БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО, одна из первых разновидностей ревизионизма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, научно-исследовательские учреждения.
БОРТОВАЯ РАДИОСИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, комплекс радиотехнич. аппаратуры.
БУШПРИТ, бугшприт (англ, bowsprit.
ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944.
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган.
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН, условия и средства.
ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача для осуществления вращения.
ГОАЦИН (Opisthocomus hoatzin), птица, единственный вид.
ГИБРИДНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, аналого-цифровая вычислительная машина.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

чении высокого уровня работоспособности в полёте (безопасность полёта); здоровья лётного состава и "лётного долголетия". По отношению к пассажирам А. м. содействует обеспечению безопасности полётов, комфорта, хорошего состояния организма после полёта.

А. м.- наука в основном профилактическая. Однако в ряде случаев для авиац. врачей возникает необходимость осуществления леч. мероприятий, оказания первой помощи пострадавшим при авариях и т. д. Для решения многих своих задач А. м. разрабатывает вопросы о влиянии на организм гипоксии, ускорения и др.

Практич. задачи А. м.: мед. отбор поступающих на лётную службу; мед. и психологич. обеспечение процесса лётного обучения; разработка рациональных режимов труда и отдыха лётного состава; обоснование технич. средств защиты организма человека от действия различных неблагоприятных факторов внешней среды (герметич. кабины самолётов, различная кислородно-дыхат. аппаратура, про-тивоперегрузочные устройства и др.); разработка мероприятий (тренировки, различные стимуляторы, физич. подготовка и др.), направленных на повышение устойчивости организма; обоснование рационального питания лётного состава; разработка рациональной одежды лётного состава; профилактика мед. предпосылок к лётным происшествиям и мед. анализ (расследование) лётных происшествий; участие в розыске, оказание мед. помощи и осуществление эвакуации лётного состава и пассажиров после лётных происшествий; мед. обоснование средств спасения (кислородные приборы, подающие кислород под повыш. давлением, высотно-компенсирующие устройства, скафандры, катапультирующие установки, парашюты, спасат. спуски пассажирских самолётов, кислородное обеспечение пассажиров при нарушении герметичности кабин и т. д.); мед. контроль за состоянием здоровья лётного состава, в т. ч. и методами спец, функциональной диагностики.

Наиболее распространённые методы А. м.: моделирование проф. условий посредством различных установок (барокамеры, центрифуги и др.); моделирование лётной деятельности на тренажёрах, использование фотомакетов приборных досок; использование самолёта в качестве мед. лаборатории; получение информации о тех или иных функциях организма в короткие промежутки времени с помощью спец. регистрирующей аппаратуры (малогабаритной, автономной или дистанционно управляемой); повышение общей неспецифич. устойчивости организма посредством высотной акклиматизации. Многие проблемы и методы А. м. близки к проблемам и методам космической медицины.

Свои первые шаги А. м. сделала в 80-х гг. 19 в. во Франции, когда физиологи М. Журдане и П. Бер начали изучать состояние астронавтов при подъёмах на возд. шаре. Датой зарождения А. м. в России следует считать 14 июля 1909, когда Совет Всероссийского аэроклуба признал необходимым разрешить желающим членам клуба совершать полёты лишь при условии их мед. освидетельствования. Характерные черты совр. периода развития А. м.: 1) исследования в области науч. организации лётного труда; 2) развитие спец. функциональной диагностики в связи с возрастающими требованиями авиац. техники к организму человека; 3) поиски общих закономерностей взаимодействия организма с внешней средой (неспецифич. устойчивость, стато-кинетич. устойчивость и др.); 4) внедрение математич. методов и кибернетики; 5) интенсивное исследование системы "человек-(-машина" в условиях полёта; 6) теоретнч. обобщения результатов исследований.

Большой . вклад в развитие отечественной А. м. внесли И. М. Сеченов, Л. А. Орбели, В. И. Воячек, Н. Н. Сиро-тинин, И. Р. Петров, В. В. Стрельцов, П. И. Егоров, К. Л. Хилов, А. П. Аппо-лонов, А. А. Перескоков, В. Г. Миролюбов и др. За рубежом наиболее значительные исследования в области А. м. провели во Франции: П. Гарсо, А. Мерсье и др.; в ГДР: К. Штойде; в Италии: А. Моссо, Р. Маргариа, Ч. Таленти, Т. Ломонако и др.; в Англии: Г. Дрейор, О. Коннор, П. Говард, П. Кинг и др.; в Чехословакии: Д. Чапек, М. Дворжак, М. Земан и др.; в Нидерландах: М. Ионг-блед, А. Нойенс и др.; в Польше: А. Гуша, В. Дыбовский и др.; в Венгрии: Т. Хальм и др.; в США: Л. Бауэр, X. Армстронг, Дж. Фултон, У. Кларк, Ф. Хичкок, П. Кембел и др.; в Японии: Г. Гасегава и др.

