БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

раска сверху оливково-серая, вдоль спины два ряда больших круглых бурых пятен. Ноздри имеют клапаны. Обитаетпо берегам рек, озёр и болот в Бразилии и Гвиане. Превосходно плавает и значит, время проводит в воде. Питается рыбами, молодыми аллигаторами, птицами, млекопитающими. Случаи нападения на человека редки. На время засухи зарывается во влажный ил и впадает в оцепенение. Обычно рождает детёнышей (несколько десятков), иногда откладывает яйца. Объект промысла (используются кожа, мясо, жир).

"АНАКОНДА КОМПАНИ" (США), см. Медные монополии.

АНАКРЕОНТ, Анакреон (Anakreоn) (ок. 570-487 до н. э.), древнегреческий поэт. Осн. мотивы лирики А., дошедшей до нас в незначит. фрагментах,- чувственная любовь, вино, беззаботная жизнь. Стихи на эти темы впоследствии получили назв. анакреонтических (см. Анакреонтическая поэзия). На рус. яз. А. переводили А. С. Пушкин, Л. А. Мей и др.

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Poetae me.ici graeci, ed. D. Page.Oxf., 1962; в рус. пер. - Анакреонт. Первое полное собр. его соч. в переводах русских писателей, сост. А. Тамбовский, СПБ, [1896]; [Фрагменты], в кн.: Греческая эпиграмма, [М., I960].

Лит.: Ярхо В., Полонская К., Античная лирика, М., 1967.

АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ, лёгкая жизнерадостная лирика, распространённая в европ. лит-pax Возрождения и Просвещения. Образцом А. п. служил позднегреч. сб. стихов "Анакреонтика", созданных в подражание Анакреонту и позднее ошибочно ему приписанных. Земные радости, вино, любовь, иногда и по-литич. свободомыслие - осн. темы А. п. Анакреонтические стихи в России писали М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин и др.; во Франции - поэты "Плеяды", А. Шенье, Вольтер, Э. Д. Парни, П. Ж. Беранже.

Изд.: Carmina anacreontea, ed. С. Prei-sendanz, Lipsiae, 1912.

Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И.Соболевского [и др.], т. 1, М.- Л., 1946.

АНАКРУСА, анакруза (отгреч. аnаkrusis, букв. - отталкивание), в стихосложении сверхметрич. безударные слоги в начале стиха, "лишние" для данной стопы, напр, в амфибрахии:

А.
называются также безударные слоги, стоящие в начале стиха перед первым ударением (в ямбе, анапесте и амфибрахии). Хорей и дактиль, начинающиеся с ударного слога, А. не имеют.

АНАКСАГОР (Anaxagoras) из Клазомен в М. Азии (ок. 500-428 до н. э.), древнегреческий философ. Впервые профессионально преподавал философию в Афинах; обвинённый в безбожии, переехал в Лампсак, где основал свою филос. школу. Вместе с Эмпедоклом и атомиста-ми выдвинул натурфилос. учение о неразрушимых элементах - "семенах вещей" (позже их наз. гомеомерпями), к-рые он мыслил бесконечными по качеству и количеству. Каждый из элементов также состоит из бесконечного количества более мелких частиц, части к-рых эквивалентны целому. Исходя из принципа "всё во всём", А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением качеств, рассыпанных по всем элементам. Движущим принципом мирового порядка является ум (нус), организующий эле менты. А. занимался математикой и астрономией, а также проблемами перспективы при разрисовке декораций в театре. Портрет стр. 573.

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 104 - 61; в кн.: Античные философы. [Свидетельства, фрагменты и тексты], К., 1955; Diels H., Die Frag-mente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 2, В., 1935, S. 5 - 44.

Лит.: Асмус В. Ф., История античной философии, М., 1965, с. 59-79; С1еve F. М., The philosophy of Anaxagoras, N. Y. 1949. А.Ф.Лосев.

