БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

48 о возвращении на родину палестинских беженцев и о выплате Израилем компенсации за оставленное имущество тем, кто не пожелает вернуться, а также неурегулированность др. вопросов, порождённых А.-и. в. 1948-49 и использовавшихся империалистами и реакц. силами Израиля в своих целях, неоднократно вызывали арабо-израильские конфликты (см. Англо-франко-израильская агрессия против Египта, 1956, Израильская агрессия против арабских стран 1967).

М. Павлов.

АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Бл. и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. В науч. лит-ре термин "А. к." употребляется как для обозначения культуры собственно араб. народов, так и в применении к ср.-век. арабоязычной культуре ряда др. народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие "А. к." иногда отождествляют с понятием "мусульм. культура" (т. е. культура мусульм. народов) и его употребление является условным.

На терр. Аравийского п-ова А. к. предшествовала культура доисламских арабов - кочевого и земледельч. населения, находившегося в стадии перехода к ранней форме классового общества. Носители её были в основном политеистами. В 4-6 вв. она испытывала влияние древнейеменской, сиро-эллинистической, иудейской, иранской культур. Характерным элементом доисламской культуры этого периода (т. н. джахилийя) была развитая устная народная словесность. Формирование собственно А. к. относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, к-рый в результате арабских завоеваний превратился в огромное гос-во. Основанная арабами гос.-политич. общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование А. к. представляло собой гл. обр. процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологич. и социально-политич. условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). Сами арабы дали А. к. такие компоненты, как религия ислама, араб. яз. и традиции бедуинской поэзии. Значит. вклад в А. к. внесли народы, к-рые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и гос. самостоятельность (народы Ср. Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители гностич. сект Передней Азии); с их деятельностью (особенно си-рийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространение философско-этич. идей и науч. наследия античности и эллинизма. В 8-9 вв. на араб. яз. были переведены многие науч. и лит. памятники древности, в т. ч. греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. В переводах и обработках они вошли в состав араб. письменности и способствовали установлению преемственной связи с культурой эллинистич. мира, а через неё - с античной и древневост. цивилизацией.

С кон. 7 в. до сер. 8 в. наряду с Дамаском, столицей Омейядов, гл. центрами, определявшими формирование А. к., были Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке. Религ. и филос. идеи, первые достижения науки, каноны араб. поэзии, образцы архитектуры и т. п. получали распространение и дальнейшее развитие в провинциях Омейядского халифата, на обширной территории от Пиренеев до р. Инд.

С образованием халифата Аббасидов (750) центр А. к. на востоке Халифата переместился из Сирии в Ирак, в основанный в 762 Багдад, к-рый почти три столетия был средоточием лучших культурных сил мусульм. Востока. В 9-10 вв. А. к. достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов ср.-век. Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географич. знаний, филологич. и историч. дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура,художеств. ремесло). Разделение отраслей знания в А. к. условно, т. к. для неё,как и для др. культур средневековья, типичны отсутствие чёткой дифференциации наук и энциклопедич. характер образованности большинства деятелей А. к. Философ и математик часто был и крупным историком, медиком, географом, поэтом и филологом.

Важным фактором расцвета А. к. было то, что развитие науки и лит-ры составляло достояние всех народов Халифата (как арабов, так и неарабов). Обогащению А. к. способствовали широкие возможности для общения и взаимообмена культурными достижениями между народами мусульм. Востока, а также оживлённые связи с мн. странами Востока и Европы.

Распад Аббасидского халифата (сер. 10 в.) в связи с образованием на его территории самостоят. гос-в привёл к сужению сферы распространения А. к. и постепенному уменьшению её роли в общем развитии мировой культуры. В мусульм. Испании, отделившейся от халифата Аббасидов ещё в 8 в., начала самостоят. развитие т. н. арабо-исп. культура. В вост. провинциях Халифата в кон. 9 в. формируются очаги иран. культурного и нац. возрождения. Перс. яз. вытесняет араб. яз. сначала из лит-ры и поэзии, а затем и из нек-рых гуманитарных наук (история, география и др.). Араб. яз. сохранял здесь значение как язык Корана, религ.-канонических (право, теология) и ряда естеств.-науч. дисциплин (медицина, математика, астрономия, химия), а также философии. Центры А. к. перемещаются в Сирию, Египет, Испанию.

