БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

мально в направлении, перпендикулярном к гл. оси симметрии, и отсутствует вдоль этой оси. Скорость распространения света в кристалле v или показатель преломления кристалла n различны в различных направлениях. Напр., у кальцита показатели преломления видимого света вдоль оси симметрии пс и перпендикулярно ей пп равны: пс = 1,64 и пп = 1,58; у кварца: пс = 1,53, пп = 1,54.

Механическая А. состоит в различии механич. свойств - прочности, твёрдости, вязкости, упругости - в разных направлениях. Количественно упругую А. оценивают по макс. различию модулей упругости. Так, для поли-кристаллич. металлов с кубич. решёткой отношение модулей упругости вдоль ребра и вдоль диагонали куба для железа равно 2,5, для свинца 3,85, для бета-латуни 8,7. Кубич. монокристаллы характеризуются тремя гл. значениями модулей упругости (табл. 3).

Табл. 3.- Главные значения модулей упругости некоторых кубических кристаллов
Алмаз

95

39

49
Алюминий

10,8

6,2

2,8
Железо

24,2

14,6

11,2

Рис. 4. Сечения поверхности модуля кручений (а) и модуля Юнга (б) кристалла кварца; сечение поверхности пьезоэлектрического коэффициента в кварце(в).
Для кристаллов более сложной структуры (более низкой симметрии) полное описание упругих свойств требует знания ещё большего числа значений (компонент) модулей упругости по разным направлениям, напр. для цинка или кадмия - 5, а для триглицинсульфата или винной кислоты - 13 компонент, различных по величине и знаку. Об А. магнитных свойств см. подробнее в ст. Магнитная анизотропия.

Математически анизотропные свойства кристаллов характеризуются векторами и тензорами, в отличие от изотропных свойств (напр., плотности), к-рые описываются скалярными величинами. Напр., коэфф. пироэлектрич. эффекта (см. Пироэлектричество) является вектором. Электрич. сопротивление, диэлектрическая проницаемость, магнитная проницаемость и теплопроводность - тензоры второго ранга, коэфф. пьезоэлектрич. эффекта (см. Пьезоэлектричество) - тензор третьего ранга, упругость - тензор четвёртого ранга. А. графически изображают с помощью указательных поверхностей (индикатрисс): из одной точки во всех направлениях откладывают отрезки, соответствующие константе в этом направлении. Концы этих
Причиной естественной А. является упорядоченное расположение частиц в кристаллах, при котором расстояние между соседними частицами, а следовательно, и силы связи между ними различны в разных направлениях (см. Кристаллы). А. может быть вызвана также асимметрией и определённой ориентацией самих молекул. Этим объясняется естеств. А. нек-рых жидкостей, особенно А. жидких кристаллов. В последних наблюдается двойное лучепреломление света, хотя большинство др. их свойств изотропно, как у обычных жидкостей.

А. наблюдается также и в определённых некристаллич. веществах, у к-рых существует естеств. или искусств. текстура (древесина и т. п.). Напр., фанера или прессованная древесина вследствие слоистости строения могут обладать пьезоэлектрич. свойствами, как кристаллы. Комбинируя стеклянное волокно с пластмассами, удаётся получить анизотропный листовой материал с прочностью на разрыв до 100 кгс/мм2. Искусств. А. можно также получить, создавая заданное распределение механич. напряжений в первоначально изотропном материале. Напр., при закалка стекла можно получить в нём А., к-рая влечёт за собой упрочнение стекла.

Искусственная оптич. А. возникает в кристаллах и в изотропных средах под действием электрич. поля (см. Электрооптический эффект в кристаллах, Керра явление в жидкостях), магнитного поля (см. Коттон - Мутона эффект), механич. воздействия (см. Фотоупругость). М. П. Шасколъская.

