БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

адываться осн. школы и направления в историографии А. В последней трети 19-1-й четв. 20 вв. в науке А. господствовало либерально-позитивистское направление (школы В. Лопеса, Б. Митре, Р. Левене), для к-рого характерно эмпирич. хроникальное изложение истории с привлечением большого количества источников. Это направление развивалось в борьбе с клерикально-реакц. школой, представителями к-рой были Г. Фунес, П. Лосана, X. Гевара, А. Баса- и -Бустос. В самом кон. 19 в. зародилось социал-реформистское течение (X. Б. Хусто). Историки этого направления предлагали в качестве средства разрешения классовых противоречий эволюц. кооперативное переустройство обществ. жизни в рамках бурж. строя. В 20-40-х гг. 20 в. усилилось реакц. направление биологич. детерминизма, сторонники к-рого считают насилие гл. двигателем истории (Л. Аярагарай, К. Ибаргурен). В основе историч. работ представителей этого направления лежат апология рсакц. диктатур, пренебрежение к истории нар. масс, фальсификация истории рабочего и коммунистич. движения. После 2-й мировой войны 1939-45, в условиях обострения классовой борьбы и подъёма рабочего движения, реак-ц. историки (Э. Гандия, Э. Паласио и др.) выступили с "новой" историч. концепцией, ставящей своей задачей пересмотр и модернизацию истории А. с целью оправдания господства эксплуататорских классов, привития массам духа национализма. Это направление известно в историографии как школа историч. ревизионизма. В наиболее искажённом свете эта школа стремится представить историю рабочего движения.

С 40-х гг. 20 в. всё большее значение в историографии А. приобретает марксистское направление (Б. Марианетти, Л. Па-со, Р. Искаро, А. Феррари, Ф. Над-ра). В работах прогрессивных аргент. историков вопросы истории А. изучаются на основе анализа социально-экономич. развития страны и классовой борьбы. Важными центрами исследований по истории и сосредоточения историч. документов являются Нац. б-ка (осн. в 1810), Нац. архив (осн. в 1821), Нац. музей истории (осн. в 1889) и в особенности Нац. академия истории (1893). Полезные изыскания ведутся историками и социологами либерально-демократич. направления в Ин-те им. Сармьенто (осн. в 1911) и Ин-те социологии (осн. в 1942).

Материалы по истории публикуются в журн.: "Boletin de la Academia Nacional de la historia" (c 1924), "Revista del Museo Mitre" (c 1948), а также в ежемесячном обществ.-политич. и теоретич. журнале КПА "Nueva Era" (c 1949).

В. И. Ермолаев.

Экономическая наука. Формирование экономич. мысли А. относится к 1-й четв. 19 в., когда была завоёвана независимость страны. Однако позднее в связи с ростом в А. влияния иностр. монополий экономич. наука не получила достаточного развития. Усилившееся движение против засилья иностр. капитала в нач. 20 в. способствовало интенсивному росту экономич. науки. Осн. внимание аргент. экономистов направлено на решение проблем экономич. независимости страны, усиление темпов экономич. развития. Наибольшим влиянием пользуется анти-империалистич. направление (Р. Пребиш, Р. Фрихерио и др.), поддерживающее "теорию экономического роста". Осн. её положения: проведение индустриализации, усиление гос. вмешательства в экономику, ограничение привлечения иностр. капитала, стимулирование нац. капитала и т. д. При этом социальные реформы предполагается проводить при сохранении основ частной собственности.

Большое место в экономич. исследованиях занимают агр. проблемы, решение к-рых часть экономистов (В. Пеллегрини, А. Фрондиси и др.) видит в оснащении с.-х. произ-ва техникой при сохранении помещичьего замлепользования, допуская лишь частичный выкуп земли у помещиков. Прогрессивные экономисты (П. Альберди, X. Фучс и др.) считают, что решение проблемы состоит в устранении помещичьих латифундий. Попытки выработать наиболее эффективный путь развития экономики страны привели к детальному изучению её экономич. истории (А. Бунхе, Р. Ортис, А. Феррари и др.). В связи с тем, что большую роль в экономике страны играет иностр. капитал, много внимания уделяется исследованиям проблем внеш. торговли, финансов, кредита и т. д.

