БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

отразились патриотич., гражд. устремления А., его тяга к психологизации образа, к верности ист. деталей. Напряжённым драматизмом психологич. строя отличается статуя "Иван Грозный" (бронза, 1871, Рус. музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская гал.), воспринимавшаяся как обличение самовластия. Образ дальновидного и решит. преобразователя России создал А. в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Рус. музей и Третьяковская гал.). А. исполнены также статуи "Нестор-летописец" (мрамор, 1889) и "Ермак" (бронза, 1891; обе - Рус. музей). Ряд произв. А. посвятил морально-филос. темам, к-рые трактовал в духе отвлечённо понятых идеалов справедливости и правды ("Христос перед судом народа", бронза, 1874, Рус. музей; мрамор, 1876, Третьяковская гал.; "Мефистофель", мрамор, 1883, Рус. музей). Некоторым из этих работ А. ("Спиноза", мрамор, 1882, Рус. музей; "Не от мира сего", мрамор, 1887, Третьяковская гал.) присущи черты сентиментальности. А. принадлежит ряд портретов, надгробий, проектов памятников.

Лит.: Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи. Под ред. В. В. Стасова, СПБ - М., 1905; Дружинин С., Антокольский об искусстве и своём творчестве, "Искусство", 1952, № 4; Варшавский Л. Р., Марк Матвеевич Антокольский, в кн.: Русское искусство. Очерки... второй половины 19 в., [кн.] 1, М., 1962.

АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич [р. 19.6(1.7). 1896, Петербург], русский советский поэт. Чл. КПСС с 1943. Род. в семье адвоката. Учился на юридич. факультете Моск. ун-та. С 1915 работал в драматической студии Е. Б. Вахтангова. Печататься начал в 1921. Произв. А. 20-х гг. характеризуются интересом к переломным ист. событиям (Великая французская революция, 1848 год, Парижская Коммуна), романтической интонацией. В 30 е гг. в поэзии А. начинают преобладать образы сов. действительности. В годы Великой Отечеств. войны писал патриотич. стихи и баллады. Поэма "Сын" (1943; Гос. пр. СССР, 1946) посвящена сыну поэта, погибшему на фронте. Поэма отмечена напряжённым лиризмом, искренностью в передаче чувств, типичных для многих сов. людей в воен. годы. Поэма "В переулке за Арбатом" (1954) охватывает историю поколения, пережившего 1-ю мировую войну и ставшего строителем нового социалистич. общества. В 1958 опубл. сб. стихов "Мастерская", в 1960- сб. "Сила Вьетнама. Путевой журнал", в 1962 - сб. "Высокое напряжение", в 1964 - сб. "Четвёртое измерение". В стихах последних лет - мысль о власти времени над человеком и человека над временем. В сб. "О Пушкине" (1960) стихи и баллады на пушкинские темы чередуются с "заметками на полях", с опытом анализа отд. произведений ("Медный всадник"). Опубликовал сб. статей "Пути поэтов" (1965). Переводит произв. франц., болг., груз., азерб. поэтов. Награждён 4 орденами, а также медалями.

Соч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1961: От Беранже до Элюара. Стихи французских поэтов в пер. П. Антокольского, М., 1966; Избранное, т. 1-2, М., 1966; Повесть временных лет, М., 1969.

Лит.: Книпович Е., Проверка временем, в её кн.: В защиту жизни, 2 изд., М., 1959; Тарасенков А., Время, поэт, народ, "Знамя", 1945, № 7;

Луговской В., Поэт, время, в его кн.: Раздумье о поэзии, М., 1960; П. Г. Антокольский. Памятка читателю, Л., 1956; Левин Л., Четыре жизни. Хроника дней и трудов П.Антокольского, М., 1969. В.В.Жданов.

АНТОЛИЗ (от греч. anthos - цветок и lysis - разрушение, растворение), уродливое развитие цветка, при к-ром ось его удлиняется, а все остальные части раздвигаются и принимают вид уродливых зелёных листочков, напр. у живокости (см. рис.). А. доказывает листовое происхождение частей цветка. См. также Тератология.

Антолиз цветка живокости: уродливые позеленевшие части цветка приняли листовидную форму.

