БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

я 1793 начальник Парижской нац. гвардии; энергичными действиями во многом способствовал победе восстания 31 мая - 2 июня 1793, приведшего к установлению якобинской диктатуры. В день термидорианского переворота (27 июля 1794) проявил нерешительность в организации сопротивления контр-революц. силам. Был казнён без суда вместе с М. Робеспьером.

АНСА (ANSA - итал. Agenzia Nazionale Stampa Associate - Нац. агентство объединённой печати), итальянское информационное агентство. Осн. в 1945. Считается кооперативным объединением издателей газет, имеющих акции АНСА. В значит. степени финансируется итал. пр-вом, к-рое практически осуществляет контроль над деятельностью агентства. Имеет (1968) соглашения об обмене информацией с агентствами 30 стран (в т. ч. с ТАСС); корреспондентские пункты АНСА есть в 48 странах.

АНСАМБЛИ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ (или танца, иногда - Ансамбли народной песни и пляски), вид художественных концертно-эстрадных коллективов. А. п. и п. включают различные иск-ва: вокальное (хор, ансамбль соло), музыкальное (оркестр симфонич., нар. инструментов и др.), хореографическое (сольные танцы, ансамбли и др.). Основу А. п. и п. составляют хор или танц. группа. В репертуар ансамблей входят произв. советских и зарубежных композиторов, старинные и совр. образцы песенного, танц. и инструментального фольклора. Программа А. п. и п. может объединяться сквозной темой или состоять из отдельных номеров; обычно содержит элементы театрализации. В А. п. и п. привлекаются особо одарённые исполнители из участников художеств. самодеятельности, а также артисты-профессионалы. Среди крупнейших коллективов: Ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, Ансамбль народного танца СССР, Ансамбль нар. танца "Берёзка", Ансамбль народного танца Груз. ССР и др. Художеств. формы А. п. и п. используются многими муз.-хоровыми коллективами: Рус. нар. хором им. Пятницкого (организован в 1910), Северным нар. хором (организован в 1926), Воронежским рус. нар. хором (организован в 1943) и др. В республиках и областях созданы А. п. и п.: Гос. засл. ансамбль нар. песни и танца Арм. ССР (организован в 1938), Гос. засл. ансамбль песни и танца Азерб. ССР (организован в 1938), Гос. засл. ансамбль нар. песни и танца Грузии (организован в 1885), Гос. засл. ансамбль песни и танца Лит. ССР "Летува" (организован в 1940), Гос. ансамбль песни и танца Казах. ССР (организован в 1955), Гос. узб. ансамбль песни и танца (организован в 1939), Гос. узб. ансамбль танца "Бахор" (организован в 1957), Гос. укр. нар. хор

им. Г. Г. Верёвки (организован в 1943), Гос. засл. ансамбль танца УССР (организован в 1954) и др.

Плодотворно и разнообразно развивается этот вид иск-ва в ряде зарубежных стран ("Мазовше" и "Шлёнск" в Польше; "Слук" в Чехословакии; "Коло" в Югославии и др.).

Илл. см. на вклейке, табл. VIII.

АНСАМБЛЬ (франц. ensemble, букв.- вместе, сразу), совокупность, стройное целое. В архитектуре и градостроительстве - гармонич. единство пространств. композиции зданий, инж. сооружений (мосты, набережные и др.), монументальной живописи, скульптуры и зелёных насаждений. В А., как правило, включаются элементы благоустройства территории (дороги, водостоки и т. д.). Важную роль в сложении А. играют естеств. условия местности (рельеф, водоёмы и пр.). Построение архит. А. достигается цельностью пространств. решения градостроит. комплекса, единством масштаба, ритма и модуля образующих А. зданий и сооружений. А. может создаваться и единовременно (по единому замыслу и в одном стиле) и в течение длит. времени (путём дополнения пер-вонач. композиции иными по стилю произв.). Во втором случае целостность А. сохраняется лишь при соблюдении общих принципов его построения, при органич. сочетании нового со старым (рус. монастыри, пл. св. Марка в Венеции, Дворцовая пл. в Ленинграде). Для повышения художеств. качества архит. А., раскрытия его идейно-образной сущности в его композицию часто включаются произв. различных видов пластич. иск-в (см. Синтез искусств); таковы А. пл. Декабристов с памятником Петру I в Ленинграде, дворцово-парковые А. 17- 18 вв. (Версаль, Петродворец, Кусково и мн. др.), А. пл. Ленина в Ереване (1926-58). В декоративном иск - ве - художественно единая группа произв., напр. А. монументальных росписей либо декора и обстановки интерьера, костюма, ювелирных изделий и т. д. Объёмно-пространств. композиция декоративного А. в интерьере диктуется в значит. мере архит. решением помещения (его формой, размером, пропорциями).

