БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

касающимся проблемы места человека в природе, явился трактат А. Н. Радищева "О человеке, о его смертности и бессмертии", написанный в 1792-96 в Илимской ссылке. В 19 в. выдающееся значение имели антропологич. работы К. М. Бэра, пополнившего краниологич. коллекции анатомич. кабинета Петерб. АН, много сделавшего для обоснования теории моногенетич. происхождения человеческих рас, усовершенствовавшего методику измерения черепов. Бэр содействовал также развитию А., включив в программу осн. в 1845 Географич. об-ва этнографич. и антропологич. исследования. Большую роль в развитии А. сыграли революц. демократы, в особенности Н. Г. Чернышевский, пропагандой материализма и обоснованием идеи о том, что различия в культуре народов возникли вследствие разных ист. судеб народов, а не их расовой принадлежности. Большой вклад в А. был сделан Н. Н. Миклухо-Маклаем, гл. обр. исследованиями расового состава и культуры папуасов и др. народов Океании, а также науч. обоснованием теории монофилетич. происхождения человечества. Он первым обосновал в отечеств. А. идею равенства человеческих рас. Основателем антропологич. школы в Моск. ун-те, оказавшей огромное влияние на развитие А. в России, был проф. зоологии А. П. Богданов. В 1864 им был основан Антропологич. отдел Об-ва любителей естествознания, ставший центром расовых и др. антропологич. исследований. В 1879 Богданов организовал в Москве Антропологич. выставку, получившую междунар. признание. Её коллекции составили основу Музея антропологии Моск. ун-та. Преемником Богданова был Д. Н. Анучин, соединивший в своих исследованиях А., этнографию, археологию и географию. В 1919 он, при содействии В. В. Бунака, основал в Моск. ун-те кафедру антропологии, а в 1922 - Ин-т антропологии. Бунаку принадлежит значит. роль в развитии всех разделов А. в СССР.

Для сов. А. характерны огромный размах исследований во мн. её разделах, планирование работ, разработка унифицированных методов. В области учения об антропогенезе, этнич. А. и морфологии человека были накоплены большие материалы и сделаны крупные теоретич. обобщения. В области антропогенеза изучалась сравнит. анатомия разных органов человека и обезьян. Были выяснены осн. направления развития мозга приматов и специфич. черты строения мозга человека в связи с формированием его трудовой и речевой деятельности (Ю. Г. Шевченко и др.). Ряд исследований посвящён эволюции и строению руки (Е. И. Данилова). Изучались соотношения онтогении человека и его филогении, причём подтверждены применительно к антропологич. мат-лу осн. положения теории филэмбриогенезов А. Н. Се-верцова. Сделаны важные открытия ископаемых низших узконосых обезьян на Ю. Вост. Европы и остатков зубов человекообразной обезьяны третичного периода на Кавказе. Особое значение имеют находки костных остатков мусть-ерских людей в гроте Киик-Коба в Крыму (Г. А. Бонч-Осмоловский, 1924), в гроте Тешик-Таш в Ср. Азии (А. П. Окладников, 1938) и в гроте Староселъе в Крыму (А. А. Формозов, 1953), а также коренного зуба мустьерского человека в пещере Джручула на Кавказе (Л. К. Га-буния и др., 1961). На основании этих и др. многочисл. фактич. данных построена стадиальная теория человеческой эволюции, а также освещены проблемы систематики и генеалогии человека, строения и образа жизни его ближайших предков, прародины человека, темпов, факторов и явлений неравномерности в его эволюции (М. С. Войно, М. А. Гремяц-кий, Г. Ф. Дебец, В. И. Кочеткова, М. Ф. Нестурх, Я. Я. Рогинский, М. И. Урысон, Е. Н. Хрисанфова, В. П. Якимов и др.).

В разделе расоведения большое значение имели систематич. сборы антропологич. материала, охватившие почти всю терр. СССР. Эти данные позволили разрешить вопросы о происхождении и формировании мн. народов СССР путём использования совр. и ископаемого материала в качестве ист. источника. Подвергнуто анализу само понятие "человеческая раса", а также степень динамичности и стабильности расы, соотношение расы и конституции, разнообразные методы расового анализа (М. С. Акимова, В. П. Алексеев, В. В. Бунак, И. И. Гох-ман, В. В. Гинзбург, Г. Ф. Дебец, Т. С. Кондукторова, М. Г. Левин, Н. С. Розов, Т. А. Трофимова, Н. Н. Чебоксаров, А. И. Ярхо и др.). Значит. место заняли работы по возрастной изменчивости расовых признаков у детей (Н. Н. Миклашевская) и у взрослых (А. И. Ярхо, Г. Л. Хить). Резко усилились исследования в области популяцион-ной генетики на соматич. и серологич. материалах (Ю. Г. Рычков). Сделаны обобщения, касающиеся систематики, взаимного родства и происхождения человеческих рас.