В Сев. Африке при Фатимидах (10- 12 вв.) и Айюбидах (12-13 вв.) продолжалось развитие лучших традиций А. к. в области науки, лит-ры, иск-ва и материальной культуры, хотя и с меньшим влиянием на общий прогресс культуры народов мусульм. Востока, чем в 8-1-й пол. 10 вв. К кон. 10 в. Багдад уступил первенствующую роль Каиру.

Значение А. к. 8-10 вв. в истории мировой культуры определялось открытием её создателями новых средств научного, религ.-филос. и художеств. познания мира и человека. Гл. усилия деятелей А. к. последующих периодов направлялись в основном на систематизацию и детализацию этого наследия.

Хотя науч. и эстетич. традиции А. к. не прерывались, но со 2-й пол. 13 в. в творчестве деятелей А. к. возобладало эпигонское направление, компилятивное в науке и подражательное в лит-ре. Отдельные исключения не могли повлиять на общее состояние духовного застоя и на всё более заметное отставание развития А. к. от темпов культурного прогресса в др. странах мусульм. Востока (Иран, Ср. Азия в 14-15 вв., Османская Турция в 16 в.) и в Европе.

Блестящий расцвет пережила арабо-исп. цивилизация в 10-15 вв. Центрами её были Кордова, Севилья, Малага и Гранада. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии, математике, химии и медицине. Продолжалось здесь и развитие прогрессивной линии араб. философии [алъ-Фараби, ок. 870 - ок. 950; Ибн Сына (Авиценна), 980-1037], представленное трудами Ибн Рушда (Аверроэса, 1126-1198). В поэзии и лит-ре были созданы произведения, вошедшие в число лучших художеств. памятников А. к. Всемирную известность приобрели памятники испано-мавританского зодчества и прикладного иск-ва (см. Мавританское искусство).

Крупным достижением А. к. позднего средневековья явилось создание историком и социологом Ибн Хальдуном (1332-1406) историко-филос. теории обществ. развития.

В 16 в. араб. страны превратились в провинции Османской империи. А. к. пришла в упадок, хотя и в этот период старые культурные центры Сирии, Ирака и Египта по традиции сохраняли притягательную силу для мусульм. учёных.

Качественно новый период развития А. к. начинается с 1-й пол. 19 в. В обстановке экономия, иполитич. возрождения араб. стран в новое время, в условиях начала развития нац.-освободит. движения и, наконец, складывания независимых араб. гос-в происходит формирование совр. А. к., преим. в рамках каждой из араб. стран. (См. соответствующие разделы в статьях об отдельных араб. странах.)

Точные и естественные науки. Центром развития естеств. наук в Халифате первоначально была терр. Сирии и частично Юго-Зап. Ирана. Здесь было положено начало переводам на араб. яз. и комментированию сочинений антич. авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной лит-ры, во мн. случаях были единственными источниками, по к-рым Зап. Европа могла познакомиться с антич. наукой. Напр., только в араб. переводе дошли до нас "Механика" Герона и мн. трактаты Архимеда. Через носителей А. к. в европ. обиход вошли многие технич. новшества (компас, косой парус и др.), часть из них была воспринята из Китая и Индии. 9-11 вв.- период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный науч. центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной лит-ры и комментариев к ней здесь уже начинает складываться науч. направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практич. задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описат. география.

В связи с распадом Халифата на отдельные гос-ва (10 в.) наряду с Багдадом возникают новые научные центры: Дамаск и Халеб (Алеппо) в Сирии, Каир в Египте, Марага в Азербайджане,Самарканд в Ср. Азии, Газни в Афганистане, а также центры испано-араб. культуры - Кордова, а затем Севилья и Гранада. В разное время крупными науч. центрами были Бухара, Исфахан, где с кон. 11 в. в обсерватории трудился перс, и тадж. поэт и учёный Омар Хайям (ок. 1048 - после 1122), писавший свои науч. трактаты на араб. яз. В Каире с нач. 11 в. функционировал "Дом знания", в к-ром работали астроном Ибн Юнус (950-1009) и математик и физик Ибн аль-Хайсам (ок. 965-1039); в 1004 здесь была построена обсерватория.