А. широко распространена также в живой природе. Оптич. А. обнаруживается в нек-рых животных тканях (мышечной, костной). Так, миофибриллы поперечно исчерченных мышечных волокон при микроскопии кажутся состоящими из светлых и тёмных участков. При исследовании в поляризованном свете эти тёмные диски, как и гладкие мышцы и нек-рые структуры костной ткани, обнаруживают двойное лучепреломление, т. е. они анизотропны.

В ботанике А. называется способность разных органов одного и того же растения принимать различные положения при одинаковых воздействиях факторов внешней среды. Напр., при одностороннем освещении верхушки побегов изгибаются к свету, а листовые пластинки располагаются перпендикулярно к направлению лучей.

Лит.: Бокий Г. Б., Флинт Е. Е., Шубников А. В., Основы кристаллографии, М.- Л., 1940; Най Дж., Физические свойства кристаллов..., пер. с англ., 2 изд., М., 1967; Волокнистые композиционные материалы, пер. с англ., М., 1967; Дитчберн Р., Физическая оптика, пер. с англ., М., 1965.

АНИЗОТРОПИЯ МАГНИТНАЯ, см. Магнитная анизотропия.

АНИЗОТРОПНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, материалы, отличающиеся неодинаковыми (механич., оптич., магнитными и др.) свойствами по различным направлениям (см. Анизотропия).

К А. м. относятся: кристаллы и монокристаллы, заготовки сплавов и сталей (прокат, штамповки и др.), волокнистые и плёночные материалы, армированные пластики, пьезокварц, графит и др. Большое значение приобретает новый класс А. м.- композиц. материалы, в к-рых сочетаются свойства различных материалов: наполнителя (сверхпрочные волокна металлов и их окислов, нитевидные кристаллы и др.) и связующего (полимеры и металлы).

Применение А. м. с определённым образом ориентированной неоднородностью свойств позволяет сократить расход материалов и улучшить качество изделий; напр., в машиностроении возможно изготовлять детали и конструкции с повыш. прочностью. Трансформаторы с сердечниками из неоднородной по свойствам текстурованной стали, в к-рой магнитный поток совпадает с направлением наиболее лёгкого намагничивания, весят на 20-40% меньше, чем трансформаторы с сердечниками из обычной горячекатаной стали. Отливка лопаток газотурбинных двигателей с направленной структурой повышает их длит. прочность при высоких темп-pax на 50%, ударную вязкость в 2-3 раза, увеличивает срок службы в 3-5 раз в сравнении с лопатками,отлитыми обычными методами.

АНИЗОФИЛЛИЯ (от греч. anisos - неравный и fyllon - лист), неодинаковый размер листьев у нек-рых растений на верхней и нижней сторонах плагиотропныхпобегов (расположенных горизонтально или под незначит. углом к горизонту). Обычно на верхней стороне листья мельче, чем на нижней. А. свойственна гл. обр. тропич. растениям (нек-рым мхам, плаунам, селагинеллам, голо- и покрытосеменным растениям).

АНИЙСКОЕ ЦАРСТВО, армянское феод. гос-во (60-е гг. 9 в.- 1045) со столицей в г. Ани (с 961). Возникло в результате объединения Армении Багратидамии свержения власти Арабского халифата. А. ц. было наиболее крупным и влият. среди феод. гос-в ср.-век. Армении: объединило б. ч. Армении, в частности вост. области. Первым Баграти-дам (Ашот I, Смбат I, Ашот II Железный) подчинялись также нек-рые р-ны Ю. Армении. Ядром А. ц. являлась Ширакская обл. В А. ц. развивалось феод. землевладение, усиливался процесс закрепощения крестьян. Развитие ремесла и торговли способствовало расцвету городов. Усиление феод. эксплуатации вызвало мощное антифеод. нар. движение тондракийцев (кон. 9-1-я пол. 11 вв.). Экономич. подъём А. ц. сопровождался значит. развитием арм. культуры. Высокого уровня достигли в А. ц. историография, философия, математика, медицина, а также лит-ра и иск-во: архитектура, художеств. резьба по камню и дереву, живопись (миниатюра), прикладное иск-во. Багратидские цари стремились объединить Армению и усилить центр. власть, но экономич., социальные и политич. условия для этого ещё не созрели. Феод. раздробленность привела к образованию царств: Васпура-канского (908), Карсского (963), Сюний-ского (970) и Ташир-Дзорагетского (978), находящихся в вассальных отношениях с Багратидами. Острая классовая борьба, ухудшение внешнеполитич. положения А. ц., раздоры между феодалами и высшим духовенством облегчили экспансию Византии. В 1045 её войска овладели г. Ани и Ширакской обл. А. ц. пало. Б. Н. Лракелян.

