БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

нового стиля": Марван ибн Аби Хафса (721-97), Муслим ибн аль-Валид (ум. 803) и особенно поэты 9 в. Абу Таммам и аль-Бухтури.

Больших успехов в 8-9 вв. достигла араб. проза, почву для к-рой подготовили записи фольклора, изучение Корана, переводы науч.-художеств. лит-ры с сирийского, среднеперсидского и греч. языков. Зарождавшаяся в то время ист. лит-ра включала предания, легенды и описания отд. событий, а географич. произв. содержали рассказы купцов и путешественников о далёких странах. Художеств. проза обогащалась также эпистолярными и речевыми стилями: в деловой переписке, ораторском иск-ве и проповедях нек-рые авторы достигали большой выразительности и мастерства. Смесь рассказов на разнообразные сюжеты и пёстрого познавательного и дидактич. материала представляют многочисл. сочинения великих араб. прозаиков алъ-Джахиза (767-868) и Ибн Кутайбы (828 - ок. 889), к-рый в "Источниках известий" (10 книг) систематизировал большой лит. материал по тематич. принципу: о власти, о войне, о дружбе и т. п. Это сочинение стало предметом подражаний. В 9 в. появился араб. перевод перс. сб. "Тысяча сказок" ("Хе-зар афсане") - прототипа сб. "Тысяча и одна ночь".

Распад Халифата способствовал децентрализации лит-ры. Важнейшим из местных лит. центров 10 в. стал г. Халеб (Алеппо). Здесь, при дворе Хамданида Сайф ад-Даула, жил поэт-панегирист аль-Мутанабби (915-965). Его хвалебные и сатирич. касыды насыщены сти-листич. украшениями, изысканными метафорами, гиперболами и сравнениями; в отделке стиха он достигал изощрённого мастерства. В 11 в. в Сирии жил поэт и мыслитель Абу-ль-Ала аль-Мааррм (973- 1057). Начав с подражания Мутанабби, он ещё более усовершенствовал технику стиха, введя усложнённые двойные рифмы. Видными прозаиками 10 в. были Абу Хайян ат-Таухиди (ум. 1009) и ат-Танухи (940-994). Рифмованная проза получила распространение в светской лит-ре. Абу Бакр аль-Хорезми (ум. 993) написал в этой форме остроумные "Послания" ("Расаиль"), а Бади аз-Заман аль-Ха-мадани (ум. 1007) создал оригинальный жанр - макаму, к-рую считают высшим достижением араб/ прозы. Макамы Хамадани составили цикл из 50 плутовских новелл, или рассказов о приключениях и перевоплощениях изворотливого бродяги. Макамы проникли в литературу из гор. фольклора. Однако если у Хамадани арабская проза сохранила живость и непосредственность, то у многочисленных его подражателей (в том числе у аль-Харири, 1054-1122) она выродилась в стилизацию.

Особняком стояла араб. лит-pa в Андалусии (араб. Испания), тесно связанной с Магрибом. В 8-10 вв. Андалусия в культурном отношении оставалась провинцией Халифата, нормой для её поэзии являлись образцы, сложившиеся на востоке Халифата. Андалусскую поэзию представляли: утончённый лирик и автор эпич. поэмы о завоевании Испании арабами аль-Газаль (770-864); составитель популярной антологии "Единственное ожерелье" и автор анакреонтич. стихов Ибн Абд Раббихи (860-940); сочинитель ок. 60 касыд Ибн Хани (ум. 972) и др. Однако постепенно в андалусской лирич. поэзии не только появился местный колорит, но и возникли строфич. формы мувашшах (опоясанный) и заджал (мелодия), до тех пор чуждые араб. поэзии. Они родились в простонародной среде в результате взаимодействия культуры арабов,берберов и местного романского населения. Мувашшах, впервые упоминаемый в кон. 10 в., проникнув в лит-ру, распространился и на восток Халифата, а к 13 в. принял застывшие формы, превратившись в предмет формалистич. упражнений. Заджал избежал стилизации и остался излюбленным нар. жанром в мусульм. и христ. Испании, попал в др. араб. страны и, по-видимому, оказал влияние на развитие ранней провансальской поэзии. Сохранился диван крупнейшего представителя этого жанра Ибн Кузмана (ок. 1080-1160). Расцвет андалусской поэзии на лит. араб. яз. приходится на 11 в., когда Кардовский халифат распался на неск. эмиратов. В каждом из них возникли придворные лит. кружки. Всюду преобладала панегирич., эротич. и вакхич. поэзия. Крупным центром стала Севилья с её поэтами-меценатами аль-Мутадидом (1012-1069) и аль-Мутамидом (1040-1095). Последний кончил свою жизнь в Марокко, находясь в плену; его добровольным спутником в заточении был знаменитый поэт-лирик из Сицилии Ибн Хамдис (1055- 1132). В Севилье жил последний крупный араб. поэт Кордовы Ибн Зайдун (1003- 1071). Мн. андалусские поэты 11-13 вв. прославились элегиями на падение арабских династий и городов под ударами Реконкисты (Ибн Абдун, аль-Вакаши, Ибн Хафаджа, Салих ар-Ронди и др.). В прозе выделяются Ибн Хазм, создавший "Ожерелье голубки" - своеобразный трактат о любви, и Ибн Туфайль (ок. 1110-1185), автор филос. романа "Живой, сын бодрствующего".

