БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

гарпия, или обезьяноед, красный ёж и др.

АПОАСТР (от апо... и греч. astron - звезда), наиболее удалённая от главной звезды точка орбиты звезды-спутника (см. Двойные звёзды).

АПОГАМИЯ, апогаметия (от апо... и греч. gamos - брак), способ размножения некоторых высших растений, заключающийся в развитии зародыша из клеток заростка или зародышевого мешка. А. встречается сравнительно редко у нек-рых цветковых растений и папоротников. См. Апомиксис.

АПОГЕЙ (от греч. apogeios - находящийся далеко от Земли), точка орбиты Луны или искусств. спутника Земли, наиболее удалённая от центра Земли. В астрономии термин "А." относится только к телам, движущимся по замкнутым орбитам вокруг Земли. В переносном значении А.- высшая точка, расцвет чего-либо, напр. А. славы.

АПОКАЛИПСИС (греч. apokalypsis - откровение), Откровение апостола Иоанна Богослова, одна из книг Нового завета, древнейшее из дошедших до нас христ. лит. произведений. Написан христианином из евреев в сер. 68 - нач. 69 н. э. (вскоре после смерти рим. имп. Нерона). По церк. традиции автором А. считается апостол Иоанн Богослов. А. тесно примыкает к ветхозаветным пророч. книгам (частично являясь прямым заимствованием из них), по содержанию резко отличается от др. писаний Нового завета. В А. излагаются в форме фантастич. видений (выдаваемых автором за "откровение", полученное им от бога) будущие судьбы мира и человечества: предстоящие якобы борьба между "воинством небесным" и антихристом, "конец света", "страшный суд", "тысячелетнее царство божье" на Земле. А. отражает недовольство и бунтарские настроения израильского народа, находившегося под гнётом Рим. гос-ва и уповавшего на скорую гибель Рим. империи. Но в А. впервые выражена идея долготерпения и смирения, в нём содержится призыв к пассивному ожиданию развязки борьбы божественных сил с антихристом в надежде на божественное воздаяние - "тысячелетнее царство божье". Хили-астич. настроения (ожидание "тысячелетнего царства"; см. Хилиазм), выраженные в А., получили особое распространение в христ. сектантстве. На протяжении веков А. с его мистич. и устрашающими картинами - одно из идеологич. средств воздействия на верующих в руках реакц. сил церкви и сектантов.

Лит.: Энгельс Ф., Бруио Бауэр п первоначальное христианство, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Книга откровения, там же, т. 21; его же, К истории первоначального христианства, там же, т. 22; Робертсон А., Происхождение христианства, пер. с англ., М., 1959; Rowley Н. Н., Relevance of apocalyptic, L. and Redhill, [1944]. Э. М. Бартошевич.

АПОКАРПИЯ (от ano... и греч. kar-pos - плод), образование каждого пестика в цветке одним плодолистиком. А. свойственна растениям с примитивным строением цветков и наблюдается гл. обр. у двудольных (сем. магнолиевых, винтеровых, аноновых, лютиковых, розоцветных и нек-рых др.), реже у однодольных (сем. частуховых). Эволюция А. шла от цветков с большим и неопредел. числом пестиков к цветкам с определ. их числом и, наконец, к цветкам, в к-рых имеется лишь 1 пестик (сем. мотыльковых). Ср. Ценокарпия.

Лит.: Тахтаджян А. Л., Система и филогения цветковых растений, М.- Л., 1966.

АПОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ (от греч. apokrino - отделяю), железы, у к-рых при образовании секрета отторгаются (отделяются) верхушечные части клеток. К А. ж. относятся нек-рые кожные железы млекопитающих и человека (крупные потовые и молочные). А. ж. потовые у человека сосредоточены преим. в области подмышечных впадин, а также в нижней части живота, на лобке и на половых органах. Развиваются А. ж. ко времени полового созревания, функционируют всю жизнь и физиологически угасают лишь с наступлением старческого одряхления.

Лит.: Герценберг Е. Я., Апокринные железы и их патология, М., 1928 (библ.); Rothman S., Physiology and biochemistry of the skin, [Chi., 1954], p. 168.

АПОКРИНОВАЯ СЕКРЕЦИЯ, один из видов секреции, при к-ром одновременно отделяется часть цитоплазмы (а иногда и оболочки) железистой клетки без её гибели. В зависимости от степени эластичности оболочки происходит либо её разрыв и гранулы секрета вместе с частью цитоплазмы выделяются из клетки, либо в апикальной части клетки, куда перемещается секрет, образуется каплеоб-. разная окружённая оболочкой выпуклость, к-рая отшнуровывается и попадает в просвет железы. Ср. Голокриновая секреция, Мерокриновая секреция.