АНИКСТ Александр Абрамович (р. 16. 7.1910. Цюрих), русский сов. литературовед, театровед. Чл. КПСС с 1942. Доктор искусствоведения (1963). Печатаете с 1930. Работы А. посвящены истори англ. и амер. лит-ры, а также эстетике В области истории театра осн. внимани уделяет У. Шекспиру, о к-ром написа работы, освещающие гуманизм и глубин художеств. образов англ. драматург ("Творчество Шекспира", 1963, "Шекспир",

1964, "Театр эпохи Шекспира" 1965). А. также автор статей о совр. сов и зарубежном театре и кино.

Соч.: История английской литературы М., 1956; Б. Шоу, М., 1956; Лев Толстой-ниспровергатель Шекспира, "Театр", 196С

№ 11; Теория драмы от Аристотеля д Лессинга, М., 1967; "Носороги" в Нью Йорке, "Новый мир", 1965, Mb 8; Такой человек нужен всякому времени, "Искусств кино", 1968, № 1. Т. М. Родина

АНИКУШИН Михаил Константинови [р. 19.9(2.10).1917, Москва], советский скульптор, нар. художник СССР (1963 действит. чл. АХ СССР (1962), секретарь Правлений Союза художников РСФС (с 1960) и Союза художников СССР (1963), пред. Правления Ленинградского отделения Союза художников РСФС] (с 1962). Чл. КПСС с 1944. Чл. Центр. ревизионной комиссии КПСС (1966) Учился в Ин-те живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленин граде (1937-41 и 1945-47) у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева. Преподаёт там же (с 1947). В памятнике А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, 1957, Ленинская пр., 1958) достиг психологич. глубины и естественности образа, строгости и соразмерности форм, гармонич. связи с архит. ансамблем. Автор памятника В. М. Бехтереву (бронза, 1960) в Ленинграде, проекта памятника А. П. Чехову для Москвы (1960-65), ряда портретов и надгробий. Награждён орденом Ленина и медалями.

Лит.: Аникушин М. К. Альбом произведений. [Авт. текста П. К. Балтун], Л., 1960 Прибульская Г., Аникушин, Л,- М., 1961.

АНИКШЧЯЙ, город, центр Аникшчяй ского р-на Литов. ССР. Расположен по обоим берегам р. Швянтойи (басе. Нямунаса). Ж.-д. ст. на линии Паневежис - Швенченеляй. Ок. 7 тыс. жит. (1968) Винодельч. з-д (плодово-ягодные вина), войлочно-валяльная ф-ка, з-д строит. материалов, маслозавод. Народный театр, Мемориальный музей писателя A. Beнуолиса. А. возник в 15 в.

АНИЛИДЫ, органические соединения производные анилина C6H5NH2 и др. ароматич. аминов, у к-рых атом водорода аминогруппы замещён остатком карбоновой к-ты. Примеры А.:

C6H5NHCOCH3 - ацетанилид,

C6H5NHCOC6H5- бензанилнд,

C6H5NHCHO - форманилид.

Нек-рые А. применяют как компонент азокрасителей, в произ-ве кинофотоматериалов и т. д.