АНТОЛОГИЯ (греч. anthologia, от anthos - цветок и lego - собираю), сборник, содержащий избр. стихи или различные изречения и фрагменты мн. авторов. А. известны с древних времён на Востоке и в Греции; были распространены в древнерус. лит-ре ("изборники") и в лит-ре кои. 18 - нач. 19 вв. В нач. 20 в. вышли А.: П. Я. (П. Ф. Якубович)- "Русская муза" (1907), "Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней в переводе русских поэтов" (под ред. В. Я. Брюсова, 1916) и др. В сов. время издан ряд А. поэзии народов СССР в переводах на рус. яз.

Антологические стихи (термин 1-й пол. 19 в.) - стихи в античном духе, напр. "К постарелой красавице" К. Н. Батюшкова или "Нереида" А. С. Пушкина, позднее - нек-рые стихи Н. Ф. Щербины, А. Н. Майкова.

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (Anto-nello da Messina) (ок. 1430, Мессина,- между 14 и 25.2.1479, там же), итальянский живописец Раннего Возрождения. Сын мраморщика Джованни д'Антонио. Учился, по-видимому, у неаполитанца Колантонио. Работал гл. обр. в Мессине (в 1475-76 - в Венеции). Сложился как художник под воздействием нидерландцев, у к-рых заимствовал технику масляной живописи, что позволяло А.

да М. добиваться необычайной глубины цвета, использовать освещение в качестве одного из важнейших художеств.-выразит, средств. Вероятно, под влиянием нидерл. иск-ва стремился к развёрнутой обрисовке окружающей человека реальной среды (пейзаж, интерьер). Ознакомившись с творчеством Пьеро делла Франческа и Андреа Мантенья, А. да М. приобщился к разработке новаторских проблем иск-ва Возрождения. Образы, созданные А. да М., отличаются величавым спокойствием, классич. уравновешенностью. А. да М. сделал крупный вклад в становление ренессансного реалистич. портрета. Произв.: т. н. автопортрет (ок. 1473) и "Распятие" (1477) - в Нац. галерее, Лондон; фрагменты алтаря из церкви Сан-Кассиано в Венеции (1475- 1476, Художественно-ист. музей, Вена), "Св. Себастьян" (1476, Картинная галерея, Дрезден).

Лит.: Воttаri S., Antonello da Messina, Mil.- P., 1955 (англ, пер.- N. Y., 1955); Vigni G., Tutta la pittura d'i Antonello da Messina, 2 ed., Mil.. [1957].

Илл. см. на вклейке, табл. XIII.

АНТОНЕСКУ (Antonescu) Йон [2(14). 6.1882, Питешти,-1.6.1946], военно-фаш. диктатор Румынии в 1940-44, генерал. Участвовал в подавлении крест. восстания 1907, а также в воен. интервенции против Венг. советской республики (1919). В 1933 нач. рум. Генштаба, с 1938 мин. обороны. В сент. 1940 стал диктатором Румынии. А. и его пр-во ввергли Румынию в развязанную Гитлером войну против СССР. После нар. восстания 23 авг. 1944 был арестован и как воен. преступник казнён в 1946 по приговору нар. трибунала Бухареста.

АНТОНИАНСКАЯ ЕРЕСЬ в Конго, народное движение в нач. 18 в., направленное на восстановление единства гос-ва Конго, против европ. проникновения и ка-толич. духовенства. Развивалось в форме христ. ереси. Вождь движения - женщина-ересиарх (христ. имя - Беатриче), именовавшая себя святым Антонием, учила, что Конго - родина Иисуса и всех святых, что католич. духовенство, глубоко враждебное народности баконго, скрывает это от народа. Под водительством Беатриче её последователи начали восстановление древней столицы гос-ва - Мбанза Конго (совр. Сан-Салвадор, Ангола). Сама Беатриче стала предметом культа; ей воздавались божеские почести. В нач. 1706 вожди движения были при помощи миссионеров захвачены знатью баконго, устрашённой угрозой нар. восстания, и 1 июля 1706 публично сожжены. Расправа послужила толчком к открытому восстанию против королевской власти и высшей знати баконго, к-рое лишь в сер. 1708 пошло на убыль, а в нач. 1709 было окончательно подавлено.

