БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

жности человека.

Лит.: Geering-Christ R., Was ist Anthroposophie?, 2 Aufl., Basel, 1947.

АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ, см. в ст. Расово-антропологическая школа в со-ц иологии.

АНТРОПОФАГИЯ, то же, что людоедство.

АНТРОПОХОРИЯ (от антропо... и греч. choreo - иду, двигаюсь), распространение растений при непроизвольном участии человека. Такие растения - антропохоры - часто выходят за пределы естественного ареала и акклиматизируются в новых условиях. К антропо-хорам обычно относят сорные, мусорные и др. растения, распространяемые при перевозках семян - агестохория, с посевным материалом - спейрохория, путём рассеивания семян в почве орудиями обработки - эргазиохория, и т. д. У ряда антропохоров вырабатываются спец. приспособления для разноса семян. Так, напр., семена сорняков, распространяемые с посевным материалом, созревают одновременно с семенами засоряемой ими культуры и сходны с ними по ряду признаков. Эти приспособления иногда дают основание для выделения таких форм в новые систематич. категории (разновидности, виды), приспособленные к засорению определённой культуры (сорняки льна и т. д.). Из многочисл. антропохоров флоры СССР наиболее распространены: полынполистная амброзия - злостный однолетний сорняк, занесённый с посевным материалом в 19 в. из Сев. Америки; мелкоцветная галинзога - сорняк цветников, занесённый в 18 в. из Мексики в Зап. Европу, а оттуда в Россию войсками Наполеона, засоряющий ж.-д. полотно; Iva xantifolia, родом из Сев. Америки, распространившийся в 1870 из Киевского ботанич. сада. Иногда А. понимают более широко, относя к антропохорам и культурные растения, сознательно распространяемые человеком.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от антропо... и лат. centrum - центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, т. е. приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В антич. философии А. формулировал др.-греч. философ Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и нек-рые философы нового времени (напр., нем. философ К. Вольф). Нек-рые элементы А. как исходной теоретич. установки можно усмотреть в экзистенциализме.

АНТСЛА, город в Выруском р-не Эст. ССР. Расположен на Ю. республики. Ж.-д. ст. на линии Выру - Валга. 2,2 тыс. жит. (1968). Произ-во вязаных, швейных изделий и мебели. Город образован в 1938.

АНТУАН (Antoine) Андре (31.1.1858, Лимож,-9.10.1943, Пулиген), французский режиссёр, актёр, теоретик театра. Работая клерком в Газовом об-ве в Париже, сблизился с одним из любительских театр. кружков (т. н. Гальским кружком) и на его основе в 1887 организовал Свободный театр, в к-ром работал до 1894. В 1897 создал Театр Антуана и руководил им до 1906; в 1906-14 директор театра "Одеон". После 1914 отошёл от практич. деятельности в театре, работал в области театр. критики и в кино. Создавая Свободный театр, А. выступил против мелодрамы, мещанской драматургии. Горячий поклонник и пропагандист эстетич. принципов Э. Золя, А. считал, что театр должен правдиво показывать жизнь, ставил пьесы, в к-рых действовали крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась и пропаганда передовой иностр. драматургии. Он впервые во Франции поставил "Власть тьмы" Л. Толстого (1888), "Привидения" (1890) и "Дикую утку" (1891) Ибсена, "Нахлебник" Тургенева (1890), "Ткачи" Гауптмана (1893) и др. А. добивался от актёров естественности, простоты исполнения, ратовал за постоянный состав труппы, за спаянный актёрский ансамбль. Постановки А. отличались смелыми для своего времени естественными мизансценами, каждый персонаж спектакля был наделён индивидуальным характером, имел определённую сценич. задачу. А. применял разнообразные постановочные средства, помогающие создавать жизненно-достоверную атмосферу на сцене. Воспоминания А. о Свободном театре, о Театре Антуана и "Одеоне" - один из ценных документов по истории французского театра конца 19 - нач. 20 вв., в них изложены его взгляды на театр. иск-во и драматургию. В 1897 А. с группой артистов Свободного театра гастролировал в странах Европы, в т. ч. в России (Петербург, Москва, Киев, Одесса). Портрет стр. 96.