На развитие экономич. науки А. огромное влияние оказали марксистские идеи, публикации произведений В. И. Ленина в 1-й пол. 20 в. Аргент. экономисты-марксисты (в частности, П. Альберди, X. Фучс, М. Исакович, Р. Оливари, Б. Марианетти, М. Лебединский,Э. Агости) в своих произведениях вскрывают причины экономич. отсталости А. и намечают пути её преодоления.

В 1914 в А. была образована Академия экономич. наук, к-рая издаёт науч. журн. "Anales" (с 1916) и др. В 1960 был создан Центр экономич. исследований при ин-те Торкуато ди Телья, объединяющий видных аргент. экономистов, сочетающий н.-и. работу с преподавательской и пропагандистской деятельностью. В связи с усилившимися в Лат. Америке интеграционными тенденциями (образованием новых типов капиталистич. межгос. объединений) в А. в 1965 был создан Ин-т по проблемам интеграции Лат. Америки. Имеются также Ин-т экономич. и социальных исследований им. А. Бунхе, Амер. ин-т экономич., юридич. и социальных исследований, Ин-т экономич. и социального развития. При крупных частных компаниях существуют экономич. центры для изучения конъюнктуры рынка, динамики спроса и предложения и др. проблем.

Наиболее крупные экономич. журналы: "Problemas de economia" (с 1962), "Revista de Ciencias Economicas" (c 1948), "Revista de economia argentina" (c 1918). По объёму публикуемой экономич. лит-ры А. занимает ведущее место среди лат.-амер. стран. И. Е. Питовранова.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Первые науч. учреждения возникли в А. в 19 в., когда был создан ряд академий, объединявших небольшие Труппы учёных (обычно 20-30 чел.), работавших в отд. отраслях науки. В 1968 в А. имелось 13 таких академий, в т. ч. 11 в Буэнос-Айресе - Нац. академия точных, физич. и естественных наук (осн. в 1874), Нац. академия права и социальных наук (осн. в 1874), Аргент. академия лит-ры (осн. в 1931), Академия изящных иск-в (осн. в 1936), Нац. академия наук Буэнос-Айреса (осн. в 1937), Нац. академия географич. наук (осн. в 1956), Академия агрономии и ветеринарии и др. и 2 в Кордове - Нац. академия наук (осн. в 1868) и Нац. академия права и социальных наук (осн. в 1941). Кроме академий, в крупнейших городах страны имеется 30 н.-и. ин-тов и св. 130 науч. об-в.

В. 3. Клепиков.

Лит.:Ваbini J., La ciencia en la Argentina, В. Aires, [1963]; его же, Historia de la ciencia argentina, Мех.- В. Aires, 1949; World directory of national science policy-making bodies, v. 3, Latin American, [P., 1963]; Ibanez J. C., Historia de la cultura argentina, 2 ed., B. Aires, [1964]; История философии, т. 4, M., 1959, гл. 6, § 3; т. 5, М., 1961, гл. 20, § 5; Современная философия и социология в странах Западной Европы и Америки, М., 1964; Perelstein В., Роsitivismo у antipositivismo en la Argentina, В. Aires, 1952; Orgaz Raul A., Obras completas, t. 2 - Sociologia argentina, Cordova, 1950; Ingenieros J., La evolucion de las ideas argentinas, v. 1-2, B. Aires, 1951; Историография нового времени стран Европы и Америки. М., 1967, гл. 16; Альберди П. Г., Кризис экономики Аргентины, пер. с исп., М., 1950; Gordon Wendell С., The political economy of Latin America, N. Y. - L., 1965; Prebisch R., The economic development of Latin America and its principal problems, N. Y., 1950.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1969 в А. издавалось более 300 ежедневных газет общим тиражом ок. 4 млн. экз. В Буэнос-Айресе выходило св. 20 газет общим тиражом 2,2 млн. экз. Крупнейшие газеты и журналы: "Расон" ("La Razon"), c 1905, тираж 550 тыс. экз.; "Кларин" ("Clarin"), с 1945, тираж 400 тыс. экз.; "Пренса" ("La Prensa"), c 1869, тираж 250-300 тыс. экз., выражает интересы крупной буржуазии и помещиков-латифундистов, связанных с амер. капиталом; "Насьон" ("La Nacion"), с 1870, тираж 250 тыс. экз., выражает интересы зем. олигархии и крупной тор-гово-пром. буржуазии; "Нуэстра палабра" ("Nuestra Palabra"), c 1950, орган

