БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

зилиты развивали концепцию разума как единственного мерила истины и положение о неспособности творца изменять естеств. порядок вещей. В среде мутази-литов была распространена идея атомарного строения мира. Т. о., они, с одной стороны, положили начало рациональной геологии, с другой - расчистили почву для зарождения чисто филос. свободомыслия перипатетиков.

В качестве реакции на идеи мутазилитов развивалась доктрина ашаритов (последователей аль-Ашари, 873 или 874- 935/936), направивших рациональную теологию в русло филос. защиты догматов о божеств. провидении и чуде (именно с этой доктриной часто связывают термин "калам" и гл. обр. её представителей называют мутакаллимами). Согласно учению ашаритов, природа оказывалась нагромождением ничем не связанных между собой и ежемгновенно воссоздаваемых богом атомов и их качеств; в мире, утверждали они, нет причинно-следств. отношений, ибо всевышний способен в любой момент придать любому предмету любую форму и любое движение.

В противовес как умозрениям теологов, так и учениям перипатетиков развивался суфизм. Используя вместе с элементами мусульм. мировоззрения идеи гностицизма и неоплатонизма, суфии разработали учение о путях, ведущих человека через отречение от мирских страстей и богомыслие к созерцанию бога в мистич. интуиции и конечному с ним слиянию. Вместе с тем на нек-рых этапах своего развития суфийские идеи подвергались толкованиям в духе натуралистич. пантеизма.

Мистика суфиев, на первых порах подвергавшаяся преследованиям со стороны ортодоксального духовенства, была узаконена алъ-Газали (1059-1111) - крупнейшим представителем религ.-идеалистич. философии. В своей критике "еретических" и "противоверных" взглядов перипатетиков Газали отстаивал наряду с мистич. суфизмом положения ашаритов, отказываясь, однако, принять их атомистич. теорию. Одним из влиятельных представителей суфизма можно считать также Ибн алъ-Араби (1165- 1240).

В основе вост. перипатетизма лежала философия Аристотеля, перешедшая к арабам при посредстве сирийских переводчиков, отчасти в интерпретации афинской и александрийской школ, а также другие антич. учения, в частности поли-тич. теория Платона. Толкования Аристотеля вост. перипатетиками открывали возможность для атеистич. и даже мате-риалистич. концепций. Так, положение о двойств. истине, в скрытом виде содержавшееся уже в учении мутазилитов, предполагало аллегорич. толкования догматов ислама.

Основоположником вост. перипатетизма был алъ-Кинди (ок. 800-879), к-рый первым в араб. философии изложил содержание осн. трудов Аристотеля. Он же впервые представил (на основе восходящей к Александру Афродизийскому классификации интеллектов) рациональное познание как приобщение разума индивида к универсальному, божеств. разуму. Деизм Кинди, его представление о боге как о безликой "отдалённой причине", развивался в рамках неоплатонической теории эманации аль-Фараби. Онтологич. и гносеологич. идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслитель средневековья Ибн Сина, утверждавший вечность материи и независимость частных явлений жизни от божеств. провидения.

В 12 в. центр филос. мысли перемещается на 3. мусульм. мира - в Испанию. Здесь в Андалусии разрабатывают сходные гуманистич. темы Ибн Баджа, размышляющий о способности человека посредством чисто интеллектуального совершенствования, без мистич. озарения, достичь полного счастья и слиться с деятельным разумом, и Ибн Туфайль, в филос. робинзонаде описывающий историю освоения и познания природы человечеством, излагающий одновременно в аллегорич. форме концепцию двойств. истины. Однако своей вершины андалус-ская, а вместе с ней и вся ср.-век. араб. философия достигает в творчестве Ибн Рушда, отстаивавшего от нападок ашаритов и Газали идеи перипатетизма и создавшего самостоят. филос. учение. Отвергая учение Ибн Сины о внедрении форм в материю извне, Ибн Рушд выступил с тезисом об имманентности форм самой материи. Он отрицал также бессмертие индивидуальных душ, считая вечным лишь человеческий интеллект, приобщающийся к деятельному божеств. разуму, к-рый воплощает предельную цель человеческого знания. Большую роль в истории ср.-век. философии сыграла разработка Ибн Рушдом концепции двойств. истины.