Соч.: Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur le Theatre Antoine et sur I'Odeon, P., 1928; рус. сокращ. пер.- Дневники директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.- Л., 1939.

Лит.: Мовшенсон А., Вступ. статья, в кн.: Антуан А., Дневники директора театра, сокращ. пер. с франц., М.- Л., 1939; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Очерки, М.- Л., 1939; Kovatchevitch М., La vie, 1'oeuv-re, 1'influence et le prestige de Andre Antoine..., Clermon-Ferrand - P., 1941.

АНТУРАЖ (франц. entourage, от entourer-окружать), окружение, окружающая среда, обстановка.

АНТУРИУМ (Anthurium), род растений сем. ароидных. Многолетние вечнозелёные растения; листья кожистые, блестящие или бархатистые, с красивым жилкованием. Цветки мелкие, в початках, окружённых покрывалом, иногда ярко-окрашенным. Ок. 500 видов в Центр. и Юж. Америке. Мн. виды выращиваются в оранжереях. Наиболее известны A. hortulanum (A. Scherzerianum), A. and-reanum и A. crystallinum.

Лит.: Киселёв Г. Е., Цветоводство,. 3 изд., М., 1964.

Антуриум (Anthurium Scherzerianum)

АНТЫ (греч. Antai), название вост.-слав. племён в 4-7 вв., применявшееся визант. писателями 6-7 вв. Впервые встречается в керченской надписи 3 в. н. э. Осн. сведения по истории А. содержатся в трудах писателей 6-7 вв. (Про-копия, Иордана, Агафия, Менандра, Феофилакта и др.). А. занимали зону лесостепи между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра. Они знали пашенное земледелие, оседлое скотоводство, отделившееся уже от с. х-ва, ремесло, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарство, ювелирное ремесло, обработку камня, кости, ткачество и т.д. По мнению нек-рых исследователей, у А. существовала внутр. торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя (в частности, с Римом); возникло ден. обращение, для к-рого могли быть использованы серебряные рим. монеты.

Для антского общества была характерна сел. община. Археологам известны остатки обширных поселений А., состоявших из ряда отд. домохозяйств, ремесл. мастерских. Имуществ. расслоение у А. прослеживается по многочисл. кладам монет и драгоценных вещей. Большого развития достигло рабовладение. Визант. историки пишут о многих десятках тысяч военнопленных, захватывавшихся А. с целью превращения их в рабов, но форма рабской зависимости у А. была мягче, чем в Византии. В 3-4 вв. у А. складывается гос-во. В письм. источниках 6-7 вв. упоминаются политич. деятели А.: цари - Бож, Ардагаст, Пирагаст; вельможи -Идарий, Келагаст; полководцы - Хильбудий, Доброгаст; дипломат Межамир и др. Полагают, что имя Божа было известно автору "Слова о полку Игореве", вспоминавшему "время Бусо-во". А. имели сильную воен. организацию. В 4 в. А. вели упорную борьбу с готской державой Германариха. В 385 готский король Винитар (Витимир) стремился подчинить А. своей власти, но потерпел поражение. Позже ему удалось захватить в плен Божа и казнить его вместе с сыновьями и 70 вельможами. С нач. 6 в. А. вместе с родственными им склавинами вели наступление на балканские владения Византии. Вначале оно носило характер набегов для захвата пленных и добычи, но уже во время войны 550- 551 часть А. и склавинов осталась на Балканах. С этого времени быстро развивается слав. колонизация Балкан. С кон. 6 в. А. вели войны с аварами. Имя А. в нач. 7 в. перестало упоминаться в письм. источниках. Место А. заняло новое объединение - Русь, ядро к-рого совпадало с наиболее развитыми землями А.