На формирование математики в странах ислама, помимо греч. наследия, большое влияние оказала и инд. науч. традиция. Получила распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, ведущая свое происхождение от инд. математики. Первое сочинение на араб. языке, посвящённое арифметике,- трактат крупнейшего представителя багдадской школы аль-Хорезми (9 в.). В 15 в. самаркандский учёный аль-Каши ввёл в употребление десятичные дроби и описал правила действий над ним. В соч. Абу-ль-Вефы (940-998), среднеазиатского учёного алъ-Бируни (973-1048, по другим данным - после 1050), Омара Хайяма, На-сирэддина Туей (1201-80, по другим данным - 1274 или 1277), Каши были разработаны и систематизированы методы извлечения корней с натуральными показателями. Чрезвычайно велика роль Хорезми и Омара Хайяма в создании алгебры как самостоятельной математич. дисциплины. Алгебраич. трактат Хорезми содержит классификацию квадратных уравнений и приёмы их решений; трактат Омара Хайяма - теорию и классификацию кубич. уравнений. Существенно усовершенствовали вычислит. приёмы Бируни, Каши и др.

Большой интерес представляют геомет-рич. трактат братьев "сыновей Мусы" ("бану Муса") 9 в., соч. Абу-ль-Вефы по практич. геометрии, трактаты Ибн Курры (ок. 836-901), трактат Ибн аль-Хайсама о квадратурах конич. сечений и кубатурах тел, полученных от их вращения, исследования ан-Найризи (9- 10 вв.), Ибн Курры, Ибн аль-Хайсама, Омара Хайяма, Туей и др. по теории параллельных линий.

Математики стран ислама превратили плоскую и сферич. тригонометрию из вспомогательного раздела астрономии в самостоятельную математич. дисциплину. В трудах Хорезми, аль-Марвази, аль-Баттани, Бируни, Насирэддина Туси были введены все шесть тригонометрич. линий в круге, установлены зависимости между тригонометрич. функциями, исследованы все случаи решения сферич. треугольников, получены важнейшие теоремы тригонометрии, составлены различные тригонометрич. таблицы, отличавшиеся большой точностью.

Значительных успехов достигла астрономия. Вначале были выполнены перевод и комментирование трудов Птолемея и инд. астрономич. сочинений - сиддхант. Центром переводческой деятельности был "Дом мудрости" и обсерватория при нём в Багдаде. Переводы инд. астрономич. трактатов были сделаны аль-Фазари - отцом (ум. ок. 777) и сыном (ум. ок. 796), и Якубом ибн Тариком (ум. ок. 796). Отправляясь от греч. методов моделирования движения небесных тел и инд. расчётных правил, араб. астрономы разработали способы определения координат светил на небесной сфере, а также правила перехода от одной из трёх употребляемых систем координат к другой. Даже в трактатах по астрологии содержались элементы важных естеств.-науч. знаний. Широкое распространение получили зиджи - собрания таблиц и расчётных правил сферич. астрономии. До нас дошло ок. 100 зиджей 13-15 вв. Около 20 из них составлены на основании собственных наблюдений авторов в обсерваториях многих городов: Бируни в Газни, Баттани в Ракке, Ибн Юнуса в Каире, Насирэддина Туей в Марате, Каши в Самарканде и др. Значит. точности добились араб. астрономы в измерении наклона эклиптики. При халифе Мамуне (9 в.) было проведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара.

Продолжалась дальнейшая разработка наследия антич. механики [трактат Ибн Курры о рычажных весах - кора-стуне; трактаты Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини (12 в.) об определении удельных весов металлов и минералов]. Цикл работ по общим вопросам механики ведёт начало от перевода и комментирования трудов Аристотеля. Среди комментаторов естественнонаучных сочинений Аристотеля были Бируни и Ибн Сина.

Многие учёные работали в области минералогии [соч. Бируни, Ха-зини, учёного и врача ар-Рази].

Сведения по физике, в частности физике атмосферы и геофизике, содержатся в "Каноне Масуда", "Минералогии" Бируни, в "Книге знания" Ибн Сины. "Оптика" Ибн аль-Хайсама была широко известна в Зап. Европе.

Большие успехи были достигнуты в медицине. "Канон врачебной науки" Ибн Сины долго был осн. руководством в мед. практике как на ср.-век. Востоке, так и в Зап. Европе. Среди сочинений Бируни имеется трактат по фармакологии. Известен свод мед. знаний ар-Рази (864-925). Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии, терапии,психиатрии.

Нек-рое развитие получили химия (см. Алхимия) и ботаника.