Междунар. opr-цией А. м. является Интернациональная академия авиац. и космич. медицины с центром в Париже. В СССР специалистов А. м. готовят в Центр, ин-те усовершенствования врачей на кафедре авиац. медицины (Москва) и в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (Ленинград).

Лит.: Армстронг Г., Авиационная медицина, пер. с англ., М., 1954; Сергеев А. А., Очерки по истории авиационной медицины, М.- Л., 1962; A textbook of aviation physiology, Oxf., [1965].

Г. Л. Комендантов.

АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ, см. Метеорологическая станция.

АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ,см. Метеорология авиационная.

АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА, одна из осн. задач, выполняемых фронтовой (тактической) авиацией в интересах оперативных объединений (фронтов, армий) и соединений сухопутных войск. А. п. осуществляется преим. силами и средствами истребительно-бомбардировочной авиации; частично может привлекаться и бомбардировочная, а также истребит, авиация. Осн. содержанием А. п. является уничтожение средств ядерного нападения противника, пунктов управления и радиотехнич. средств, уничтожение и подавление ближайших резервов, огневых средств и др. важных объектов в так-тич. и оперативной глубине противника. А. п. в наступлении начинается с переходом своих войск в наступление, в обороне - с началом наступления войск противника. Проводится А. п. на протяжении всего периода боевых действий соединений сухопутных войск.

АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, зародилась в нач. 20 в., как крупная отрасль пром-сти развилась в годы 1-й мировой войны 1914-18, огромного роста достигла в период 2-й мировой войны 1939-45 и после неё; относится к числу наиболее концентрированных отраслей современной индустрии.

Авиационная промышленность СССР. Первые авиац. предприятия в России возникли в 1910-12. До 1917 насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (ок. 10 тыс. рабочих). Декретом Сов. пр-ва от 28 июня 1918 была проведена национализация авиазаводов, в том же году создан Центральный аэрогидроди-намич. ин-т (ЦАГИ) (см. Авиация).

В СССР совр. А. п. фактически создана в процессе социалистич. индустриализации страны в период 1-й пятилетки1929-32, когда был построен ряд крупных самолётостроит. и моторостроит. з-дов, а также предприятий цветной и чёрной металлургии. Бурно развивалась А. п. во 2-й пятилетке 1933-37. Объём произ-ва с 1933 по 1938 вырос в 5,5 раза. Коллективы конструкторских бюро под руководством виднейших авиаконструкторов А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, В. М. Петлякова, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. И. Микояна и М. И. Гуревича, С. А. Лавочкина и др. создали ряд оригинальных конструкций самолётов, к-рые по своим лётно-тактич. характеристикам находились на уровне лучших зарубежных образцов. Сов. конструкторы авиадвигателей В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов, В. А. Добрынин и др. создали оригинальные типы авиадвигателей. На сов. самолётах были выполнены рекордные беспосадочные перелёты Москва - США (1937) и др.

Выдающуюся роль сыграла сов. А. п. в годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945. Заводы, эвакуированные из прифронтовой полосы в вост. р-ны страны, были в короткий срок восстановлены и расширены и обеспечивали Сов. Армию высококачественными боевыми и транспортными самолётами (истребители А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, штурмовики С. В. Ильюшина, бомбардировщики А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова). Сов. А. п. превзошла А. п. фашистской Германии, несмотря на то, что в период 2-й мировой войны произ-во самолётов в Германии возросло с 8,3 тыс. в 1939 до 39,8 тыс. в 1944 (включая произ-во в оккупированных странах). Выпуск самолётов в СССР составил 7900 в 1941, 22 800 в 1942, 35 000 в 1943, св. 40 000 в 1944 и 20 900 за 1-ю пол. 1945.

В послевоен. годы А. п. освоила произ-во турбореактивных двигателей конструкции А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова, А. М. Люльки, П. А. Соловьёва, С. К. Ту майского и др., что обеспечило создание новых, более совершенных боевых самолётов А. Н. Туполева, А. И. Микояна, В. М. Мясищева, П. О. Сухого, А. С. Яковлева.

А. п. технически перевооружила гражд. возд. флот, обеспечив его совр. первоклассными самолётами: Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134 конструкции Туполева, Ил-18, Ил-62 конструкции Ильюшина, Ан-10, Ан-22, Ан-24, Ан-12 конструкции Антонова, Як-40 конструкции Яковлева и др. Производятся также учебно-тренировочные и спортивные самолёты. На мировом чемпионате 1966 самолёты Як-18 заняли 1-е место. Большое развитие получило в СССР вертолё-тостроение (Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и др. конструкции М. Л. Миля).

