинофирмы А.: "Архентина соно филмс", "Контракуадро". В Буэнос-Айресе работают Академия киноискусства и кино-науки (с 1941), Нац. ин-т кинематографии (с 1959). С 1954 проводятся междунар. кинофестивали в Мар-дель-Плата, с 1958 - нац. кинофестивали в Рио-Ондо. Несколько аргент. фильмов награждено премиями на междунар. кинофестивалях.

Среди популярных аргент. киноактёров 1960-х гг.: Л. Сандрини, А. Алькон, Ф. Луппи, К. Эстрада, Л. Лебланк, Г. Борхес, В. Лаго, Э. Вайнер, И. Сарли.

Вопросы кино освещаются в журналах "Антена" ("Antena"), "Сипеландия" ("Cinelandia"), "Эральдо дсль сине" ("Heraldo del cine").

Лит.: Di Nubi1a D., Historia del cine argentine, v. 1-2, B. Aires, 1960.

В. Н. Кислое.

АРГЕНТИНА (Argentina), род рыб сем. Argentinidae отряда сельдеобразных. 5 видов: 3 - в Атлантич. ок. и 2 - в Тихом. Наиболее важный объект промысла - серебрянка, или золотая корюшка (Argentina silus). Тело дл. до 55 см, желтовато-золотистое, сжатое с боков; голова маленькая, глаза большие. Чешуя крупная с мелкими шипиками по заднему краю. Распространена в Сев. Атлантике; в СССР - в Ю.-З. части Баренцева м. Нерест в апреле - сентябре. Плодовитость ок. 40 тыс. икринок. Созревает после 8 лет. Питается планктонными беспозвоночными и рыбой.

АРГЕНТИНСКАЯ КОТЛОВИНА, понижение дна на Ю.-З. Атлантич. ок., между материковым склоном Юж. Америки, Южно-Атлантич. хр., плато Риу-Гранди и сев. частью Южно-Антильского хр. Глуб. до 5919 м, в узком жёлобе на Ю. 6213 м. Грунт - глобигериновый ил и красная глина.

АРГЕНТИНЦЫ, нация, осн. население Аргентины. Числ. ок. 19 млн. чел. (1968). Язык испанский, отличающийся рядом грамматич. и фонетич. особенностей. Религия - католицизм. А. являются потомками испанцев, а также переселенцев

из др. стран Европы. В ходе заселения Аргентины имело место смешение испанцев с местным населением - индейцами (в предгорных областях, где испанцы встретили мирное земледельч. население). Во 2-й пол. 19 в. началась усиленная иммиграция в Аргентину итальянцев, испанцев, французов, а также евреев, литовцев и украинцев, бежавших из царской России, и выходцев из др. стран. Складывание аргент. нации завершилось в основном в нач. 20 в.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959. Э. -В. Зиберт.

АРГЕНТИТ (от лат. argentum - серебро), серебряный блеск, минерал, хим. состав Ag2S. Содержит 87,1% Ag и 12,9% S (иногда с примесью меди). Кристаллизуется в кубич. системе. Кристаллы редки. А. образует вкрапленники, прожилки, примазки, дендриты и волосовидные выделения; порошковатая разновидность А. наз. серебряной чернью. Цвет - свинцово-серый до железно-чёрного. Тв. по минералогической шкале 2-2,5, плотность 7200-7400 кг/м3, ковок. Обычен в гидротермальных низ-ко-среднетемпературных месторождениях серебряных руд вместе с др. минералами серебра. Отмечается также в составе кобальто-никелевых и свинцовоцинковых руд и в зоне гипергенеза, где образуется за счёт окисления других содержащих серебро минералов. А.- один из главнейших минералов серебра.

АРГЕНТОМЕТРИЯ, метод количественного анализа, основанный на применении титрованного раствора азотнокислого серебра. См. Титриметрический анализ.

АРГИ, река в Амурской обл. РСФСР, лев. приток р. Зеи. Дл. 350 км, пл. басс. 7090 км2. Протекает по Верхнезейской равнине, озёрность 4,4%. Питание преим. дождевое. Половодье с апреля по сентябрь.