География. По обилию географич. сведений, разнообразию жанров и количеству произведений араб. географич. литература не имеет аналогии в ср.-век. географии. Араб. географы и путешественники оставили описание всего мусульм. Востока, а также ряда стран, в т. ч. Европы, Сев. и Центр. Африки, побережья Вост. Африки и Азии вплоть до Кореи, островов Малайского архипелага. Их труды являются важнейшим, а иногда единственным свидетельством о мн. народах средневековья. Характерным для араб. географич. науки является то, что в своих теоретич. построениях она исходила, вопреки накопленным ею реальным сведениям о географии Земли, из птолемеевской картины мира и его географич. теории. Картографич. материал обычно воспроизводил карты Птолемея или схема-тич. карты, восходившие к древнеиран. прототипам.

Географич. представления доисламских арабов отражены в древней поэзии и Коране. Появление на рубеже 8-9 вв. переводов и обработок астрономо-географич. трудов антич. авторов, особенно Птолемея, положило начало араб. науч. географии, применявшей расчётные правила и таблицы сферич. астрономии. Высшим достижением этой отрасли араб. географии наряду с трудами Баттани и Хорезми являются астрономо-географич. и геодезич. соч. Бируни. В 9 в. появились и первые образцы описательной географии [соч. Ибн Хордадбеха (ок. 820- ок. 912/913), Кудамы ибн Джафара (1-я пол. 10 в.), аль-Якуби (ум. 897 или 905)], а также рассказы о путешествиях, содержащие фантастич. и реальные сведения о странах и народах за пределами Халифата (сб. Абу Зайда ас-Сирафи, нач. 10 в.; соч. Бузурга ибн Шахрияра и др.). Жанр описания путешествий развивался и в последующем (записки Ибн Фадлана, 10 в., Абу Дулафа, 10 в.; дневники путешествий Абу Хамида аль-Гарнати, ум. 1170, Ибн Джубайра, ум. 1217, и Ибн Баттуты, 1304-1377, описание путешествия в Россию патриарха Макария Антиохийского и др.).

Расцвет араб. географич. лит-ры падает на 10 в. Особенно значительными были труды представителей классич. школы араб. географии, посвящённые описанию торг. путей и областей мусульм. мира и содержащие богатейший географич. и историко-культурный материал (труды аль-Истахри, Ибн Хаукаля, 10 в., аль-Мукаддаси, 946/947 - ок. 1000). В 11-14 вв. возникли жанры географич. словарей и общих описаний Вселенной - космографии, суммировавшие накопленный ранее географич. материал (словари Якута, 1179-1229, аль-Бакри, ум. 1094, космографии аль-Казвини, ум. 1283, ад-Димашки, ум. 1327, Абу-ль-Фиды). В Европе наибольшую известность получил алъ-Идриси (1100-1165 или 1161"). Его соч. с 70 картами считалось лучшим географич. трактатом в ср. века. Помимо описания мусульм. Востока, оно содержит разнообразные сведения о странах и народах Зап. и Вост. Европы. Последующее развитие географии шло преим. по линии создания обширных компиляций, особенно космографии и историко-топографич. описаний отд. городов и стран (напр., соч. алъ-Макризи). Большую ценность представляют географич. разделы в соч. ан-Нувайри, аль-Умари, аль-Калька-шанди и др. Крупным вкладом в араб. географич. науку явились труды лоцмана Васко да Гамы - Ибн Маджида (15 в.) и аль-Мехри (16 в.), обобщившие теорию и многовековую практику араб. мореплавания.

Философия. Осн. содержанием истории ср.-век. араб. философии явилась борьба вост. перипатетиков (см. Перипатетическая школа), исходивших из эллинистич. наследия, и сторонников религ.-идеалистич. учений. Предыстория возникновения на араб. Востоке собственно филос. мысли относится ко 2-й пол. 8 в. и связана с мутазилитами, ранними представителями рационального богословия (калама), к-рые, начав с обсуждения вопросов о божеств. атрибутах и свободе воли, кончили разработкой концепций, не только выходивших за рамки религ. проблематики, но и подрывавших веру в нек-рые осн. догматы ислама. Так, последовательно проводя идею монотеизма, мутазилиты отвергали наличие у бога положит. атрибутов, дополняющих его сущность; отрицая же в нём, в частности, атрибут речи, они отвергали представление об извечности Корана и на этом основании делали вывод о допустимости его аллегорич. толкования. Мута