В А. п. широко применяются поточные линии, механизированные конвейеры, полуавтоматич. и автоматич. станки и станки с программным управлением, используются прогрессивные виды литья, объёмная и точная штамповка с минимальными припусками на обработку,различные виды сварки (полуавтоматические и автоматические). В конструкции авиац. техники и технологич. оснащения производств, участков применяются стандартизованные элементы.

Значит, объём в А. п. СССР занимает произ-во предметов широкого потребления (холодильники, стиральные машины, катера, лодочные моторы и др.), а также прокатное произ-во из алюминиевых и титановых сплавов.

Авиационная промышленность за рубежом. А. п. получила развитие в нек-рых зарубежных социалистич. странах (Чехословакия, Польша, Китай). Среди капиталистич. стран выделяется А. п. в США, Англии, Франции.

США. Массовое произ-во самолётов развернулось в 1918 (было выпущено 14 200 самолётов). После 1-й мировой войны произ-во самолётов сократилось, а с 1936 быстро росло. В 1939 выпущено 5911 самолётов. В период 2-й мировой войны А. п. США развивалась в больших масштабах. Стр-во новых авиац. з-дов поручалось крупным монополиям, однако в основном финансирование производилось за счёт гос. средств. В 1944 произ-во самолётов превысило 96 тыс. (при этом было привлечено большое количество др. машиностроит. з-дов, гл. обр. автомобильных). После окончания войны А. п. США осталась в основном воен. отраслью, превышающей уровень произ-ва довоен. периода. В 60-х гг. А. п. США превратилась в авиаракетную пром-сть с произ-вом самолётов, балли-стич. ракет и управляемых реактивных снарядов. В 1966 было выпущено 16,4 тыс. гражд. самолётов и вертолётов. Экспорт США в 1966 составил 3611 гражд. самолётов.

Англия. В 1918 А. п. Англии выпустила св. 32 тыс. самолётов и 20 тыс. двигателей. Однако в дальнейшем она резко сократила произ-во. В первые годы 2-й мировой войны, несмотря на ускоренное развитие А. п., воешю-возд. силы Англии уступали Германии. Англия закупала воен. самолёты в США, а учебно-тренировочные в Канаде. В 1944 А. п. Англии выпустила ок. 30 тыс. самолётов и ок. 65 тыс. двигателей. После окончания 2-й мировой войны з-ды Англии производят, помимо авиац. техники, ракеты и управляемые снаряды.

Франция. В 1914 было изготовлено более 540 самолётов и 1100 авиадвигателей, в 1918-23 669 самолётов и ок. 44 600 авиадвигателей. Во время 2-й мировой войны Франция имела на вооружении самолёты устаревшей конструкции. В 1965 авиакомпаниями Франции построено 383 самолёта и 820 авиадвигателей. Значит, часть продукции изготовлена по иностранным заказам и поставлена на внешний рынок.

Производство самолетов в отдельных

капиталистических странах (шт)




1963

1964

1965
США*

8121

10 067

12 646
Англия

450

319

415
Франция

422

353

383
* Гражданские, включая вертолеты

В 1967 произ-во самолётов в США составило ок. 14 тыс. шт.

Из других капиталистич. стран крупную А. п. имеют Канада и Япония. В ФРГ до 1955 было запрещено вести н.-и. и опытно-конструкторские работы в области авиац. техники, однако к 1965 она достигла в этой области существенных результатов (см. также Авиа- и ракетостроительные монополии).

Лит. см. при ст. Авиация.

А. Н. Тер-Маркарян.

АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, исследующая психоло-гич. вопросы лётной деятельности; результаты А. п. используются для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиац. специалисты.

А. п. возникла в нач. 20 в. в связи с развитием авиационной медицины и психологии труда', большая специфичность протекания психич. процессов при выполнении полёта обусловила выделение А. п. в самостоятельную дисциплину. Эта специфика состоит прежде всего в том, что отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры пространств, ориентировки и появлению значит, психич. напряжения; особенности влияния внешней среды - ускорения, перепады барометрич. давления, изменения газового состава атмосферы и т. д.- могут оказывать существ, воздействие на центр, нервную систему; большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий.

В СССР интенсивное развитие А. п. началось с 1921 (работы С. Е. Минца, Н. М. Добротворского, а затем К. К. Платонова). В наст, время исследования по А. п. развиваются в русле более широкой проблематики инженерной психологии.