С сер. 11 в., несмотря на количеств. рост, араб. лит-pa носит печать упадка. В поэзии начинает преобладать мистика, в прозе - дидактика. Для мистич. поэзии характерно сочетание вакхич. и эротич. мотивов с экстатич. обращениями к божеству. Её видными представителями были андалусцы Ибн аль-Араби (1165- 1240), аш-Шуштари (ум. 1269) и египтянин Омар ибн аль-Фарид (1182-1235). Сицилиец Ибн Зафар (ум. 1169) сделал робкие шаги к созданию ист. новеллы. Сирийский эмир Усама ибн Мункыз (1095-1188) написал единственную в ср.-век. араб. лит-ре художеств. автобиографию "Книга назидания". Ибн Арабшах (1392-1450), увезённый Тимуром из Багдада в Самарканд, в своей дидактич. антологии "Приятный плод для халифов" переработал витиеватым слогом сев.-иран. сказки.

С упадком письм. лит-ры, обслуживавшей культурные и эстетич. запросы крупных феодалов и узкого круга образованных людей, наступил расцвет устно-поэтич. творчества. В Египте и Сирии, куда после монг. нашествия (13 в.) окончательно переместился центр араб. лит-ры, распространились жанры мувашшах и зад-жал. Суфийские поэты и даже придворный поэт Бахааддин Зухайр (1187-1258) стремились писать языком, близким к народному, Ибн Даниял (13 в.) в Египте записал лубочные пьесы для теневого театра. Получили распространение в 13- 15 вв. и позднее своеобразные нар. произв. в жанре сира (букв.- "жизнеописания"), т. е. циклы рассказов на героич. и любовные сюжеты, связанные с историческими и вымышленными лицами и событиями. Европ. терминология классифицирует их как рыцарские романы. Эти произв. исполнялись сказителями-актёрами на улицах и площадях. Важнейшие сиры: о поэте-воине 6 в. Антаре и его возлюбленной Абле, о мамлюкском султане Бейбарсе, о переселении племени бану-хилаль в Египет и Сев. Африку, о Зу-ль-Химме. Нек-рые из них начали складываться, по-видимому, очень рано. Нар. память пронесла их через века, а сказители каждого поколения наслаивали новыч; эпизоды и подробности, внося в них анахронизмы и противоречия. В сирах отразились события эпохи крестовых походов (герои обычно совершают подвиги в сражениях против "неверных" - "франков" или "румов"). К тому же типу нар. лит-ры относится сб. сказок "Тысяча иодна ночь", в состав к-рого наряду с фольклорными илит. материалами полностью вошла сира об Омаре ибн ан-Нумане.

Араб. лит-ра 16-18 вв., скованная схоластикой и традиц. рамками, имела ограниченное значение; важна лишь непрерывная рукописная традиция, сохранившая до наших дней многие памятники прошлого.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Иск-во араб. стран сложно по своим истокам. На Ю. Аравии они восходят к культурам Сабейского, Минейского и Химьяритского гос-в (1-е тыс. до н. э.- 6 в. н. э.), связанным со Средиземноморьем и Вост. Африкой. Древние традиции прослеживаются в архитектуре башнеобразных домов Хадрамаута и многоэтажных постройках Йемена, фасады к-рых украшены цветным рельефным узором. В Сирии, Месопотамии, Египте и Магрибе стили ср.-век. араб. иск-ва формировались также на местной основе, испытывая нек-рое воздействие иран., визант. и др. культур.