Н. В. Баранов.

Илл. см. на вклейке, табл. IX.

АНСАМБЛЬ (единство, созвучие, согласованность), 1) в музыке - камерное произведение для небольшого состава исполнителей - инструменталистов или вокалистов: дуэт (2 участника), трио или терцет (3), квартет (4), квинтет (5),секстет(6), септет (7), октет (8), нонет(9)идр. А. входят также в состав опер, оперетт,ораторий, кантат. 2) В театральном искусстве - стройность, согласованность игры актёров. На протяжении всей истории театра А. возникал в результате хорошей сыгранности высокопрофессиональных актёрских коллективов. Театральный реализм конца 19 в. возвёл А. в качество художественного принципа. Исторически новым этапом в этом отношении была деятельность т. н. свободных театров и особенно Московского Художественного театра. Созданная К. С. Станиславским система работы актёра над ролью (см. Станиславского система) включает общение, взаимодействие и внутр. связь актёров между собой в процессе их творчества в круг основных условий сценич. мастерства. Начав с понятия А. как единого понимания пьесы, театр пришёл к утверждению "глубокого ансамбля" (термин В. И. Немировича-Данченко). А. стал средством решения сложных художественных задач (характеристика среды, эпохи, построение массовых сцен, создание эмоциональной атмосферы действия - "настроения", раскрытие "второго плана", "подтекста" и пр.). Совр. театр в принципе - театр А. В А. проявляется уровень сценической культуры спектакля любого содержания и стиля. ) Группа артистов, выступающая как единый художеств. коллектив (напр., А. песни и пляски, А. нар. инструментов, А. нар. танца, А. советской оперы и т. п.).

АНСАМБЛЬ (фортификац.), комплекс оборонит. сооружений укреплённого р-на, образующих узел обороны, в к-ром группы укреплений объединены общей подземной частью. Два А. были возведены перед 2-й мировой войной на наиболее важных участках Мажино линии. В А. на поверхности земли располагались: арт. и пулемётные башни, пулемётные и орудийные капониры и полукапониры, противотанковые рвы и эскарпы, проволочные противопехотные заграждения; под землёй на глубине до 30 м устраивались пункты управления, склады и жилые помещения для гарнизона. Все сооружения соединялись сетью подземных галерей и вертикальных шахт; маскировались и прикрывались огнём.

АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА СССР государственны и академический, один из крупнейших хореографич. коллективов Советского Союза. Создан в 1937 в Москве. Руководитель ансамбля со дня его организации пар. арт. СССР И. А. Моисеев. Ансамбль является первой танцевальной группой Сов. Союза, утвердившей в проф. хореографич. иск-ве новый вид сценич. танца - народный танец. Художественно обобщая и развивая элементы нар. хореографии, используя творч. ресурсы проф. иск-ва, ансамбль создаёт новые сценич. формы, стремясь к яркому воспроизведению нар. стиля, глубокому раскрытию в танце нац. образа и характера. Опираясь на прогрессивные традиции танцевального иск-ва каждого народа, делая их достоянием широкого круга зрителей, ансамбль содействует взаимному ознакомлению и обогащению нац. культур. Сочетание яркой нар. формы, непосредственности исполнения с технич. и актёрскими достижениями проф. хореографич. школы привело к созданию в ансамбле новой системы воспитания танцовщиков, к-рая помогла выработать творч. индивидуальность коллектива и высокую исполнительскую культуру.