"АПОКРИСИС" (греч. apokrisis - ответ), полемич. соч., направленное против инициаторов Брестской унии 1596; написано лицом, скрывшим своё имя под псевдонимом Христофора Филалета (греч. philalethes - любящий истину). Впервые издан в 1597 в Вильно на польск. яз.; в 1598 или 1599 опубл. на зап.-рус. книжном яз. Автор "А." защищает принцип "демократичности" церкви, т. е. участие в церк. соборах не только духовенства, но и мирян; резко критикует высшее православное духовенство, пошедшее во имя своих корыстных интересов на сговор с Ватиканом и польск. феодалами.

Публ.: Апокрисис X. Филалета в пер. на совр. рус. яз., К., 1870.

Лит.: Яременко П. К., Хто був автором "Апокрисиса"?, "Науковi зап. Львiвського державного педагогич. iнституту.

Сер. фiлологiчна", 1958, т. 13.

АПОКРИФЫ (греч. apokryphos - тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехрист. лит-ры, не включённые церквами в канон (не используются при богослужении). Не все произведения, не включённые в канон иудейской церковью, считаются А. христ. церковью; более того, существует различие между отдельными христ. церквами в отнесении того или иного сочинения к числу А. Термин "А." впервые был употреблён в одном из папских декретов кон. 4 в., тогда же и был составлен христ. церковью первый список апокрифич. сочинений. А. делятся на ветхозаветные, новозаветные, житийные. Ветхозаветные А.- памятники иудейской лит-ры преим. 2-1 вв. до н. э. К ним относятся 1-3-я книги Маккавеев, Послание Иеремии, Мудрость Соломона, Юдифь, Мудрость Иисуса сына Сирахова, 3-я книга Ездры, Товит и ряд др. Христ. церковь (исключая лютеранскую) внесла часть ветхозаветных А. в свой канон, поэтому нек-рые из них, будучи утерянными в еврейском оригинале, сохранились в греческом переводе. Нек-рые ветхозаветные А. написаны, очевидно, на греческом яз. (3-я книга Маккавеев, Моление Манассии и др.), а также на арамейском яз. (Товит). Фрагменты из ветхозаветных А. найдены среди кумранских рукописей, обнаруженных в 1947-65 в пещерах на побережье Мёртвого моря. Новозаветные А. включают многочисл. евангелия (Петра, Фомы, Первоевангелие Иакова и др.), послания (Климента, Поликарпа, Варнавы и др.). Ряд новозаветных А. (евангелие Фомы, Истины и др.) в коптском переводе был найден в 1946 при раскопках в Хенобоскионе (Египет). На грани между новозаветными и житийными А.- апокрифич. деяния апостолов (Павла, Андрея и др.), повествующие о распространении христианства и о страданиях первых его проповедников.

В средние века распространение и создание А. чаще всего были связаны с нар. антифеод. движениями, ересями. Так, в Болгарии движение богомилов вызвало расцвет апокрифич. лит-ры. Христ. церковь в борьбе с ересями осуждала большую часть А. как еретические, в то время как нек-рые А. (не противоречащие канону) церковью не только не осуждались, но рекомендовались для чтения верующим. В Древней Руси одновременно с распространением христианства широко распространились и А., т. н. отречённые книги; многие из них, проникнув через Болгарию, являлись переводами и переработкой греч. А. ("Хождение богородицы по мукам", А. о Соломоне и Китоврасе и др.). Рус. тексты А. дошли до нас в списках (самые ранние относятся к 11 в.). В Изборнике Святослава 1073 перечислены книги "сокровенные", т. е. апокрифические. Однако нек-рые А. вошли в 16 в. в такое церковно-офиц. собрание, как "Великие Четьи Минеи". Мн. А. сохранились в списках в монастырских библиотеках (напр., в Соловецком монастыре). А. нашли отражение в живописи (иконы "Сошествие в ад" и др.), в фольклоре (духовные стихи, заговоры, гадания), в музыке (опера А. Серова "Юдифь" и др.).

Лит.: Яцимирский А. И., Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности, П., 1921; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, М., 1966, с. 28 - 35; Eissfeld О., Einleitune in das Alte Testament, 3 Aufl., Tubingen, 1964. А. П. Каждан, Н. Н. Розов, М. И. Занд.

АПОЛИДЫ, в междунар. праве лица, не имеющие гражданства, чаще именуются апатридами.