КПА; журн. "Нуэва эра" ("Nueva era"), с 1949, ежемесячный, орган КПА; прогрессивные журналы: "Куадернос де культура" ("Cuadernos de cultura"), c 1950, выходит один раз в два месяца, и "Проблемас де экономиа" ("Problemas de economia"), c 1962, ежеквартальный. В А. насчитывается более 70 гос. и частных радиостанций. Крупнейшие радиостанции в Буэнос-Айресе: "Радио насьональ", "Радио Бельграно", "Радио эль мундо". В нач. 50-х гг. в стране начала развиваться телевизионная сеть. В 1969 в А. было 10 телевизионных центров.

XIII. Литература

Фольклор индейских племён, населявших А., до нашего времени не дошёл. В колон. период (нач. 16 - нач. 19 вв.) лит-pa А. развивалась под воздействием лит-ры метрополии - Испании; однако нар. поэзия сохраняла своё своеобразие. В кон. 18 - нач. 19 вв. в произв. М. де Лавардена, Д. де Аскуэнаги и др. под влиянием революц. идей Европы и Сев. Америки проявлялись просветит. тенденции. В годы антиисп. войны 1810-26 и нац.-освободит. движения господствовал революц.-патриотич. классицизм: публицистика Б. де Монтеагудо, стихи В. Лопеса-и-Планеса, Э. де Луки, X. Круса Варелы.

Первым художеств. течением в лит-ре А. после провозглашения её независимости (1816) стал романтизм, выдвинувший лозунг нац. самоутверждения. Это течение развивалось в период помещичье-клерикальной диктатуры Росаса (1829-52) и было представлено творчеством его противников, создавших в 1838 тайную революц. организацию "Майская ассоциация". Идеологом романтич. направления стал поэт и философ Э. Эчеверриа. X. М. Гутьеррёс был не только поэтом, но и прозаиком, автором новелл "Человек-муравей" и "Капитан патрициев" (обе 1838), первых образцов аргент. романтич. прозы. К "Майской ассоциации" принадлежали также писатель и публицист X. Б. Альберди, прозаик В. Ф. Лопес. С ассоциацией связано творчество Д. Ф. Сармьенто и X. Мармоля - автора первого нац. романа "Амалия" (1855). Собственно аргент. лит. явлением стала "лит-pa и поэзия гаучо", в основе к-рой - фольклор жителей пампы. Её создатели- Б. Идальго, а также И. Аскасуби, Э. дель Кампо, X. Эрнандес, чья поэма "Мартин Фьерро" (ч. 1-2, 1872-79) стала нац. эпопеей А. Во 2-й пол. 19 в. получила развитие "костумбристская" (нравоописательная, бытоописательная ) лит-pa, знаменовавшая начало перехода к реализму; известные "костумбристы" - Л. В. Лопес, Э. Вильде, М. Кане, поэт К. Гидо-и-Спано и др. Одно из первых произв. критич. реализма в лит-ре А.- роман "Биржа" (1890) X. Мартеля, резко обличавший капиталистич. порядки. В том же русле писали сатирик X. С. Альварес (псевд.- Фрай Мочо), романист и драматург Р. Пайро, драматург Ф. Санчес и др. С кон. 19 в. в прозе аргент. лит-ры стали распространяться натуралистич. и декадентские тенденции, своеобразно сочетаясь с поисками нац. духовной самобытности. Пример тому - поэзия Л. Лугонеса.