В репертуаре ансамбля насчитывается св. 200 танцев народов СССР и др. стран, в т. ч.: "Русская сюита", хореографич. сцена "Партизаны", молд. сюита "Жок",укр. сюита "Веснянки" и др. Помимо нар. танцев, ансамбль имеет в своём репертуаре хореографич. сцены, сюиты, одноактные балеты, жанровые танцевальные сцены, объединённые циклом танцев "Советские картинки" и "Картинки прошлого", "Танцы славянских народов", "Дореволюционная маёвка", "Победный Первомай", "Мир и дружба", среди последних работ - "Старинная городская кадриль", "Полька-красотка" и др. Знаменательным событием в творч. жизни ансамбля было создание в 1965 программы "Дорога к танцу", за к-рую руководитель ансамбля удостоен Ленинской пр.

Ансамбль выступал во всех республиках Сов. Союза, за рубежом (более чем в 40 странах мира). Гастроли ансамбля за границей принесли ему всемирную известность. Концерты ансамбля проходят в сопровождении малого симфонич. оркестра, в состав к-рого входит группа нар. инструментов.

В 1965 коллективу присвоено звание академического. Среди артистов ансамбля: нар. арт. РСФСР Л. В. Голованов, Т. А. Зейферт, И. Д. Карташёв.

Илл. см. на вклейке, табл. VIII.

АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ СОВЕТСКОЙ АРМИИ Краснознамённый им. А. В. Александрова, один из крупнейших художественных коллективов Советского Союза, сочетающий вокальное, хореографич. и музыкальное иск-во. Создан в 1928 (первонач.назв.- Ансамбль красноармейской песни). Со дня организации до 1946 коллективом руководил нар. арт. СССР А. В. Александров, с 1946 - нар. арт. СССР Б. А. Александров. Ансамбль состоит из мужского четырёхголосного хора, оркестра и мужской хореографич. группы. Деятельность ансамбля положила начало развитию коллективов (ансамблей) песни и пляски, формированию нового вида массового нар. иск-ва. Коллектив выступает в воинских частях (в годы Отечеств. войны - на фронтах перед бойцами), а также в концертных залах и др. массовых аудиториях. В репертуаре ансамбля произв. сов. и зарубежной музыки, нар. песни, классич. хоры, произв. крупной муз. формы, в т. ч.: "Калинка" (обработка нар. песни А. Александрова), "Священная война" А. Александрова, оратория "Солдат Октября защищает мир" и вокально-симфонич. картина "Дело Ленина бессмертно" Б. Александрова. Ансамбль выступает в республиках Сов. Союза, гастролирует за рубежом (посетил ок. 20 стран 3 континентов), завоевав всемирную известность, пропагандируя лучшие образцы сов. песенного и танц. иск-ва.

Коллектив награждён почётным рево-люц. Красным Знаменем с орденом Красной Звезды на нём (1935), орденом Красного Знамени (1949). Удостоен во Франции премий: "Гран при" (1937), "Золотой дискобол" (1961), "Золотой диск" (1968); награждён ооденом МНР "За боевые заслуги" (1964) и орденом ЧССР "Красная Звезда" (1965). В 1946 ансамблю присвоено имя А. В. Александрова. Среди солистов - нар. арт. СССР Е. М. Беляев и А. Т. Сергеев.

Лит.: Поляновский Г., [Композитор Красной Армии] А. В. Александров, М.-Л., 1945; Виноградов К., Краснознаменный ансамбль Советской Армии, М., 1951: Шилов А., Краснознаменный ансамбль Советской Армии, М., 1964. А. А. Годов.

Илл. см. на вклейке, табл. VIII.

АНСАМБЛЬ СТАТИСТИЧЕСКИЙ, см. Статистический ансамбль.

