БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

их колебаний.

АВТОГЕННАЯ РЕЗКА, то же, что кислородная резка.

АВТОГЕННАЯ СВАРКА, то же, что газовая сварка.

АВТОГРАВЮРА (от авто... и гравюра), гравюра, в к-рой печатную форму на дереве, линолеуме или металле (медь, цинк, сталь) выполняет сам художник - автор композиции.

АВТОГРАФ (от авто... и... граф), собственноручная надпись или подпись. 2) Собственноручный авторский руко-лисный текст. А.- важный источник установления канонич. (признанного правильным) текста произведения, ценный материал для изучения творческого процесса писателя, учёного, историч. деятеля. Собирание и хранение А. является одной из функций архивов, библиотек и музеев. В СССР рукописи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и ряда руководящих деятелей КПСС хранятся в Центральном партийном архиве Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Богатые коллекции А. писателей находятся в Гос. библиотеке СССР им. В. И. Ленина и Гос. лит. музее в Москве, в Гос. публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и Ип-те рус. лит-ры АН СССР (Пушкинский дом) в Ленинграде, а также во мн. мемориальных музеях.

АВТОГРЕЙДЕР (от авто... и грейдер), самоходная колёсная машина для профилирования земляных насыпей, псремещсния и разравнивания грунтов и дорожно-строит. материалов при сооружении и ремонте грунтовых и усовершенствованных дорог, аэродромных покрытий, оросит, каналов и др. Осн. рабочий орган А.- полноповоротпый отвал криволинейного лрофиля с механич. или гидравлич. управлением, приводимым в действие от двигателя. Вспомогательный орган - кирковщик, состоящий из 7-11 зубьев, предназначенных для разрушения дорожных одежд и покрытий при ремонте дорог. А. оснащается также сменным оборудованием бульдозера, погрузчика, снегоочистителя и др. машин.

Общпй вид автогрейдера со сменным оборудованием бульдозера

АВТОДИН (от авто... и греч. dynamis - сила, способность), 1) радиоприёмник с положительной обратной связью, в к-ром одновременно происходят процессы генерирования на частоте, отличной от принимаемой, и детектирования, в результате чего выделяется разность генерируемой и принимаемой частот в виде биений. А. служит для приёма на слух телеграфных сигналов по методу биений и для приведения в действие автоматич. устройств. Автодинными преобразователями наз. генерирующие преобразователи частоты. 2) Электромашинный усилитель, представляющий собой управляемый одно-якорный преобразователь мощности 3-фазного тока сети в мощность постоянного тока или наоборот. Изобретён венг. учёным О. В. Бенедиктом.

АВТОДИСПЕТЧЕР, автоматический диспетчер, комплексная система (класс систем "человек и машина"), обеспечивающая автоматизацию процесса управления с учётом наивыгоднейших (оптимальных) режимов работы управляемого объекта. А. осуществляет сбор и обработку информации о ходе процесса для замкнутого цикла управления, оперативное планирование процесса в оптимальном режиме, исполнение планов, т. е. выдачу управляющих сигналов, получение текущей информации о выполнении посланных приказов, состоянии управляемых объектов, данных для учёта и т. д. В такую систему входят: оператор (диспетчер), управляющая вычислительная машина (УВМ), средства связи операторов всех категорий с УВМ, телесвязь с управляемыми объектами, исполнительные и контрольные органы на объектах. А. в узком смысле - часть системы, включающая УВМ и средства связи операторов с УВМ.

Схема участкового автодиспетчера: УОУ - управляемые объекты участка - стрелки и сигналы на участковых станциях (УС1 ... УС10), где есть дежурные, и на промежуточных станциях (ПС1...ПС10), где нет дежурных; аппаратура для связи диспетчера (Д) с машинами (УВМ1 и УВМ2); Т - табло: П - поездографы и печатающие устройства; М - манипулятор диспетчера; аппаратура (АСС) для связи машины с дежурным участковой станции (ДС10); РТА - рулонные телеграфные аппараты; МДС - манипуляторы дежурных; ЛА - линейная аппаратура; АЦП - аппаратура центрального поста; 1 и 2 - двусторонняя связь машины с управляемыми объектами через ДЦ; 3 - цепь корректирующих воздействий диспетчера.

Управление можно вести по постоянному "жёсткому" графику, если процесс стабилен и непредусмотренные внешние воздействия, нарушающие процесс, практически не возникают. В этих случаях УВМ заменяют простым программным устройством. Однако в большинстве процессов отклонения от заданного плана часты и требуют непрерывного корректирования с помощью УВМ.