АНАКСИМАНДР (Anaximandros) Милетский (ок. 610-546 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ученик Фалеса, автор не дошедшего до нас соч. "О природе". Впервые ввёл в философию понятие "архэ", лежащего в основе всех вещей первоначала, к-рым является апейрон - единая, вечная, неопределённая, т. е. бескачественная, материя, порождающая бесконечное многообразие сущего и выделяющая противоположности светлого и тёмного, тёплого и холодного. А. учил о бесчисленности возникающих и гибнущих миров, считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, и положил начало теории небесных сфер. Составил первую геогр. карту, соорудил первые в Греции солнечные часы и астрономич. инструменты.

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914, с. 25 - 27; Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker..., -5 Aufl., Bd 1, В., 1934, S. 81-90.

Лит.: ТомсонДж., Исследования по истории древнегреческого общества, пер. с англ., т. 2 - Первые философы, М.,1959, с. 147 - 152; Но1sсhеr U., Anaximander und die Anfange der Philosophic, "Hermes", 1953, Bd 81, H. 3,4. А. О. Маковелъский.

АНАКСИМEH (Anaximenes) Милетский (ок. 585 - ок. 525 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух, путём сгущения или разрежения к-рого возникают все вещи. Первоначало А. признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах. Первый указал на различие между неподвижными звёздами и планетами, выдвинул гипотезу, объясняющую затмения Солнца и Луны, а также фазы Луны.

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914; Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 1, В., 1934. Лит.: Томсон Дж., Исследования по истории древнегреческого общества, пер. с англ., т. 2 - Первые философы, М., 1959, с. 153-154. А.О.Маковелъский.

АНАЛГЕЗИН, лекарственный препарат, то же, что антипирин.

АНАЛГЕЗИЯ (греч. analgesia - бесчувственность), полное исчезновение болевой чувствительности. Наблюдается при нек-рых заболеваниях нервной системы (периферич. нервов, спинного или головного мозга). Обычно сопровождается нарушением и др. видов чувствительности (осязательной, температурной и др.).

АНАЛГЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, то же, что обезболивающие средства.

АНАЛИЗ (от греч. analysis - разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной А., является синтез, с к-рым А. часто сочетается в практич. или познават. деятельности. Аналитич. методы настолько распространены в науке, что термин "А." часто служит синонимом исследования вообще как в естественных, так и в обществ, науках (количественный и качественный А. в химии, диагностические А. в медицине, разложение сложных движений на составляющие в механике, функциональный А. в социологии и т. д.). Процедуры А. входят органической составной частью во всякое науч. исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков. Но и на других ступенях познания А. сохраняет своё значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с др. процедурами исследования. Аналитич. процедуры являются одними из главных не только в науч. мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познават. задач. Как познават. процесс л., изучается психологией, рассматривающей его как психич. процесс, к-рый осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозгу человека и животных, а также теорией познания и методологией науки, к-рые рассматривают А. прежде всего как один из приёмов (методов) получения новых познават. результатов.

А. присутствует уже на чувств, ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-синтетич. деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. У человека к чувств.-наглядным формам А. присоединяется высшая форма А.- мыслительный, или абстрактно-логич., А. Эта форма возникла вместе с навыками материально-практич. расчленения предметов в процессе труда; по мере усложнения последнего человек овладевал способностью предварять материально-практич. А. мыслительным. Развитие производств, деятельности, мышления и языка, приёмов науч. исследования и доказательства привело к появлению разных форм мыслительного А., в частности расчленения предметов на неотделимые от них признаки, свойства, отношения. В отличие от чувств.-наглядного, мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусств, языках (знаковых системах науки). С др. стороны, и сам А., вместе с др. приёмами, служит средством формирования понятий о действительности .

Существует неск. видов А. как приёма науч. мышления. Одним из них является мысленное (а часто, напр, в эксперименте, и реальное) расчленение целого на части. Такой А., выявляющий строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из к-рых состоит целое, но и установление отношений между частями. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель нек-рого класса предметов: здесь А. служит установлению одинаковой (с точки зрения нек-рых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Др. видом А. является А. общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяется на составляющие свойства или отношения; одни из них подвергаются дальнейшему А., а от других отвлекаются; на следующем этапе А. может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись, и т. д. В результате А. общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Видом А, является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы - непересекающиеся подмножества данного множества. Такого рода А. называют классификацией. Все эти и др. виды А. применяются как при получении нового знания, так и при система-тич. изложении уже имеющихся науч. результатов. А. широко используют также в педагогич. процессе.