АНСАРИ Абу Исмаил Абдаллах ибн Мохаммед Харави (1006, Герат,- 1088), иранский прозаик и поэт-суфий. Писал на перс. и араб. языках. Из трёх приписываемых ему диванов ни один полностью не сохранился. Его мунаджаты на перс. яз.- патетич. воззвание к богу - отличаются высокохудожеств. формой. Перевёл на гератский диалект (с араб. яз.) и дополнил биографич. соч. Судами (ум. 1021) "Разряды суфиев", оказавшее влияние на последующую "житийную" суфийскую лит-ру. А. обработал сюжет о Юсуфе и Залейхе и нек-рые теологич. соч. суфийского характера.

Лит.: Бертельс Е. Э., История персидско-таджикской литературы, Избр. труды, [т. 1], М., 1960; Малек-ош- Шоара Бехар, Сабк-шенаси..., т. 2, 2 изд., Тегерян, 1337 г, т, х, (1958); Dеjiny perske a tadzicke Hteratury, red. J. Rypka, 2 vyd., Praha. 1963. М. И. Занд.

АНСЕЛЬ (Ancel) Марк (р. 14.7.1902, Изесте, Франция), французский учёный, юрист, специалист в области уголовного права, криминологии и сравнит. правоведения.

Чл. Ин-та Франции (1970). Проф. ф-та права Парижского ун-та, с 1968 президент одной из палат кассационного суда Франции, президент Междунар. общества социальной защиты, вице-президент Междунар. ассоциации уголовного права и президент Междунар. ассоциации юридич. наук (1965-68). Возглавляет франц. центр сравнит. правоведения в Париже. Один из организаторов регулярных встреч франц. юристов с юристамисоциалистич. стран, в т. ч. советско-франц. симпозиумов. При участии А. во Франции изд. "Введение в систему советского уголовного права" (1962), к-рое содержит и перевод на франц. яз. УК и УПК, а также закона о судоустройстве РСФСР. А.- редактор журнала "Ревю энтерна-сьональ де друа компаре" ("Revue in-ternationale de droit compare") и "Ревю де сьенс криминель э де друа пеналь компаре" ("Revue de science criminelle et de droit penal compare").

Соч.: Introduction comparative aux codes penaux europeens, P., 1956; Les codes penaux europeens, presentees dans leur texte actuel, v. 1 - 3, P., 1954 - 1957 (совм. с J. Marx).

АНСЕЛЬМ (Anselm) Кентерберийскии (1033, Аоста, Италия,- 21.4.1109, Кентербери, Англия), теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рацион, знания: "Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь" ("Proslogion", с. 1). В противоположность умозаключениям к бытию бога от бытия вещей развил т. н. онтологич. доказательство бога, выводящее его бытие из самого понятия бога, ибо "вещь, более которой ничего нельзя себе представить", невозможно помыслить несуществующей. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия как некоего "совершенства" и устремление к непосредственному интеллектуальному созерцанию бога характерны для традиции платонизма. В полемике об универсалиях А. стоял на позициях реализма. Крайний теологич. рационализм А. проявился в его трактате "Почему бог воче-ловечился?", где он пытался чисто логически доказать необходимость воплощения бога.

Соч.: Opera omnia, v. 1-5, Edin.-Roma, 1946-51; Monologion, lateinisch-deutsche Ausg. von F. Schmitt, Stuttg.-Bad, 1964.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 425 - 30; Barth К., Fides quaerens intellectum. Anselms Beweis der Existenz Gottes..., Munch., 1931; Jaspers K., Die grossen Philosophen, Bd 1, Munch., 1957.

С. С. Аверинцев.

АНСЕЛЬМИ (Anselmi) Джузеппе (16.11. 1876, Катания,- 27.5.1929, Зоальи), итальянский артист оперы (тенор). Обучался композиции и игре на скрипке. Муз. деятельность начал как скрипач, одновременно увлекался вокальным иск-вом. С 1894 занимался пением у Л. Манчинелли. В 1896 дебютировал в партии Туридду ("Сельская честь"П. Мас-каньи) на сцене Афинского театра. А.- выдающийся представитель итал. бельканто. Пел в театрах Каира, Александрии. Гастролировал в России (впервые в 1904), Испании, Англии, Аргентине. С успехом выступал в операх итал. и франц. композиторов. Частое обращение к несвойственному его лирич. тенору драматическому репертуару - Хозе ("Кармен" Бизе), Ка-варадосси ("Тоска" Дж. Пуччини) - привело к преждеврем. потере голоса.