АРГИЛЛИТ (от греч. argillos - глина и lithos - камень), твёрдая, камнеподобная глинистая порода, образовавшаяся в результате уплотнения, дегидратации и цементации глин при диагенезе и эпигенезе. По минералогич. и хим. составу А. очень сходны с глинами, но отличаются от них большей твёрдостью и неспособностью размокать в воде. Сложены в основном глинистыми минералами гидрослюдистого монтмориллонитового и хлори-тового типов с примесью частиц кварца, слюды, полевых шпатов. Подобно глинам, А. образуют либо массивные пласты, либо микрослоистые (плитчатые) разновидности. А.- типичные осадочные породы, характерные для геосинклинальных складчатых областей, а также глубоко погружённых осадочных толщ платформ.

АРГИНАЗА, фермент, катализирующий расщепление аргинина на орнитин и мочевину. Содержится в клетках печени животных, у к-рых конечным продуктом азотистого обмена является мочевина (у нек-рых рыб, амфибий, млекопитающих и др.). В др. органах и тканях отсутствует или содержится в незначит. кол-вах. В печени птиц и большинства пресмыкающихся, конечным продуктом азотистого обмена у к-рых является мочевая кислота, А. отсутствует. См. Ферменты.

АРГИНИН, альфа-амино-сигма-гуанидинвалериановая к-та,

диаминомонокарбоновая аминокислота, в молекуле к-рой, помимо аминогруппы, есть амидиновая группа (NH2-C = NH). А. имеет основные свойства (изо-электрич. точка при рН 10,76), образует бесцветные кристаллы, растворимые в воде. Мол. масса 174,3. А. входит в состав почти всех растит. и животных белков (нек-рые простейшие белки клеточных ядер спермиев рыб - протамины - содержат ок. 80% А.). В мышцах беспозвоночных животных содержится свободная аргининфосфорная к-та - продукт фосфорилирования А. Под действием фермента аргиназы, а также при щелочном гидролизе А. распадается на аминокислоту орнитин и мочевину, эта реакция играет важную роль в образовании мочевины в печени млекопитающих.

АРГИНУССКИЕ ОСТРОВА (Arginusai), в Эгейском море, юго-восточнее о. Лесбос. Ок. А. о. в 406 до н.э. во время Пелопоннесской войны 431-404 до н. э. произошло морское сражение между афинским (150 триер) и спартанским (120 триер) флотами, в к-ром афиняне разбили спартанский флот и освободили свою эскадру, блокированную спартанцами в Митилене (о. Лесбос).

АРГИРОПУЛО Перикл Эммануилович [12(24). 7.1839-18(30). 12.1862], русский революционер. По национальности грек. Студент юридич. ф-та Моск. ун-та. С 1859 участник кружка "Библиотека казанских студентов". В 1860-61 с П. Г. Заичневским создал студенч. кружок, занимавшийся переводами, литографированием и распространением запрещённых книг (Л. Фейербаха, А. И. Герцена, Н. П. Огарёва и др.), устройством воскресных школ. Арестован 22 июня 1861. Умер в тюремной больнице до объявления приговора.

АРГИШТИ I, царь Урарту (1-я пол. 8 в. до н. э.), сын Менуа. Известно неск. десятков его надписей, в т. ч. пространная летопись, высеченная на Ванской скале; А. упоминается также в ассирийских надписях. В его царствование Урарту превратилось в могуществ. державу Бл. Востока. Большие успехи были достигнуты в борьбе с Ассирией за овладение Сев. Сирией, Приурмийским р-ном и Юж. Закавказьем. В Закавказье при А. были построены крупные крепости Эребуни (Арин-берд) ок. Еревана и Ар-гиштихинили. При А. началось завоевание Присеванской обл., где сохранились надписи урартских царей об их победах. Г. А. Меликишвили.

АРГИШТИХИНИЛИ, город, построенный ок. 776 до н. э. в правление царя Урарту Аргишти 1 (ныне развалины на терр. Октемберянского р-на Арм. ССР). Из найденных урартских клинообразных надписей известно, что в завоёванной урартами Араратской долине была построена крепость, воздвигнуты дворцы и храмы, а в окрестностях разбиты сады и виноградники. В 4 в. до н. э. на этом месте был построен г. Армавир - столица Др. Армении.

Лит.: Пиотровский Б. Б., Ванское царство, М., 1959, с. 71 - 73; Меликишвили Г. А., Наури-Урарту, Тб., 1954, с. 260-62.