АНТОНИЕВО-СИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ, основан в 1520 монахом Антонием (1479-1556), происходившим из крестьян. Расположен близ р. Сии, притока Сев. Двины (ныне Холмогорский р-н Архангельской обл.). А.-С. м. вёл крупное феод. х-во, играл видную роль в хоз. освоении Поморья. В 70-х гг. 16 в. в А.-С. м. произошли крест. волнения. В 1764 А.-С. м. имел св. 3300 крестьян.

АНТОНИЙ Великий (р. ок. 250- ум. 356), основатель монашества в Египте, жил отшельником в пустыне, канонизирован христ. церковью. Сохранились нек-рые письма А. Ему приписывают т. и.

"Правила святого Антония" (однако авторство его сомнительно). Написанное Афанасием Александрийским "Житие Антония" имело целью создать идеальный образ христианина-подвижника, явилось образцом для греч. агиографии. История искушений А. в пустыне неоднократно служила предметом живописи и художеств. лит-ры (напр., "Искушение святого Антония" Флобера).

АНТОНИЙ Марк (Marcus Antonius) (ок. 83-30 до н. э.), римский политич. деятель и полководец. Выдвинулся как начальник конницы во время войны в Палестине и Египте (57-55). В 54 примкнул к Юлию Цезарю и участвовал в галльских походах. Во время гражд. войны 49-45 активно поддерживал Цезаря; после битвы при Фарсале в 48 был назначен начальником конницы (magister equitum). После убийства Цезаря сначала занял примирит. позицию по отношению к его убийцам и сенату, но вскоре отношения А. с сенатом обострились, в особенности из-за притязания А. на управление Галлией (А. опирался на войска и ветеранов Цезаря). Дело дошло до открытого разрыва, и сенат направил против А. войска. В 43 ок. г. Мутина А. потерпел поражение (см. Мутинская война), но затем под давлением войск произошло объединение А. с Октавианом и Лепидом (2-й триумвират). В 42 при Филиппах (Македония) А. совместно с Октавианом разбил войска Брута и Кассия. При последовавшем за этим разделе провинций между триумвирами А. получил в управление вост. области рим. державы. За время пребывания на Востоке совершил неск. неудачных походов против парфян. На Востоке А. вёл себя как самодержец; сблизившись с егип. царицей Клеопатрой, дарил ей и её детям огромные владения. Подобная политика привела к разрыву между триумвирами и восстановила обществ. мнение в Риме против А. Сенат объявил войну Клеопатре. В 31 у мыса Акций егип. флот был разбит, а после вступления войск Октавиана в Египет А. покончил жизнь самоубийством.

Лит.: Машкин Н. А., Принципат Августа, М.- Л., 1949; Lindsay J., Marc Antony, his world and his contemporaries, L.. 1936. С. Л. Утченко.

АНТОНИМЫ (от анти... и onyma - имя), слова с взаимопротивоположными значениями, служащие для обозначения контрастных явлений, напр. "тихий"- "громкий", "появиться" - "исчезнуть", "много" - "мало", "вверх" - "вниз". А. обычно имеются только у слов с общим значением качества, количества, времени, пространства. Антонимич. отношениями могут быть связаны не только знаменательные, но и служебные слова, напр. "за" и "против" (ср. разг. "Вам с сахаром или без ?"), а также спец. словообразоват. средства, например "входить" - "выходить", "открывать" - "закрывать", "революция" - "контрреволюция", "народный" - "антинародный" и т. п. Обычно к А. относятся разнокоренные слова, но нек-рые языковеды относят к А. и такие пары слов, как "большой" - "небольшой", "спокойный" - "беспокойный", "любить" - "не. любить", образующиеся посредством отрицат. частицы "не" и приставок "не", "без" и др. Многозначное слово в разных значениях может иметь различные А.: "свежий" (хлеб) - "чёрствый", "свежая" (мысль) - "избитая", "свежий" (вечер) - "душный" и т. д.

