БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

67) были продемонстрированы новейшие образцы сов. боевой авиац. техники, среди них: сверхзвуковой истребитель МиГ-21 с треугольным крылом, сверхзвуковой многоцелевой самолёт Як-28, истребитель-бомбардировщик Су-7. Были впервые показаны самолёты вертик. взлёта и посадки и лёгкие истребители с изменяющейся геометрией крыла в полёте. На одном из показанных самолётов - одноместном истребителе-перехватчике Е-266 конструкции Микояна - в окт. 1967 установлено 3 мировых рекорда: высоты 30 010 м (с грузом в 2 т), скорости 2930 км/ч (по 500-км замкнутому маршруту) и скорости 2910 км/ч (по 1000-км замкнутому маршруту). Из зарубежных самолётов 2-й пол. 60-х гг. наиболее интересны амер. истребители-бомбардировщики "Фантом" F-4, многоцелевые самолёты F-111 с изменяемой геометрией крыла в полёте и дальний самолёт-разведчик SR-71. Для франц. воен. А. характерно появление целой серии истребителей "Мираж-III" и стратегич. бомбардировщиков "Мираж-IV". В Англии создан самолёт с вертик. взлётом и посадкой "Харриер".

К сер. 60-х гг. самолёты достигли скорости полёта 3000-3500 км/ч, потолка св. 30 000 м, дальности св. 10 000 км, а с дозаправкой горючего в воздухе -практически неограниченной. На рис. 6 приведены диаграммы роста скоростей полёта сов. истребителей и бомбардировщиков с нач. 20-х до нач. 60-х гг.
[01-PAKET_04-10.jpg]

Рис. 6. Диаграммы роста скоростей полёта советских истребителей и бомбардировщиков.

Гражданская А. в 50 - 60-х гг. Параллельно с воен. А. во всём мире в послевоенные годы началось бурное развитие гражд. А. До Великой Отечеств, войны гражд. возд. флот в СССР был развит слабо. Известное влияние на его развитие в сер. 30-х гг. оказала постройка 24-местного самолёта Ли-2 (по амер. лицензии на самолёт фирмы Дуглас ДС-3). Значит, развитие отечеств, гражд. А. началось в конце войны, когда был создан двухмоторный самолёт Ильюшина Ил-12, а затем его модификация Ил-14, к-рые с 1947 вышли на линии "Аэрофлота" и вместе с Ли-2 стали основными гражд. самолётами в СССР. Но эти сравнительно маломестные и тихоходные самолёты не могли удовлетворить возросшие в 50-х гг. потребности в возд. перевозках пассажиров и грузов. На смену им пришли самолёты с реактивными двигателями. Первые полёты реактивных скоростных пассажирских самолётов- англ. "Кометы" и сов. Ту-104 - были совершены соответственно в 1949 и 1955. Ту-104, перевозящий до 100 пассажиров со скоростью 800-900 км/ч, с 1956 стал основным самолётом на магистральных линиях "Аэрофлота". В 1957-59 появились пасс, самолёты Ил-18, Ту-114, а также Ан-10. Ан-24, созданные коллективом КБ О. К. Антонова. Т. о., к нач. 60-х гг. в Сов. Союзе эксплуатировались 5 типов пассажирских самолётов с реактивными двигателями. Примечательно, что только один из них (Ту-104) был турбореактивный, остальные - турбовинтовые. Такое же преобладание турбовинтовых пассажирских самолётов характерно и для зарубежных стран: в Англии-"Британия" и "Вайкаунт", в США- "Электра". Во Франции первый турбореактивный пассажирский самолёт "Каравелла" стал родоначальником целой серии самолётов 2-го поколения (нач. 60-х гг.), для к-рых характерно расположение экономичных двухконтурных двигателей в хвостовой части фюзеляжа. Основные данные пассажирских самолётов, эксплуатировавшихся "Аэрофлотом" в 1968, приведены в табл.