Другим крупным мыслителем араб. Запада был Ибн Хальдун, по праву считающийся одним из основоположников философии истории.

Араб. философия обрела вторую жизнь в Европе - в деятельности аверроистов (последователей Ибн Рушда, см. Аверроизм) и др. борцов против офиц. идеологии католицизма.

Историческая наука. Арабская (арабоязычная) историография как самостоятельная дисциплина выделилась на рубеже 8-9 вв. Первые записи ист. содержания относятся к кон. 7 в. Материалом для ранних памятников ист. лит-ры на араб. яз. послужили историко-генеа-логич. предания араб. племён, полулегендарные сообщения о доисламских гос-вах в Юж. Аравии и об араб, княжествах в Сирии (Гассаниды) и в Ираке (Лахмиды), а также религ.-ист. предания о возникновении и распространении ислама, особенно о деятельности Мухаммеда и его сподвижников. Принятая в араб. историографии схема всемирной истории сложилась под влиянием коранич. представления о прошлом, как о последовательном ряде пророческих миссий, и построений мусульм. генеалогов и экзегетов 7-8 вв., связавших генеалогич. дерево арабов с библейской "таблицей народов". Значит. роль в создании историографии сыграли развитие астрономич. знаний (установление хронологии всемирной истории) и использование материалов иран. историко-эпич. предания (переводы "Книги царей" сасанидского Ирана), а также апокрифич. иудейско-христ. преданий. Ср.-век. араб. историография исходит из теологич. истолкования хода всемирной истории как осуществления божеств. замысла в отношении человеческого рода. В то же время она признаёт ответственность человека за свои поступки и видит задачу историка в поучении ист. опытом. Идею о дидактич. ценности истории, принятую большинством мусульм. историков, особенно чётко сформулировал Ибн Мискавайх (ум. 1030). Араб. историки не пошли дальше повествоват. истории, и только Ибн Хальдун сделал попытку перейти к изложению ист. событий в их причинной связи, разработав оригинальное учение об общих законах развития человеческого общества.

Предшественниками профессиональных араб. историков были знатоки и собиратели родословий и устных племенных преданий. Эти материалы были систематизированы Мухаммедом аль-Кальби (ум. 763), дополнены и записаны его сыном Хишамом (ум. ок. 819). Кроме монументального свода генеалогий арабов Хишама аль-Кальби, аналогичные своды составили Муарридж ас-Садуси (ум. 811), Сухайм ибн Хафс (ум. 806), Мусаб аз-Зубайри (ум. 851), Зубайр ибн Баккар (ум. 870), Ибн Хазм (ум. 1030), аль-Калькашанди (1355-1418) и др. Крупнейшей фигурой начального периода араб. историографии был Мухаммед аз-Зухри (ум. 741/42), сочетавший собирание родословий и племенных преданий с интересом к политич. истории Халифата. Ему принадлежит одна из первых записей преданий о воен. походах Мухаммеда (т. н. магази). Первое большое ист. сочинение на араб. языке (история древних пророков и жизнеописание Мухаммеда) Ибн Исхака (ок. 704-768 или 767) послужило образцом для последующих сочинений на эту тему. Наиболее значительны труды аль-Вакиди (747-823), Ибн Сада (ум. 845), поздние компиляции Ибн Саид ан-Наса, Нур-ад-дина аль-Халаби и др. К ним примыкает популярная в ср. века агиографич. лит-pa, б. ч. фантастич. рассказы о пророках и му-сульм. святых.