Различают две ступени управления (режима работы А.): низшая - режим "советчик", когда УВМ используется только для разработки оперативных планов, а исполняет их оператор (диспетчер); высшая - автоматич. режим, при к-ром УВМ, обеспеченная обратной связью, используется не только для составления планов, но и для их реализации с необходимым контролем исполнения. А. в автоматич. режиме функционирует как самоприспосабливающаяся система и только в особо сложных и редких случаях управление переходит к оператору. А. применяется, напр., на гидроэлектростанциях (автооператор гидроэлектростанции), на транспорте (автодиспетчер железнодорожный). Б. А. Завьялов,

АВТОДИСПЕТЧЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ,комплексная система, обеспечивающая автоматизацию управления движением поездов. Различают А. ж.: участковый, станционный и объединяющий их - комплексный.

А. ж. участковый применяется на участках между двумя крупными станциями. Большую часть задач выполняет управляющая вычислит, машина (сбор и обработка информации о движении поездов, составление и оперативная корректировка планов-графиков движения, подача команд для их реализации, контроль, учёт и т. п.), а за диспетчерами (штат к-рых сокращается до 1-2 чел. в смену) сохраняется общее руководство и специфич. функции, к-рые трудно алгоритмизировать. Различают два режима работы А. ж. участкового: 1);советчик; - когда машина (см. схему), получая информацию о поездах через диспетчерскую централизацию (ДЦ), моделирует их движение и составляет оптимальный план-график, а исполняет его диспетчер, посылая управляющие сигналы манипулятором; 2) автоматич. режим, при к-ром машина не только составляет график, но и исполняет его, а за диспетчером сохраняется право вносить в этот график любые изменения. При последнем режиме машина, которой разработано св. 10 программ, выдаёт план-график на 2-4 ч. Для реализации и корректировки плана-графика через каждые 20 сек с ДЦ поступает в машину информация о движении поездов по участку. При отправлении каждого поезда с очередной станции ему автоматически устанавливается маршрут на проход следующей станции i + l (а иногда и i+2) с учётом движения других поездов. Расписание не закладывается "жёстко", а для грузовых поездов машина ежедневно составляет наиболее рациональный график в зависимости от числа поездов, их местонахождения, массы (распространён термин "вес поезда") и др. показателей, выбирая лучшие варианты обгонов и скрещений и повышая этим участковую скорость. Пассажирские поезда проводятся по расписанию, а при его нарушениях - с оптимальной корректировкой. Планирование, осуществляемое машиной, позволяет работать при любых нарушениях расписания (графика). Для повышения надёжности работы А. ж. участкового могут устанавливаться две машины, работающие параллельно, сверяющие все исходные и конечные результаты и взаимно корректирующие друг друга. А. ж. участковый обеспечивает централизов. управление однопутными (и с двухпутными вставками) участками до 600 км, с количеством поездов до 100-150 в сутки, при скоростях до 160 км/ч. Осн. эконо-мич. эффект - повышение участковой скорости на 5-10% .Система участкового А. ж. впервые разработана в СССР (1959- 63).

А. ж. станционный (узловой) - система, обеспечивающая оптимизацию планирования работы крупной станции (особенно сортировочной) или узла, а также моделирование движения с точностью до вагона. В её аппаратуру, кроме управляющей машины, входит система датчиков информации о местонахождении вагонов и локомотивов (напр., счётчиков осей). Имеются два режима работы: 1) "советчик" - все исполнительные функции остаются за операторами; 2) автоматический - значительная часть реализации планов (установка осн. маршрутов, оповещение участвующих в них сотрудников и т. п.) возлагается на машину, связанную для этого с аппаратурой электрич. централизации телеграфными каналами и различными манипуляторами и световыми индикаторами. Основная экономич. эффективность А. ж. станционного - улучшение оборота вагонов и локомотивов, уменьшение потребных маневровых средств.

Лит.: Участковый автодиспетчер, М., 1967. Б. А. Завьялов.

АВТОДОРОЖНАЯ СЛУЖБА, одна из служб тыла вооруж. сил, осуществляющая дорожное обеспечение в оперативных объединениях действующей армии в интересах своевременного передвижения войск, подвоза материальных средств и эвакуации. Ведёт разведку, ремонт, восстановление и стр-во автодорог, осуществляет их эксплуатацию, организует на них дорожно-комендантскую службу; руководит спец. подготовкой личного состава дорожных войск, участвует в разработке мероприятий по подготовке путей сообщения на театрах военных действий.

Грузовая автодрезина грузоподъёмностью 6 т с дизелем мощностью 160 квт ( 220 л. с.).