АНИЛИН (франц. aniline, через португ. anil, от араб, ан-нил - индиго; впервые А. был получен из индиго), а минобензол, фениламин,C6H5NH2 простейший ароматич. амин; бесцветная жидкость со слабым запахом; tпл -6,15°С; tкип 184,4°С; плотность при 20°С 1027 кг/м3; показатель преломления nD20 1,5863. А. растворим в воде (3,4 г в 100 г воды при 20°С), смешивается во всех соотношениях со спиртом, эфиром, бензолом; с рядом металлов (К, Na, Ca, Mg и др.) образует металлические производные, напр. C6H5NHNa. А. обладает основными свойствами, более слабо выраженными, чем у алифатич. аминов (константа диссоциации К = 4,5*10-10). С минеральными к-тами А. образует соли, напр. солянокислый А. C6H5NHaCl, применяемый в ситцепечатании. При взаимодействии А. с орга-нич. к-тами, хлорангидридами или ангидридами к-т образуются анилиды, напр. с уксусной к-той - ацетанилид:

C6H5*NH2+CH3COOH->C6H5NHCOCH3+H2O,

к-рый производят в пром. масштабе и используют для приготовления п-нитроанилина, одного из важных полупродуктов в произ-ве красителей.

Метилированием А. (хлористым метилом, метанолом или диметиловым эфиром) в пром-сти получают моно-и диметиланилины, широко применяемые в произ-ве красителей и взрывчатых веществ:

С6Н5МН2 + (СН3)2 О ->C6H5N (СН3)2 + Н20.

Фенилглицин C6H5NHCH2COOH - продукт алкилирования А. хлоруксусной кислотой - используют в синтезе индиго. Нагреванием А. с солянокислым А. при высокой температуре и повыш. давлении в пром-сти получают дифениламин (C6H5)2NH, важный промежуточный продукт в произ-ве красителей. При окислении А. образуется краситель (т. н. анилиновый чёрный), при каталитическом гидрировании - циклогексиламин C6H11NH2. Очень важной реакцией А., широко применяемой в пром-сти, является диазотирование; образующийся по этой реакции хлористый фенилдиазоний [С6Н5-N = N]Cl служит одним из осн. полупродуктов азокрасителей.

А. широко используют в производстве проявителей для фотографии (пара-аминофенол и др.), ускорителей вулканизации каучука, взрывчатых веществ, фармацевтич. препаратов и др.

Осн. метод произ-ва А.- восстановление нитробензола нагреванием с чугунной стружкой в присутствии небольшого количества соляной к-ты:

4С6Н5NО2+9Fе+4Н2О-> 4С6Н5NН2+ЗFе3О4.

Применяют также и др. методы: восстановление нитробензола (катализатор - карбонат меди), аммонолиз хлорбензола и др. А. был открыт неск. химиками независимо друг от друга; синтетически впервые получен Н. Н. Зиминым в 1842 восстановлением нитробензола сернистым аммонием (см. Зимина реакция).

Вредное действие А. и техника безопасности. А. ядовит, действует на центр. нервную систему, вызывает в крови образование метгемоглобина и дегенеративные изменения эритроцитов, гемолиз, следствием чего является кислородное голодание организма. А. проникает в организм через органы дыхания в виде паров, а также при всасывании через кожу и слизистые оболочки, к-рое особенно усиливается при повышении температуры воздуха и приёме алкоголя. Возможны острые и хронические (анилизм) отравления А. При лёгком отравлении А. наблюдаются слабость, головокружение, головная боль, синюшность губ, ушных раковин, ногтей. При отравлениях ср. тяжести присоединяется тошнота, иногда рвота, появляется шатающаяся походка; пульс учащён. Тяжёлые случаи отравления встречаются крайне редко. При хронич. отравлениях - токсич. гепатит, нервнопсихич. нарушения, расстройство сна, снижение памяти и т. д.