Для 2-й пол. 8 - сер. 9 вв. характерно преобладание ист. трудов, посвящённых отд. событиям гл. обр. из истории араб. завоеваний и гражд. войн в Халифате 7 - нач. 8 вв. [Аоу Михнаф (ум. 774), Абу Убайда (ум. ок. 824) и особенно аль-Мадаини (ум. ок. сер. 9 в.)]. Центром араб. историографии надолго стал Ирак. Со 2-й пол. 9 в. появляются соч., объединяющие накопленный материал в связное ист. повествование. Наиболее значительными были труды злъ-Белазури (ок. 820 - ок. 892); Абу Ханифы ад-Динавери (ум. ок. 895) и аль-Якуби по всеобщей истории, ставшей ведущим жанром историографии периода её расцвета (9-1-я пол. 11 вв.). Составленные чаще в форме анналов, они содержали обзор всемирной истории от сотворения мира, начальную историю мусульм. общины, описание араб. завоеваний и политич. историю Халифата (правление династий Омейядов и Аббасидов). Самое крупное сочинение этого жанра - многотомная "История пророков и царей" ат-Табари (838 или 839-923). Известность получили также всеобщая история аль-Масуди (ум. 956 или 957), Хамэы аль-Исфахани (ум. во 2-й пол. 10 в.), Ибн Мискавайха, а позднее Ибн алъ-Асира (1160-1233 или 1234), Ибн Хальдуна и др. Историков 9-10 вв. отличает широта кругозора, отражающая энциклопедич. характер их интересов и знаний (особенно Якуби и Масуди, собравших материал по истории и культуре народов за пределами мусульманских стран).

В связи с формированием местного политич. самосознания в гос-вах, сложившихся на терр. Аббасидского халифата, в историографии со 2-й пол. 10 в. преобладают династийная и местная хроники, авторами к-рых становятся гл. обр. придворные историографы (обычно чиновники-секретари, везиры и т. п.), а не историки-учёные. Получили развитие биографические хроники, посвящённые истории секретарей, везиров (например, аль-Джахшийари, ум. 943; Хилаль ас-Саби, 969-1056), судей (Ваки аль-Кади, ум. 918; аль-Кинди, ум. 961; аль-Хушани, ум. 971). Местную историографию представляют труды по истории отд. городов, областей и провинций, напр. истории Мекки - аль-Азраки (ум. ок. 858), Багдада - Ибн Абу Тахира Тайфура (819/20-893), Египта - Ибн Абд аль-Хакама (около 798-871), мусульм. Испании - Абд аль-Малика ибн Хабиба (ок. 796-853). Особого внимания заслуживает ист. энциклопедия йеменского историка аль-Хамдани (ум. во 2-й пол. 10 в.), в к-рой собраны сведения по генеалогии, истории, археологии, географии и лит-ре Юж. Аравии. В более позднее время в сочинениях такого рода гл. внимание отведено биографиям местных политич. и религ. деятелей и деятелей культуры, причём для многих из этих биографич. сочинений характерно соединение анналов с политич. биографией. Таковы история Багдада - аль-Хатиба аль-Багдади (1002-71), Дамаска - аль-Каланиси (ум. 1160) и Ибн Асакира (1105-1176), Халеба (Алеппо) - Ибн аль-Адима (1192-1262), Гранады - Ибн аль-Хатиба (1313-1374). Династийная история, начатая трудами Ибрахима ас-Саби (ум. 994) по истории Бундов и аль-Утби (961 - 1022, по др. данным ум. 1036 или 1040) по истории Газневидов, получила особенное развитие в 12-13 вв., гл. обр. в Сирии, куда переместился центр ист. науки. Местные династии Зенгидов и Айюбидов нашли своих историографов в лице Имад-ад-дина аль-Исфахани (1125- 1201), Ибн Шаддада (1145-1234), Абу Шамы (1203-1268) и особенно Ибн Ва-сила (1207-1298). Здесь же создавались и всеобщие истории (Абу-лъ-Фида, 1273- 1331; аз-Захаби, 1-274-1353 или 1347; Ибн Касир, ок. 1300-1373 и др.). В 15- 16 вв. ведущее место в араб. историографии занимали егип. историки, авторы трудов по истории мамлюков, ист. энциклопедий (ан-Нувайри, 1279-1332) и всеобщих хроник (Ибн аль-Фурат, 1334- 1405) и особенно плеяда историков-полигисторов, таких, как аль-Макризи (1364- 1442), аль-Айни (1361-1451), Абу-ль-Махасин Ибн Тагриберди (1409 или 1410- 1470) и ас-Суюти (1445-1505), оставивших многотомные сочинения по политич., социально-экономич. и культурной истории Египта.