Описанному смыслу понятия А. родственно более спец. понятие формально-логического (логического) А. Логич. А.- это уточнение логич. формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами совр. формальной логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логич. выводов, доказательств, умозаключений и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отд. областей знания. Наиболее развитой формой логич. А. содержательных областей знания, содержательных понятий и способов рассуждения является построение формальных систем, интерпретируемых на этих областях или с помощью данных понятий,- т. н. формализованных языков. Логич. А.- один из осн. познавательных приёмов науки, значение к-рого особенно возросло благодаря развитию матем. логики, кибернетики, семиотики и разработке информационно-логич. систем (см. Формализация).

В ином смысле понимается А. в истории математики. Здесь А.- это рассуждение, идущее от того, что подлежит доказательству (от неустановленного, неизвестного), к тому, что уже доказано (установлено ранее, известно); под синтезом же понимается рассуждение, идущее в обратном направлении. А. в этом смысле является средством выявления идеи доказательства, но в большинстве случаев сам по себе доказательством ещё не является. Синтез же, опираясь на данные, найденные в А., показывает, как из ранее установленных утверждений вытекает доказываемое, даёт доказательство теоремы или решение задачи.

Лит.: Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, "Вопросы философии", 1958, № 2; Проблемы мышления в современной науке, М., 1964; Горский Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектической логики, М., 1966; Петров Ю. А., Гносеологическая роль формализованных языков, в кн.: Язык и мышление, М, 1967. Б. В. Бирюков.

АНАЛИЗ ЗВУКА, см. Звука анализ.

АНАЛИЗ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ, совокупность разделов математики, посвящённых исследованию функций методами бесконечно малых. А. м. возник (в система-тич. форме) в трудах И. Ньютона, Т. Лейбница, Л. Эйлера и др. математиков 17-18 вв. Обоснование А. м. при помощи понятия предела принадлежит О. Кошм. В настоящее время термин "А. м." является скорее педагогическим, чем научным. Курс А. м. для математич. специальностей в ун-тах СССР содержит следующие разделы: введение в анализ (функция, предел, непрерывность), дифференциальное исчисление, интегральное исчисление и теория рядов (включая степенные ряды и ряды Фурье). В преподавание А. м. всё более и более проникают идеи топологии и функционального анализа.

Лит.: Ла Балле Пуссен Ш. Ж. де, Курс анализа бесконечно малых, пер. с франц., т. 1 - 2, Л.- М., 1933; Хинчин А. Я., Краткий курс математического анализа, 3 изд.,М., 1957; Рудин У., Основы математического анализа, пер. с англ., М., 1966; Фихтенгольц Г. М., Курс дифференциального и интегрального исчисления, 6 изд., т. 1 - 3, М., 1966. С. Б. Стечкин.

АНАЛИЗ ПОЧВЫ, см. Почвы анализ.

АНАЛИЗ УГЛЕЙ, комплекс методов для определения состава и свойств углей. В технический анализ входит определение влажности, зольности, выхода летучих, серы, теплоты сгорания. Для спец. целей определяют: 1) содержание фосфора (для металлургии); 2) пластометрич. усадку и толщину пластичного слоя (для коксования); 3) выход продуктов сухой перегонки; 4) плавкость золы (для топливных углей). При геологоразведочных работах определяют элементарный состав угля, петрографич. характеристику и др. В А. у. входят отбор и подготовка проб.

АНАЛИЗ ХИМИЧЕСКИЙ, см. Аналитическая химия. Качественный анализ, Количественный анализ.