Новый этап в лит-ре А. наступил после 1-й мировой войны 1914-18 и Окт. революции в России. В 20-х гг. существовали два крупных объединения писателей- "группа Флориды" (Лугонес, поэт X. Л. Борхес, прозаик У. Васт), отстаивавшая лозунг "искусство для искусства",и "группа Боэдо", провозгласившая лозунг "искусство для жизни" (Р. Арльт, А. Юнке и др.). Специфика нац. жизни нашла воплощение в социальных романах Б. Линча ("Стервятники Флориды", 1916, и др.), Р. Гуиральдеса ("Дон Сегундо Сомбра", 1926). В поэзии 20-х гг. господствовали различные течения авангардизма, выражавшего анархич. протест против мещанской обыденности. Позднее некоторые авангардисты - Р. Гонсалес Туньон, К. К. Итурбуру идр.- обращаются к социальной поэзии.

К сер. 20 в. борьба между прогрессивным, реалистич. иск-вом и различными направлениями декадентской лит-ры резко обострилась. С концепциями совр. модернистского иск-ва связаны романы Э. Сабато ("Туннель", 1948, и "О героях и могилах", 1965), Э. Мухики Лайнеса ("Бомарсо", 1965), X. Бьянко ("Крысы", 1943); в них господствуют пессимизм, разочарование в силах разума. Эти же черты присущи ипоследним романам Э. Мальеа ("Обладание", 1958, "Ледовый корабль", 1969), начавшего с социальных романов ("История одной страсти", 1937) и рассказов. Реалистич. прогрессивное крыло лит-ры А. представляют романисты Э. Л. Кастро ("Островитяне", 1944, "Вспаханное поле", 1953), Б. Вербицкий ("Вилья-Мисерия тоже Америка", 1957), Л. Гудиньо Крамер ("Чтобы лучше тебя пожрать", 1968), К. Руис Доде ("Сандовали", 1965), А. Варела ("Темная река", 1943, "Куба революционная", 1960), X. Кортасар ("Игра в классы"), поэты Л. Герреро (сб. "Мои пристрастия", 1965), X. Педрони (сб. "Песнь Кубе", 1960), драматурги О. Драгун и А. Кусани, критик-марксист Э. Агости (кн. "Нация и культура", 1959) и др.

Изд. в рус. пер.: Аргентинские рассказы, М., 1962; Поэзия гаучо, М., 1964.

Лит.: Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1765-1959, [сост. Л. А. Шур], М., 1960; Шур Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1960-1964. М., 1966; Rоjas R., Historia de la literatura argentina. v. 1-8, В. Aires, [1948-49]; Historia de la literatura argentina, dir. por R. A. Arrieta. v. 1-5, B. Aires, 1958-59; "Estafeta literaria", 1967, № 379-380 (специальный номер, посвящённый аргентинской литературе); Castagnino R. H., Literatura dramatica argentina, 1717 - 1967, B. Aires, [1968]. 3. И. Плавскин.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Искусство коренного индейского населения А. до её колонизации (16 в.) представлено тканями с геометрич. узором, украшениями из перьев, расписной и фигурной керамикой, культовой скульптурой из камня, дерева и глины. В колон. период строились города (Буэнос-Айрес, Кордова, Санта-Фе) с прямоугольной сеткой улиц и площадью (с собором, ратушей и дворцами) в центре или на берегу океана. Одноэтажные дома (из адобы или глинобитные) имели дворик-патио, портал с фронтоном и окна с решётками, а строгие по формам базиликальные церкви - деревянные наборные потолки, купол над средокрестием и портик, арку или навес на зап. фасаде. Крупные церкви в стиле барокко (а во 2-й пол. 18 в. - в стиле классицизма) построены приезжавшими из Европы архитекторами Ф. Лемером, X. Краусом, А. Бланки, X. Б. Примоли. Классицизм и традиции колон. времени удерживались в архитектуре А. до 70-х гг. 19 в. Резьба на деревян. ретабло, кафедрах, дверях часто выполнялась индейцами гуарани. После провозглашения независимости (1816) развивается изобразит. иск-во: романтич. жанровые картины Р. Монвуа-зена, панорамные пейзажи П. Пуэйре-дона с бытовыми сценами, скульптура Л. Корреа Моралеса на нац. темы, реа-листич. живопись Э. Сивори. С кон. 19 в. в Буэнос-Айресе строятся пром. и портовые сооружения, многоэтажные дома с мансардами, особняки в стиле "модерн". С кон. 1920-х гг. в А. развивается совр. архитектура: воздвигаются железобетонные общественные, пром. и жилые здания (арх. А. Вирасоро, А. Вильяме, X. Дельпини), многоквартирные дома с солнцезащитными устройствами, ведётся частичная перепланировка городов; среди крупных архит. работ - ул. Авенида 9 июля с подземным гаражом, Муниципальный театр, банк в Буэнос-Айресе, гор. центр в Санта-Фе, отели в Мардель-Плата. Но гл. проблемы градостроительства и жилищного стр-ва остаются неразрешёнными. Стихийно выросшие трущобные р-ны с лачугами и бараками ("конвентильо") занимают до половины гор. территорий.