Как средство поэтич. выразительности А. служат для осуществления приёма антитезы в поэтич. или ораторской речи, напр.: "кто был ничем, тот станет всем", "чёрный вечер, белый снег" (А. А. Блок); в заглавиях: "Шаг вперёд - два шага назад" (В. И. Ленин), "Отцы и дети" (И. С. Тургенев), "Толстый и тонкий" (А. П. Чехов), "Война и мир" (Л. Н. Толстой).

Лит.: Комиссаров В. Н., Проблема определения антонима, "Вопросы языкознания", 1957, № 2; Клюева В. Н., Проблема антонимов, "Уч. зап. 1 Моск. пед. ин-та иностранных языков", 1956, т. 9; Киреев А. А., Об антонимах, "Русский язык в школе", 1954, № 3.

АНТОНИН ПИЙ (Antoninus Pius) (86-161), римский император с 138. Происходил из сенаторской семьи г. Немаузуса (совр. Ним) в Трансальпийской Галлии. В 120 был консулом, позже - проконсулом провинции Азия. В 138 усыновлён имп. Адрианом. Став императором после смерти Адриана, продолжал его внешнюю политику: избегал войн и возводил новые оборонит. сооружения на границах гос-ва ("Антонинов вал" в Британии). Правление А. П. протекало в контакте с сенатом, а социальная политика проводилась в интересах имущих классов. Это вызывало недовольство и восстания народных масс в провинциях (в Египте, Дакии, Ахайе, Иудее, Африке).

Лит.: Нutt I W., Antoninus Pius, Praga, 1936.

АНТОНИНЫ (Antonini), династия римских императоров в 96-192; названа по имени Антонина Пия. К А. принадлежали: Нерва [96-98], Траян [98-117], Адриан [117-138], Антонин Пий [138- 161], Марк Аврелий [161-180], его соправитель Луций Вер [161-169] и Коммод [180-192]. В своей внутр. и внешней политике А. отражали интересы широких кругов рим. рабовладельцев как Италии, так и провинций. Их политика была направлена на оживление экономич. жизни империи (основание новых городов, активная строит. деятельность, меры по поддержанию мелкого и ср. землевладения, расширение социальной опоры рим. гос-ва и укрепление позиций рабовладения; щедрая раздача прав рим. гражданства провинциалам, введение мн. провинциальных рабовладельцев в рим. сенат, принятие мер по предотвращению волнений рабов). Первые А. (особенно Траян) проводили энергичную внеш. политику и присоединили к империи новые территории (в 106 Дакию и Аравию, в 114-115 территории в Армении и Месопотамии). В годы правления Адриана А. стали переходить к политике обороны своих растянутых границ и строительству оборонит. сооружений. При А. окончательно оформилась идея монархич. власти и был сформирован бюрократич. аппарат. Время правления А. считается периодом наивысшего внутр. и внеш. расцвета Рим. империи. Однако со времени Адриана наблюдаются уже симптомы кризиса рабовладельческого способа производства, а со времени Марка Аврелия начинается упадок могущества Римской империи.

Лит.: Гримм Э. Д., Исследования по истории развития римской императорской власти, т. 2, СПБ, 1901; Rostovzeff M.,

The social and economic history of Roman Empire, Oxf., 1926.

В. И. Кузищин.

АНТОНИНЫ, посёлок гор. типа в Красиловском р-не Хмельницкой обл. УССР, в 8 км от ж.-д. станции Антонины, на линии Шепетовка - Староконстанти-нов. 7,4 тыс. жит. (1968). 2 кирпичных завода.

АНТОНИОНИ (Antonioni) Микеланджело (р. 29.9.1912, Феррара), итальянский режиссёр. Был кинокритиком, сценаристом, режиссёром документального кино. В 1950 поставил первый художеств. фильм - "Хроника одной любви". Творчество А. объединено темой одиночества человека в совр. бурж. обществе. Поставил фильмы: "Подруги" (1955), "Крик" (1957, в сов. прокате "Отчаяние"), "Приключение" (1959), "Ночь" (I960), "Затмение" (1962), "Красная пустыня" (1964), "Блоу ап" (1967). А., не приемлющий совр. бурж. действительность, с мастерством исследователя, тонкого психолога показывает крушение внутр. связей человека с окружающим миром. Трагич. отсутствие взаимопонимания между людьми, бесцельность существования, духовное оскудение героев, невозможность для них преодолеть изолированность режиссёр изображает как единственную и неизбежную форму жизни для всего человечества. Фильмы А. пессимистичны, в них сильны иррациональные мотивы. Картины А. отличают высокое режиссёрское мастерство, точность отбора выразит. средств, подчинение всех компонентов фильма (музыка, операторское иск-во, актёрское исполнение) задачам режиссёра.