Авиац. пром-стью Сов. Союза в 1965 был построен самый большой в мире транспортный самолёт конструкции Антонова Ан-22 ("Антей"). На "Антее"уста-новлены 4 турбовинтовых двигателя мощностью 15 тыс. л. с. каждый. Он может перевезти полезный груз 80 т на расстояние 5000 км со скоростью 740 км/ч. На этом самолёте 26 окт. 1967 установлен рекорд по подъёму на высоту 7800 м груза 100,4446 т. В 1968 совершил свой первый полёт самолёт Ту-154 с тремя реактивными двигателями (Н. Д. Кузнецова), рассчитанный на перевозку 164 чел. со скоростью до 1000 км/ч на расстояние до 6000 км.

В нач. 50-х гг. широкое применение в нар. х-ве (с.-х. работы, перевозка пассажиров и грузов в труднодоступные р-ны и др.) и воен. деле получили вертолёты конструкции М. Л. Миля - Ми-1 и Ми-4, конструкции Н. И. Камова - Ка-15, Ка-18 и др., позже гигантские винтокрылые машины Ми-6 (самый большой в мире), Ми-8 и Ми-10.

Основные данные советских пассажирских самолётов (на январь 1969)
Тип самолёта

пасссажиро-вместимость (чел.)

скорость км/ч

Макс, дальность (км)
Турбовинтовые и турбореактивные










Ту-104Б

100

800

3100
Ил-18Д

122

650

6500
Ту-114

170

770

8950
Ан-10 А

100

630

4000
Ан-24

50

450

2000
Ту-124

56

800

2100
Ту-134

72

870

3250
Ил-62

186

850

9200
Як-40

24

600

1500
Ту-154

164

1000

6000
Винтомоторные










Ил-14М

36

320

1750
Ли-2

24

220

2000
Ан-2

10

190

850

Учебно-тренировочная А. Совершенствование воен. и гражд. авиации неразрывно связано с подготовкой лётного и технич. персонала. Первым сов. учебным самолётом был строившийся по образцу трофейного англ. "Авро-504" биплан У-1. В 1927 Поликарпов создал прославленный самолёт У-2 (впоследствии По-2) с мотором М-11 мощностью 100 л. с., ставший на долгие годы осн. уч. машиной в СССР. Было выпущено ок. 33 000 самолётов По-2. Самолёт По-2 получил распространение не только в учебной А., но и в нар. х-ве как с.-х., санитарный, связной и т. д. В годы Великой Отечеств, войны он успешно применялся в качестве лёгкого ночного бомбардировщика.

С появлением в 30-х гг. скоростных истребителей-монопланов в КБ А. С. Яковлева (1935) был построен и испытан учебно-тренировочный самолёт для лётных школ - моноплан УТ-2 с тем же мотором М-11. Всего было выпущено св. 7000 самолётов УТ-2. В 1946 создан новый учебно-тренировочный и спортивный самолёт Як-18, ставший родоначальником целого ряда учебных и спортивных самолётов, нашедших широкое применение как в СССР, так и за рубежом. В нач. 60-х гг. были построены учебно-тренировочные самолёты с реактивными двигателями: в СССР - Як-30 и Як-32, в США - Т-33, Т-37, в Англии - "Джет Провост", во Франции-"Магистр", в Чехословакии - L-29 ("Дельфин"), в Польше - TS-11 ("Искра") и др.

В ряде стран в конце 60-х гг. продолжались напряжённые работы по созданию сверхзвуковых пассажирских самолётов (в СССР - Ту-144, в Англии и Франции - "Конкорд", в США - "Боинг-2707") со скоростью полёта 2500- 3000 км/ч и дальностью полёта 6- 8 тыс. км. Первый в мире полёт сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 состоялся 31 дек. 1968.