Одно из главных мест в араб. историографии занимает собственно биографич. лит-pa: общие биографич. словари Якута, Ибн Халликана (1211-1282) и ас-Сафади (1296/97-1363), своды биографий деятелей в области философии, медицины и есТеств. наук Ибн аль-Кифти (1172- 1248) и Ибн Абу Усайби (1203-1270) и др. Ист. сочинения на араб. яз. писали не только в арабских, но и в др.странах мусульм. Востока, в т. ч. в Индии, Иране, Турции и в Вост. Африке. Эпоха тур. господства (16 - нач. 20 вв.) представлена гл. обр. эпигонскими компиляциями по общей и местной истории, биографич. и историко-библиографич. сводами. Наибольшую ценность представляют история Андалусии аль-Маккари (1591/92-1632) и биографич. сочинение егип. историка аль-Хафаджи (ум. 1659).

Литература. Араб. лит-pa уходит своими корнями в устную словесность родо-племенного общества на терр. Аравийского п-ова. К числу ранних записей (8- 10 вв.) относятся: сб. "Отборные", или "Нанизанные" ("Муллакат"), составленный рави Хаммадом (694/695-772) (включает 7 шедевров семи поэтов); "Муфаддалият" и "Асмаият" филологов аль-Муфаддаля (ум. 786) и аль-Асмаи (ум. ок. 830); две антологии "Доблесть" ("Хамаса") принадлежащие Абу Таммаму (ок. 796-845) и аяь-Бухтури (821-897); диван поэтов из племени хузаил -"Книга критики поэзии" Ибн Кутайбы (ум. 889); "Книга изъяснения" аль-Джахиза; антология "Книга песен" Абу-лъ-Фараджа аль-Исфахани (897-967); диваны отд. поэтов и сб-ки пословиц.

Древняя араб. словесность самобытна, чужеземные влияния в ней ничтожны. Более всего она культивировалась среди кочевников-скотоводов (бедуинов), но получила распространение и среди полукочевого и оседлого населения земледельч. оазисов и городов. Ведущую роль в ней играла поэзия, у истоков к-рой прослеживаются трудовые, колыбельные, охотничьи, караванные песни; очень рано сложились жанры поношения врага (хиджа), похвальбы (фахр), песни мести (cap), траурной заплачки, или элегии (риса), а также элементы любовной и описательной лирики (насиб и васф). К глубокой древности восходят зачатки художеств. прозы: ораторская речь, рассказы о битвах племён (айям аль-араб) и др. памятных событиях.

Поэзия 5-7 вв., когда она переживала расцвет, стала в араб. лит-ре своеобразным эталоном поэтич. языка, метрики и эстетич. идеалов, надолго определив тематику и художеств. приёмы.

Центральной фигурой в доисламской поэзии является сам поэт, к-рый выступает как бедуин, патриот своего племени. Идеализированный образ поэта-бедуина раскрывается на фоне реальных картин кочевого быта, боевых и охотничьих сцен, видов аравийской пустыни. Осн. лит. формами др.-араб. поэзии были касыда и аморфный фрагмент (кита, мукатта). Характерная особенность арабской поэзии - монорим; каждый стих, как правило, состоит из одного предложения и является самостоят. смысловой эстетич. единицей. Язык др.-араб. поэзии характеризуется колоссальным запасом слов, гибкостью синтаксич. конструкций, многообразием конкретных изобразит. средств.