АВТОДОРОЖНЫЙ МОСТ, предназначен для движения безрельсовых трансп. средств и пешеходов. А. м. рассчитывают на тяжёлую колёсную нагрузку до 0,8 Мн (30 тс), проход толпы людей и на др. воздействия. Ширина проезжей части устанавливается в зависимости от ожидаемой интенсивности и скоростей движения транспорта, длины моста, расположения его в плане и профиле (обычно от 7 до 21 л); ширина тротуаров-не менее 1 м. А. м. могут быть стальными, железобетонными и деревянными. Стальные А. м. строят чаще всего балочной конструкции. Значит, распространение получили А. м. из сборного и предварительно напряжённого железобетона. Для А. м. предпочтительны конструкции с ездой поверху, обеспечивающие лучшие условия движения автомобилей и эксплуатац. содержания моста. Один из крупнейших в мире железобетонных мостов неразрезной балочной конструкции - А. м. через Волгу (рис.) дл. 2,8 км (с пролётами по 166 м), соединивший гг. Саратов и Энгельс (1965). Деревянные А. м. сооружают преим. на дорогах местного значения (см. также Мосты).

Лит.: Мосты и сооружения на дорогах, М., 1961; Справочник инженера-дорожника, [т. 6], М.. 1964. Н. Н. Богданов.

Автодорожный мост через Волгу у г. Саратова.

АВТОДРЕЗИНА, самоходное средство рельсового транспорта с двигателем внутреннего сгорания для инспекторских поездок и перевозки служебного персонала, материалов, механизмов и инструмента при ремонте пути и др. железнодорожных устройств. А. делятся по назначению на пассажирские и грузовые, по массе - на съёмные (до 300 кг) и несъёмные (до 50 т). А. могут быть оборудованы поворотными кранами, монтажными вышками, измерительными приборами. К А. могут прицепляться 1-2 платформы или обычные железнодорожные вагоны. В СССР съёмные А. имеют двигатель мощностью 7-18 квт (10- 25 л.с.), перевозят 4-6 чел. и ок. 50 кг груза; несъёмные - 75-185 квт (100- 250 л. с.), перевозят 20-30 чел. или 5- 6 т груза.

Лит.: Гуленко Н. Н., Гора В. Е.

Путевые машины и механизмы, М., 1961.

К. М. Доброселъский.

АВТОДРОМ [от авто(мобиль) и грeч. dromos - место для состязаний], территория, оборудованная для проведения скоростных автомобильных соревнований и испытаний автомобилей. Необходимость сооружать для автомобильных соревнований и испытаний спец. скоростные дороги, изолированные от движения транспорта, выявилась уже в 1903 после междунар. соревнований по маршруту Париж - Мадрид, сопровождавшихся многочисл. несчастными случаями. В последующие годы в ряде стран с развивающейся автомобильной пром-стью были построены: в- Англии - Бруклендский трек (1906), в США - трек в г. Индиа-наполисе (1907), в Италии - трек Монца (1910), во Франции - трек близ г. Мои-лери (1924).

Основное сооружение А.- трек для гонок дл. 3-10 км и шир. 10-18 м. Трек нередко дополняется дорожным маршрутом (рис.), в результате чего-образуется комплексная трасса, делающая условия соревнования и испытания автомобилей более разнообразными и усложняющая их. В комплекс сооружений А. входят также трибуны, расположенные у финишной прямой, площадка для соревнований по фигурной езде, помещения для технич. обслуживания автомобилей, гараж и др. В качестве А. для проведения соревнований используют также трассы, образуемые дорогами общего пользования (закрываемыми для транспорта) между населёнными пунктами. Такие А. и гоночные трассы предъявляют повышенные требования к устойчивости и управляемости автомобилей и к мастерству гонщиков, хотя скорость движения на них ниже, чем на треках с наклонными параболическими виражами. Автомотодром предназначен для проведения спортивных соревнований и испытаний автомобилей и мотоциклов. На нём сооружают внутренний трек для мотогонок дл. 1-2 км с параллельным финишным участком против Автомотодром.трибун и кольцевую (замкнутую) дорожку дл. 400-500 м с гаревым покрытием для соревнований на мотоциклах.

А. П. Галлы, С. А. Лаптев.

АВТОЖИР (франц. autogyre, от греч. autos - сам и gyros - круг, вращение), летательный аппарат тяжелее воздуха, отличающийся от самолёта тем, что осн. несущей поверхностью служит возд. винт-ротор, свободно вращающийся вокруг вертик. оси под действием встречного потока воздуха. Изобретён испанским инженером X. де ла Сиерва в 1922. В связи с развитием вертолётов, обладающих рядом преимуществ перед А., работы по созданию последних были прекращены.

АВТОЗАГРУЗЧИК СЕЯЛОК, см. Загрузчик сеялок.

АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ (АЭС), сооружение для снабжения (заправки) автомобилей, мотоциклов и др. самоходных машин жидким топливом, маслом, водой и воздухом, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, автопринадлежностей и запасных частей. Располагаются на автодорогах и в населённых пунктах, в местах, обеспечивающих удобный заезд и выезд автомобилей.

Схема автодрома Монца:

1 - трек; 2 -дорожный маршрут.

На нек-рых загородных АЭС устраиваются площадки для техобслуживания и мойки автомобилей, кафетерий, бытовые помещения. Оборудование АЗС включает: топливо-и маслораздаточные колонки, водо- и воз-духозаправочные устройства, подземные топливные, масляные и электрич. коммуникации, противопожарное оборудование, компрессор. Топливо и масло хранятся в металлич. подземных резервуарах. Раздаточные колонки устанавливаются на заправочном островке - бетонированной площадке.

Перспективна автоматизация процессов заправки, повышающая пропускную способность АЗС, снижающая потери топлива и трудоёмкость процессов. Для этой цели применяются дистанционное управление выдачи дозы топлива и масла, получение топлива на автоматич. колонке индивидуальным ключом или перфокартой (см. Топливораздаточная колонка), двусторонняя громкоговорящая связь оператора АЗС с заправочными колонками, механизир. учёт работы АЗС и т. д. Ю. Л. Юркевич.

АВТОКАР (от авто... и англ, саr - тележка), самодвижущаяся тележка с двигателем внутр. сгорания для перевозки грузов на небольшие расстояния. Заменяется электрокарами.

АВТОКАТАЛИЗ (от авто... и катализ), ускорение хим. реакции одним из её продуктов. Пример А.: гидролиз этил-ацетата в водном растворе:

СН3СООС2Н5 + Н2О = СН3СООН+С2Н5ОН.

Продукт реакции - уксусная кислота СН3СООН и ион Н+, образующийся при её электролитич. диссоциации, ускоряют реакцию. Скорость автокаталитич. реакции вначале возрастает вследствие увеличения количества продукта, являющегося катализатором, а затем падает в результате израсходования исходных веществ. Поэтому зависимость степени превращения а от времени t описывается S-образной кривой (см. рис.). Реакция начинается благодаря присутствию в начальный момент некоторого малого количества продукта (затравка) или другого катализатора, или, наконец, за счёт медленной некаталитич. реакции, происходящей параллельно каталитической. Если начальная концентрация катализатора и скорость некаталитич. реакции весьма малы, то в течение некоторого времени, наз. периодом индукции, реакция настолько медленна, что практически не обнаруживается, и лишь по истечении этого времени становится заметной.

Автокаталитич. характер имеют процессы образования новой фазы, протекающие на границе раздела фаз (такие, как конденсация пересыщенного пара, кристаллизация переохлаждённой жидкости, топохимические реакции), т. к. по мере увеличения количества новой фазы растёт поверхность раздела. Цепные разветвлённые реакции могут быть внешне весьма сходны с автокаталитическими. Отличие заключается в том, что ускорение реакции при разветвлении цепей вызвано накоплением активных промежуточных веществ, а не продуктов реакции (см. Цепные реакции).

Автокаталитич. реакция первого порядка (по исходному веществу и продукту); начальная концентрация продукта равна 0,1% от начальной концентрации исходного вещества.

Термин "А." иногда применяют и в тех случаях, когда катализатором является одно из исходных веществ реакции.

М. И. Тёмкин.

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ (от авто... и греч. kephale-голова), в православии самостоятельная церковь, административно независимая от др. церквей. В число А. ц. входят (1968): Албанская, Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Элладская (Греция), Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, Польская, Румынская, Русская, Сербская, Чехословацкая.

АВТОКЛАВ (от авто... и лат. clavis - ключ), аппарат для проведения различных процессов при нагреве и под давлением выше атмосферного. В этих условиях достигается ускорение реакции и увеличение выхода продукта. А. бывают: вращающиеся, качающиеся, горизонтальные, вертикальные и колонные. А. представляет собой сосуд либо замкнутый, либо с открывающейся крышкой. При необходимости снабжаются внутренними, наружными или выносными теплообменниками, механическими, электромагнитными, либо пневматич. перемешивающими устройствами и контрольно-изме-рит. приборами для измерения и регулирования давления, температуры, уровня жидкости и т. п. Конструкция и осн. параметры промышленного А. разнообразны, ёмкость от нескольких десятков см3 до сотен м3, предназначаются для работы под давлением до 150 Мн/м2 (1500 кгс/см2) при темп-ре до 500°С. Для хим. произво