АПОЛИТИЧНОСТЬ (от греч. а - отри-цат. частица и политика), пассивное, безразличное (действительное или мнимое) отношение к общественной жизни и политической деятельности. А., распространённая среди наиболее отсталых, несознательных слоев населения капиталистич. стран, часто является результатом преднамеренно насаждаемого идеологич. воздействия господствующего класса. А. может быть не только проявлением отсталости, но и сознательным выражением безразличия, индифферентности. От А. как проявления отсталости следует отличать преднамеренную пропаганду А. идеологами реакц. и консервативных классов, стремящихся скрыть, завуалировать классовое содержание своей идеологии, имеющей целью сохранение и упрочение господства буржуазии и отвлечение трудящихся от борьбы за их классовые интересы. Такого рода А. выступает в виде проповеди "беспартийности", "нейтральности" и "надклассово-сти" права и государства, "чистой" науки, "искусства для искусства". Пропаганда индивидуализма, потребительской психологии, мещанского уюта с помощью пустых развлекат. или гангстерских фильмов, комиксов, порнографич. литературы и т. д. служит целям отвлечения масс от острых политич. проблем.

Марксизм-ленинизм противопоставляет А. научно обоснованное учение об общественном долге каждого, о партийности и классовом характере всех форм идеологии. Коммунисты всего мира решительно борются против А. и безыдейности во всех областях культуры и жизни. Решения ЦК КПСС и других марксистско-ленинских партий по вопросам идеологии воспитывают народ в духе коммунистич. партийности, идейности и принципиальности, призывают всех трудящихся быть активными участниками политич. жизни страны, революц. борьбы, строительства коммунистич. общества.

АПОЛЛИНЕР (Apollinaire) Гийом [псевд.; наст. имя и фам. Гийом... Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky)] (26.8.1880, Рим,-9.11.1918, Париж), французский поэт. Сын обедневшей польской аристократки. С 1899 жил в Париже. Лирике А. присущи мужеств. искренность, трагич. ощущение жестокости жизни (цикл "Бестиарий, или Кортеж Орфея", 1911), слитое с радостью её приятия, противостояния утратам и времени (стих. "Мост Мирабо", 1912). В кн. стихов "Алкоголь. 1898-1913" (1913) - интонации нар. песни, и эпич. голос большого города, и призыв испить вселенную "глоткой Парижа" ("Вандемьер"), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов "В тюрьме Сантэ"; в тюрьму А. попал по ложному обвинению в 1911). В творчестве А. столкнулись формалистич. экспериментаторство и новаторское развитие классич. традиции. И если ныне А. воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл "Vitam impendere amori" - "Жизнь посвятить любви", 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть А. "Разлагающийся чародей", 1908), кубизм ("Эстетические размышления. Художники-кубисты", 1913), футуризм ("Футуристическая антитрадиция, манифестсинтез", 1913) или сюрреализм (драма "Сосцы Тиресия", пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество А. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу - доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл "Ересиарх и К°", 1910), гротескного осмеяния бурж. одичания (кн. иронич. прозы "Поэт убиенный", 1916), к "новому" реализму ("Новый смысл и поэты", речь А. 26 нояб. 1917).

Накануне 1-й мировой войны А. предвидел, что грядёт "время революций". В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во франц. армию: стремление освободить Польшу - одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые воен. стихи, адресованные "прекрасной даме", в традициях куртуазной лирики, окрашены воинств. презрением к врагу (сб. "Послания к Лу", 1915, изд. 1955). Но А. создал и лирич. хронику трагич. восприятия войны ("Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916", 1918). Итоговое раздумье А. в мистерии-буфф "Цвет времени" (1918, опубл. 1920) над собствен-нич. миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистич. эксперименты А. канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его опти-мистич. веру в торжество "зари над сумерками" восприняли П. Элюар, В. Нез-вал и Л. Арагон.

Соч.: CEuvres completes, t. 1-4, P., 1965 - 66; СEuvres poetiques, P., 1956 (имеется библ.); в рус. пер.-Стихи, пер. М. П. Кудинова. Статья и прим. Н. И. Балашова, М., 1967; Стихи (Вступление П. Антокольского), "Иностранная литература". 1969, № 1.

Лит.: Durry М. J., G. Apollinaire. Alcools, t. 1-3. P., 1956-64; G. Apollinaire, [ser. 1 - 6], "La revue des lettres modernes", 1962, № 69 - 70; 1963, № 85 - 89) 1964, № 104-107; 1965, .N6 123-126; 1966, № 146-149; 1967, № 166-169; Guillaume Apollinaire. Etudes et informations, reunies parM. Decaudin, "La revue der lettres modernes", 1966, № 5; "Europe", 1966, nov,-dec., № 451-52 (номер посвящён A.); Adema M., Bibliographie generale de Poeuvre de G. Apol-linaire, P., 1949. В. П. Балашов.

АПОЛЛОВ Борис Александрович (12.6. 1889, Петербург,-26. 11. 1969, Москва), советский гидролог, доктор технических наук (1941). Учился в Германии и Бельгии, окончил Политехнич. ин-т в Петрограде (1920). С 1925 преподавал в вузах Тбилиси. С 1935 проф. Моск. гидрометеорологич. ин-та, с 1944 - геогр. ф-та Моск. ун-та. Руководил портовыми изысканиями в Закавказье, изучал дельту Волги и заложил учение об устьях рек. Занимался исследованием Каспийского м., разработал проект регулирования его уровня путём создания дамбы, отделяющей сев. Каспий от его осн. части. А.- один из основоположников науч. гидрометрич. прогнозов . Предложил ряд гидрометрич. приборов (в частности, безлопастную вертушку).