Лит.: Воздухоплавание и авиация в России до 1907 года. Сборник документов и материалов, под ред. В. А. Попова, М., 1956; Денисов Н. Н., На реактивных самолетах, М., 1956; Иллюстрированный авиационный словарь для молодёжи, М., 1956; Грин В., Кросс Р., Реактивные самолеты мира, пер. с англ., М.. 1957; КПСС о вооруженных силах Советского Союза. Сборник документов. 1917 -1958, М., 1958; Виноградов Р. И., Минаев А. В., Самолёты СССР, 2 изд., М., 1961; Софронов Е. В., Чудаков И. Б., В воздухе - самолёты Аэрофлота, М., 1967; Яковлев А. С., Цель жизни, М., 1967; Стефановский П. М., Триста неизвестных, М., 1968; Гражданская авиация СССР. 1917-1967, М., 1968; Авиация и космонавтика СССР, М., 1968; Яковлев А. С., 50 лет советского самолетостроения, М., 1968; Энергетическая, атомная, транспортная и авиационная техника. Космонавтика, М., 1969; Изаксон А. М., Советское вертолетостроение, М., 1964; Шавров В. Б., История конструкций самолетов в СССР до 1938 года, М., 1969; Wissmann G., Geschichte der Luftfahrt, В., 1960; Canby C., The history of flight, N. Y., 1963; Petit E., Histoire mondiale de 1'aviation, [P., 1967]. А. С. Яковлев.

Илл. см. на вклейках, табл. III, IV, V, VI.

АВИАЦИЯ В СЕЛЬСКОМ И ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, см. Сельскохозяйственная авиация.

АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ, см. Авиация и Военно-воздушные силы.

АВИАЦИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА, один из осн. и наиболее манёвренных родов сил Военно-морского флота, предназначенный для решения боевых задач на мор. и океанских театрах воен. действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с др. родами сил флотов, фронтовой, дальней авиацией и истребительной авиацией ПВО страны. В отд. случаях А. ВМФ может привлекаться для содействия сухопутным войскам, действующим на пример, направлении, а также обеспечивать высадку воздушных десантов в приморских р-нах.

Организационно А. ВМФ состоит из частей мор. ракетоносной авиации, частей противолодочной и др. видов авиации. В большинстве иностр. гос-в мор. авиация входит в состав военно-морских сил.

В России первые авиац. подразделения, действовавшие совместно с флотом, были сформированы в 1912-14 в составе Балт. и Черномор, флотов. Во время 1-й мировой войны на Чёрном м. подразделения гидросамолётов, базировавшихся на транспорты, применялись для ведения возд. разведки в интересах эскадр кораблей, для бомбардировки и обстрела береговых и портовых объектов, кораблей противника, а также для уничтожения подводных лодок и подавления вражеской авиации на аэродромах.

Регулярные части советской мор. авиации были созданы в 1918 и принимали участие в Гражд. войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом, на Балтике, Чёрном м., Волге, Каме, Сев. Двине и на Онежском оз. В составе мор. авиации было всего 76 гидросамолётов и то устаревших. Малочисленная и технически несовершенная мор. авиация периода Гражд. войны применялась гл. обр. для обеспечения кораблей и войск. Во 2-й пол. 1920-х гг. боевой состав мор. авиации увеличился, на вооружение поступили новые гидросамолёты - разведчики, бомбардировщики, истребители, а в сер. 1930-х гг. созданы военно-возд. силы Балт., Черномор, и Тихоокеанского флотов. Значение мор. авиации особенно возросло к 1938-40. Она стала одной из гл. составных частей ВМФ СССР. К этому времени были созданы соединения и части минно-торпедной авиации. К нач. Вел. Отечеств, войны А. ВМФ резко выросла количественно и качественно, существенно повысила свои боевые возможности при решении задач и имела в составе действующих флотов (кроме Тихоокеанского) 1445 самолётов.

В Вел. Отечеств, войну А. ВМФ нанесла противнику крупные потери в корабельном и судовом составе (в два с лишним раза больше, чем все остальные силы ВМФ). За годы войны 17 авиац. частей ВМФ были преобразованы в гвардейские, 241 чел. удостоен звания Героя Сов. Союза, а 5 лётчиков - звания дважды Героя Сов. Союза. В послевоен. период А. ВМФ продолжает совершенствоваться, на её вооружении состоят совр. реактивные самолёты-ракетоносцы, противолодочные и разведыват. самолёты, позволяющие выполнять боевые задачи в удалённых р-нах морей и океанов (см. рис. 1-4).