Лит.: Рыбаков Б. А., Анты и Киевская Русь, "Вестник древней истории", 1939, № 1; Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Брайчевський М. Ю., Бiля джерел словянськоi державностi, К., 1964; Очерки истории СССР. III - IX вв., М., 1958. М. Ю. Брайчевский.

АНТЫ в архитектуре (лат. antae), выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в др.-греч. храмах, тип к-рых получил наименование "храм в антах".

АНТЬОКИИ МАССИВ, горный массив, сев. часть Центр. Кордильеры Колумбии. Выc. до 3110 м. Сложен палеозойскими интрузивными и метаморфич. породами. Поверхность глубоко расчленена ущельями многочисленных рек. Вечнозелёные смешанные леса. Месторождения золота, каменного угля. Выращивание кофе, бобов, кукурузы; скотоводство.

АНТЬОКИЯ (Antioquia), департамент на 3. Колумбии. Пл. 63 тыс. км2. Нас. 2931,5 тыс. чел. (1969). Адм. ц.-г. Медельин. Расположен на Антьокийском нагорье, окаймлённом Зап. и Центр. Кордильерами, к-рые разделены долиной р. Кауки. А. даёт ок. 3/4 всей добычи золота и серебра Колумбии. Текст. пром-сть (гл. центр Медельин). Плантации кофе, табака, посевы зерновых, гл. обр. кукурузы и риса.

АНУ (шумерск. АН), в верованиях древних народов Месопотамии верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Согласно мифам, А. был первоначально неотъемлемо связан с богиней земли Ки, от к-рой породил бога воздуха Энлиля, отделившего затем небо от земли.

АНУБИС, в верованиях древних египтян первоначально бог смерти в Тинитском и Кинопольском номах (областях), затем бог-покровитель мёртвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. А. изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Представления об А. оказали влияние на формирование образа христ. святого Христофора Псеглавца.

АНУЙ, Ануйль (Anouilh) Жан (р. 23.6.1910, Бордо), французский драматург. Имеет незаконч. юридич. образование. Первые драмы А. ("Горностай", 1934; "Путешественник без багажа", 1937; "Дикарка", 1938) построены на моральном конфликте благородного героя с ложью и жестокостью, носят камерный характер. Позднее А. объединил их в цикл "чёрные пьесы". В "новые чёрные пьесы" (1946) включены трагедии на библейский ("Иезавель"), а также на шекспировский ("Ромео и Джульетта") и античные ("Медея", "Антигона") сюжеты. Герои А. во имя этич. принципа отвергают компромисс и гибнут ("Антигона", пост. 1943, изд. 1944); эта идея в пьесах 40-х гг. носит характер безнадёжности и выражена в духе экзистенциализма. К "чёрным пьесам" примыкает цикл "костюмированные пьесы" (I960): ист. драмы "Жаворонок" (1953), где нар. героиня - Жанна д'Арк утверждает своё человеч. достоинство, спасая от порабощения народ Франции; "Беккет, или Честь божья" (1959). Иронически-лирич. комедии А. объединены в циклы "розовые пьесы" (194?, "Ужин в Санлисе", "Леокадия" и др.) и "блестящие пьесы" ("Сесиль, или Урок отцам", 1951, и др.), герои к-рых находят счастье, отгораживаясь от мира страдания и жестокости, хотя условная театральность комедий подчёркивает иллюзорность этого счастья. Сатирич. комедии А. объединены в цикл "колючие пьесы" (1956): "Орнифлъ, или Сквозной ветер"; "Бедняга Битос...", где тенденциозно пародируется образ Робеспьера и проводится мысль, что любое насилие является злом. Разнообразие и новизна сюжетов, непринуждённость диалога, действенность и эмоциональность, юмор - всё это определяет яркую театральность пьес А.