Соч.: Дельта реки Волги, Тифлис, 1928 (совм. с В. В. Валединским); Гидрологические информации и прогнозы, М.- Свердловск, 1945; Колебания уровня Каспийского моря, "Тр. Ин-та океанологии", 1956, т. 15 (совм. с др.); Гидрологические прогнозы. Л., 1960 (совм. с Г. П. Калининым и В. Д. Комаровым); Учение о реках, М., 1963.

АПОЛЛОДОР из Дамаска (Apollodoros), древнеримский архитектор и инженер 1-й пол. 2 в. Построил по единому плану грандиозный ансамбль форума Траяна в Риме - наиболее развитый пример этого типа др.-рим. сооружений. За триумфальной аркой входа располагался обширный перистиль, к-рый в глубине замыкала базилика Ульпия, далее следовала небольшая закруглённая площадь со зданиями двух библиотек и знаменитой колонной Траяна между ними. В глубине площади позже, при Адриане, построили храм в честь Траяна. К созданному А. ансамблю форума примыкает полукруглое здание рынка (т. н. рынок Траяна). А. приписывают постройку арок Траяна в Анконе (после 115) и Бене-венте (оба города - в Италии).

Несохранившиеся работы А.: мост через Дунай (104-105, дл. св. 1 км) близ г. Дробета (ныне Турну-Северин, Румыния); одеон, цирк и термы Траяна - в Риме.

Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 2, кн. 2, М., 1948, с. 217-20.

АПОЛЛОН, в др.-греч. и др.-рим. мифологиях и религиях божество; один из наиболее сложных мифологич. образов. Вероятно, культ А. проник из М. Азии в Грецию, а оттуда в Рим (в "Илиаде" А. покровительствует троянцам). Первоначально А. был божеством, связанным с культом производительных сил земли и отвращающим от людей беды и болезни. Так возникли его функции: бога-целителя, бога-прорицателя, а затем бога мудрости, а также покровителя искусства (отсюда А. Мусагет -предводитель муз). Позднее А. стал отождествляться с богом солнца (его прозвище Феб от греческого прилагательного phoibos - светлый, блистающий). Осн. центрами культа А. были Дельфы, о. Делос и Дидимы (в М. Азии).

Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, ч. 2 - Аполлон, М., 1957.

АПОЛЛОН, малая планета, открыта в 1932 нем. астрономом К. Рейнмутом. Расстояние от Солнца в перигелии 0,645, в афелии 2,327 астрономической единицы. Может подходить к Земле на расстояние 15 млн. км.

АПОЛЛОН (Parnassius apollo), дневная бабочка сем. парусников (Papilionidae). Крылья в размахе до 9 см, белые, у вершины прозрачные, с чёрными и красными пятнами. Встречается в горах Европы, на Кавказе и в Юж. Сибири, а на равнине - во мн. местах Европ. части СССР. Летает в июне и в июле по сосновым перелескам. Гусеница живёт на заячьей капусте и молодиле.

"АПОЛЛОН", русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; изд. в 1909-17 в Петербурге (в 1909-10 - ежемесячно, с 1911 - десять раз в год; в 1909-10 выпускал в виде приложения "Литературный альманах", в 1911 -12 - 2 раза в месяц приложение "Русская художественная летопись", ставшее с 1913 частью отдела хроники журнала); ред.-издатель С. К. Маковский. "А." публиковал материалы по истории классич. и совр. рус. и зарубежного иск-ва, обзоры выставок, театр. и муз. жизни в России и др. странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников рус. иск-ва. Позиции журнала определялись идеалистич. взглядами и изощрёнными вкусами лит.-художеств. элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира иск-вом с его духовными ценностями и совершенством формы. "А." проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к офиц.-гос. направлению. В "А." выступали представители различных течений в рус. иск-ве нач. 20 в.; печатались соч. И. Ф. Анненского, В. Я. Брюсова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилёва, художеств.-критич. статьи В. А. Дмитриева, А. А. Ростиславова, Н. Н. Пунина, Я. А. Тугендхольда. В 1918 в связи с публикацией ряда антисоветских статей "А." был закрыт.

"АПОЛЛОН", наименование космич. кораблей США для полёта космонавтов на Луну, а также программа их разработки и полётов. Для запуска "А." предназначена ракета-носитель "Сатурн-5", первые полёты к-рой осуществлены в кон. 1967 - нач. 1968. "А." состоит из 2 состыкованных космич. кораблей (модулей), выводи