Лит.: Шугинин А. М., Боевой путь морской авиации, "Морской сборник" 1966, № 8, 9, 12. Г. М. Шварев,

"АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА".

ежемесячный журнал советских ВВС. Издаётся с 1918, до 1962 выходил под назв. "Вестник воздушного флота". Журнал освещает жизнь и учёбу сов. авиаторов и космонавтов, достижения авиац. и космич. техники и перспективы их развития, публикует статьи о героическом прошлом авиации, о воен.-патриотич. воспитании авиаторов, социалистич. соревновании, передовом опыте освоения и боевого применения авиационной техники.

АВИАЦИЯ ПВО СТРАНЫ, один из основных и наиболее манёвренных родов войск ПВО страны. Состоит из истребит, авиации (ИА) и подразделений вспомогательной авиации. Назначение ИА - уничтожать средства возд. нападения (самолёты, крылатые ракеты, автоматически дрейфующие аэростаты и др.) на дальних и ближних подступах к прикрываемым войскам, р-нам и объектам. Боевые задачи ИА решает во взаимодействии с др. силами и средствами ПВО, а также с истребит, авиацией ВВС. Части ИА входят в состав соединений ПВО. Первые истребит, авиационные отряды ПВО Сов. Армии были созданы в 1918 для обороны Москвы, Петрограда, Кронштадта и Тулы. До Вел. Отечеств, войны и в нач. войны все соединения и части ИА входили в состав ВВС, при этом часть их выделялась для выполнения задач ПВО объектов страны. В янв. 1942 эта часть ИА была включена в состав войск ПВО страны и стала самостоят, родом войск. На её вооружении состояли самолёты-истребители с высокими лёт-но-тактич. данными и мощным стрелково-пушечным вооружением (МиГ-1, МиГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и др.). После Вел. Отечеств, войны на вооружение ИА поступили реактивные истребители. См. рис. 1 и 2.

Важнейшие боевые свойства ИА: манёвренность, высокие огневые возможности, способность уничтожать возд. цели днём и ночью, в различных метеороло-гич. условиях, на дальних подступах ог прикрываемых объектов. Гл. принципы боевого применения ИА - быстрый манёвр, массирование сил на наиболее важных направлениях и внезапность действий. Осн. способы боевых действий ИА: перехват возд. целей из положения дежурства на аэродромах и дежурства в воздухе. В отд. случаях применяется самостоят, поиск. Истребители могут вводиться в бой одиночно, парами, звеньями и эскадрильями. Управление ИА и наведение самолётов на цели осуществляется с помощью радиоэлектронных средств и систем.

Вспомогат. авиация предназначена для обеспечения боевых действий ИА, зенитных ракетных и радиотехнич. войск ПВО страны. Она состоит из отд. авиационных подразделений, на вооружении к-рых находятся транспортные самолёты, самолёты спец. назначения, связи и вертолёты.

Лит.: Войска противовоздушной обороны страны, М., 1960; Войска противовоздушной обороны страны. Исторический очерк, М., 1968. Г. В. Зимин

АВИАЦИЯ САНИТАРНАЯ, предназначена для оказания экстренной квалифи-циров. мед. помощи населению. В СССР А. с. была организована в 1930 при Исполкоме Кр. креста и Кр. полумесяца СССР. Осн. назначение А. с.- эвакуация больных и раненых из отдалённых и труднодоступных р-нов, доставка туда врачей для оказания неотложной мед. помощи, перевозка мед. грузов. В воен. время А. с. является во многих случаях единственным средством эвакуации раненых. В США и нек-рых др. странах А. с. входит в соединения транспортной авиации. В СССР станции А. с. с 1963 были реорганизованы в отделения экстренной и планово-консультативной помощи областных, краевых и респ. больниц. В СССР к 1968 насчитывалось 164 таких отделения, располагающих хорошо оборудованными самолётами и вертолётами; используются и реактивные пассажирские самолёты с герметич. кабиной (Ту-104 и др.).