Со 2-й пол. 20 в. осн. направления А. п. группируются вокруг следующих проблем: изучение влияния на психич. функции факторов полёта и разработка рекомендаций по профилактике неблагоприятных воздействий; изучение деятельности по управлению самолётом с целью максимального приспособления техники к психич. возможностям человека; выявление психологич. причин и предпосылок к лётным происшествиям и разработка мер их предупреждения; исследование психич. качеств, способствующих успешному выполнению лётной деятельности с целью отбора кандидатов в уч. заведения и определения годности лётчиков к полётам; улучшение методики подготовки авиац. специалистов на основе изучения психологич. закономерностей обучения и формирования качеств личности.

Лит.: Гератеволь 3., Психология человека в самолёте, пер. с нем., М., 1956; Горбов Ф. Д., Космолинский Ф. П., От психологии авиационной до психологии космической, "Вопросы психологии", 1967, №6; Платонов К. К., Психология лётного труда, М., 1960; Sells S. В., Веrrу С. A., Human factors in jet and space travel. A medical-psychological analysis, N. Y., 1961.

Г. М. Зараковский.

АВИАЦИОННАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, раздел физиологии, изучающий изменения в организме животных и человека в условиях полёта - при колебаниях барометрич. давления, ускорениях, вибрациях и др. См. также Авиационная медицина, Вибрация (влияние на организм), Гипоксия, Декомпрессионные заболевания, Невесомость (влияние на организм), Ускорение (влияниена организм).

АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ, устанавливаемые на воен. самолётах и др. летат. аппаратах средства поражения и системы, обеспечивающие их боевое применение. В начале своего развития авиация не имела спец. вооружения. Оружие заимствовалось у наземных войск, применялись простейшие приспособления для крепления оружия, прицеливания, подвески и сбрасывания средств поражения. В 1913 в России впервые в мире был построен 4-моторный бомбардировщик "Илья Муромец", уже имевший достаточно мощное арт. и бомбардировочное вооружение. После 1-й мировой войны происходило интенсивное развитие А. в., к-рое к наст, времени достигло высокого тех. уровня.

А. в. включает: все виды оружия, установленного на самолётах, с их устройствами крепления, регулировки и управления; прицельные устройства для стрельбы и бомбометания; бортовые вычислит, устройства систем вооружения; авиац. боеприпасы и др. средства одноразового применения; устройства подвески и сбрасывания спец. грузов. К А. в. относят также: аппаратуру и вычислит, устройства для подготовки, контроля и прогнозирования тех. состояния систем А. в.; тренажёры и аппаратуру для обучения, буксируемые возд. мишени; бортовые средства создания пассивных помех; авиац. пиротехнич. ускорители с их системами подвески и управления; десантное оборудование авиац. летат. аппаратов.

В зависимости от свойств применяемых боеприпасов различают следующие виды А. в.: ракетное, пушечно-пулемётное, бомбардировочное и специальное. Ракетное вооружение включает управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения; оно обладает высокой эффективностью поражающего действия и является одним из осн. видов вооружения совр. самолётов. К пушечно-пуле-мётному вооружению относятся авиац. пушки и пулемёты с соответствующими установками и боеприпасами; калибр пушек 20 мм и выше, пулемётов от 7,62 до 15 мм. К бомбардировочному вооружению относятся различного рода авиационные бомбы, бомбовые кассеты, мины и торпеды, а также приспособления для их подвески и сбрасывания (бомбодержатели, бомбосбрасыватели и т. п.). Спец. вооружение включает устройства и приборы для решения таких задач, как постановка дымовых завес, применение ориентирно-сигнальных средств, использование учебно-тренировочных и контрольных приборов (напр., фотоки-нопулемётов), подвеска и сбрасывание различных спец. грузов и т. п. К спец. вооружению иногда относят ядерное и химич. вооружение. Совр. система А. в.- сложный комплекс механич., радиотехнич., электронных, оптич. приборов и устройств; характеризуется автоматизацией и электрификацией почти всех элементов А. в. В. А. Кузнецов.

АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, в ВВС СССР осн. единица низшего звена авиационного тыла. Предназначена для непосредств. материального, аэродромно-тех. и мед. обеспечения авиац. частей на аэродромах их базирования. К А.-т. ч. относятся авиационно-тех. базы, батальоны и роты аэродромно-тех. обеспечения и комендатуры авиац. гарнизонов. А.-т. ч. состоит из подразделений и служб обеспечения со штатной техникой и установленными запасами материальных средств.

АВИАЦИОННЫЕ БОЕПРИПАСЫ, см. Боеприпасы авиационные.

АВИАЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ, высшие уч. заведения, готовящие инженеров по расчёту, конструированию и технологии произ-ва пилотируемых и беспилотн