AHCEPME (Ansermet) Эрнест (11.11.1883, Веве,-21.2.1969, Женева), швейцарский дирижёр. Учился в Лозанне, Париже и Женеве. С 1912 дирижёр в Монтрё, в 1915-18 в Женеве, где организовал оркестр Романской Швейцарии - один из лучших европ. оркестров. А. известен как пропагандист совр. музыки, особенно произведений И. Ф. Стравинского. В 1915-23 был муз. руководителем труппы "Русский балет С. Дягилева". А. гастролировал в странах Европы, Америки и в СССР (впервые в 1928). Автор симфонич. и камерных произв., а также лит. соч. о музыке.

Соч.: Debat sur 1'art contemporain. P., 1948; Entretiens sur la musique, Neuchatel,

1963; Les fondements de la musique dans la conscience humaine, 2 ed., v. 1 - 2, Neuchatel, 1965.

АНСЕРОВ Николай Иванович [29.12. 1893(10.1.1894), с. Котельники Моск. у.,- 5.7.1944, Москва], советский антрополог и анатом. Проф. мед. ф-тов Пермского (1923-26) и Азерб. (1927-37) ун-тов и 3-го мед. ин-та в Москве (1937- 1944). Провёл широкое антропологич. обследование населения Азербайджана (нек-рые группы были изучены впервые). Связал антропологич. данные с этногенезом нек-рых исследованных групп. Разработал методику изучения кровоснабжения скелета при помощи особых т. н. просветлённых препаратов и внёс значит. вклад в возрастную морфологию.

Соч.: Тюрки Советского Азербайджана, Баку, 1930; Талыши. Медико-антропологическое исследование, Баку, 1932; Артериальная система скелета человека, М., 1939.

Лит.: Очерки жизни и деятельности гистологов и анатомов Москвы, М., 1967.

АНСОН (Anson) Джордж (23.4.1697- 6.6.1762), английский воен.-мор. деятель, адмирал (1761), барон (1747). Отличился во время войны за Австрийское наследство 1740-48. В 1740-44 действовал на исп. коммуникациях. В 1747 разбил франц. эскадру при мысе Финистерре. С 1744 на службе в Адмиралтействе, к-рое возглавлял с 1751. Во время Семилетней войны 1756-63 командовал эскадрой, прикрывая нападения англ. флота на франц. побережье. Автор воен.-мор. устава и новой классификации воен. кораблей. Неофициально именовался "отцом флота".

АНСЭЙСКИЕ ДОГОВОРЫ, неравноправные договоры, заключённые в 1854- 1858 США и др. державами с Японией в годы Ансэй [офиц. наименование годов царствования (1854-60) имп. Комэй]. А. д. положили конец более чем двухвековой изоляции Японии от внешнего мира. В 1852 пр-во США послало в Японию эскадру М. Перри, к-рый под угрозой применения оружия добился заключения 31 марта 1854 в Канагаве первого амер.-япон. договора, открывшего для амер. судов порты Хакодате и Симода без права торговли. 14 окт. 1854 Японией был заключён аналогичный договор с Англией, 7 февр. 1855 - с Россией. Прибывший в Японию в 1856 амер. ген. консул Т. Хар-рис при помощи угроз и шантажа добился заключения 17 июня 1857 нового, более выгодного для США договора, а через год, 29 июля 1858 - кабального для Японии торг. договора. По образцу амер.-япон. торг. договора 1858 были заключены договоры с Россией (19 авг. 1858),Англией (26 авг. 1858) и Францией (9 окт. 1858). А. д. установили свободу торговли иностр. купцов с