Лит.: Бедный М.С., Опыт перестройки работы станции санитарной авиации по оказанию медицинской помощи населению области, "Здравоохранение Российской Федерации", 1961, № 12, с. 26 - 29.

Н. В. Мармашева.

АВИАЦИЯ СВЯЗИ, авиация вспомогат. назначения, в задачи к-рой входит обеспечение связи между различными командными и взаимодействующими инстанциями и штабами. А. с. состоит из отд. авиац. подразделений, организационно входящих в состав соединений. На её вооружении состоят лёгкие самолёты и вертолёты, которые применяются для перевозки командования и офицеров связи особенно в манёвренных условиях ведения боевых действий. Специально оборудованные вертолёты могут использоваться как подвижные пункты управления войсками,а также как ретрансляторы радиосвязи и для наводки проводных линий связи на труднодоступной местности.

АВИДИТЕТ (от лат. avidus - жадный), свойство, характеризующее интенсивность протекания иммунных реакций в организме человека и животных, т. е. скорость, полноту и прочность соединения антитела с антигеном. Важен при определении активности иммунных сывороток, гл. обр. антитоксических.

АВИЕТКА (франц. aviette), устаревшее название лёгкого спортивного самолёта.

АВИЖЮС Йонас (р. 16.5.1922), литовский советский писатель. Родился в крестьянской семье. В 1948 выпустил сб. рассказов "Первые борозды". В повести "Наследство" (1949, рус. пер. 1951) изображён первый этап колх. жизни литов. деревни. Сов. деревне посвящены также повесть "Слава" (1949), пьеса "Белые ивы" (1954), сб-ки рассказов и очерков "Освобождение" (1951), "Люди и события" (1954), роман "Деревня на перепутье" (1964). Автор романа о прошлом Литвы "Стеклянная гора" (1961). На рус. яз. переведены сб. "Повести и рассказы" (1953), "Река и берега" (I960), "Деревня на перепутье" (1966).

Лит.: Очерк истории литовской советской литературы, М., 1955; Lietovin literatures istorija, t. 4, Vilnius, 1968.

АВИЗО (итал. avviso), извещение об изменениях в состоянии взаимных расчётов, посылаемое одним контрагентом другому. Особенно широко термин "А." применяется в банковской практике.

АВИЗО (исп. и франц. aviso, итал. avviso), небольшое военное, сравнительно быстроходное судно, применявшееся в нек-рых иностр. флотах (Франции, Италии, Испании) до нач. 20 в. для разведки, а также для посыльной службы и различных поручений. В рус. флоте спец. А. не строились, а использовались в этих целях устаревшие контрминоносцы, лёгкие крейсеры и др. суда.

АВИЛА (Avila; лат. Avela), город в Испании, адм. центр провинции Авила на Ю. Старой Кастилии. 28,4 тыс. жит. (1965). В древности - финикийская, затем рим. колония, в 8-11 вв.- во власти арабов. Город расположен на высоком каменистом берегу р. Адахи. Сохранил ср.-век. иррегулярную планировку, жилые дома (древнейшие - сер. 13 в.) и укреплённые дворцы 15-16 вв. Осн. часть (дл. 900 м, шир. 400 м) А. обнесена гранитными стенами с 86 круглыми башнями и 10 воротами (1088-91). В стены включена башнеобразная апсида романско-готич. собора (12-14 вв.). В центре А.- монастырь Санта-Тереса (1636). Вне гор. стен - романские церкви Сан-Висенте (12-15 вв.), Сан-Педро, Сан-Андрее и др. (все 12-13 вв.) и позд-неготич. церковь Санто-Томас (15 в.). Лит.: Сеlа С. Y., Avila, 2 ed., Barcelona, 1955.