Соч.: Theatre complet, [t. 1 - 6], P., 1962; La foire d'empoigne, P., 1961; в рус. пер.- Пьесы, т. 1-2, [Послесл. Л. Зониной], М., 1969.

Лит,: 3онина Л., Жан Ануйль, в кн.: Современная зарубежная драма, М., 1962; История французской литературы, т. 4, М., 1963; Luрре R. de, Jean Anouilh, P., [1959]; Вorgal С., Anouilh, la peine de vivre, [P.], 1966 (имеется библ.).

АНУЙ, река в Алтайском крае РСФСР, лев. приток Оби. Берёт начало двумя истоками - Чёрный А. и Белый А. Дл. 327 км (от истока Белого А.), пл. басс. 6930 км . В верховьях течёт между Ануйским и Бащелакским хр. Питание снеговое и дождевое. Ср. расход воды ок. 250 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле.

АНУЙСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет на С. Алтая. Расположен между долинами pp. Ануй и Песчаная (лев. притоки Оби). Ср. выс. от 900 м на С.-З. до 1600 м на Ю.-В., наибольшая 1815 м. Дл. ок. 130 км. Сложен гл. обр. метаморфизованными известняками, силурийскими сланцами, прорванными интрузиями гранитов. Преобладают ландшафты ниэ-когорий с мелколиств. лесами и участками луговых степей; на Ю.- среднегорья с лиственничными лесами.

АНУРАДХАПУРА, Анураджапура, город на Цейлоне, адм. ц. Се-веро-Центр. пров. 29,4 тыс. жит. (1963). Ж.-д. ст., узел автогужевых дорог. Центр важного рисоводч. р-на. Место паломничества буддистов. Древняя А. (5 в. до н. э.- нач. И в. н. э.) была столицей первого Сингальского государства. В начале 11 в. разрушена захватившими Цейлон правителями южноинд. тамильского гос-ва Чола. От древнего города в центре и окрестностях совр. А. сохранились многочисл. памятники: остатки древнейших на Цейлоне буддийских храмов и монастырей - колоколообразные ступы (дагобы) Тхупарама (3 в. до н. э.), Руанвели (2-1 вв. до н. э.) с кам. статуями Будды (5 в. н. э.); скальный монастырь Исурумуния с замечательными рельефами на внешних стенах (5-8 вв.н. э.), дворцы, искусств, водоёмы и др. В А. создан заповедник; нек-рые древние памятники восстанавливаются.
Лит.: Прокофьев О., Искусство Юго-Восточной Азии, М., 1967; Gave Н. W., The ruined cities of Ceylon, [3 ed.], L., 1905; Anuradhapura, greatest of Ceylon's ancient cities, Ceylon, 1954.

АНУРИЯ (от греч an - отрицат. частица и uron - моча), отсутствие выделения мочи. А. бывает при тяжёлых заболеваниях почек, при закупорке мочевых путей почечными камнями, при сдавлении их расположенными по соседству опухолями, при падении сердечной деятельности. Сопровождается сухостью во рту, жаждой, тошнотой, рвотой. Лечение направлено на устранение причины А.