В области морфологии человека разрабатывалось учение о физ. развитии, пропорциях тела, конституции, связях размеров тела между собой, закономерности роста (в частности, о периодизации этого процесса и неравномерности роста отдельных сегментов тела), о методах антропометрии (Д. И. Арон, В. В. Бунак, П. Н. Башкиров, П. И. Зенкевич, А. А. Малиновский, В. Г. Штефко, А. И. Ярхо и др.). Расширилось изучение связей морфологич. особенностей с функциональными (Т. И. Алексеева и др.). Подробно изучалась дерматоглифика (М. В. Волоцкой, Т. Д. Гладкова, П. С. Семеновский). Расовые и половые особенности в строении зубов изучал А. А. Зубов.

Сов. антропологи произвели обширные исследования по актуальной проблеме акцелерации, т. е. наблюдаемого почти повсеместно ускорения роста и физиоло-гич. развития детей (В. Г. Властовский, В. С. Соловьёва).

Изучались вопросы о применении математич. методов к разрешению антропологич. задач, напр. таких, как установление закономерностей изменчивости признаков и их сочетаний, анализ факторов внутригрупповых вариаций, изучение меры соответствия распределения измерит. признаков нормальной кривой, анализ межгрупповой изменчивости, в частности установление реальности различий между группами людей, терри-тор., профессиональными и др. (М. В. Игнатьев, Ю. С. Куршакова, А. В. Пугачёва, В. П. Чтецов и др.).

Выводы получили применение в пром-сти: позволили построить антропологич. стандарты для предметов одежды, для обуви, головных уборов, перчаток, сидений в автобусах, вагонах, школьных парт и др.

Непосредств. пользу оказывают данные А. в судебной медицине, в частности для т. н. словесных портретов, для составления таблиц, позволяющих с большей или меньшей вероятностью определить пол, возраст и расовую принадлежность костных остатков. Антропогенетика нашла применение при решении спорного отцовства.

Помимо Моск. ун-та, где есть спец. Научно-исследовательский ин-т А. и где на кафедре А. биологического факультета готовят кадры специалистов-антропологов, исследования по А. в СССР ведутся в различных лабораториях, в ин-тах АН, в ун-тах и др. учреждениях Ленинграда, Киева, Тбилиси, Тарту, Риги, Томска и др. Особо следует отметить развитие А. в союзных республиках: Груз. ССР (М. Г. Абдушелишвили), Казах. ССР (О. Исмагулов), Узб. ССР (Л. В. Ошанин, В. Я. Зезенкова, К. Наджимов), Укр. ССР (Л. П. Николаев, В. Д. Дяченко), Эст. ССР (Ю. М. Ауль, К. Ю. Марк).

Антропологич. учреждения в СССР ведут большую работу по распространению знаний среди населения с помощью издания книг, брошюр, лекций на темы, посвящённые становлению человека, формированию человеческих рас и т. д. Значит. роль в пропаганде антропологич. знаний играют Музей Ин-та антропологии Моск. ун-та и Музей антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде.

Лит.: Анучин Д. Н., Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России, "Русский антропологический журнал", 1900, № 1; Бунак В. В., Современное состояние и очередные задачи советской антропологии, "Вопросы антропологии!., 1962, в. 10; Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я., Антропология. Краткий курс, М.. 1941; Гинзбург В. В., Элементы антропологии для медиков, Л., 1963; Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М., 1960; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гримм Г., Основы конституциональной биологии и антропометрии, М., 1967; Human Biology, Oxford, 1964; Jubile du Centenaire de la Societe d'Anthropologie de Paris, P., 1959; Martin R., Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung, 3 Aufl., Bd 1 - 2, Stuttg., 1956 - 60; Montagu A.,

An introduction to physical anthropology, 3 ed., Springfield, I960.

Периодические издания: "Вопросы антропологии", Москва (с 1960); "L'Anthropologie", Paris (с 1890); "Journal of the Royal Anthropological Institute", London (c 1871); "Zeitschrift fur Morphologic und Anthropologie", Stuttgart (c 1899); "PrzegUd Anthropolpgiczny", Poznan (c 1926); "L'Anthropologie", Praque (1923 - 41); "American Journal of Physical Anthropology", Philadelphia (c 1918); "Current Anthropology", Chicago (c 1960). Я. Я. Рогинский.