Архитектура. Осн. культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало "дворовому", или "колонному", типу мечети), в 1-й пол. 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е гг.7 в.). Высокое художеств. решение араб. колонная мечеть получила в Дамаске - столице Омейядов: строители дамасской мечети (нач. 8 в.) великолепно использовали местные эллинистич. и сиро-визант. архит. традиции и украсили здание полихромными мозаиками, изображающими архит. пейзаж. Величественны мечети в Кайруане (Сиди-Окба, 7-9 вв.) и Кордове (8-10 вв.). Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой архитектуре араб. стран (мечети: Ибн Тулуна в Каире, 9 в.; Мутаваккиля в Самарре, 9 в.; Хасана в Рабате и Кутубия в Марракеше, обе 12 в.; Большая мечеть в Алжире, 11 в., и др.) и оказал воздействие на мусульм. зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии. В архитектуре получили развитие, также купольные постройки, ранний образец к-рых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (687-691).8 дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.

При Омейядах велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов (Мшатта, Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр аш-Шарки, Хирбет аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой,мозаикой и стенными росписями.

При Аббасидах проводились большие градостроительные работы. Багдад, заложенный в 762, подобно Хатре и Ктесифону, был городом, круглым в плане; в центре его размещались дворец и мечеть, а периметр был охвачен двойным кольцом оборонит. стен. В Самарре (столице Халифата в 836-892), вытянувшейся вдоль р. Тигр,преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из кирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные залы, стены к-рых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью. Мечети Самарры имели зиккуратообразные минареты.

Особую школу араб. зодчества представляют постройки фатимидского Каира (осн. в 969). Воздвигнутые из камня гор. стены образуют в плане квадрат; сохранилось неск. ворот 11 в., к к-рым вели гл. улицы города. Крепостная архитектура отличалась выразительностью простых монументальных форм. Фати-мидский Каир украшали дворцы, кара-вансараи, бани, лавки, жилые дома, а также здания мечетей, из числа к-рых до нас дошли грандиозные аль-Хаким и аль-Азхар, а также украшенные изящной резьбой по камню аль-Акмар и ас-Салих-Талаи.

С 13 в. до нач. 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе (Алеппо) и др. В монумент. архитектуре этого времени пространств. начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место грандиозным архит. объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола. Строятся величественные здания четырёхайванного (см. Ливан) типа (известного до этого в Иране): маристан (госпиталь) Калауна (13 в.) и мечеть Хасана (14 в.) в Каире, мечети и медресе (духовные школы) в Дамаске и др. городах Сирии.. Сооружаются мно-гочисл. купольные мавзолеи, подчас образующие живописный ансамбль (Кладбище мамлюков в Каире, 15-16 вв.). Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15-16 вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).

Высокий расцвет пережила в 10-15 вв. араб. архитектура Магриба и Испании. В крупных городах (Рабате, Марракеше, Фесе и др.) строились касбы - цитадели, укреплённые мощными стенами с воротами и башнями, и медины - торг. и ремесл. кварталы. Большие колонные мечети Магриба с многоярусными, квадратными в плане минаретами отличаются обилием пересекающихся нефов, богатством резной орнаментики (мечети в Тлем-сене, в Таза и др.) и пышно украшены резным деревом, мрамором и мозаикой из разноцветных камней, как и многочисл. медресе 13-14 вв. в Марокко.-В Испании, наряду с мечетью в Кордове, сохранились и др. выдающиеся памятники араб. архитектуры: минарет "Ла Хиральда", воздвигнутый в Севилье зодчим Джебером в 1184-96, ворота в Толедо, дворец Альгамбра в Гранаде - шедевр араб. зодчества и декоративного иск-ва 13-15 вв. Араб. зодчество оказало воздействие на романскую и готич. архитектуру Испании ("стиль мудехар"), Сицилии и др. средиземноморских стран.

Захват араб. стран турками-османами в 16 в. принёс формы османского зодчества, особенно в культовую архитектуру. Но в светской архитектуре продолжали жить и развиваться местные строит. и художеств. традиции.

Декоративно-прикладное и изобразит. иск-во. В араб. искусстве получил яркое воплощение свойственный художеств. мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей араб. но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к антич. мотивам,- это созданный арабами новый тип узора, в к-ром математич. строгость построения сочетается со свободной художеств. фантазией. Получил развитие также эпиграфич. орнамент - каллиграфически исполненные надписи, включённые в декоративный узор.