Лит.: Туровская М., М. Антониони..., "Искусство кино", 1962, N° 6; Караганов А., Встречи в Италии, там же, 1965, № 3; Сарri F., Michelangelo Antonioni, Parma, 1958; Lерrоhоn P., Michelangelo Antonioni, [P., 1961].

АНТОНОВ Алексей Иннокентьевич (15.9.1896, Гродно,- 18.6.1962, Москва), советский генерал армии (1943). Чл. КПСС с 1928. Род. в семье офицера. Окончил Павловское воен. уч-ще (1916). Участвовал в 1-й мировой войне в чине прапорщика. В мае 1918 демобилизован,работал служащим в Петрограде. С апр. 1919 в Сов. Армии, участвовал в Гражд. войне на Юж. фронте в должности нач. штаба бригады. После Гражд. войны прошёл путь от нач. штаба бригады до нач. штаба воен. округа (с 1937). Окончил Воен. академию им. Фрунзе (1931), оперативный ф-т этой же академии (1933), Академию Генштаба (1937). В 1938-40 на преподават. работе. Во время Великой Отечеств. войны А., высококвалифицированный и талантливый штабной работник, занимал с авг. 1941 должности нач. штаба Юж., Сев.-Кавк. и Закавк. фронтов и Черномор. группы войск. С декабря 1942 1-й зам. нач. Генштаба, с февраля 1945 нач. Генерального штаба. Участник Ялтинской и Потсдамской конференций. С марта 1946 А. 1-й зам. нач. Генштаба. В 1948-54 1-й зам. н командующий войсками Закавк. воен. округа. С апр. 1954 1-й зам. нач.Генштаба, а с мая 1955 и нач. штаба Объединённых Вооруж. Сил стран Варшавского договора. Награждён орденом "Победа", 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й степени и Отечественной войны 1-й степени, 14 иностр. орденами и медалями. Деп. Верх. Совета СССР 2-6-го созывов. Похоронен на Красной площади.

АНТОНОВ Алексей Константинович [р. 27.5(8.6).1912, Гродно], советский гос. и парт. деятель..Чл. КПСС с 1940. Род. в семье учителя. Окончил в 1935 Ленингр. политехнич. ин-т им. Калинина. В 1937-57 инженер, нач. лаборатории, зам. гл. конструктора, нач. цеха, нач. произ-ва, гл. инженер на з-дах авиац. пром-сти. В 1957-59 на руководящей хоз. работе в Ленингр. СНХ. В 1959- 1961 зам. пред., в 1961-65 пред. Ленингр. СНХ. С сент. 1965 мин. электротехнич. пром-сти СССР. На 22-м (1961) и 23-м (1966) съездах КПСС избран канд. в члены ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 6-7-го созывов. Гос. пр. СССР (1950). Награждён 2 орденами Ленина, др. орденами, а также медалями.

АНТОНОВ Иван Захарович (18.1.1919, с. Сигачи, ныне Первомайского р-на Чуваш. АССР,-1.11.1960, Саранск), мордовский советский писатель. Чл. КПСС с 1942. Писал на морд. и рус. языках. Печататься начал в 1936. Участник Отечеств. войны. В 1954 опубл. роман "В семье единой" о дружбе сов. народов в годы войны, затем очерки "Ухабы на дорогах" (1954), "Разлив на Алатырь-реке" (1955) и др. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч. в рус. пер.- На переднем крае, М., 1957; Свежий ветер, М., 1960; Жизнь подсказывает, Саранск, 1960.

Лит.: Кирюшкин Б., Мордовский советский роман, Саранск, 1965; История мордовской советской литературы, т. 1, Саранск