Араб. предание сохранило имена ок. 125 доисламских поэтов (конца 5 - 1-я пол. 7 вв.): Имру-уль-Кайс, к-рому приписывают создание классич. типа касыды; Тарафа, автор замечат. касыдымуаллаки; Антара ион Шаддад, певец воинской доблести и любви; Зухайр и Лабид, считающиеся лучшими выразителями жизненной мудрости и этич. идеалов бедуинского общества; Шанфара и Тааббата Шарран, воспевшие вольную жизнь одинокого разбойника в пустыне; Алкама, Урва ибн аль-Вард, Харис ибн Хиллиза и Амр ибн Кульсум, выступающие героями и певцами своих племён; первые придворные панегиристы - ан-Набига, Абид ибн аль-Абрас и Хатим; бродячий поэт аль-Аша, прославившийся сатирами и вакхич. стихами; поэтесса аль-Ханса; иудейский поэт Самауаль и христианин Ади ибн Зайд, в стихах к-рого сочетаются жизнерадостные мотивы о вине с печальными мыслями о суетности мира и др.

Первым памятником араб. письменности был Коран, в к-ром собраны религ. проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидат. речи и законоположения исламской общины и гос-ва. Влияние Корана ощущается во всей последующей араб. лит-ре. Мухаммед и его последователи на первых порах выступали против поэзии, как привычной формы выражения языческой идеологии. Ненадолго развитие поэзии было ослаблено, лишь её традиц., художеств. условности сохранились, а идейное содержание претерпело небольшие изменения под влиянием новой веры - ислама. Центром поэзии стали Сирия и Ирак. При дворе Омейядов творили выдающиеся поэты - аль-А.гталъ, аль-Джарир, алъ-Фараздак и др.

Новые явления в поэзии этого периода наблюдаются в аристократич. среде крупных гор. центров Халифата, где получила развитие любовная лирика в виде коротких стихотворений. Ярким представителем этого жанра был Омар ибн Аби Ра-биа из Мекки (641-ок. 712 или ок. 718). Известны и др. поэты в Мекке (Ибн Кайс ар-Рукайат, Абу Дахбаль), Медине (Ахвас) и Дамаске (халиф Валид II). В бедуинской среде в Аравии выдвинулась плеяда певцов идеальной, или "узритской" (от племени узра), любви. Поэт и его возлюбленная составляли неизменную пару, умиравшую от неутолённой любви. Позднее о знаменитых парах (Джамил и Бусайна, Меджнун и Лейла, Ку-сайир и Азза и др.) были сложены романтические повести. Повесть о Меджнуне и Лейле приобрела мировую известность.

С сер. 8 в. всё большее участие в создании араб. лит-ры наряду с арабами принимают представители завоёванных народов. В Халифате усилился интерес к изучению араб. старины, разрабатывались теории языка, стиля и метрики, осуществлялись переводы важнейших сочинений древности на араб. яз. Для развития прозы особое значение имели переводы со среднеперсидского (пехлевийского) языка. Ибн аль-Мукаффа (казнён ок. 759) перевёл "Калилу и Димну", восходящую к инд. сб. "Панчатантра", и средне-персидский свод эпич. преданий и хроник "Хвадай-намак" ("Книга царей"). Абан Лахики (ум. 815) переложил араб. стихами "Калилу и Димну", книги о Маздаке (см. Маздакизм) и о Синдбаде и др. Влияние переднеазиатской цивилизации, прежде всего иранской, ощущалось и в поэзии, к-рая стала преим. городской. Произошло нек-рое обновление араб. поэзии, выразившееся в предпочтении громоздкой касыде коротких изящных стихотворений с самостоятельной темой и в "новом стиле" (бадит), осн. признак к-рого состоял в употреблении неведомых ранее образов, тропов и сравнений. Зачинателем "нового стиля" явился поэт и вольнодумец Башшар ибн Бурд (ум. 783). Любовную лирику продолжала в эротико-гедонич. направлении группа поэтов при аббасидском дворе (Мути ибн Ияс, Ва-либа ибн Хубаб, Ибрахим аль-Маусили и его сын Исхак, Дибиль и др.). Среди них выделяется великолепный мастер стиха Абу Нувас (762-815). Новатором выступил Абу-ль-Атахия (ум. 825), к-рый в стихах, проникнутых аскетич. настроениями и рефлексией, сознательно избегал традиц. поэтич. условностей. Постепенно "новый стиль" получил признание и нашёл своего теоретика в лице Ибн алъ-Мутазза (861-908). Но и тогда были поэты, поддерживавшие касыдную традицию, также испытавшую влияние "