Орнамент и каллиграфия,широко применявшиеся в архит. декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного иск-ва, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику араб. художеств. творчества. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры - Ракка, Самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром сосуды, изготовленные в фатимидском Египте; испано-мавританская люстровая керамика 14-15 вв., оказавшая большое влияние на европ. прикладное иск-во. Мировой известностью пользовались также араб. узорные шёлковые ткани - сирийские, египетские, мавританские; изготовлялись арабами и ворсовые ковры. Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художеств. изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и др. предметы утвари); особенным мастерством отличаются изделия 12-14 вв. г. Мосула в Ираке и нек-рых ремесл. центров Сирии. Славились сирийское покрытое тончайшей эмалевой росписью стекло и украшенные изысканным резным узором егип. изделия из горного хрусталя, слоновой кости, дорогих пород дерева.

Иск-во в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрия., растительным и эпиграфич. узором. Однако ислам, в отличие от христианства и буддизма, отказался широко использовать изобразит. иск-во в целях пропаганды религ. идей. Более того, в т. н. достоверных хадисах, узаконенных в 9 в., содержится запрещение изображать живые существа и особенно человека. Богословы 11-13 вв. (Газали и др.) эти изображения объявили тягчайшим грехом. Тем не менее, художники на протяжении всего средневековья изображали людей и животных, реальные и мифологич. сцены. В первые века ислама, пока богословие ещё не выработало свои эстетич. каноны, обилие реалистических по трактовке живописных и скульптурных изображений во дворцах Омейядов свидетельствовало о силе домусульман-ских художеств. традиций. В дальнейшем изобразительность в араб. иск-ве объясняется наличием антиклерикаль-

ных по своему существу эстетич. воззрений. Напр., в "Посланиях братьев чистоты" (10 в.) иск-во художников определено "как подражание образам существующих предметов, как искусственных, так и естественных, как людей, так и животных".

Высокий расцвет пережило изобразит. иск-во в Египте 10-12 вв.: изображения людей и жанровые сцены украшали стены зданий г. Фустата, керамич. блюда и вазы (мастер Саад и др.), вплетались в узор резьбы по кости и дереву (панно 11 в. из дворца Фатимидов в Каире и др.), а также льняных и шёлковых тканей; изготовлялись бронз. сосуды в виде фигур животных и птиц. Аналогичные явления имели место в искусстве Сирии и Месопотамии 10-14 вв.: придворные и другие сцены включены в изысканный чеканный с инкрустацией орнамент изделий из бронзы, в узор росписей по стеклу и керамике.

Видное место в истории мирового иск-ва занимает араб. книжная миниатюра. В Египте миниатюра 9-10 вв. (происходящая из Файюма) и 11-12 вв. стилистически связана с коптским иск-вом. В живописи сирийских миниатюр заметно визант. влияние. Большой высоты иск-во книжной миниатюры достигло в Ираке в 12-13 вв. Здесь существовало неск. стилевых направлений. Одно из них (возможно, североиракское) отличается пышными и красочными придворными сценами; другое представлено лаконичными похарактеру иллюстрациями в науч. трактатах (напр., листы из "Фармакологии" Диоскорида, переписанной Абдаллахом ибн Фадлем в 1222, хранящиеся в разных музеях мира). Подлинной гордостью иракской школы миниатюристов являются полные живых наблюдений, переданных выразительным образным языком, звучной по краскам живописью иллюстрации к "Макамам" Харири, дошедшим в неск. рукописях (выделяются миниатюры рукописи 1237, художник Яхья ибн Махмуд из Васита, Парижская нац. б-ка,и рукописи нач. 13 в., принадлежащие Ленингр. отделению Ин-та востоковедения). Новый подъём миниатюра в Ираке пережила в кон. 14 в., когда в Багдаде работал выдающийся художник Джунаид Султани, автор миниатюр рукописи "Хамсе" Хаджу Кермани 1396 (Британский музей, Лондон).

Изобразит. начало было менее развито в иск-ве стран араб. Запада. Однако и здесь создавались декоративная скульптура в виде животных, узоры с мотивами живых существ, а также миниатюра (рукопись "История Байяд и Рийяд", 13 в., Ватиканская библиотека).

Араб. иск-во в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художеств. культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульм. мир и выходило далеко за его пределы.

Музыка. Араб. музыка сформировалась в результате слияния собственно араб. иск-ва с иск-вом завоёванных стран. Ранний, "бедуинский", период в её развитии характеризуется единством музыки и поэзии. Сохранились сведения о древних араб. профессиональных певцах-поэтах (шаирах), о песенных жанрах - хида (караванные песни), хабаб (песни конников), о музыкальных инструментах - дуфф (маленький квадратный бубен), мизхар (примитивная лютня с кожаной декой), ребаб (род однострунной скрипки).

После завоевания Ирана, ча