Первая помощь - удаление пострадавшего из очага отравления, обмывание тёплой (не горячей!) водой, вдыхание кислорода с карбогеном; применяют кровопускание, введение антидотов (метиле-новая синь), сердечно-сосудистые средства, покой.

Профилактика - механизация и герметизация производств. процессов, вентиляция, строгое соблюдение правил техники безопасности и пром. санитарии. Предельно допустимая концентрация А. в воздухе рабочей зоны 3 мг/м3. Средства индивидуальной защиты: фильтрующий противогаз марки "А", непроницаемая для А. спецодежда, душ и смена одежды после работы. Обязательны пе-риодич. мед. осмотры работающих с А. Предельно допустимая концентрация А. в водоёмах (при их пром. загрязнении) 0,1 мг/л (100 мг/м3).

Лит.: Юкельсон И. И., Технология основного органического синтеза, М., 1968; Профессиональные болезни, 2 изд., М., 1964; Вредные вещества в промышленности, под ред. Н. В. Лазарева. 5 изд. ч. 1, М.- Л., 1965, с. 575 (библ.).

АНИЛИНОВЫЕ КРАСИТЕЛИ, устарелое назв. органич. синтетич. красителей.

АНИЛИНОВЫЙ ЧЁРНЫЙ, краситель чёрного цвета. Обычно образуется непосредственно на ткани, пропитанной солянокислым анилином, при окислении бертолетовой солью, хромпиком, солями окисного железа в присутствии катализаторов при темп-ре 130°С. Реже А. ч. получают в виде готового лакового красителя, применяемого в ситцепечатании. А. ч. окрашивают гл. обр. хлопок, реже шёлк; краситель стоек к кислотам, свету, атм. воздействиям.

АНИЛИНО-КРАСОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, см. в ст. Химическая промышленность.

АНИМАЛИСТ (франц. animaliste, от лат. animal - животное). художник, изображающий животных, мастер анималистического жанра.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР, изображение животных в живописи, скульптуре и графике. А. ж. сочетает естественнонауч. и художеств. начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Художник-анималист уделяет осн. внимание художеств.-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (напр., в станковой живописи и скульптуре, в эстампе): декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорич. и сати-рич. изображениях) животное "очеловечивается", наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко гл. задачей анималиста становится точность изображения животного (напр., в иллюстрациях к научной и научно-популярной лит-ре). Об острой наблюдательности художников-охотников свидетельствуют изображения зверей и птиц в первобытном искусстве; ярко жизненны стилизованные фигуры животных в памятниках звериного стиля (в т. ч. у скифов), в иск-ве Др. Востока, Африки, Океании, древней Америки, в нар. творчестве мн. стран. Изображения животных часто встречаются в антич.cкульптуре, вазописи, мозаиках; в ср. века в Европе были распространены аллегорич. и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры (Пизанелло, А. Дюрер), но собств. А. ж. (связанный во многом с пейзажем, натюрмортом, бытовым жанром) и художники-анималисты появились в Китае в периоды Тан (Хань Хуан, 8 в.) и Сун (Му-ци, 13 в.), а в Европе - в 17 в. в Нидерландах (П. Поттер, А. Кёйп) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), в 18 в. во Франции (Ж. Б. Удри), России (И. Ф. Гроот) и др. В 19 - нач. 20 вв. наряду с романтич. восхищением силой и ловкостью зверя (А. Л. Бари во Франции) определяется стремление к точному изучению животных (Дж. Одюбон в США, К. Труайон во Франции, скульпторы П. К. Клодт, Е. А. Лансере в России, А. Гауль в Германии, К. Томсен в Дании), часто в естеств. обстановке их жизни (Б. Лильефорс в Швеции, А. С. Степанов в России), или к их яркой пластич. характеристике (скульптор Ф. Помпон во Франции, В. А. Серов в России). Творчество ведущих сов. анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т. д.) отмечено тонким знанием животного мира (воспринятого в тесной связи с жизнью природы и человека), сочетанием познават.