В нач. 20 в. искусство А. испытывает сильное воздействие импрессионизма (пейзажист Ф. Фадер, скульптор Р.Ируртия). В 1920-30-х гг. появляются модернистич. течения (примитивизм - Р. Сольди, кубизм - Э. Петторути, сюрреализм - Р. Форнер); возникает и нац. школа "нового реализма", к-рая обращается к острым социальным проблемам, к нар. жизни (тяготеющая к крупным обобщённым формам монументальная и станковая живопись X. К. Кастаньино, Л. Э. Спилимберго, А. Берни, Б. Кин-куэлы Мартина; экспрессивная, ярко эмоциональная графика А. Р. Виго, А. Гидо, А. Бриес). Для реалистич. скульптуры А. (А. Бигатти, X. Фиораванти, Э. Сото Авенданьо) характерно стремление к монументальным нац. образам. В 1960-х гг. в А. получили развитие новейшие авангардистские течения - "поп-арт", абстрактные формы "кинетич. иск-ва" и др. (X. Ле Парк, А. Берни). Лит.: Выставка современной графики Аргентины. Каталог, Л., 1958; Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967 (библ.); Рaganо J. Lеоn, Historia del arte argentine, В. Aires, 1944; Kronfuss J., Arquitectura colonial en la Argentina, Cordoba, [s. a.]; Schiaffino E., La pintura у escultura en la Argentina, B. Aires, 1933; La pintura у la escultura argentinas de este siglo, B. Aires, 1953; San Martin M. L., Pintura argentina contem-poranea, B. Aires, 1961; Вu11riсh F., Arquitectura argentina contemporanea, B. Aires, [1963]. Илл. см. на вклейке, табл. XVI.

XV. Музыка

Музыка занимала большое место в жизни и быту индейских племён, населявших территорию совр. А. Особенно развитой и своеобразной муз. культурой обладали народы Анд-кечуа и др.; их лирич. песни яравй, танц. мелодии уайно, муз. инструменты (флейта кена, различные ударно-шумовые) сохранились до наших дней.

Нар. музыка А. восходит своими истоками к исп. народной и отчасти проф. музыке. В дальнейшем значительную роль в развитии креольской музыки А. сыграло искусство и других европ. стран (аргент. танцы сьелито и перикон ведут начало от англ. контрданса, танец куандо - от франц. менуэта, чамаме - от чеш. польки, ранчера - от польской мазурки и т. п.). Огромное значение имело проникновение в А. европ. муз. инструментов, в первую очередь 6-струнной гитары и её разновидностей, а также более древних - лауда и виуэлы, арфы и скрипки. Характерные стилистич. черты нар. музыки А. обнаруживают преемственную связь с исп. музыкой, но обладают нек-рыми специфич. местными особенностями, прежде всего в сфере ритмики и в ладовом строе.

Нац. муз. школа А. начала складываться с кон. 19 в. Одним из её основоположников был А. Вильяме - основатель консерватории в Буэнос-Айресе, композитор преим. европейской ориентации, автор оркестровых и камерных сочинений. Крупным аргент. композитором был А. Берутти, создавший оперу "Пампа" (пост. 1897) - произв., отразившее своеобразие аргентинской народной музыки. Были поставлены оперы Э. Пани-сы, К. Гайто, А. Рогатиса, Ф. Боэро, А. Счиумы, X. Хиларди, X. X. Кастро и др.

Представители креольского