АНУЧИН Дмитрий Николаевич [27.8 (8.9).1843, Петербург,-4.6.1923, Москва], советский антрополог, географ, этнограф и археолог, проф. Моск. ун-та (1884), академик (1896), почётный чл. АН (1898). В 1867 окончил Моск. ун-т, где с 1890 читал курс антропологии. С 1885 до конца жизни руководил впервые созданной при Моск. ун-те кафедрой географии. С 1890 президент Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1879 по его инициативе при Моск. ун-те был создан Музей антропологии (в 1919 кафедра антропологии, а в 1922 н.-и. ин-т антропологии). Осн. специальностью А. была антропология, одним из основоположников к-рой он был в России. Будучи убеждённым дарвинистом, рассматривал антропологию широко, включая в неё всю совокупность ес-теств.-ист. сведений о человеке: его эволюцию, сравнит. анатомию, биологию, учение о расах. А. был противником расизма. Осн. направления его исследований - этнич. антропология и антропогенез. Много трудов А. посвящено этнографии и первобытной археологии. Большое значение имеют работы А. об айнах (1876), об аномалиях черепа человека (1880), о географич. распределении роста мулсского населения России (1889), об истории иск-ва и верований у приуральской чуди (1899), о древнем луке и стрелах (1887) и мн. др. Для науч. метода А. характерны строгий историзм и комплексное использование данных антропологии, этнографии, археологии, географии и др. наук. В 1890, 1894 и 1895 А. вёл географич. экспедиц. исследования на Валдайской возвышенности, изучая истоки Волги, Зап. Двины и Днепра; в 1891 на Кавказе (в районе Казбека) изучал оледенение в целом и отд. крупнейшие ледники. Автор университетских географич. курсов ("История географии", "Общая география", "География России" и др.). Проводил работы по изучению Верхневолжских озёр, результаты исследований (1894-95) были обобщены в труде "Верхневолжские озёра и верховья Западной Двины", а также в более мелких работах, положивших начало изучению озёр России. Создатель школы географов-исследователей и педагогов. Автор крупных работ по геоморфологии, гидрологии и страноведению. Большое внимание уделял исследованию природных условий и ресурсов, а также изучению тех изменений и преобразований, к-рые человек вносит в географич. среду своей деятельностью. Написал много работ о людях рус. науки, в т. ч. монографию о Н. Н. Миклухо-Маклае. После Окт. революции А. участвовал в работах Госплана.

А. редактировал журналы: "Этнографическое обозрение" (с 1889), "Землеведение" (осн. А. в 1894), "Русский антропологический журнал" (с 1900). В честь А. названы: ледник на сев. о-ве Новой Земли, гора на Сев. Урале, о-в и пролив в Малой Курильской гряде.

Соч.: Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений, М., 1895; Верхневолжские озера и верховья Западной Двины. Рекогносцировки и исследования 1894 - 1895 гг., в кн.: Труды экспедиции для исследования источников главнейших рек Европейской России, в. 61, М., 1897; Япония и японцы. Географический, антропологический и этнографический очерк, М., 1907; Географические работы, М., 1954 (с библиографией работ); О людях русской науки и культуры, 2 изд., М., 1952.

Лит.: Карпов Г. В., Путь ученого, М., 1958.

АНУША Абуль-Музаффар Мухаммед, хивинский хан [1663- ок. 1686], сын и преемник хана Абулгази I, продолжавший его политику усиления ханской власти. Совершил ряд опустошит. набегов на Бухарское ханство. В 1669 и 1675 пытался восстановить прерванные ранее торг. и дипломатич. отношения с Рус. гос-вом. В результате заговора придворных был свергнут и ослеплён.

АНФАНТЕН (Enfantin) Бартелеми Проспер (8.2.1796-31.8.1864), французский социалист-утопист, ученик и последователь Сен-Симона. Гл. внимание А. привлекала экономич. сторона учения Сен-Симона и его идея "нового христианства". После смерти Сен-Симона А. вместе с Базаром возглавил сен-симонистскую школу, к-рая постепенно выродилась в "церковь", одним из первосвященников к-рой стал А. После того как острые разногласия в среде сен-симонистов по вопросам религии, брака и семьи привели к развалу сен-симонистской церк. общины ("семьи", кон. 1831), А. создал в Менильмонтане (близ Парижа) трудовую общину, в к-рой пытался осуществить идеи совместного труда и свободной любви. В 1832 зта община подверглась суд. преследованию; А. отбыл год в тюрьме "за оскорбление нравственности". В дальнейшем участвовал в инженерных работах в Египте (одним из первых выдвинул проект Суэцкого канала), был директором ж.-д. линии Париж - Лион. Положительно встретил Вторую империю и призывал Наполеона III содействовать пром. ра