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социалистических предприятий (экономический анализ работы предприятий), комплексное изучение хоз. деятельности предприятий и их объединений с целью повышения её эффективности. А. х. д.- необходимое звено в системе управления социалистич. предприятиями. Он обосновывает выбор оптимального варианта решения на всех этапах планирования, проектирования, строительства и эксплуатации предприятий, создания новых образцов изделий и усовершенствования существующих, а также в сфере обращения общественного продукта. Проводится на разных ступенях управления: внутри предприятия (по хозрасчётным его подразделениям, цехам и рабочим местам), по всему предприятию и, наконец, по объединениям предприятий (трестам, торгам, фирмам, главкам, министерствам).

А. х. д. предприятий изучает все стороны хоз. деятельности: произ-во, снабжение, реализацию, финансы в их взаимодействии и взаимообусловленности, работу всех функциональных служб и внутр. подразделений предприятия (или же всех предприятий, входящих в объединение). С целью обеспечения комплексности анализа и сводимости его результатов разрабатывается единая система взаимосвязанных аналитич. показателей, основанная на всех видах экономич. информации-нормативных и плановых данных, технич. документации, материалах оперативного, бухгалтерского, статистич. учёта и отчётности. С помощью системы аналитич. показателей определяется влияние факторов техники, технологии, организации труда, произ-ва и управления, фи-нанс., кредитных и расчётных отношений на эффективность хоз. деятельности. Для обеспечения такой комплексности анализа к нему привлекают работников разных инж.-технич. и экономич. специальностей. Проанализированные ими материалы по отдельным участкам или сторонам работы предприятия затем обобщаются экономистами-аналитиками по предприятию (или объединению) в целом.

Руководят аналитич. работой (составляют планы, контролируют их выполнение, проверяют и обобщают результаты): на крупных предприятиях - экономич. лаборатории и бюро экономич. анализа, подчинённые главному экономисту; на средних и мелких - бюро или группы экономич. анализа в плановом отделе. В аналитич. работе активное участие принимают партийные, комсомольские и профсоюзные орг-ции. В научно-технич. об-вах имеются обществ, бюро экономич. анализа - ОБЭА, к-рые получили широкое распространение на предприятиях всех отраслей нар. х-ва, в вышестоящих органах и н.-и. учреждениях. Обществ, формы аналитич. работы способствуют активному участию рабочих, служащих, инженерно-технических работников в управлении производством, в реализации принципов демократического централизма.

Предметом анализа являются хоз. деятельность, направленная на выполнение гос. плана и отражённая в системе показателей плана, учёта, отчётности и др. источниках информации, и достигнутый предприятиями уровень её эффективности. Комплексно исследуется экономика предприятий и их объединений с позиций оценки выполнения плана и обоснованности плановых заданий, соответствия хоз. деятельности экономической политике КПСС и общегосударственным интересам.

Совершенствование способов получения и обработки экономич. информации с помощью математич. методов и вычислит, техники позволяет проводить А. х. д. предприятия и отдельных его звеньев по заранее отобранному кругу показателей ежедневно, а по нек-рым из них даже в течение рабочего дня. Это, в свою очередь, позволяет не только оперативно оценить достигнутые результаты, но и прогнозировать ход хоз. операций на ближайшие дни и недели.

Метод анализа заключается в комплексном, органически взаимосвязанном изучении, измерении и обобщении влияния отдельных факторов на выполнение хоз. планов и на динамику хоз. развития. Он осуществляется путём обработки показателей плана, учёта, отчётности и др. источников информации спец. экономико-математич. и статистич. приёмами и методами, приспособленными к предмету анализа. Наиболее широко практикуются сравнения, группировка взаимодействующих факторов по разным признакам, разработка системы взаимосвязанных аналитич. показателей, элиминирование влияния отдельных факторов с помощью расчётных формул. Для количественной оценки влияния отдельных факторов используются балансовый метод (см.Балансовым метод в анализе хозяйственной деятельности) и метод цепных подстановок в различных упрощённых его вариантах (способ разниц в процентах или же в абс. значениях). Дальнейшее совершенствование спец. приёмов анализа связано с более широким применением методов математической статистики и высшей математики.

Взаимодействие различных хоз. факторов в ходе производств, процесса, их нередко противоречивое вл