АРГО (франц. argot), речь социально или профессионально обособленных групп и сообществ. В отличие от жаргона, А. имеет проф. прикреплённость. В связи с этим говорят иногда об А. актёров, охотников, музыкантов и т. п. Исторически восходит к речи бродячих торговцев, ремесленников. Строго говоря, А.- язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг и нищих. А. не составляет самостоят. системы и сводится к специфич. словоупотреблению в пределах общего языка. А. взаимодействует с жаргоном и просторечием, образуя специальный лексич. пласт - сленг. См. Арготизмы.

Лит.:Бодуэн де Куртенэ И.А., Предисл., в кн.; Трахтенберг В. Ф., Блатная музыка ("Жаргон" тюрьмы), СПБ, 1908; Жирмунский В. М., Национальный язык и социальные диалекты, Л., 1936; Поливанов Е. Д., За марксистское языкознание. Сб. популярных лингвистических статей, М., 1931; Стоиков Ст., Социальные диалекты, "Вопросы языкознания", 1957, № 1; Dauzat А., Les argots, P., 1929; Guiraud P., L'argot, P., 1956. Л. И. Скворцов.

АРГОЛИКОС (Argolikos), Арголидский залив, залив Эгейского м. у берегов п-ова Пелопоннес (Греция). Дл. 50 км; шир. у входа 20 км,в ср. части 30 км, в вершине 7 км; глуб. до 823 м. Приливы полусуточные, их высота ок. 0,5 м. На вост. берегу - г.Нафплион.

АРГОН (лат. Argon), Ar, хим. элемент VIII гр. периодич. системы Менделеева, относится к инертным газам; ат. номер 18, ат. масса 39,948. При обычных условиях А.- газ без цвета, запаха и вкуса. К открытию А. привело обнаруженное в 1892 Дж. Рэлеем превышение на 0,0016 г/л (при 0°С и 101 325 н/м2) плотности азота из воздуха по сравнению с плотностью азота, полученного из его соединений. В 1894 Рэлей и У. Рамзай выделили из азота воздуха газ, обладающий хим. инертностью (греч. argos - бездеятельный). После открытия др. инертных газов они были объединены в отдельную нулевую группу периодич. системы; теперь общепринято рассматривать их как главную подгруппу VIII гр.

В природе А. присутствует только в свободном виде. Атмосфера содержит 16*1012т А., земная кора 0,165*1012т, вода 0,752* 1012 т. Объёмная концентрация А. в воздухе 0,93%. Атмосферный А. состоит из трёх стабильных изотопов: 36Аr (0,337% ),38Аr (0,063% ) и 40Аr (99,600% ). Преобладание тяжёлого изотопа связано с его образованием при радиоактивном распаде природного калия 40К (в результате общее количество А. в атмосфере непрерывно возрастает). Вследствие высокого содержания 40Аr атомная масса Аr больше, чем у следующего за ним в таблице Менделеева К. Из искусственно полученных радиоактивных изотопов А. для радиоактивной метки наиболее пригоден 37Аr с периодом полураспада 35,0 дней. Плотность А. (при 0°С и 101325н/м2) 1,7839 кг/м3, tпл - 189,3°С, tкип -185,9°С. В 1 л воды при нормальных условиях растворяется 51,9 см3 А. В металлах А. практически не растворим. Молекула А. одноатомна. Энергия первичной ионизации А. (Аr° ->Аr+) велика (15,755 эв или 2,5241*10-18 вдж), сродством к электрону А. не обладает. Все попытки получить валентные соединения А. оканчивались неудачей. А. способен образовывать соединения включения (клатраты) с веществами, имеющими в своих кристаллич. решётках полости с размерами, приблизительно соответствующими диаметру атома А. (Н2О, D2O, фенол, гидрохинон). Наиболее полно изучен Аr*6Н2О, впервые синтезированный в 1896 П. Вийаром при кристаллизации воды в атмосфере А. (давление А. 15,5 Мм/м2). темп-pa разложения Аr*6Н2О при 101 325 н/м2 42,0°С. А. с фенолом даёт соединение Аr*ЗС6H5ОН. В соединениях включения, напр. в SO2*6H2O, можно SO2 изоморфно заместить Аr (работы Б.А. Никитина и др.), что даёт возможность синтезировать Аr*6Н2О при нормальном давлении.

В пром-сти А. получают в процессе разделения воздуха при глубоком охлаждении. Возможно получение А. из продувочных газов колонн синтеза аммиака. Отделять