АНТРОПОМЕТР, антропологич. инструмент для измерений гл. обр. длины тела (роста) и высот антропометрич. точек у человека над уровнем пола (см. Антропометрия), а также нек-рых размеров по поперечной и передне-задней осям. Широко известен антропометр Мартина, удобный при работе в полевых условиях.

В. П. Чтецов.

АНТРОПОМЕТРИЯ (от антропо... и .. метрия), совокупность методич. приёмов в антропологич. исследовании, заключающихся в измерении и описании (антропо-скопия) тела человека в целом и отдельных его частей и позволяющих дать количеств. характеристику их изменчивости.

Массовость антропометрич. исследований позволяет оценивать и сравнивать изменчивость признаков различных расовых, возрастных, проф., половых групп на основе измерений большого числа индивидуумов. Возникновение А. как науч. методики относится к 19 в. и связано с именем франц. антрополога П. Брока. Значит. вклад в её дальнейшее развитие внесли иностранные (Р. Мартин и др.) и сов. антропологи (В. В. Бунак, А. И. Ярхо и др.). Различают признаки измерительные и описательные. Первые определяются с помощью антропологич. инструментов (антропометр, толстотные и скользящие циркули, ленты и др.). Измерение производится между строго локализуемыми антропометрич. точками, к-рые представляют сравнительно легко доступные для наблюдения элементы внешнего строения тела. Выделяют тотальные (дл. тела, масса, обхват груди) и частные (шир. стопы, дл. кисти и т. п.) размеры тела. Определение описательных признаков (формы частей тела, частей лица, пигментации кожи, волос и глаз, формы волос и т. д.) производится с помощью шкал, муляжей, схем, построенных на основе точных разграничит. критериев. Напр., шкала цвета глаз В. В. Бунака учитывает 12 вариантов окраски радужины, шкала окраски волос Фишера - Заллера - 40 оттенков. В А. широко применяют методы антропологич. фотографии.

Для А. характерна тенденция к замене описательных признаков более точными измерительными и внедрению совр. методов анализа (рентген, ультразвук, меченые соединения). Выбор антропометрич. методики, точек и признаков диктуется задачами конкретного антропологического исследования. В расоведении и этнической антропологии измеряют голову, лицо, череп, длину тела, пользуются шкалами цвета глаз, кожи, волос и др. для выделения расовых типов. В морфологии человека и в особенности в учении о физич. развитии учитываются масса, длина тела (рост) и др. продольные, поперечные и обхватные размеры. На их основе построены шкалы, позволяющие определять степень физич. развития у отд. индивидуумов и различных групп населения.

Собранные в процессе антропометрич. обследования данные подвергают вариа-ционно-статистич. (биометрической) обработке (см. Биометрия) и оформляют в виде таблиц, графиков и схем. На антропометрич. материалах основаны также стандартизация предметов массового произ-ва (одежда, обувь) и рациональное устройство рабочих мест. Антропометрич. данными пользуются и в криминалистике для описания и опознания преступников. Лит.: Бунак В. В., Антропометрия. Практический курс, М., 19-41.

В. П. Чтецов.

АНТРОПОМОРФИЗМ (от антропо... и греч. morphe - вид), уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ. Наивно-догматич. А. представляет собой первонач. форму мировоззрения и выражается в наделении неодушевлённых предметов способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, небо хмурится и т. п.). Такой А. являлся господств. формой мировоззрения на ранних ступенях развития человеч. общества. Отголоски такого понимания мира представлены и в языке совр. культурных народов (напр., безличные глаголы типа "моросит", "светает" и др.), в иск-ве, особенно в поэзии. Однако как способ мышления такой А. в наст. время свойствен только психике ребёнка, у взрослых людей он является обычно признаком инфантилизма. Наивно-догматич. А. перерастает в религ. А.- перенесение облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущее большинству религ. представлений о богах и др. сверхъестеств. существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. н. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается.

Элементы А. иногда проникают и в науч. познание. Антропоморфными по своему происхождению являются, напр., термины "работа", "напряжение" и т. п., хотя их реальное содержание давно утратило связи с их происхождением. С развитием науки А. вытесняется науч. мировоззрением, хотя в нек-рых областях знания антропоморфные представления оказываются весьма прочными (напр., в зоопсихологии). Нек-рые исследователи наделяют животных человеч. мыслями, чувствами, даже этикой. В современной научной ("продолжительность жизни" частиц и пр.), технической, в частности кибернетич., лит-ре антропоморфное употребление понятий (машина "запоминает", "решает задачу" и т. п.) основано на объективном сходстве принципов функционирования и результатов действий человека и машины; оно является вполне законным, если при этом учитывается различие процессов по существу. В. А. Костеловский.

АНТРОПОМОРФОЛОГИЯ, см. Морфология человека.

АНТРОПОНИМИКА (от антропо... и греч. бпута - имя), раздел ономастики, изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. В совр. рус. антропонимич. системе каждый человек имеет личное имя (выбираемое из огранич. списка), отчество и фамилию (возможное число последних практически неограничено). Существовали и существуют иные антропонимич. системы: в Др. Риме каждый мужчина имел преномен - личное имя (таковых было всего 18), номен - имя рода, передаваемое по наследству, и когномен - имя, передаваемое по наследству, характеризующее ветвь рода. В совр. Испании и Португалии человек имеет обычно неск. личных имён (из католич. церк. списка), отцовскую и материнскую фамилии. В Исландии каждый человек имеет личное имя (из огранич. списка) и вместо фамилии - производное от имени отца. В Китае, Корее, Вьетнаме имя человека складывается из односложной фамилии (в разные эпохи их насчитывалось от 100 до 400) и личного имени, обычно состоящего из двух односложных морфем, причём количество личных имён неограничено. Особое место в антропонимич. системах занимают гипокористики (ласкательные и уменьшительные имена- рус. Машенька, Петя, англ. Bill и Davy), а также псевдонимы и прозвища.

Данные А. существенны и для др. разделов языкознания, социологии, истории народов.

Лит.: Тупиков Н. М., Словарь древнерусских личных собственных имен, СПБ, 1903; Селищев А. М., Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ, "Уч. зап. МГУ", 1948, в. 128, кн. 1; Чичагов В. К., Из истории русских имен, отчеств и фамилий, М., 1959; Никонов В. А., Личное имя - социальный знак, "Советская этнография", 1967, № 5; его же. Личные имена в современной России, "Вопросы языкознания", 1967, №6; Taszycki W., Rozprawy i studia polonistyczne, t. 1, Wroclaw, 1958; Lebe1 P., Les noms des personnes en France, 4 ed., P., 1959; Bach A., Deutsche Namenkunde, Bd 1-3, Hdlb., 1952-56.

В. А. Никонов.

АНТРОПОНОЗЫ (от антропо... и греч. nosos - болезнь), группа инфекционных заболеваний, возбудители которых способны поражать только человека. К А. относятся брюшной тиф, паратифы, дизентерия, холера, полиомиелит, дифтерия, скарлатина, коклюш, корь, грипп, возвратный тиф, сыпной тиф, малярия, рожа, гонорея, сифилис, трахома и др.

АНТРОПОПАТИЗМ (от антропо... и греч. pathos - чувство, страсть, болезнь), наделение предметов и явлений реального или вымышленного мира свойствами психики человека. А. присущ всем персонажам старых и новых религий, хотя совр. богословы и прилагают все усилия, чтобы освободить образ бога от антропопатич. черт. А. заложен уже в основном теологич. утверждении о боге как личном существе. См. также Антропоморфизм.

Лит.: Фейербах Л., Сущность религии, Избр. философские произведения, т. 2, М., 1955.

АНТРОПОСОФИЯ (от антропо... и греч. sophia - мудрость), мистическое учение о человеке, включающее методику самоусовершенствования и развития предполагаемых тайных способностей человека к духовному господству над природой (система психофиз. упражнений, особая педагогика и т. п.); выделилась из теософии. Родоначальником А. является нем. мистик Р. Штейнер (1861 - 1925), основавший в 1913 в Дорнахе (Швейцария) "Всеобщее антропософское общество" и изложивший основы А. в соч. "Тайная наука" (1910) и "Антропософия" (1924). В духе пантеистич. традиции А. считает, что бог растворён в природе, в мире и как бы возрождается в человеке. Под этим углом зрения А. интерпретирует мифы и верования всех времён и народов (Р. Штей-нер, "Мистерии древности и христианство", 1910). Социально-политич. построения А. представляют собой утопию, основанную на обособлении трёх сфер обществ. жизни: государство, единственная функция к-рого - ограждать группы граждан от взаимного порабощения (сфера свободы); независимое правосудие (сфера равенства); экономика, зиждущаяся на свободном кооперировании (сфера братства). А. оказала влияние на нек-рых представителей иск-ва (рус. поэт Андрей Белый, нем. поэт К. Моргенштерн, художник В. В. Кандинский, нем. дирижёр Б. Вальтер). А. распространена в нек-рых странах Зап. Европы и США, иногда как практич. педагогика (в институтах, школах, даже дет. садах). А. знаменует кризис традиц. религий, к-рые она пытается заменить, эклектически соединяя модернизированные идеи христ. мистики с установкой на естеств. возмо